Разработки уроков по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Разработки  уроков по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28.11._bezopasyy_dom.doc39.5 КБ
Файл rasteniya_i_zhivotnye.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Окружающего мира

Тема урока: Правила безопасного поведения на дорогах, правила противопожарной безопасности, обращение с газом, электричеством и водой

Цели урока.

1. Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознания границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным” ; развитие умений в определении темы и целей урока, умений самостоятельно решать проблемные задачи, способностей к самоконтролю и контролю.

2. Развитие личностных действий учащихся через формирование умений высказывать свое личное мнение, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.

3 .Развивать коммуникативные учебные действия через групповую форму работы, формирование восприятия целостной картины безопасных норм поведения, и их соблюдения.

4. Развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично - поисковой деятельности при изучении темы.

Методическое обеспечение к уроку.

Учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, презентация “Когда дом становится опасным”, тест.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

- Как называется раздел, над которым работаем? (Ты и твое здоровье)

Тема урока “ Когда дом становится опасным. (3 слайд)

Работа с учебником.

- Откройте содержание учебника, стр.125. Найдите название темы урока.

Опасности в доме могут возникнуть разные, а какие ситуации предлагает нам учебник?

Огонь - друг и враг.
Как уберечься от ожогов.
Как дышать, если кругом дым.
Острые предметы - это опасно!
Как пользоваться газовой плитой.

Работаем с компьютером.

- Вот эти ситуации мы и рассмотрим на уроке. Материал большой, поэтому работаем в группах.

II. Распределение работы в группах. (4 слайд)

1 гр. - Огонь - друг и враг.

2 гр. - Как уберечься от ожогов.

3 гр. - Как дышать, если кругом дым.

4 гр. - Острые предметы - это опасно!

5 гр. - Как пользоваться газовой плитой.

- И остается материал “Работаем с компьютером”, его проработаем индивидуально.

По какому плану мы рассматриваем обычно опасные ситуации?

1. Причины опасностей.

2. Как вести себя?

В зависимости от материала вы вправе предложить свой план.

На работу групп отводится 15 минут. Если потребуется, вы можете обратиться ко мне за помощью.

(Учащиеся работают в группах самостоятельно, распределяя функции.

Учитель осуществляет частичный контроль и направляет работу групп).

III. Обмен полученной информации.

Активизация внимания.

- Вы сейчас будете делиться информацией, вы вправе дополнять, но затем вам необходимо будет выполнить тест по новому материалу. Поэтому будьте внимательны!

1. Огонь друг и враг.

Дети зачитывают план и знакомят с содержанием класс.

1) Когда огонь является другом, а когда огонь – враг.

2) Причины возникновения пожара.

3) Как вести себя во время пожара.

Просмотр презентации во время сообщения детьми материала.

Если в доме возник пожар, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар.

- Звони по телефону 01.

И еще хотелось бы добавить одно правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладание. (Это правило положительно работает и в любой другой ситуации)

2. Ожоги.

Приблизительный план.

1) Причина возникновения ожогов.

2) Как вести себя, чтобы не получить ожоги.

Просмотр презентации во время сообщения.

- Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.

- Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.

- Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.

- Прежде чем входить в воду в ванне, проверь пальцем, не слишком ли она горячая.

- Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую воду.

Дополнительная информация.

- Если получил ожог, подержи обожженное место под холодной водой.

Если на месте ожога оказался пузырь, почему его нельзя прокалывать? (Чтобы не занести инфекцию)

3. Как дышать, если кругом дым.

Приблизительный план.

1) Чем опасен дым во время пожара?

2) Как вести себя, если увидел дым.

Просмотр презентации после ответа.

- Немедленно покинь помещение.

- Если невозможно покинуть помещение, то плотно закрой дверь в комнату, в которой что-то горит.

- Заткни дверные щели любыми тряпками.

- Зови на помощь.

- Дыши через мокрую тряпку.

4. Острые предметы - это опасно.

Приблизительный план.

- Чем опасны острые предметы?

- Что нужно делать, если порезан палец или поцарапана рука?

