Презентация на тему: "История письменности"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Грушковская Инна Николаевна

Презентаця может быть полезна по предмету "Окружающий мир" 4 класс, а также ее можно использовать ко Дню славянской письменность, который отмечается 24 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pismennosti_szhataya.pptx619.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ Выполнила: воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 152 Грушковская И.Н. Санкт-Петербург 2014 г.

Слайд 2

Молчат гробницы, мумии и кости. - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. Иван Бунин

Слайд 3

В очень далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они хранили информацию в своей памяти и передавали ее от одного к другому, используя различные сигналы – символы. Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь.

Слайд 4

Очень интересный способ использовали для передачи информации некоторые индейские племена. К толстой веревке привязывали разноцветные шнурки различной длины. Узелки были разные, в зависимости от информации. Такое узелковое «письмо», которое называется КИПУ , мы бы прочитать уже не смогли.

Слайд 5

У некоторых племен использовали для «письма» морские раковины. Их распиливали, раскрашивали в разные цвета и нанизывали на нитки. Такую «книгу» читали, зная значение каждого цвета. Подумайте: Что могут обозначать следующие цвета: красный, черный, желтый, белый?

Слайд 6

До сих пор сигналы – символы в жизни людей значат очень много. Но далеко не все можно сообщить друг другу, используя систему сигналов. Приведите примеры использования в нашей жизни цветовых и звуковых сигналов.

Слайд 7

Когда же возникла письменность? Это было так давно, что мы можем только догадываться. Но сохранилось ни мало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях в своей жизни через письмо в рисунках - ПИКТОГРАММУ

Слайд 8

Сохранились наскальные рисунки с изображением сцен охоты. Рисунками человек украшал свое тело. На могильной плите рисунки рассказывали об истории человеческой жизни. Рисунки имели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением.

Слайд 9

Приведите примеры использования ПИКТОГРАММ в современной жизни. Нарисуйте.

Слайд 10

Напишите письмо при помощи ПИКТОГРАММ: «СВЕТИТ СОЛНЦЕ» «МАЛЬЧИК ИДЕТ В ШКОЛУ» Вы поняли, что при помощи ПИКТОГРАММ не так просто выразить все, что Вы думаете? Смогут ли другие прочитать Ваши письма так, как Вы этого хотите?

Слайд 11

Когда люди придумали рисуночное письмо, они прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. Как зарисовать отвлеченные понятия, действия, имена собственные? И появился другой вид письма, где рисунок (знак), обозначал не только предмет, но и действие, понятие – ИДЕОГРАММУ .

Слайд 12

В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ , вид идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово или его часть. Какие народы в наше время пишут иероглифами?

Слайд 13

Идеографическим письмом пользовались и в других древних государствах. Письменные знаки индейцев майя Иероглифы с острова Крит

Слайд 14

Люди говорят звуками, складывая их в слова. Самые разные народы искали способы «остановить» звуки. И придумали БУКВЫ – знаки для звуков. Каждая буква – это один застывший звук. Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Один из самых древних алфавитных текстов на глиняном черепке. Город Библос . Финикия

Слайд 15

Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На ее основе появился буквенный АЛФАВИТ другого народа – греков. Но и в их языке было много гласных звуков. Пришлось придумать для них обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир. Он помог многим народам создать свою письменность.

Слайд 16

Рассмотрите буквы греческого алфавита. Какие Вам знакомы?

Слайд 17

В далекие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности, как и у братских славянских народов. Во второй половине 10 века два ученых монаха, родом из Греции, братья КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ приехали в Моравию (территория современной Чехии) и стали работать над созданием славянской письменности.

Слайд 18

Они хорошо знали славянские языки и это помогло им составить славянскую АЗБУКУ . Они перевели на славянский язык (теперь он называется старославянский) греческие книги. Какой же азбукой пользовались КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ ? Это была КИРИЛЛИЦА или ГЛАГОЛИЦА . Точно до сих пор не известно.

Слайд 19

Рассмотрите кириллицу и глаголицу: Кириллица Глаголица

Слайд 20

По мере того как развивалась славянская письменность, КИРИЛЛИЦА , с более простой формой букв, вытеснила глаголицу и закрепилась как основа многих славянских языков, в том числе и русского.

Слайд 21

Русский алфавит

Слайд 22

Домашнее задание Прочитайте сказку Редьярда Киплинга «Как было написано первое письмо». Почему Тэффи, незнакомец и мама не поняли друг друга? Прочитайте сказку Редьярда Киплинга «Как была выдумана азбука». Расскажите, как Тэффи придумывала буквы для произносимых звуков.

Слайд 23

Спасибо за внимание!