рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС Школа XIX века
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Боргоякова Людмила Николоаевна

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»  для 1 класса разработана  на основе:

-     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

-    Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения)

-    Планируемых результатов начального общего образования (Стандарты второго поколения);

-   Авторской программы Н. Ф. Виноградовой  «Окружающий мир», приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения («Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»);

-Образовательной программы МБОУ Нижне - Тёйской СОШ (с дополнением этнокультурного содержания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_.1.kl_.docx79.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Нижне-Тейская СОШ имени Степана Павловича Ултургашева

УТВЕРЖДАЮ:                                                                     РАССМОТРЕНО-

Директор школы:                                                                  На заседании МО

____________Л.П.Ултургашева                                          Протокол №________от

«______»______________2012г                                             «____»_____________

Рабочая программа по окружающему миру

для 1-го класса

на 2014-2015 учебный год

                                                                   Боргоякова Л.Н.

                                                                    учитель начальных классов

                                                                                   

                                                                                       

                                                                     

        д. Нижняя Тея -2014г.


                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»  для 1 класса разработана  на основе:

  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения)
  • Планируемых результатов начального общего образования (Стандарты второго поколения);

-   Авторской программы Н. Ф. Виноградовой  «Окружающий мир», приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения («Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»);

-Образовательной программы МБОУ Нижне - Тёйской СОШ (с дополнением этнокультурного содержания).

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир»  и адресована учащимся 1 класса общеобразовательной начальной школы.

        Цель предмета: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа  относится  к  личности  субъекта  обучения,  его  новым  социальным ролям,  которые  определяются  новым  статусом  ребенка  как  ученика  и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника,   сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование  основ  российской  гражданской  идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном  мире,  в  развитии  общемировой  культуры;  понимание  особой роли  России  в  мировой  истории,  воспитание  чувства  гордости  за национальные достижения;
  • воспитание  уважительного  отношения  к  своей  стране,  ее истории,  любви  к  родному  краю,  своей  семье,  гуманного  отношения, толерантности  к  людям,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания;
  • понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  
  • формирование  основ  экологической  культуры,  понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:  

  • осознание целостности окружающего мира, расширение  знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение  и  установление  элементарных  связей  и зависимостей в природе и обществе;  
  • овладение  наиболее  существенными  методами  изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и преобразующей деятельности;
  • расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника, формирование  умения  воспринимать  мир  не  только  рационально,  но  и образно.

        

        Особое  внимание уделяется  освоению  метапредметных  результатов  естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов  позволяет  рассматривать  учебную  деятельность  как  ведущую деятельность  младшего  школьника  и  обеспечить  формирование новообразований  в  его  психической  и  личностной  сфере.

        С  этой  целью  в программе  выделен  специальный  раздел  «Универсальные  учебные действия»,  содержание  которого  определяет  круг  общеучебных  и универсальных  умений,  успешно  формирующихся  средствами  данного предмета.  Среди  метапредметных  результатов  особое  место  занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: 

  • познавательные  как  способность  применять  для  решения учебных и практических  задач различные умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);    
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных  видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные  как  способности  в  связной  логически целесообразной  форме  речи  передать  результаты  изучения  объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

        На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были  определены  его  функции:  образовательная,  развивающая, воспитывающая.

        Образовательная  функция  заключается  в  создании условий  для  формирования  у  школьников  разнообразных  сведений  о природе,  обществе,  человеке,  развития  способности ориентироваться  в изменяющемся  мире,  освоения  доступных  для  понимания  младшим школьником  терминов  и  понятий.

        Развивающая  функция  обеспечивает формирование  научных  взглядов  школьника  на  окружающий  мир,  психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры  и  эрудиции.

        Воспитывающая  функция  предмета  связана  с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Общая характеристика учебного предмета

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. В содержании предмета интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.

При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

        1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во–первых,         она даёт возможность учесть одну из  важнейших психологических особенностей         младшего  школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает         познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

         2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего  успешного обучения;  предоставление каждому школьнику возможности  удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

        3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

        4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.

