Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме «Это мой город!» (Защита проектов)
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Харчук Ульяна Ивановна

    Цели:

    Образовательные: проверить знания:

    о названии региона, символике города, достопримечательностях и памятниках;

    продолжить формирование умений: описывать исторические события,

    находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;

    Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;

    Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;

    Планируемый результат.

    Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

    УУД

    Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.

    Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

    Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

    Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.

    Оборудование и дидактический материал: презентация, герб, проекты детей, фотографии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gorod_bratsk.docx28.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа № 17»

    муниципального образования города Братска

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

    по теме «Это мой город!»

    (Защита проектов)

    Разработала:

    Харчук Ульяна Ивановна,

    учитель начальных классов.

    2014 год

    Урок по теме "Это мой город!" (Защита проектов)

    Цели:

    Образовательные: проверить знания:

    о названии региона, символике города, достопримечательностях и памятниках;

    продолжить формирование умений: описывать исторические события,

    находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;

    Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;

    Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;

    Планируемый результат.

    Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

    УУД

    Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.

    Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

    Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

    Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.

    Оборудование и дидактический материал: презентация, герб, проекты детей, фотографии.

    Ход урока

    I. Эмоциональный настрой (слайд 1)

    Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов  в выступлении.

    II. Актуализация знаний.

    (на доске пословица) “ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА”.

    - Что написано на доске?

    - Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)

    - Как оно называется? (Малая родина)

    (на доске)

    1955 г

    - Что это за дата? (Основание города Братска.)

    III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

    - Как вы думаете, ребята, какой теме посвящается наш урок?

     (Это мой город.) (слайд 2)

    - Предположите о чём мы будем говорить? Составьте план урока.

    (на доске план урока)

    История и наше время.

    Жилые районы Братска.

    Достопримечательности Братска.

    Проблемы города.

    IV. Основная часть. Презентация нового материала.

    1. ИСТОРИЯ И НАШЕ ВРЕМЯ.

    - Первый пункт плана – история и наше время.

    (Сообщение детей и показ слайдов.)

    КАТЯ КОРШУНОВА

    1)        Братск — город в Иркутской области России.

     Образует городской округ  и административный центр Братского района Иркутской области.

     Расположен в границах Братского района, на берегах Братского и Усть-Илимского водохранилищ, образованных на реке Ангаре.  Представляет собой комплекс жилых районов, разделённых значительными лесными массивами и водными пространствами. Жилые районы, различные по размеру и степени благоустройства — это бывшие посёлки, возникшие вблизи строившихся промышленных предприятий.

    ВОЛКОВ ЖЕНЯ

    2)        Сегодня Братск является одним из крупнейших промышленных центров приангарья.

    Город является вторым по численности населения в Иркутской области, но численность населения, к сожалению,  постоянно сокращается.

    Город возник в связи со строительством Братской ГЭС, севернее посёлка Братска, затопленного водами Братского водохранилища.

    Современные жилые районы первоначально назывались посёлками.

    2. ЖИЛЫЕ РАЙОНЫ БРАТСКА.

    - Катя нам рассказала, что город Братск не компактный город, а комплекс жилых районов, разделённых значительными лесными массивами и водными пространствами.

    - А какие районы Братска знаете вы?

    - В каком районе г. Братска проживаете вы?

     Сообщения учеников. (слайды )

    КЛИМИНА ДАША.

    3)        Посёлок Падун.

    Весной 1956 г. в нём начали ставить деревянные коттеджи, затем стали строить брусовые двухэтажные восьми- и шестнадцати квартирные дома. Сначала Падун носил название посёлок  Левого берега, затем — Пурсей, в дальнейшем именовался Постоянным, потому что строился изначально на постоянной, не затопляемой будущим водохранилищем площади. Наконец было решено сохранить для истории коренное наименование села Падун, присвоив его посёлку. 10 лет посёлок Падун был центром  города Братска.  

    ЖУЛАНОВ САША.

    4) Западную часть Падуна занимает возникший в пятидесятых годах массив индивидуальной жилой застройки. В настоящее время этот поселок называют  Индия. Большинство жителей поселка занимаются сельским хозяйством.

    ШАШКОВ МАКСИМ.

    5)        Посёлок Энергетик. Эту часть города начали строить в 1959 г. Первоначально его называли Новым городом, но Энергетиком он стал, когда открыли почтовое отделение № 9. Посёлок Энергетик ближе всех других посёлков к Братской ГЭС, строился он для работников гидроэлектростанции и заводов строительной индустрии.

