Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Габдулхаева Гульназ Ваззиховна

Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных" для 3 класса Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Гареева Гульназ Ваззиховна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема:  «Охрана  животных».

      Цель:    

    1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии               деятельности человека на многообразие видов животных.

    2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.

    3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

    5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Оборудование:

1.Мультимедейный  проектор.

2. Компьютер

 3. Знаки «Правила поведения в природе».    

 4. Раздаточный материал.

5. Экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Студенты, методисты педагогического колледжа и учителя нашей школы. Они пришли посмотреть какими знаниями мы владеем.

Снег  всю землю покрывает

И деревья одевает
Что- то он сказать хотел,
К нам к окошку подлетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

2. Повторение изученного материала.

 Ребята, на предыдущих уроках  вы изучали темы о животных.  Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных? ( слайд……)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

-Какие животные откладывают яйца? ( слайд……)

(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Кто мечет икру? ( слайд……)

(земноводные, рыбы)

-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?  ( слайд……)

    -- Кто и  как развивается?  Ответь устно, какие слова пропущены. ( слайд…… )

  Яйцо - … - взрослая птица. 

        Икринка - … - взрослая лягушка.

             … - малёк – взрослая  рыба.

        Яйцо – личинка - … - бабочка.

    3. Индивидуальная работа по листочкам

 

- А теперь, чтобы оценить ваши знания, вам нужно выполнить тест «Размножение и развитие животных»       

1.Где правильно дана последовательность развитие бабочки?

а) яйцо-куколка - личинка-бабочка

б) куколка - личинка-яйцо-бабочка

в) яйцо - личинка-куколка-бабочка

2. Где правильно дана последовательность развития рыбы?

     а) икра – мальки - взрослая рыба

     б) мальки - икра - взрослая рыба

     в) взрослая рыба – мальки - икра

3. Чем питаются гусеницы?

     а) листьями растений

      б) нектаром цветов

      в) другими насекомыми

 

4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра - … - лягушка.

       а) малек

       б) головастик

       в) яйцо

 5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо - … - взросла черепаха.

       а) личинка

       б) головастик

       в) маленькая черепашка

6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство?

       а) весной

       б) летом

       в) осенью

7. Какое животное не откладывает яиц?

       а) лягушка

       б) крокодил

       в) соловей

8. Какие животные рождают детенышей?

       а) птицы

       б) звери

       в) рыбы

 9. Сколько этапов в развитии насекомых?

       а) 3 этапа

       б) 4 этапа

       в) 5 этапов

10. Сколько этапов в развитии зверей?

        а) 2 этапа

        б) 3 этапа

        в) 4 этапа  

4. Сообщение темы и целей урока.

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы    ( слайд…… )

Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться    выдумками  природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли.   Чтобы узнать тему урока, прослушайте стих-е.

       ( стих-е о природе читает учитель)                                                                    

    Звери, рыбы, пауки и птицы

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни. 

Кто догадался о чем мы будем говорить?

Тема нашего урока «Охрана животных». ( слайд…… )

-- На этом уроке вы вспомните,  какое значение имеют животные в жизни        человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

5.    Изучение нового материала.

    -  К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. ( ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна  уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны  уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше.»

- Кто обратился к нам за помощью? ( сова)                    ( рисунок     )

- Что вы узнали об этой птице из письма?

- Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания детей)

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

- Какое значение имеют животные в жизни  человека и в природе?

    Какое значение животных в природе и в  жизни людей ( слайд…………

Пища    (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда   (шерсть, кожа, замша)

Обувь   (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства   (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники   (собака, лошадь, кошка, верблюд)

Предметы домашней обстановки  (ковры,подушки)

Красота природы

Помощь растениям

-Как вы думаете, почему многих  животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)  

Причины исчезновения   животных: ( слайд…… )

  • Вырубка лесов.
  • Уничтожение растений.
  • Загрязнение воды.
  • Охота.
  • Разрушение и загрязнение почв.

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для  чего нужна Красная книга?   (слайд …)

        (Она нас информирует- какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

          - Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?

  В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений . И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

 Охраняются змеи,

 Охраняются даже цветы!

А как вы думаете, почему назвали  книгу именно Красной, а не желтой, синей?

( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

  Это  - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.)    (слайд …)

     К сожалению, этих прекрасных  по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.  

Международная Красная книга состоит из цветных страниц: (Слайд ….)

 

чёрный– список тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красный– особо редкие и исчезающие животные;  

жёлтый– животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы

белый- животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёный– спасенные от вымирания.

5. Физминутка

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физминутку.

6. Знакомство с животными  Красной книги.(слайды-   ………………………..)

Животные играют огромную роль в природе.

-Давайте мы с вами поработаем в группах. Вы должны прочитав из учебника о животных из Красной книги и приготовить небольшое сообщение. (Рассказы учащихся о животных)

                                                            Жук-красотел

Жук-красотел   осбенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет  вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы  численность резко сократилась. Красотел  относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр.  ( слайд…… )

Тигр- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

                                               

                                  Фламинго. ( слайд…… )

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами .Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года  в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .

                                            Беркут. ( слайд…… )

Беркут- очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица .Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20 метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная- преследование и беспокойство на гнездовьях.

                                           

Морж. ( слайд…… )

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

                               

Белый медведь. ( слайд…… )

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

-  Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились  рассказы ребят, а вам?

- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашей республике была создана Красная книга Удмуртской Республики. ( слайд…… )

Учитель показывает книгу

Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашей области.

7. Работа в рабочих тетрадях.

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.

А сейчас покажем сове как мы умеем работать в рабочих тетрадях--------на стр63, №1,2.

- Ребята, как вы думаете, где  смогут  звери найти защиту и понимание?

( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)

8. Экологические правила.

Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Работа в парах

Раздаются экологические знаки…………………………………

-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. .(слайд………)

А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 109.

9. Закрепление

Вспомните, о каких животных мы говорили ?

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

 Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

А сейчас давайте вместе прочитаем ответное письмо нашей Сове:

10.  Итог урока.

 Чтение стихотворения ……………………. .(слайд………)

       Нор звериных, птичьего гнезда

       Разорять не будем никогда!

       Пусть птенцам и маленьким зверятам

       Хорошо живется с нами рядом!

       Бабочку не трогай!

       Будем помнить мы всегда –

       Их не так уж много!

 11. Домашнее задание. С.106-109, нарисовать одного животного из Красной книги.

                                         Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."

Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...