        5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

        6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает   накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

        

        В программе  1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

        В 1 классе  это содержание представлено темами: «Знакомимся друг с         другом и со школой»,           «Органы чувств человека», «Твое здоровье»

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Знакомимся друг с         другом и со школой», «Труд людей», «Мы и другие люди».
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему  гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами «Родная страна», «Семья»
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.

        С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и  практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение  уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения

 В федеральном базисном учебном плане и учебном плане МБОУ Нижне-Тёйской СОШ на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.

Общее число часов - 66  (33 учебные  недели)

Уровень обучения – базовый.

 

Характеристика класса на начало учебного года

        В классе  …  обучающихся, …девочек, … мальчиков. Все дети на момент поступления  в школу достигли возраста 6,5 лет.

… обучающихся из полной семьи, … - из неполной семьи

Большинство обучающихся не имеют хронических заболеваний.

Используемая линия учебников

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.- Издание четвертое, доработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
  2. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание пятое, переработанное. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  

В основе содержания   учебного предмета «Окружающий мир» лежат следующие ценностные ориентиры:

-  представления об окружающем мире, о единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

-  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;

-  сохранение, укрепление физического и психического здоровья;

Формы организации занятий и   системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:

Формы организации учебного процесса:

  • сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:   интегрированных уроков, уроков – экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на  деятельностной основе);
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной  (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Система оценки  достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценку успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегосяв способности к выполнению учебно- практических и учебно-познавательных задач;
  • оценку динамики образовательных достижений учащихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей  динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Система оценивания

Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:

 Стартовая работа  (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем  знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимыми для продолжения обучения,  и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

 Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и дневнике учащегося.

 Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой операции.

 Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с  началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация. Результаты самостоятельной работы также фиксируются в журнале и дневнике.

 Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимся своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся  и их родителей представляются в дневнике.

 Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/ средств действия. Такая работа проводится после решения ряда  учебных задач и представляет собой трехуровневые задачи, состоящие из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.

 Итоговая проверочная работа  (проводится в конце апреля) включает  основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты фиксируются в журнале.

Вид контроля: стартовая работа, текущий, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная  работа, итоговая проверочная работа,  тестовая диагностическая работа.  

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе:

Личностные:

  • осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка  на совместную  учебную работу в паре, группе;
  • установка на безопасный образ жизни 9безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Метапредметные:

  • способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;
  • сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
  • различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);
  • вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;
  • использовать знаки и символы для составления схемы процесса;
  • формулировать тему (о чем рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказать?) короткого и простого текста.

Предметные:

  • представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);
  • умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;
  • умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);
  • умение делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и неживые, старинные и современные и т.д.);
  • знание классификации растений на культурные и дикорастущие, на деревья, кустарники и травы;
  • умение характеризовать состояние объекта (изменение состояния);
  • умение описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояние объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения;
  • знание названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов; 3-4 видов деревьев; 1-2 вида травянистых растений; 3-4 насекомых; 3-4 пород собак; 5 органов чувств человека и их работы (функций);
  • умение отличать насекомое от других животных; различать 3-4 вида деревьев по их листьям; отличать 1-2 вида травянистых растений от других трав.

Содержание учебного предмета

                                         Раздел. Человек и природа (29 ч)

Времена года (12 ч.)

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Внеурочная деятельность.  Экскурсия (прогулки): осенняя, зимняя, весенняя, летняя.

Природа вокруг нас (8 ч)

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Внеурочная деятельность. Экскурсия на пришкольный участок (научно-познавательная, общественно полезная),  прослушивание и драматизация (разыгрывание по ролям) «дошкольных» сказок и потешек о домашних и диких животных: «Идет коза рогатая», «Волк и семеро козлят» и  др. (художественно-эстетическая).

Природа неживая и живая (6 ч)

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Примеры веществ: вода.

 Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Внеурочная деятельность. Межпредметный модуль «Круглый год»- интеграция естествознания, математики, литературного чтения, изобразительного искусства и музыки (научно-познавательная, художественно-эстетическая). «Растения родного края» и «Грибы родного края»  и.др. (художественно-эстетическая, научно-познавательная, проектная).

Человек – часть природы (1 ч)

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Внеурочная деятельность. «Красная книга местности» (научно-познавательная, проектная).

Тело человека (2 ч)

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Внеурочная деятельность. Межпредметный проект (окружающий мир, физическая культура, ОБЖ)- подготовка и проведение соревнования по теме урока (спортивно- оздоровительная).

Раздел. Человек и общество (35 ч из них 10 ч из резерва)

Я – школьник  - 7 ч (4 ч + 3 ч из резерва)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Определение времени по часам с точностью до часа.

Внеурочная деятельность. Участие в разновозрастном проекте «Поможем школьной библиотеке» (общественно полезная).

Правила безопасной жизнедеятельности – 6 ч (3 ч + 3 ч из резерва)

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.

Внеурочная деятельность. Экскурсия на перекресток.

Моя Родина (7 ч)

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Внеурочная деятельность. Экскурсия (прогулка) по деревне (научно-познавательная).

Родной край – частица Родины (3 ч)

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.

Внеурочная деятельность. Проект «Семейные традиции» вместе с родителями (научно-познавательная).

Человек – член общества 3 ч (1 ч + 2 ч из резерва)

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Внеурочная деятельность. Экскурсия  в библиотеку (научно-познавательная)

Значение труда для человека и общества 5 ч  (3 ч + 2 ч из резерва)

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.

 Внеурочная деятельность. «Кто работает в школе». Обсуждение «школьных профессий» с их представителями – встреча с кочегаром,  кухонным работником. Встреча с фельдшером, зав. клубом, продавцом и др. (общественно-полезная)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация (4 ч)

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.

Внеурочная деятельность. Проект «Традиции народов нашей страны» - с участием родителей как носителей национальных традиций (художественно-эстетическая, научно-познавательная, общественно-полезная, проектная).

Этнокультурное содержание введено в следующих  разделах и темах:

Раздел «Времена года»

  1. « Сентябрь – первый месяц осени» (Eртeн  айы –праздник урожая хакасов, традиции школы, аала празднования праздника урожая).
  2. «Октябрь уж наступил» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
  3. «Ноябрь – зиме родной брат» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
  4. «Дикие животные» (местный материал о диких животных, зоопарк г.Абакана)
  5. «Что мы знаем о птицах» (местный материал о птицах)
  6.  «В декабре, в декабре все деревья в серебре» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
  7. «Январь – году начало, зиме середина»   (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).
  8. «Март – капельник» (Местный материал по наблюдениям, приметы хакасов).

Раздел «Природа живая и неживая».

    1. « Что нам осень подарила» (Использование местного материала – растения сада и  огорода)

2. «Грибная пора» (местный материал о грибах)

3. «Какая бывает вода» (топонимика аала- названия речек аала, района, РХ)

4. «Наш уголок природы» (Местный материал – домашние животные. Ведение домашнего хозяйства).

Раздел «Моя Родина»

1  «Семья» (рассказы о рождении своей семьи, о традициях, реликвиях семьи).

2. «О маме» (составление древа семьи).

3. «Где ты живешь»  (Прошлое и настоящее деревни. Памятные места деревни)

4. «Дом, в котором  ты живешь» (путешествие в прошлое своих предков, моя родословная)

Раздел «Значение труда для человека и общества»

1. «Как из зерна получилась булка» (о передовых механизаторах аала, полеводстве аала в прошлом и настоящем).

2. «Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей» (Местный материал – работники библиотеки, клуба, ф/пункта, магазина, почтальон и т.д.)

Раздел  « Природа вокруг нас»

1. «Человек и домашние животные» (местный материал о домашних животных, домашнее хозяйство)

2. «Хвойные деревья» (местный материал о хвойных деревьях).