    ЖУЛАНОВ САША.

    6)        Гидростроитель.

    Вначале посёлок назывался Правым берегом. К его возведению приступили в 1955 г. Рос он необыкновенно быстро: здесь создавалась основная, но временная производственная база строительства плотины Братской ГЭС. В честь строителей посёлок получил название Гидростроитель. С самого начала он застраивался деревянными домами барачного и квартирного типа.

    ВОЛКОВ ЖЕНЯ.

    7)        Центральный район. Первоначально строился для работников лесопромышленного комплекса, работников алюминиевого завода и жителей затопляемых поселений. Позднее он стал административным центром города.

    ЛЯПУНОВ САША.

    8)        Братское водохранилище представлено в границах города полосой  вдоль её береговой линии, равной 30 км.  При образовании водохранилища были затоплены сухие лога и лога с временными водотоками, на их месте образовались заливы, некоторые из них сохранили старые названия логов , другие были переименованы.

    КОРШУНОВА КАТЯ.

    9)        Братск  входит в число крупнейших спортивных центров Сибирского федерального округа. В городе действует 275 спортсооружений, в том числе 81 спортзал, 5 плавательных бассейнов и 4 стадиона.

    Действует картодром. Зимой — горнолыжные трассы на горах «Орехов камень» и «Пихтовая».

    - А кто уже там побывал?

    - Ребята, а вы любите свой город?

    *Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнёздо рядом с жилищем человека. Это пример любви и верности родному дому.

    ФИЗМИНУТКА.

    Жура- жура- журавель! Облетал он сто земель.

    Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля: “Где же лучшая земля?”

    Отвечал он, пролетая: “Лучше нет родного края!”

    - При защите своих маленьких проектов многие из вас рассказывали о достопримечательностях города. Несколько ребят подготовили выступления на эту тему.

    ГАРБУЗОВА АЛЕНА.

    10) Основная достопримечательность Братска, это, конечно же, Братская ГЭС – одно из самых больших водохранилищ Российской Федерации.

    На ГЭС есть специальная смотровая площадка, на левом берегу реки чуть ниже плотины, а на правом берегу, напротив смотровой площадки, картодром, выше плотины (на водохранилище) летом местные яхтсмены проводят регаты, а зимой рыбачат.

    По самой плотине Братской ГЭС проходят автотрасса  и железная дорога.

    КОВАЛЕВА АЛЕНА.

    11) Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» основан в 1979 году. Находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города и состоит из 2-х секторов: эвенкийского и русского.

    В эвенкийском секторе в сосновом бору реконструированы жилые, хозяйственные и культовые постройки эвенков - одного из коренных народов Иркутской области. В русском секторе отреставрированы памятники деревянного зодчества, перевезенные из деревень Приангарья. Жилые и хозяйственные постройки составляют 4 усадебных комплекса. Размещение усадеб и отдельных построек (кузница, амбар-мангазея, церковь) отражают  планировку русских деревень на Ангаре в конце 19-нач. 20 веков. В русском секторе 23 подлинных памятника деревянного зодчества. Уникальны башня Братского острога и Михайло-Архангельская церковь.

    Музей популярен у горожан и гостей города не только уникальными памятниками, но и нетронутой природой сибирской тайги.

    ТАРБЕЕВА ВИКА.

    12) Музей истории Братскгэсстроя и Братска.

    В постоянно действующих экспозициях представлены подлинные документы и фотографии, рассказывающие о строителях Братской ГЭС, становлении и развитии предприятий и истории молодого  города. Научная  деятельность направлена на сохранение и изучение историко-культурного наследия родного края.

    В фондах хранятся все подшивки газеты «Огни Ангары», негатека фотослужбы Братскгэсстроя, документальные фильмы, посвященные строителям и работникам Братской ГЭС, городов Братска и Усть-Илимска.

    ЮРГАНОВА АРИНА.

    13) Драматический театр Братска является единственным профессиональным театром на севере Иркутской области. Посещение театра доступно для всех категорий населения. В настоящее время труппа театра насчитывает 18 профессиональных артистов. В том числе заслуженные артисты России и мастера сцены. За творческий период сделано немало интересных и уже полюбившихся братчанам постановок.

    28 февраля 2011 года Театр отпраздновал 25-летний юбилей. Основной целью театра является повышение духовного уровня жителей Восточной Сибири.

    ЧЕРНЫШОВА ГЕЛЯ.

    14) Памятник Баркову.

