Главные вкладки

    "Паровозы и пароходы"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Урок окружающего мира в 3 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx32.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 классе

    Тема: «Паровозы и пароходы»

    Планируемые результаты:

    Предметные: формировать умения выполняет работу с иллюстративным материалом, владеть рассуждением, описанием, повествованием, решать проблемные задачи, получать информацию из разных источников, расширить знания детей об истории железнодорожного и водного транспорта, обогащать читательский опыт детей, расширять круг детского чтения.

    Метапредметные:

    -познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий, развивать умения решать творческие задачи, развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.

    -регулятивные:  формировать умение учиться определять деятельность на уроке, развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

    - коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, умение произвольно строить контекстуальную речь, работать в группах, стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.

    - личностные: воспитывать любознательность.

    Тип урока: изучение нового материала 

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

    Оборудование: компьютерная презентация, запись со звуками, карточки с заданиями.

    Ход урока

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    1.Психологическая установка на работу.

    1 слайд

    У. Добрый день, добрый час!

    Как я рада видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Регулятивные УУД

    (самоконтроль)

    2.Актуализация знаний

    3. Постановка проблемы

    4.Сообщение темы урока.

    5.Проверка домашнего задания

    6.Открытие нового

    Физминутка

    Физминутка (слайд 16)

    У нас с вами урок окружающего мира. Нас вокруг окружает столько всего интересного: и животные, и люди, и техника. Посмотрите, кто к вам сегодня пришёл в гости на урок. Это Микки и у него  сумка за спиной. (слайд 2)

    Как вы думаете, куда он собрался?

    (В дорогу. Путешествовать.)

     На чем можно путешествовать?

    (Ответы детей)

    А давайте попробуем разгадать загадку, на чем собрался путешествовать наш гость.

    По волнам плывет отважно,

     Не сбавляя быстрый ход,

     Лишь гудит машина важно.

     Что такое?

    Ответ: Пароход ( слайд 3)

    Вы хотите отправиться вместе с ним в необычное путешествие?

    И обязательно возьмите с собой в дорогу- дружбу, хорошее настроение, взаимовыручку.

     Мы с Микки предлагаем вам отправиться в прошлое и будущее парохода по реке времени.(слайд 4)

    Занимайте места на пароходе. Мы поплывем на необычную выставку.

    Закройте глаза и  прислушайтесь к плеску волн.

    (Звучит плеск волны)

    Слышишь плеск издалека?

     Это времени река.

     Закрывай глаза скорей

     И прислушайся к волне.

     Глаза открыли, удивились,

     В далеком прошлом очутились.

    Пароход  пристает к причалу.

    Здесь вашими экскурсоводами будут ребята. Вы знаете, как правильно нужно вести себя на выставках, в музеях?

    (Тихо вести себя и внимательно слушать экскурсовода.)

    1 ученик:  

    Очень – очень давно, когда люди жили в пещерах, у них не было техники. Как же они передвигались на дальние расстояния?

    А теперь рассмотрим  первую картину. (слайд 5)

    Однажды люди заметили, что упавшее в воду дерево не тонет. И стали переправляться на бревне с одного берега на другой. Но пойманную добычу на одном бревне невозможно перевезти. Тогда они соединили несколько бревен, перевязали тростником, травой и получили плот (слайд 6). У людей появилась необходимость в более быстром средстве передвижения по воде, чем бревно и плот. Из наблюдений люди сделали вывод, что, если конец бревна сделать острым, оно быстрее плывет, а если выдолбить углубление, бревно становится легким, и в нем удобнее сидеть. Так люди изобрели челн (обтекаемой формы), в котором мог поместиться один человек. А людям нужно было более вместительное средство передвижения. Им стала лодка. (слайд 7)

    2 ученик: Рассмотрим следующую  картину.  (слайд 8   ) Обратите внимание, что лодки были разной формы и размеров. Наши предки строили суда из самых разных материалов — камыша, тростника, папируса, бамбука и даже из кожи. Причем среди последних были такие, которые оказались вполне пригодными для далеких океанских плаваний, а современные эскимосы плавают на кожаных лодках и по сей день.

    Много времени прошло, пока люди стали использовать силу ветра. ( слайд 9) Так появились первые парусники, а потом огромные парусные корабли, на которых люди отправлялись в кругосветные путешествия открывать новые земли.

    Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

     Подуйте на салфетку – так ветер надувает паруса. Попробуйте разную силу ветра – дыхания.

    Парусные корабли  могли перенести  человека или полезный груз на большое расстояние.