Раздел «Наша Родина – Россия, Российская Федерация»

1.  «Наша страна – Россия» (Символика РХ: флаг, герб)

2. «Народная сказка» (Хакасские народные сказки)

3. Считалки, скороговорки, стихи  на хакасском языке.

4. Материалы по экономическому, социальному и культурному развитию  аала, Аскизского района, Республики Хакасия

5. Материал по символике Аскизского района, Республики Хакасия

6. Местный материал по природе, истории аала.

7. Национальные блюда хакасов.

 


 Учебно - тематический план по предмету «Окружающий мир»  на 66 часов в год

       

Наименование раздела

Наименование темы

Всего часов

Человек и природа

Времена года

12 ч

Природа вокруг нас

8 ч

Природа неживая и живая

6 ч

Человек – часть природы

1 ч

Тело человека

2 ч

                                      Итого:

29 ч

Человек и общество

Я - школьник

7 ч

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Моя Родина

7 ч

Родной край – частица Родины

3 ч

Человек – член общества

3 ч

Значение труда для человека и общества

5 ч

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

                                   Итого:

35 ч

                                   Резерв:

2 ч

                                   ИТОГО:

66 ч

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе (66 часов)

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Календарные сроки

№ уроков.

 Раздел (тема), кол-во часов

Планируемые результаты  обучения

Возможные виды  деятельности учащихся

по плану

факти-чески

Предметные умения

Универсальные учебные действия

1 урок

Природа вокруг нас.  (8 ч)

Этот удивительный мир. (1 ч)

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе.

Высказывать предположения, что природа – это весь мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Различать  природные объекты и изделия (искусственные предметы). Различать и называть объекты неживой  и живой  природы.  Выражать свое отношение к влиянию человека на природу.    

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание

Ориентироваться в конструкции и системе учебника, рабочей тетради. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные признаки. Группировать (классифицировать) объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Оценивать эмоционально- эстетическое  впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои  предпочтения в  рисунке

2  урок.

Я – школьник. (7 ч)

Давай познакомимся. (1 ч)

Рассказывать о себе, задавать вопросы и отвечать на них по теме «Знакомство», описывать устно и отражать в рисунке свои отличительные признаки.

Мы в классе – это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парам и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать самые яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Описывать своими словами образ детей в картине.

3 урок.

Я – школьник.

Мы – школьники.

( 1 ч)

Называть основные помещения в школе, ориентироваться  в их местоположении.

 

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; ориентироваться в нравственном  содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести).

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парам и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Различать, определять и называть  объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать  старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе. Оказывать посильную помощь одноклассникам в учебной и   внеучебной деятельности.

4 урок.

 Я – школьник.

Правила поведения в школе. (1 ч)

Понимать  сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем. Обращаться к учителю.  Различать формы поведения, допустимы или недопустимы в школе.

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и  обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы  в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

5 урок.

Времена года.(12 ч)

Сентябрь – первый месяц осени. (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть осенние месяцы. Описывать  признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Рассказывать об осеней жизни растения и животных и их подготовке к зиме.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

6 урок.

Природа живая и неживая. (6 ч)

Что нам осень подарила. (1 ч)

Называть растения сада и огорода: названия, окраска, форма, размер, употребление в пищу  4 - 5 растений). Работать с календарем сбора ягод.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать изучаемые факты, выделять их отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Различать признаки живой и неживой природы. Классифицировать (группировать) овощи, фрукты, ягоды по отличительным признакам.

7 урок.

Природа живая и неживая.

 Грибная пора. (1 ч)

Называть грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).  Правила сбора грибов.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

8 урок.

Моя Родина. (7 ч)

Семья. Взаимоотношения в семье. (1 ч)

Рассказывать о семье, о членах своей семьи, взаимоотношениях в семье. Составлять родословную.

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.

9 урок.

