рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС Школа XIX века
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Боргоякова Людмила Николоаевна

Настоящая программа разработана  на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);

Базисного учебного плана; БУП МБОУ Нижне-Тёйская СОШ.

«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);

«Примерных программ начального общего образования»;

Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._3_kl.docx65.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Нижне-Тейская СОШ имени Степана Павловича Ултургашева

УТВЕРЖДАЮ:                                                                     РАССМОТРЕНО-

Директор школы:                                                                  На заседании МО

____________Л.П.Ултургашева                                          Протокол №________от

«______»______________2012г                                             «____»_____________

Рабочая программа по окружающему миру

для 3-го класса

на 2014-2015 учебные года

                                                                   Боргоякова Л.Н.

                                                                    учитель начальных классов

                                                                                   

                                                                                       

                                                                     

        д. Нижняя Тея -2014г.


Рабочая программа

по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана  на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);

Базисного учебного плана; БУП МБОУ Нижне-Тёйская СОШ.

«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);

«Примерных программ начального общего образования»;

Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

Общая характеристика учебного предмета

Программа предназначена для обучения учащихся начальной школы, рассчитана на 68 часов.

 «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

•   устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимость в системе «человек — природа — общество»;

•   осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

•   подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Цель курса - формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенностью программы является включение знаний,  которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Задачи курса.

Образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия мира.

Развивающая: обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.

Воспитывающая: социализация ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы: 

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.  Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего    школьника —  целостность,  нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как их отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель).

2 .Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить  свои   познавательные   интересы,   проявить  свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально  значимых   качеств,  обеспечивающих  успешное  взаимодействие  с   различными  сторонами   действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение  широкого эрудиционного фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуpy школьника, его возрастную эрудицию. Именно  поэтому  большое  внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.

4. Необходимость   принципа экологизации в предмете определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, семья как ячейка общества.

Содержание учебного предмета.

Земля — наш общий дом (7 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце— источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от  загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю(4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении жизни на  Земле. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.

Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (7ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб —

главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена

крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение

космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города

(Великий Новгород, Москва, Владимир).

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические

эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного

края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения.

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до

провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические

события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии.

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраныот загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты.

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и

ночи. Роль света и воды в жизни растений.

Практические работы.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Место учебного предмета в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира  в 3 классе, составляет 68 часов. В 3 классе урок окружающего мира  проводится 2 раза в неделю. Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мира  на основе авторской программы для 3 класса Н.Ф. Виноградовой – М.: Вентана-Граф, 2012.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроляи самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни сучётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решенияучебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и

др.)

Характеристика класса

  В классе  ученика, из них … мальчика и … девочка.

Планируемые результаты учебного курса.

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения ,характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать  понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  •  анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные  свойства воды и воздуха;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  •  проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы

в практике образовательного учреждения.

В курсе созданы условия для организации работы, направленной на повышение мотивации познавательной деятельности и успешного учебного диалога. Программа предусматривает проведения уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.

«К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания»

Календарно-тематическое планирование

№. п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата проведения

 план

 факт

предметные

метапредметные

1

Введение (1ч)

Где и когда ты живешь.

1

Вводный

Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы

Знать форму и размер Земли

Уметь пользоваться географической картой и глобусом

Знать:

– основные условия жизни на Земле;

– причины смены дня и ночи;

– причины смены времен года;

– как охранять природные богатства

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

2

Земля — наш общий дом        (10ч)

Солнечная система.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

3

Солнце - огненный шар.   Земля -планета Солнечной системы.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения.

 

4

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

1

Комбинированный урок

Текущий.  Тестовая работа.

 

5

Значение воды для жизни на Земле.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

6

Воздушная оболочка Земли.

1

Комбинированный урок

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Уметь проводить наблюдения за явлениями природы

Знать, как охраняются природные богатства

Знать, что такое природные зоны.

Уметь характеризовать природные зоны России

Знать общие условия для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных);

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос.

 

7

Как изображают Землю. Глобус.

2

Комбинированный урок

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

8

Урок практического применения знаний, умений.

Текущий. Практическая работа.

 

9

Географическая карта. План. Масштаб.

3

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

10

Урок практического применения знаний, умений.

Текущий. Практическая работа.

 

Урок практического применения знаний, умений.

Текущий. Практическая работа.

11

Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом"

1

Урок проверки знаний

Тематический. Тесты.

 

12

 Грибы.(1ч)

Бактерии. Грибы

1

Комбинированный урок

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

13

Растительный мир Земли (11ч)

Растения встречаются повсюду.                                      Растения дикорастущие и культурные.

1

Комбинированный урок

Знать общие условия для жизни живых организмов

Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.

Знать признаки растения как живого организма.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

14

Если бы на Земле не было растений.

 1

Комбинированный урок

Творческая работа (рисунок)

 

15

Разнообразие растений на Земле: водоросли, мхи.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

 

16

Разнообразие растений на Земле: папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения

17

Растения - живые существа (организмы). Корень, его значение.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения

18

Побег - сложный наземный орган растения.

1

Комбинированный урок

Знать, как питаются растения

Знать, как размножаются растения

Знать, какова продолжительность жизни растений

Знать, какова роль растений в природе и в жизни людей.

Уметь оценивать воздействие человека на растительный мир

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека

Текущий. Творческая работа.

19

Цветок -  самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.

1

 

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

20

Размножение растений.                       Как долго живут растения.

1

Комбинированный урок

Текущий.                           Рассказ

21

Культурные растения в жизни человека.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

22

Красная книга России.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения

23

Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли"

1

Контрольный

Тематический. Тесты.

