О работе с историческим материалом в начальной школе.
статья (3, 4 класс)

Полчанинова Светлана Леонидовна

Предмет «Окружающий мир» предусматривает предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края и не дублирует курс истории. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rabote_s_istor._materialom_v_nachalnoy_shkole.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на МК учителей начальных классов

О работе с историческим материалом                        

в УМК

 «Начальная школа XXI в»

Подготовила: учитель начальных классов

Полчанинова С.Л.

        

ТАГАНРОГ

2015

Предмет «Окружающий мир» предусматривает предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края и не дублирует курс истории. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

        Исторический материал выстроен не по эпохам, а по культурологическим темам, которые раскрывают развитие каждой конкретной области (земледелие, ремёсла, просвещение, искусство) от одного исторического времени к другому. Это дает возможность учащимся понять, какие изменения происходили в государстве, как менялись люди, их труд, культура, быт и многое другое. И что особенно важно, увидеть за событиями конкретного человека определенной эпохи.

        Важнейшим умением, которое необходимо школьнику при изучении истории в средней школе, является умение соотносить конкретный исторический факт с тем временем, когда это событие состоялось, т.е. умение ответить на вопросы:

  1. Когда это произошло?
  2. Назвать дату этого события.
  3. Какие другие события произошли в это же время.

Поэтому, у учащихся нужно:

 во-первых, формировать представления об историческом времени, элементарное историческое мышление. В этом хорошо помогает составление ленты времени:

_______I ___________I ___________I __________I _________I _________  

       Х (10век)             ХI (11век)           ХII (12 век)       ХIII (13 век)         ХIV (14 век) и т.д.

        Эта работа ведется постоянно. При изучении какого-нибудь исторического события, составляется его схематическое изображение и располагается на ленте времени. Например: дети узнали, что первые школы появились в 988 году. Рисуется знак  книги ( ) и помещается на ленту времени (Х век).

        Осознанию представлений о времени могут помочь и рисунки:

  • нарисуй какой-нибудь предмет из прошлого, настоящего, будущего.
  • Нарисуй один и тот же предмет таким, какой он был раньше, какой он сейчас, каким представляется в будущем.
  • Назови  самую  распространённую  обувь в древности. Она обязательно плелась из лыка. А сейчас, какая  обувь?
  • Как называлось наше государство раньше? А как сейчас называется наше государство?

С удовольствием дети разыгрывают воображаемые ситуации:

  • «Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?»
  • Если бы ты жил в XIX веке, то в твоём доме могли быть такие помещения: гостиная,  будуар,  диванная, буфетная, музыкальная, кабинет.  Для чего были предназначены эти помещения в доме?

Можно предложить и такое задание: «Напиши, к какому веку относится этот год: 1564г. - … век, 1112г. - … век, 1935г. - … век.

        Во-вторых, у учащихся нужно формировать навык работы с датами и умение соотносить дату, век, историческое лицо. 

  • «При каком из этих императоров был открыт первый учительский институт в 1817 году, если Николай I правил с 1825 года, а его старший брат Александр I с 1801 года. Застал ли это событие А.С. Пушкин, если он родился в 1799 году, а умер в 1837 году».

Такие задания можно предлагать детям в начале урока в качестве разминки.

А вот такие задания можно использовать в мини-тестах, для проверки усвоенного материала:

  1. Прочитай учебник и запиши, когда произошла Невская битва? _______
  2. Кто стоял во главе русских войск? _______________________________
  3. Прочитай учебник и запиши, когда произошло Ледовое побоище?_____
  4. Кто стоял во главе русских войск?________________________________
  5. Напиши, каким ты себе представляешь Александра Невского?

___________________________________________________________

  1. Отметь х  на ленте времени, когда произошли Невская битва и Ледовое побоище:  

  XI      XII     XIII     XIV     XVI      XVII    XVIII     XIX    XX    

        В-третьих, при работе с историческим текстом не должно быть механического, формального заучивания, пересказа. После того, как учитель познакомит ребят с историческим текстом, идет работа над его осмысливанием:

  • работа с историческими понятиями;
  • работа с датами;
  • историческое лицо, связанное с этим понятием или датой;
  • соотнесение даты и века, лица и события;
  • в качестве домашнего задания сочинение, очерк, своё мнение на изученный вопрос.

Кроссворд помогает систематизировать знания,  осмыслить их, применить в нестандартной ситуации.

Кроссворд по теме «Человек – защитник своего Отечества»

2.

3.

4.

1.

6.

5.

7.

8.

9.

10.

По  горизонтали:

  1. По преданию, Куликовская битва началась поединком русского воина  …… и татарина Челубея.
  1. Городской староста, купец, призвавший русский народ освободить Родину от  поляк.
  1. Он стоял во главе русских войск в войне 1812года.
  1. Старостиха, командующая партизанским отрядом в войне 1812года.
  1. Он возглавлял русское войско во время Куликовской битвы.
  2.  Сержант, который 59 дней оборонял дом в Сталинграде.

По  вертикали:

    2. Известный командир партизанского отряда в войне 1812года.

    4. Князь, победивший шведских и немецких рыцарей. Александр ……

    6. Князь, возглавивший народное ополчение 1612года.

    8. Князь, который всех призвал объединиться для защиты русской земли от половцев.                         

Таким образом, главная задача при работе с историческим текстом, не заполнение памяти младших школьников формальными знаниями, а формирование первичного исторического мышления.

Используемая литература:

  1. Окружающий мир: 1-4 классы.  Методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2002.
  2. Окружающий мир: 3,4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/ Н.Ф.Виноградова, 2013.