Родной край – частица Родины

( 3 ч)

О маме. (1 ч)

Рассказывать о маме, о рождении своей  семьи,  семейных традициях  и реликвиях. Использовать семейные фотографии.

Составлять  вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.

10 урок.

Родной край – частица Родины

 Любимые занятия.

 (1 ч)

Рассказывать о любимых занятиях семьи. Хобби  семьи.

Готовить рассказы о семье, о любимых занятиях семьи, хобби на основе бесед с родителями, со старшими родственниками.

11 урок.

Моя Родина. (7 ч)

Воскресный день.

Заботиться  о членах своей семьи, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Распределять домашние обязанности, обязанности ребенка в семье.

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

12 урок.

Значение труда для человека и общества. (5 ч)

Как из зерна получилась булка

( 1 ч)

Называть профессии, связанные с сельским хозяйством, основных профессий, связанных с получением хлеба. Рассказывать о механизаторах деревни, полеводстве в прошлом и настоящем. Ознакомиться с нравственно-этическими понятиями (трудолюбие – лень).

Проводить групповые наблюдения за трудом людей  во время экскурсии. Работать  с информацией.

13 урок.

Природа вокруг нас.

Человек и домашние животные.

Характеризовать особенности домашних животных, роль животных в природе на местном материале.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризировать диких и домашних животных (на примере своей местности).

14 урок.

Времена года.

Октябрь уж наступил.

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть осенние месяцы. Описывать  признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Рассказывать об осенней жизни растения и животных и их подготовке к зиме.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

15 урок.

Природа живая и неживая.

Явления природы

Называть примеры явлений природы в разные времена года : смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

16 урок.

Моя Родина.( 7 ч)

Где ты живешь.

 ( 1 ч)

Называть домашний адрес, главные достопримечательности населенного пункта.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях населенного пункта.  

17 урок.

Правила безопасной жизнедеятельности (6 ч)

Правила поведения на дорогах.

Уметь пользоваться знаками дорожного движения при переходе улицы. Соблюдать правила поведения на дорогах.

Участвовать в игровых  ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

 Изображать путь от дома до школы с помощью  условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по селу: безопасное поведение на дороге.

18 урок.

Значение  труда для человека и общества (5 ч)

Ты и вещи. (1 ч)

 На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых, производящих вещи и предметы повседневного пользования, оценивать его результаты.

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать рабочее место после занятий.

19 урок.

Значение  труда для человека и общества (5 ч)

Кто  работает  ночью

Называть профессии, связанные с медициной, полицией, службой спасения и др. (5-6 профессий).

Моделировать правила поль-зования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать  ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

20 урок.

Тело человека (2 ч)

Что такое здоровье.

( 1 ч)

  Представлять о том, почему необходима забота о своем здоровье и как нужно заботиться о нем.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

 

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

21 урок.

Тело человека (2 ч)

Твои помощники – органы чувств. (1 ч)

Иметь представление об органах чувств. Формулировать правила охраны органов чувств. Выполнять правила здорового образа жизни.

Характеризовать основные функции органов чувств.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

22 урок.

Правила безопас-ной жизнедеятель-ности (6 ч)

Правила гигиены

(1 ч)

Выполнять правила личной гигиены.

Обсуждать в коллективе необходимость  соблюдения правил здорового образа жизни.

 23 урок.

Я – школьник (7 ч)

О режиме дня. (1 ч)

Выполнять режим дня, чередовать труд и отдых в режиме дня.

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Работать в группах по составлению режима дня.

24 урок

Я – школьник (7 ч)

О времени и часах

 (1 ч)

Определять время и по часам.

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Работать в группах по составлению режима дня.

25 урок.

Правила безопасной жизнедеятельности (6 ч).

Урок в спортивном зале  (1 ч)

Соблюдать правила здорового образа жизни. Разучивать комплекс утреней гимнастики, развивать ловкость, быстроту.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

2 6 урок

Времена года (12 ч)

Ноябрь – зиме  родной брат. (1 ч)

 Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть осенние месяцы. Описывать  признаки поздней осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Рассказывать о поздней  осенней жизни растения и животных и их подготовке к зиме.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

27 урок

Времена года (12 ч)

Дикие животные

 (1 ч)

Называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки ( на местном материале)

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.  Пересказывать и понимать тексты о природе.