24

Животный мир Земли (11ч)

Роль животных в природе. Разнообразие животных.

1

Комбинированный урок

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных);

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Текущий. Дидактическая игра.

25

Животные - живые существа (организмы).                                           Жизнедеятельность животных.

1

Комбинированный урок

Текущий.                        Рассказ.

26

Кровеносная система животных.                                  Органы выделения.                              Размножение животных.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

27

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

1

Комбинированный урок

Знать признаки позвоночных животных.

Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения

Текущий.                        Рассказ.

28

Беспозвоночные животные.

1

Комбинированный урок

Текущий.                        Рассказ.

29

Позвоночные животные: рыбы, земноводные.

1

Комбинированный урок

Знать об особенностях питания разных животных

Знать условия, необходимые для жизни животных

Знать способы размножения животных

 Знать особенности поведения животных

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

30

Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы.  

1

Комбинированный урок

Текущий.                        Устное сообщение.

31

Млекопитающие (звери).

1

Комбинированный урок

Текущий.                        Устное сообщение.

32

Что такое природное сообщество.

1

Комбинированный урок

Знать способы приспосабливания животных к условиям жизни

Знать правила поведения человека в природе

Текущий. Выставка рисунков.

33

Человек и животные.

1

Повторно-обобщающий

 

34

Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли"

1

Контроль знаний

Тематический. Тесты.

35

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи).   (14ч)

Древняя Русь.

1

Комбинированный урок

Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

36

Древнерусское государство.

1

Комбинированный урок

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Знать, кто такие славяне

Знать традиции славян

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

37

Московская Русь.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения

38

Российская империя.

1

Комбинированный урок

Текущий. Выполнение заданий в тетради

39

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

1

Комбинированный урок

Знать наиболее важные события в истории России XX века

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

40

Из истории имен.

1

Комбинированный урок

Текущий. Выполнение заданий в тетради

41

Какими людьми были наши предки?

1

Комбинированный урок

Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека

Уметь описывать вооружение славян

Текущий                        Устные сообщения

42

Характер славян.

1

Комбинированный урок

Знать, как изготавливали одежду;

- как изготавливали обувь;

- традиции славян

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

43

Какие предметы окружали русских людей?

1

Комбинированный урок

Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;

- давать характеристику быта русских людей

Знать традиции русской трапезы в разные  исторические времена

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

44

О первых каменных домах.

1

Комбинированный урок

Текущий                        Устные сообщения

45

По одежке встречают…              Одежда по приказу.

1

Урок практического применения знаний, умений

Текущий. Дидактическая игра.

46

Русская трапеза.

1

Комбинированный урок

Текущий. Дидактическая игра.

47

Боги древних славян. Принятие христианства на Руси.

1

Комбинированный урок

Знать, во что верили славяне

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

48

Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"

1

Урок проверки знаний

Знать название нашей страны и ее столицы.

Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов

Тематический.  Выполнение заданий в тетради

49

Как трудились наши предки.        (20ч)

Как возникло земледелие.       Хлеб - великое чудо земли.

1

Комбинированный урок

Знать, кто такие крестьяне и помещики;

- что такое крепостное право

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

50

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

51

Как трудились крестьянские дети.

1

Комбинированный урок

Текущий.                    Рассказ.

52

Тяжелый труд крепостных.

1

Комбинированный урок

Текущий.                    Рассказ.

53

Что создавалось трудом ремесленника?

1

Комбинированный урок

Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники

Текущий. Выполнение заданий в тетради

54

Маленькие ремесленники.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

55

О гончарном круге, керамике и фарфоре.

1

Комбинированный урок

Знать, что такое гончарный круг

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

56

О веретене, прялке и ткацком станке.

1

Урок-экскурсия

Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок

Текущий                        Устные сообщения

57

Русские оружейники.

1

Комбинированный урок

Знать, что такое оружейное мастерство

Текущий                        Устные сообщения

58

Что создавалось трудом рабочего?

1

Комбинированный урок

Знать что такое фабрика, завод;

- кто такие капиталисты, рабочие;

- что такое торговля; для чего нужны деньги

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

59

Наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

60

О первых железных дорогах.

1

Комбинированный урок

Знать, когда появились первые железные дороги

Текущий. Творческая работа.

61

Открытия, которые со вершил человек в XIX-XX веках.

1

Комбинированный урок

Знать наиболее важные изобретения человека

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

62

 О пароходе.

1

Комбинированный урок

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

63

Об автомобиле.

1

Комбинированный урок

Знать историю изобретения первого автомобиля

Текущий.                    Рассказ.

64

О самолете.

1

Комбинированный урок

Знать историю изобретения первого самолета

Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос

65

Время космических полетов.

1

Комбинированный урок

Знать историю первых космических полетов;- первых космонавтов

Текущий.                    Рассказ.

66

Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки."

1

Комбинированный урок

Тематический.          Выполнение заданий в тетради

67

Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".

1

Урок проверки знаний

Итоговый. Тест.

68

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного.

1

Комбинированный урок

Текущий. Выполнение заданий в тетради

 

Литература для учащихся:

  1. Учебник для учащихся общеобразовательных школ «Окружающий мир. 3 класс» (Н.Ф.Виноградова) - М. «Вентана-Граф»,2012
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) «Учимся думать и фантазировать» - М. «Вентана-Граф»,2012.

Литература для учителя:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2012. – 317 с.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2012. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
  5.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
  7. Сборник программ  к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М. «Вентана-Граф»,2012
  8. Учебник для учащихся общеобразовательных школ «Окружающий мир. 3 класс» (Н.Ф.Виноградова) - М. «Вентана-Граф»,2012
  9. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) «Учимся думать и фантазировать» - М. «Вентана-Граф»,2012.
  10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.  Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010. – 233 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...