Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе
статья по окружающему миру на тему

Луценко Елена Николаевна

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.n._lutsenko_statya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как средство реализации экологического образования в начальной школе

Луценко Елена Николаевна

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 4

г. Волгоград, Волгоградская обл.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое образование.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы. Это направление включает ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основными средствами организации экологического образования учащихся в начальной школе являются: экскурсии, экологические практикумы, внеурочная работа, внешкольная деятельность, экологические ситуации на уроках, «игровая» экология.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа  лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.

В связи с этим учителями начальных классов проводятся систематические экскурсии в природу. Это важная и обязательная составная часть в экологическом образовании. Главная задача в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился. Идет процесс мышления и формирования чувств.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка. Это один из важнейших приемов, в процессе, которого формируется ценностный компонент, который призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека.

Уроки чтения, на которых изучается материал, связанный с природой, надо строить  так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составили единое целое с живой природой, воспринятой на экскурсии. Это развивает у детей творческое мышление, художественный вкус.

Решать проблемы экологии помогают работы творческого характера, в частности сочинения на тему, вытекающую из программы: о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и о будущем планеты.

Учебная деятельность имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к ее обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придать экологическую направленность

Очевидно, что многоаспектность проблем комплексной экологии вызывает необходимость построения учебных заданий с учетом принципов межпредметности (междисциплинарности) и интеграции. Принцип межпредметности позволяет согласовывать различные аспекты взаимоотношений с окружающей средой через художественное слово, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки), рисунки, творческую деятельность самих учащихся; принцип интеграции отражает в заданиях идею согласования и объединения различных сторон взаимодействия в единое целое. В сущности, задания, построенные на подобной основе, позволяют так организовать познавательный процесс, что школьники будут чаще вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В последнее время все чаще стали использоваться игры экологического содержания. В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (например, кроссворд) или же, как вариант проведения обобщающего урока. Однако эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Игры, используемые в экологическом воспитании школьников, различны по форме и содержанию: дидактические, ролевые, деловые, имитационные, игры-викторины, компьютерные; игры-упражнения (кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, анаграммы, лото, объяснения пословиц и поговорок); игры-путешествия ("Путешествие с Красной книгой по земному шару", "Вслед за водяной каплей" и т.д.); игры-соревнования (могут включать в себя все вышеуказанные виды игр или их отдельные элементы.)

Многие педагоги отмечают огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе. Кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предлагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, исследовательский, благотворительный, блок практических мероприятий и др. Тематика заданий во многом определяется сезоном года. Занятия с детьми строятся таким образом, что экологические знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Занятия кружка целесообразно проводить один-два раза в месяц. Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей первых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая  вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.

Большую роль в формировании экологического образования играют фенологические и экологические рассказы-загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включено 8-12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа. Те ошибки, которые школьники не заметили, после чтения объясняются учителем.

Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении школьников. Но мало указать на ошибки, надо, чтобы школьник объяснил, почему нельзя так себя вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь; почему нельзя убивать змей и т.п.

Описанные методические средства реализации экологического образования  решают задачу  воспитания личности младшего школьника, способной гармонично взаимодействовать с окружающей природой.

Литература

  1. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания у учащихся. Калуга, 1996
  2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. 1997. - №4
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.,- 1984.
  4. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. // Начальная школа. 1998. - №2
  5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., -1979.