28 урок.

Природа вокруг нас (8 ч)

Звери –млекопитающие.

( 1ч)

Иметь представление о разнообразии животных, условиях необходимых для жизни животных на основе местного материала.

Описывать  внешний вид, характерные  особенности животных, способы питания. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

29 урок

Времена года (12 ч)

Что мы знаем  о птицах. (1 ч)

Определять влияние погодных условий на жизнь птиц. (местный материал)

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.  Пересказывать и понимать тексты о природе.

30 урок

Родной край-  частица Родины

 (3 ч)

Родной край (1 ч)

Называть родной регион

 ( республика) и его местонахождение на карте, административный центр.  Иметь представление  о некоторых обычаях и характерных особенностях быта народов (2 -3 примера)

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.  Пересказывать и понимать тексты о природе. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

31 урок.

Моя Родина (7 ч)

Дом, в котором ты живешь (1 ч)

Называть домашний адрес, занятия людей. Путешествие  в прошлое своих предков.

Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

32 урок

Значение труда для человека и общества (5 ч)

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

Называть  разные профессии, транспорт села и города.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

33 урок

Времена года (12 ч)

В декабре, в декабре все деревья в серебре (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть зимние месяцы. Описывать  признаки  зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод воды, особенности зимней жизни птиц и зверей).  Погода зимой.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

34 урок

Природа неживая и живая (6 ч)

Какая бывает вода (1ч)

Называть свойства воды, состояния воды. Понимать роль значения воды для живых организмов.

Топонимика села- названия речек.

Характеризовать свойства воды. Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды.

35 урок.

Человек – член общества (3 ч)

О дружбе. Как относиться к друзьям. (1 ч)

Уметь дружить, беречь дружбу.

Участвовать в инсценировке предлагаемых ситуаций.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.

36 урок.

Человек – член общества (3 ч)

 Идем в гости (1 ч)

Иметь представление о правилах этикета.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.

37 урок

Моя Родина (7 ч)  

С Новым годом.

(1 ч)

Понимать роль праздников в жизни  общества, праздничные дни России ( местный материал о праздниках).

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Работать с текстом и  иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными  о праздничных днях России, Республики Хакасии.

38 урок

Времена года (12 ч)

Январь – году начало, зиме середина (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть зимние месяцы. Описывать  признаки  зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод воды, особенности зимней жизни птиц и зверей).  Погода зимой. Местный материал по наблюдениям.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

39 урок

Природа вокруг нас (8 ч)

Хвойные деревья.

(1 ч)

Называть хвойные деревья, разнообразие растений. Местный материал о хвойных деревьях.

   Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы. Классифицировать (группировать)  деревья.

40 урок

Природа вокруг нас (8 ч)

Жизнь птиц (1ч)

Называть особенности строения птиц.  Иметь представление о разнообразии  птиц. Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц.

Описывать  внешний вид, характерные  особенности представителей птиц (на примере своей местности), способы питания. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

41 урок

Наша Родина – Россия, Российская Федерация  (4 ч)

Наша страна – Россия (1ч)

Столицу и показывать ее местоположение на карте России, достопримечательности столицы, государственные символы ( герб, гимн, флаг). Местный материал (символика Республики Хакасия)

Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

42 урок

Природа неживая и живая (6 ч)

Богата природа России (1ч)

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, о растительном и животном мире России. Иметь представление о лесах и цветах России.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

 Извлекать (по заданию учителя_ необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, справочников, энциклопедий) о растениях региона и обсуждать полученные сведения.

43 урок

Наша Родина – Россия, Российская Федерация  (4 ч)

Мы – россияне (1 ч)

Называть народы, населяющие России: культура, обычаи.

Местный материал об обычаях, традициях.