Просмотр презентации.

- Место ссадины или ранки промой кипяченой водой.

- Вокруг ранки помажь йодом. (Саму ранку нельзя мазать, а почему? Можно получить еще и ожог).

- Наложи повязку или заклей специальным пластырем.

- Если кровь не останавливается, подними руку вверх.

- Покажи рану взрослым.

5. Как пользоваться газовой плитой.

- В домах есть электрические газовые плиты. Как пользоваться газовой плитой?

Приблизительный план.

- Зачем детям нужно уметь пользоваться газовой плитой?

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятностей?

Просмотр презентации.

- Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.

- Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.

- Не накрывай кастрюлю крышкой. (Это правило необходимо соблюдать при использовании и электрических, и газовых плит)

- Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

IV. Тест.

- Кто помнит, какую работу теперь вы должны выполнить?

1. Работа над тестом. Выбери правильный ответ.

Огонь – друг и враг?

Часто причиной пожара являются:

а) зажигалка; б) утюг; в) газовая плита; г) человек.

Если в доме возник пожар:

а) останься дома и попытайся потушить пожар;

б) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.

При пожаре звони:

а) 01; б) 02; в) 03; г) 04.

Как уберечь себя от ожогов

Открывая кран с водой начинай:

а) с холодной, а затем добавляй горячую воду;

б) с горячей, а затем добавляй холодную воду.

Как дышать, если кругом дым?

Увидев дым:

а) открой окна и проветри помещение;

б) немедленно покинь помещение.

Дыши через:

а) мокрую тряпку;

б) сухую тряпку.

Острые предметы – это опасно!

Если порезан палец или поцарапана рука:

а) промой водой из под крана;

б) промой кипяченой водой.

Если кровь не останавливается:

а) подними руку вверх;

б) опусти руку вниз.

Как пользоваться газовой плитой.

Что сначала:

а) зажги спичку, а потом открой газовую горелку;

б) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

V. Самопроверка тестов по образцу. Учитель предлагает для самопроверки тест с ответами, в котором допущены ошибки. Задача учащихся при проверке найти неверно подчеркнутые ответы.(Презентация)

Проверьте, вы согласны с данными ответами.

VI. Самостоятельная работа в тетрадях.

Правила работы с компьютером

- Откроите тетради на стр.26, № 73.

Пользуясь материалом учебника стр. 71, составьте памятку “Правила работы с компьютером” и кратко запишите ее в тетрадь. Если сможете, дополните памятку другими правилами работы с компьютером.

Памятка.

1. Сиди от монитора на расстоянии 50-70 см.

2. Картинка должна быть не слишком блеклой и не слишком яркой.

3. Работай в день не более 10 минут

4. Сиди за компьютером ровно.

VII. Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока.

- После нашего урока, что вам захочется рассказать дома?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                               УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

Задачи деятельности учителя: развивать умения наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.

Оборудование: пророщенные семена, иллюстрации, таблицы с изображением пророщенных семян.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

                                (Вода.)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг.

                                (Солнце.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

                                (Воздух.)

– Что значат для нас вода, воздух, солнце? (Необходимые условия для жизни.)

– Какие условия для жизни необходимы растениям? (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества.)

II. Формирование новых знаний.

– Чтобы проверить ваши ответы, проведём опыты. Возьмем крупные неповрежденные семена фасоли или гороха. Поместим их в две банки. В одну банку на семена положим мокрую тряпочку и будем следить, чтоб она была всегда мокрой. Поставим семена в тёплое место. Что произойдет через 3–4 дня? (В банке, где была мокрая тряпочка, у семян появились корешки, в другой банке семена не проросли.)

– Какие условия повлияли на прорастание семян? (Тепло и влага способствовали прорастанию семян.)

– Почему семена фасоли, гороха, риса, пшена и гречки, предназначенные для приготовления блюд, не прорастают? Где их хранят? (Их хранят в сухом темном месте.)