    Но не всегда дул попутный ветер, и в тихую спокойную погоду корабли стояли в ожидании ветра.

    Поэтому людям пришлось изобретать дальше.

    3 ученик: Через некоторое время человек изобрёл паровой двигатель – сердце любой машины. ( слайд 10) В 1774 году выдающийся английский изобретатель Джеймс Уатт создал первый универсальный тепловой двигатель (паровую машину). (слайд 11) Это изобретение способствовало созданию паровозов, пароходов и первых (паровых) автомобилей. (слайд 12)

    Ученые продолжали усовершенствовать двигатели, появились тепловые, электрические, а потом и атомные двигатели. Их стали использовать на кораблях. Корабли строили уже не только из дерева, но и из металла. Самые прочные корабли — ледоколы.

    На следующем слайде(13 слайд) вы видите теплоход, атомный ледокол, атомную подводную лодку. В настоящее время ученые работают над сверхпрочным пластиком и мечтают создать лодку будущего. Она должна быть похожа на эти, которые вы видите на следующем слайде (слайд 14). Эта лодка будет легкой, быстрой, удобной.

    4 ученик: Нашу экскурсию о пароходах мы хотим закончить стихотворением.

    Корабли такими были,

     Как игрушечные плыли.

     Плыли месяц, плыли год...

     Появился пароход!

     А сегодня в океаны

     Выплывают великаны.

     Удивляет белый свет

     Быстрота морских ракет.

    (Читая стихотворение, учитель обращает внимание на  рисунки с изображением морских, речных судов прошлого и настоящего.) 

    А сейчас Микки предлагает вам  продолжить увлекательное путешествие и прокатиться на другом виде транспорте Времени. А на чём попробуем разгадать загадку:

    Черный дом по рельсам мчится,

     Только пар над ним клубится. (Паровоз) (слайд 15)

     Ребята, Микки не случайно выбрал этот вид транспорта. Ведь у парохода и паровоза есть много общего. Кто из вас догадался, что общего может быть у паровоза и парохода?

    (Паровой двигатель)

    На заре строительства железных дорог в России паровозы называли "сухопутными пароходами".

    Занимайте места на паровозе.

    Дети встают вагончиками друг за другом и с речитативом двигаются в различных направлениях.

    5 ученик Чук – Чук – Чук! Чук – Чук - Чук!

     Паровоз - наш лучший друг.

     Он промчит нас по лесам,

     По оврагам и горам.

     Крепко за руки держись,

     От друзей не оторвись.

     Машинист, вперёд гляди,

     Путь весёлый впереди.

    Раздаётся гудок паровоза (озвучивается) и мы прибыли на станцию «История паровоза». (слайд 17) А теперь пройдём в выставочный зал и рассмотрим первую картину. (слайд 18)

    6 ученик:

    Когда придумали паровую машину, люди подумали, а нельзя ли этот двигатель теперь поставить на колёса, чтобы он их крутил? Попробовали. Вот и получилось.

        Так выглядела карета с приспособленным к ней паровым двигателем.

    На паровых самоходных колясках ездить по разбитым грунтовым дорогам было ох как трудно. И тогда изобретатели предложили специальную дорогу – железную. (слайд 19)Трудно себе представить, но всего каких-нибудь 200 лет назад на  железную дорогу смотрели как на чудо техники. Первая железная дорога была построена в Англии и там же создан первый паровоз.

    А теперь прослушаем грамзапись «Попутная песня» композитора Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза.

    – Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

     – Почему веселится и ликует весь народ?

    7 ученик:

    Прошло ещё несколько лет, и была построена дорога Петербург – Москва. (слайд 20)

    Паровозы благодаря своей достаточно простой конструкции и менее дорогостоящему топливу прослужили человечеству около двухсот лет.

    В топке паровоза постоянно горели дрова или уголь. У паровоза при движении из трубы валил густой чёрный дым.  Паровозу нужно очень много топлива, поэтому ему на смену пришёл тепловоз. У него внутри стоит тепловой двигатель. В середине двадцатого века паровозы постепенно начинают вытеснять электровозы и тепловозы(слайд 21).

        У них внутри электрический двигатель.  К тепловозу или электровозу прицепляют вагоны.

    8 ученик: Самый современный поезд – это поезд на магнитной подвеске (слайд 22). У него вместо колёс – магнит. Ездит он с огромной скоростью.
    В будущем предполагается создать сверхзвуковые поезда, которые будут двигаться по параллельным трубам, проложенным через океан. На таком поезде можно будет добраться из Европы в Америку всего за 2 часа (слайд 23, 24).