Уважать и описывать обычаи народов России. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

44 урок

Наша Родина – Россия, Российская Федерация  (4 ч)

Народная сказка

(1 ч)

Называть произведения народного творчества. Местный материал

( хакасские народные сказки).

Инсценировать сказки.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

45 урок.

Времена года (12 ч)

Февраль – месяц метелей и вьюг. (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть зимние месяцы. Описывать  признаки  зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод воды, особенности зимней жизни птиц и зверей).  Погода зимой. Местный материал по наблюдениям.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае

46 урок

Природа вокруг нас (8 ч)

Звери – млекопитающие

(1 ч)

Называть млекопитающие животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Животные родного края.

Описывать  внешний вид, характерные  особенности млекопитающих животных, способы питания. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

47 урок.

Природа вокруг нас (8 ч)

 Наш уголок природы (1ч)

Называть  разнообразие животных. Бережное отношение к животным. Домашнее хозяйство (местный материал)

Характеризовать деятельность человека по отношению к природе.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

48 урок.

Наша Родина –Россия, Российская Федерация. (4 ч)

Мы – граждане России.

Называть свою страну, основные права и обязанности граждан России, права ребенка.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

49 урок.

Человек – член общества (3 ч)

О правилах поведения (1 ч)

Соблюдать правила взаимоотношения с другими людьми, культуру общения, уважение к чужому мнению.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

50 урок.

Моя Родина (7 ч)

8 марта – праздник всех женщин (1 ч)

Называть праздничные дни России,  Республики Хакасия, аала.

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

51 урок.

Времена года (12 ч)

Март – капельник  

1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть весенние месяцы. Описывать  признаки весны  (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло,  таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).  Погода весной. Местный материал по наблюдениям.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

 Описывать сезонные  изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать ( на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времен года.

 Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

52 урок.

Правила безопасной жизнедеятельности (6 ч)

Здоровая пища (1 ч)

 Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни, Называть полезные и вредные привычки.

Местный материал (национальные блюда хакасов. Питание хакасов)

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

53 урок.

Природа вокруг нас (8 ч)

Комнатные растения (одомашненные растения) (1 ч)

Уметь  ухаживать за комнатными (одомашненными) растениями. Называть  их многообразие (3 - 4 названия)

Характеризовать особенности  комнатных растений.

54 урок.

Я – школьник (7 ч)

Какое бывает настроение (1ч)

 Понимать, что человек – член общества.  От чего зависит  настроение.

Учимся владеть  собой: чувства и эмоции. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

55 урок.

Времена года (12 ч)

Апрель – водолей.

 (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть весенние месяцы. Описывать  признаки весны  (увеличение продолжи-тельности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).  Погода весной. Местный материал по наблюдениям.

Исследовать  (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного  и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

56 урок.

Природа неживая и живая (6 ч)

Весенние работы

(1 ч)

Рассказывать о труде людей весной. Выполнять правила высаживания и ухода за растениями.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание  растения в группе (из семян, листа)

57 урок.

Значение  труда для человека и общества (5 ч)

Кто работает на транспорте (1 ч)

Уметь называть транспорт города, села. Называть наземный, воздушный и водный транспорт.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Чтение: работа с информацией.

58 урок.

Моя Родина (7 ч)

День космонавтики  (1 ч)

Праздник в жизни общества. Праздничные дни России и Республики Хакасия, аала.

Уметь активно работать в команде, проявляя творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

59 урок.

Времена года (12 ч)

Май весну завершает, лето начинает (1 ч)

Уметь различать времена года, признаки неживой и живой природы. Называть весенние месяцы. Описывать  признаки весны  (увеличение продолжи-тельности дня, высокое солнце, тепло,  таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).  Погода весной.

Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных. Местный материал по наблюдениям.

Исследовать  (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного  и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

60 урок.

Природа вокруг нас (8 ч)

Жизнь  земноводных весной (1 ч)

Разнообразие животных: земноводные. Необходимые условия для  развития земноводных. Местный материал о земноводных.

