Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Маякова Елена Владимировна

Конспект и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._svoystva_vody.pptx498.9 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование урока на основе системно- деятельностного подхода Урок открытия новых знаний. Тема: Вода. Св-ва воды. Программа «Школа России» 2-А класс МБОУ гимназия №2 Г. Красногорска Московской области Учитель Маякова Е. В.

Слайд 2

1.Организационный момент

Слайд 3

Девиз урока: «Знаешь-говори, не знаешь-слушай!» Открытие новых знаний. Шаги: 1.Что я не знаю? 2 . Буду стараться узнать новое. 2.Мотивация к учебной деятельности Сегодня на уроке вас ждёт множество открытий.

Слайд 4

Удивительные превращения воды

Слайд 5

3.Актуализация знаний и фиксирование з атруднения в пробном действии. Формулирование темы урока. Цели ,которые ставим перед собой: Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться. Оцените свои знания . -знаю всё. - знаю, но не всё. - ничего не знаю

Слайд 6

Актуализации знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Научная лаборатория. Что такое лаборатория? Выдвижение гипотезы. Использование толкового словаря.

Слайд 7

И С С Л Е Д О В А Т Е Л И Эти капельки помогут вам узнать, кем вы будете на уроке. Кто такой исследователь?

Слайд 8

План исследования: Что такое вода? Свойства воды. Бережное отношение к воде.

Слайд 9

4.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы. Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу поступило вот это в ещество. Как вы думаете, что это? Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество-вода? А кто-нибудь встречал в жизни вещества, похожие на воду? Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Что будет предметом нашего исследования? Какую цель поставим перед собой? К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде водой?»

Слайд 10

Физкультминутка Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. Звери из ручья напились, влево, вправо поклонились. Вместе на носочки встали, тучку лапками достали, Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора!

Слайд 11

5.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом. Сделаем выводы. Наметим план наших действий. Как же мы будем исследовать воду?

Слайд 12

Реализация проекта. Техника безопасности

Слайд 13

Работа в парах. Опыт1.Прозрачность. Опыт2.Запах . Вывод: вода-прозрачная. Вывод: вода не имеет запаха.

Слайд 14

Опыт3. Вкус. Вывод: вода не имеет вкуса. Опыт 4. Текучесть . Вывод: у воды есть св -во-текучесть.

Слайд 15

Свойства воды Цвет, прозрачность Запах Вкус Текучесть Растворитель + - + - + Лист исследований.

Слайд 16

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде-водой?» Сравниваем св-ва этой жидкости со свойствами воды по таблице. Ответили мы на проблемный вопрос? Просмотр фрагмента видеофильма «Чистая вода» Бережное отношение к воде. Работа в группах.

Слайд 17

Бережное отношение к воде.

Слайд 18

8.Рефлексия Какой момент урока вам больше всего запомнился? Где нам могут пригодиться новые знания? Мы выполнили урока? Оцените свои знания на конец урока. - узнал на уроке много -узнал, но не все. -ничего не узнал. За что себя можете похвалить?

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС.

Тема: «Вода. Свойства воды»

Учитель Маякова Е. В.

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны  сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

 на этих этапах урока ребята 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода») (слайд 3)

- Почему?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Варианты ответов детей. Удивительные превращения воды) (слайд 4)

      - Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой? (слайд 5)

(Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)

- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей

- Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека!)

- А что вы о ней знаете? Ответы детей

- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю)

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.) (слайд 6)

- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? (слайд 7)

Составьте слово. (Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд 8)

- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

1. Что такое вода?                                                НА ДОСКЕ

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода? (жидкость). 

- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус запах.

- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.

- Что будет предметом нашего исследования? (Жидкость в сосуде.)

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что находится в сосуде.)

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний  (слайд 10)

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

  1. Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

- После просмотра вы должны ответить:

Какое правило самое важное?

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)

Ответы детей

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!

(слайд 12)

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований»

Работа в парах.

- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).

(На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)

- В первом стакане – вода.

- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан.  Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим

- О чем это говорит? Вода – прозрачная.

- Сделайте отметку в «Листе исследований»

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем  глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

                                                 №2 – сок (кислый)

                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований (слайд 13)

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды

Цвет/прозрачность

+

Запах

-

Вкус

-

Текучесть

+

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ?

ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

- Сейчас вы посмотрите видеофильм.

- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 14)

- Что нового узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.

- Почему их так называют?

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы) (слайд 15)

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Зелёная  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

- За что себя можете похвалить?