    Я хочу закончить нашу экскурсию следующими строчками:

    Дорога, словно город, вырастает,

     С годами ей и крепнуть и цвести,

     Давайте и дороге пожелаем

     Счастливого и доброго пути!

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Познавательные УУД

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Познавательные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Познавательные УУД

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    Познавательные УУД

    Регулятивные УУД

    (самостоятельность)

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    6.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА.

    Наша экскурсия подошла к концу. А теперь настало время возвращаться   домой. Однако это не так уж и просто повернуть  колесо времени и вернуться в наше Настоящее время. И всё же  это возможно. Вы должны будете  справиться с различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Микки желает вам удачи!

    Класс разделим на две команды.

    Первыми приедут домой  участники команды, которые дадут больше правильных ответов.

    Сейчас каждая команда узнает, на каком виде транспорта отправится домой, выполнив 1 задание, отгадав загадку. (слайд  25)

    Загадка для 1 команды.              

    Ем я уголь, пью я воду

     Как напьюсь – прибавлю ходу

     Везу обоз на сто колёс

     И называюсь …(команда хором) ПАРОВОЗ.

    1 команда у нас будет возвращаться домой на паровозе, по железной дороге и мы назовём эту команду «Железнодорожники»

    Загадка для 2 команды.

    По волнам плывёт отважно,

     Не сбавляя быстрый ход,

     Лишь гудит машина важно,

     Что такое?…(Команда хором) ПАРОХОД.

    А  2  команда у нас будет возвращаться домой на пароходе, морским путём и мы назовём эту команду "Мореплаватели".

    А наши экскурсоводы будут экспертами. А что эксперты делают? ( следят за правильными ответами)

    Дидактическая игра «Угадайте  на слух свой вид транспорта»

     Учитель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, стук колес вагона, плеск волны. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

    Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

    7.Работа в группах

    Задание для команды«Железнодорожники». (слайд 26)

    1. В какой стране появилась первая железная дорога? (Англия, Германия, Россия.)
    2. На чём работали первые двигатели? (на угле и дровах, на бензине и керосине, на дизеле и газе)

    Задание для команды"Мореплаватели".(слайд 27)

    1. В какой стране появились первые паровозы? (Россия, Франция, Англия.)
    2. В какой стране был построен самый первый речной пароход?  ( В Англии, в США, В России?)

    Задание для всех (слайд 28)

    Кто создал в1774 году первый универсальный тепловой двигатель (паровую машину)? (Роберт Фултон, Чарльз Берд,  Джеймс Уатт)

    Итак, последнее испытание «Составь слово»

    Задание для команды«Железнодорожники».

    Из букв, вам необходимо составить слово.

    Какое у вас слово получилось?

    Перрон. (слайд 29)

    Микки вас поздравляет, ваш паровоз прибывает к перрону  и вы все благополучно вернулись домой.

    Задание для команды"Мореплаватели".

    Из букв, вам необходимо составить слово.

    Какое у вас слово получилось?

    Причал. (слайд 30)

     И вас Микки  поздравляет, ваш пароход пристаёт  к причалу и вы тоже все благополучно вернулись домой.

    Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Личностные УУД

    8.Итог

    9.Рефлексия

    - Что нового узнали на уроке?

    (слайд 31) Оцените свое настроение,

     если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам,  было, интересно прикрепите солнышко на доску. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите солнышко с тучкой.. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите только тучку.

    – Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок. (слайд 32)

    Познавательные УУД

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    (самооценка)

    10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 33 слайд)

    1. учебник страница 133-138 (пересказ

    2. Сделай рисунок: каким ты представляешь себе паровоз или пароход будущего.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Двухпалубный пароход. Оригами.

    В презентации представлены поэтапные шаги по изготовлению двухпалубного парохода в технике оригами....

    Урок по «Окружающему миру» в 4 классе на тему: Паровозы и пароходы.

    Учащиеся познакомятся с историей железнодорожного и водного транспорта...

    Презентация к уроку технологии "Двухтрубный пароход (оригами)"

    Презентация к уроку технологии. Работа с бумагой, оригами. " Двухтрубный пароход"...

    Тренажёр по математике "Считаем пароходы"

    Тренажёр по математике "Считаем пароходы"...

    Презентация "Первая железная дорога. Паровоз."

    Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе. В ней рассказывается о Первой железной дороге общего пользования в России., о Царскосельской железной дороге, соединившей с 1387г. Петербург с Царским ...

    План-конспект урока литературного чтения И. Пивоварова "Как провожают пароходы".

    План-конспект урока литературного чтения И. Пивоварова "Как провожают пароходы"....