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

проявлять интерес к новому  учебному материалу; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; вносить необходимые  коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск  нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами,  приведенными в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать словарь  при общении, при работе с информацией; проводить сравнение, классификацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач; анализировать, выделять  отличительные признаки.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению; допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Характеризовать способы  развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

61 урок.

Человек – часть природы (5 ч)

Животное – живое существо (1 ч)

Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Красная книга России, Республики Хакасия.

Анализировать влияние  современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

62 урок.

Времена года (12 ч)

Скоро лето. (1 ч)

Уметь различать времена года. Особенности времени года (лета).

Исследовать  (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного  и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

63 урок.

Правила безопасной жизнедеятельности (6 ч).

Ты – пешеход (1 ч)

Дорога  от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.

Изображать  путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по аалу: безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

64 урок.

Я - школьник (7 ч)

Урок – экзамен (1 ч)

Проверь себя. Что узнали, изучая предмет «Окружающий мир».

Выполнение различных заданий по курсу «Окружающий мир»

 Самоконтроль и самооценка.

 Самостоятельная работа.

Резерв  - 2 ч

Итого: 66 ч


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Учебники:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /Н.Ф.Виноградова – 4 –е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2011

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 /Н.Ф.Виноградова – 4 –е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2011

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

 

Рабочая тетрадь:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждении/ Н.Ф.Виноградова – 5-е изд., перераб.- М.: Вентана – Граф, 2011.

Методические пособия:

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2010.

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2010.

Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей, их вкладе в историю и культуру России и других стран и т.п.

  Учебники построены на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей  шестилетних первоклассников. Способствует всестороннему развитию школьников, обучает умению использовать полученные знания при решении разнообразных логических и творческих задач. В части 1 учебника представлены материалы, которые первоклассник  должен усвоить в первом полугодии. Во второй части учебника представлено содержание, которое первоклассник усваивает во втором полугодии (январь – май).

  Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.)

  Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы входит  в учебно - методический комплект по предмету «Окружающий мир» (вместе с учебником, дидактическими материалами «Окружающий мир» в произведениях живописи» и книгой для учителя), Она предназначена для индивидуальной, групповой и  общеклассной  работы первоклассников на уроке. Задания, представленные в рабочей тетради, систематизируют и уточняют  имеющиеся у детей знания о природе и обществе, развивают логическое мышление, воображение и связную речь.

 Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.)

 В книге обсуждаются общие вопросы организации процесса обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе, раскрываются особенности организации процесса его изучения в 1-2 классах начальной школы. Предлагаются тематическое планирование и методический комментарий по всем темам курса. Представлены интересные для учителя рубрики, обеспечивающие расширение его кругозора и поддерживающие интерес к преподаванию этого учебного курса.

Методическое пособие создано  в соответствии с проектом «начальная школа 21 века». В книге обсуждаются общие вопросы преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, приводятся рекомендации к проведению конкретных уроков по программным темам. Материал рубрик «Предлагаем обсудить», «В записную книжку учителя», «Приглашаем к дискуссии», «Знакомство с интересной книгой» способствует развитию кругозора и педагогического мастерства учителя.

Печатные пособия

1.Таблицы природоведческого,

обществоведческого  содержания в соответствии с программой обучения.

2.Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи (в соответствии с программой обучения, в том числе этнокультурологического содержания) – магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.).

3. Портреты выдающихся людей России (исторических и политических деятелей, военачальников, ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и др.)

4.Географические и исторические настенные карты.

5.Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

 Могут быть использованы материалы по традиционной культуре народов России и мира, широко представленные в Интернете.

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Видеоплеер (видеомагнитофон)

Аудипроигрыватель

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

 Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.

 Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 Термометры для измерения  температуры воздуха, воды.

 Термометр медицинский.

 Лупа.

Компас

 Часы с синхронными стрелками

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные)

С учетом местных особенностей и условий школы.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и др.)

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы карандашей, альбомов для рисования.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы  для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

Подставки для книг и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...