– Сейчас узнаем, как воздух и свет влияют на прорастание семян. Возьмём баночки, поместим в одну банку фасоль с мокрой тряпочкой и накроем банку крышкой, поставим в темное тёплое место. В другую банку тоже поместим фасоль с мокрой тряпочкой, но крышкой накрывать не будем, и тоже поставим её в тёмное тёплое место. Что произойдет с семенами через 3–4 дня? (В первой банке семена фасоли заплесневели, так как к ним не поступал кислород. А во второй банке семена еще не проросли, так как им мало света.)

– Итак, какие условия необходимы для прорастания семян? (Воздух, свет, тепло.)

– Третий опыт мы проведём с уже проросшими семенами и узнаем, какие условия необходимы для развития растения.

Возьмём три горшочка и посадим в них проросшие семена фасоли. Первый горшочек поместим в тёплое светлое место. Второй накроем от света коробкой, в которой проделаны маленькие дырочки в стенках. А третий горшочек поставим в прохладное, но освещенное солнцем место.

Наблюдайте, как в каждом горшочке будет расти росток фасоли. (Через 3–4 дня в первом сосуде появляются из земли листочки. Во втором горшочке стебелёк появляется только на 6–7-й день, так как ростку мало света. А в третьем горшочке стебелёк появляется лишь на 10–12-й день, так как прохладная почва не способствует росту растений.)

III. Применение новых знаний.

– Для чего растения поливают? (Без воды растение не сможет выжить.)

– Почему растения ставят к свету, а не в темноту? (Для нормального роста растениям нужны свет и тепло.)

– Какие же условия необходимы для нормального роста растений? (Свет, тепло, вода, воздух.)

IV. Итог урока.

– Растения растут всюду, где есть для них условия. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, другие могут расти и при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Таким образом, природа различных мест на Земле не одинакова.

Домашнее задание: проделайте опыты 1 и 2 (с. 24–25 тетради) и запишите результаты в таблицу.

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

Оборудование: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии с изображением животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Учитель демонстрирует на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя.

– Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.)

– Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)

– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки объектов живой природы. (Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)

– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)

– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения сами производят пищу из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)

– Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и другими животными, или только животными.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.

– Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.

Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? (Предположения детей.)

– На территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.

– Рассмотрите и дополните Машину схему.

– По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться. (6 групп.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающееся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба.)

– Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике. От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.)

– От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.)

II. Совместное открытие знаний.

– Рассмотрите в учебнике, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

– Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.)

– Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй, живут в воде.)

– Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.)

– Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.)

– Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?

– Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба – у нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь, она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная.)

– Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.)

– По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи. (Выполнение.)

– Так к какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.)

– Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

Рассмотрите рисунки обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.)

– К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.)

Учащиеся читают рассказ в хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?».

III. Применение новых знаний.

Работа в тетради для самостоятельной работы.

Задание 1. Учащиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами животных своего края.

Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.

Задание 3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду:

 бабочка, муравей, паук, стрекоза;

 соловей, воробей, сорока, летучая мышь;

 жаба, уж, лягушка, тритон.

– Объясните, как рассуждали.

Задание 4. Учащиеся работают в парах.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Назовите признаки земноводных, пресмыкающихся.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.

3

6

м

5

о

1

2

е

4

к

л

7

8

ё

д

д

с

и

е

м

б

ж

и

в

о

т

н

ы

е

к

е

м

ь

ш

л

о

д

ь

к

б

ь

а

р

а

з

1. Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки – ни одной.

                                (Ёж.) 

2. Ёжик вырос в десять раз,

    Получился … (дикобраз).

3. Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой, под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой.

                                (Медведь.)

4. На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

                                (Сом.)

5. Через море-океан

    Плывет чудо-великан,

    Прячет ус во рту,

    Растянулся на версту.

                                (Кит.)

6. Кто на своей голове лес носит?

                                        (Олень.)

7. Под полом таится,

    Кошки боится.

                        (Мышь.)

8.  Зверька узнали мы с тобой

     По двум таким приметам:

     Он в шубе серенькой зимой,

     А в рыжей шубке – летом.

                                        (Белка.)

Ключевое слово: «животные».

Домашнее задание: с. 5–8, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...