    О жизни и подвиге Героя Советского Союза М. И. Баркова напоминает улица его имени в городе Братске, где он проработал более 15 лет. Ему же, как и всем артиллеристам, возле школы N 9 установлен памятник. Михаил Иванович Барков родился  в деревне Репьево в семье крестьянина. Был на фронте. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.  Михаил Иванович работал на строительстве Братской ГЭС.

    АЛЯБЬЕВА ВИОЛЕТТА.

    15) Имя Ивана Ивановича Наймушина навсегда вошло в историю города Братска. Трудовую деятельность начал с 15 лет. Закончил Московский горный институт. В октябре 1954 года И. И. Наймушин прибыл в старинное сибирское село Братск. Он возглавил коллектив строителей Братской ГЭС. Под его руководством в суровых климатических условиях в необжитых районах Восточной Сибири были построены Братская ГЭС,  Братский лесопромышленный комплекс, Братский алюминиевый завод) Усть-Илимская ГЭС.

    За выдающиеся успехи в строительстве Братской ГЭС, за большие заслуги в области гидротехники  И. И. Наймушину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, а также  присвоено звание первого Почетного Гражданина города Братска.

    В 1973 году И. И. Наймушин трагически погиб в авиационной катастрофе.

    На месте захоронения останков Наймушина у плотины Братской ГЭС ему установлен диабазовый бюст.

     Бывшая улица Сибирская пос. Энергетик переименована в улицу Наймушина, где на доме N 2 установлена мемориальная доска.

    В Падуне школа № 20 носит имя Ивана Ивановича Наймушина.

    МЯСНИКОВ САША.

    16) Братский муниципальный театр кукол «Тирлямы» создан в Братске в 1968 году.

    За 38 лет театр кукол представил на суд зрителей около 140 премьер и показал более 20 тысяч спектаклей. Сейчас в репертуаре театра более 30 спектаклей, среди них «Караван-сарай», «По щучьему велению», «Конек-горбунок», «Иванушкина дудочка» и другие. Неоднократно театр кукол становился участником всероссийских и международных фестивалей. И еще много-много раз Братский театр кукол отстаивал право называться одним из лучших по России.

    МАКАДА ВАДИМ.

    17) Мемориал славы.

    Эту конструкцию возвели в Братске в рекордные сроки. Сейчас она является украшением города и памятным местом для всех горожан о том, как создавался мемориал Славы и кто нашел погибших на фронте братчан, чьи фамилии выгравированы на стеле возле памятника.

    - Ребята, вы молодцы!

    Обобщение:

    - Красив наш город, но есть у нас проблемы.

    - Женя в начале урока говорил, что численность населения Братска сокращается? С чем это может быть связано?

    3. НАШИ ПРОБЛЕМЫ.

    ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

    Каждая группа получает задание (напечатано на листках). Время для обсуждения 2 мин, для выступления не более 3 минут.

    - Встаньте, пожалуйста, “аналитики”. После обсуждения вы будете зачитывать задание и отвечать.

    Задание для 1 группы:

    Назовите экологические проблемы нашего города. Зарисуйте их схематично.

    Задание для 2 группы:

    Предложите идеи, как можно сделать наш город более чистым своими силами.

    Я буду...        Я не буду...

    Заслушивание и подведение итогов.

    (1 группа - транспорт, загрязнение воздуха, отходы.)

    Одной из существенных проблем города является очень неблагоприятное состояние окружающей среды.

    Высокий уровень загрязнения воздуха, основными источниками которого являются:

    - Братский алюминиевый завод;

    - Братский завод ферросплавов;

    - Братский лесопромышленный комплекс (ОАО «Группа „Илим“»);

    ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго»;

    - Лесные пожары, происходящие каждые весну и лето. Длятся от двух недель до 4 месяцев.

    (2 группа – самим следить за порядком, выбирать “более безопасный” вид транспорта,

    Постараться уменьшить количество отходов, больше сажать зелени, деревьев, не мусорить)

    - Вы сейчас рассказали как нам жить дальше.

    V. Итог урока.

    - Давайте подведём итог нашего урока. Кто сможет кратко сделать вывод по плану? (выслушиваются ответы учеников)

    - Город замечателен своей историей, а проблемы мы поможем решить, если будем хорошо учиться.

    - Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Много интересных и нужных идей высказали. Это нам обязательно пригодится. (слайд)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

    Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

    Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

    Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

    Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

    На уроке используется системно-деятельностный подход....