Викторина "Мир под ногами"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Викторина о насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_pod_nogami.doc42.5 КБ
Файл chast1.rar2.56 МБ
Файл chast2.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Мир под ногами

(познавательно-энтомологическая викторина)

Учитель:

Камышникова Н.Ю.

Оборудование. Карточки с буквами, научно-познавательная литература, выставка книг, иллюстрации.

Условия игры. Если соревнуются команды, за каждый верный ответ – 1 балл. Если личное соревнование, игрок за ответ получает жетон (бабочку).

Раунд 1

Учитель. Сегодня поговорим об увлекательной науке, изучающей насекомых, – энтомологии. Мы перелистаем страницы знакомых вам книг, где рассказывается о насекомых.

Раунд I посвящен книге Виталия Бианки "Лесная газета". Если вы помните, в конце каждого из 12 номеров "Лесной газеты" имеется викторина, в вопросах которой подмечены любопытные приметы природы. А ответы требуют смекалки и наблюдательности. Я выбрала для вас вопросы о мире насекомых.

Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?

Дети. Насекомые, а уж после их вылета появляются мыши, для которых насекомые служат пищей.

У. Зачем грачи ходят по полю за пахарем?

Д. Пахарь плугом выворачивает из земли много насекомых, которых подбирают грачи.

У. Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются?

Д. Жуки-хрущи, майский и июньский.

У. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

Д. Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.

У. А теперь несколько вопросов о существах, похожих на насекомых, но ими не являющихся. Кто это?

Д. Пауки.

У. Сколько ног у паука?

Д. Восемь, а у жука – шесть.

У. Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала добыча?

Д. Лапкой держит паутину, прикрепленную к сетке. Муха в паутине сотрясает ее, нитка дергает паука за лапку.

У. Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?

Д. Водяной паук–серебрянка.

У. Каких пауков называют "бродягами"?

Д. Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи.

Раунд 2

Рассказ детей.

Д. Пауки-крестовики – самые искусные мастера-ткачи. Их паутина бывает не только серой, но и серебристой и даже золотистой. "А нельзя ли сплести из нее ткань?" – думали не раз люди. И однажды в Китае нашелся мастер, который сплел шелковую ткань для паутины. Он посадил паука в клетку, кормил его мухами, а паук выпускал паутинку, которую мастер наматывал на катушку. Потом из нее была соткана ткань, названная "тканью Восточного моря". Но было ее немного. Ведь получить паутинку было трудно. И все-таки в ХVII веке король Франции Людовик ХIV (его называли "король-солнце") щеголял в чулках и перчатках, сплетенных из паутины.

Позже во Франции попытались добыть паутины побольше, чтобы изготовить ткань для парашюта. Паутина легка и прозрачна. Но не хватило терпения у ткачей. Однако сами пауки пользуются своей паутиной как парашютом. Маленькие паучата выползают на лист, выпускают длинную паутинку, ветер подхватывает ее, и паучок летит, как маленький путешественник.

У. Внимание, у нас игра "Поле чудес". Ваша задача расшифровать названия бабочек.

На доске:

1. Красивая бабочка, имеющая воинское звание.                                                

2. Бабочка, которая из всех трав отдает предпочтение крапиве.                                                                        

Д. В первом случае это "адмирал", а во втором – "крапивница".

У. О ком говорится в стихотворении Шибаева "Взялись за руки друзья"?

Однажды по темному лесу

Пошли погулять вечерком

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

В лесу разбрелись. Угощались

Кто вкусной корой, кто грибком –

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

Но вот прилетела пичужка,

И в рот ей пошли – целиком –

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

У. О ком же говорилось в стихотворении?

Д. Вероятно, о каких-то насекомых.

У. Да, это не названия профессий прозвучали, а названия, которые дали ученые некоторым насекомым. Рассмотрите иллюстрации с изображениями этих и других насекомых с любопытными названиями.

А теперь давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь – со слонами, носорогами, оленями, медведями – уместился на столе?

Д. Не знаем.

У. Конечно, можно, так как этот зоопарк будет состоять из насекомых.

Жук-олень – разветвленные усы-рога.

Бабочка-медведица – ее личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерстью.

Жук сосновый слоник – сильно вытянутая голова его напоминает хоботок.

Муравьиный лев – личинка его устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.

Раунд 3

У. Вспомним насекомых, с которыми повстречались на страницах любимых книг. В кого превращался князь Гвидон в сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане"?

Д. В комара, муху и шмеля.

У. Один из лесных докторов, лечивших Буратино, – насекомое. Назовите его.

Д. Богомол.

У. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он?

Д. Майский жук.

У. В книге Киплинга "Маугли" Маленький Народ не любил запаха человека. Что же за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натерся диким чесноком.

Д. Маленький Народ – это дикие пчелы. Маугли натерся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчел в тот момент, когда он убегал от красных собак.

У. В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге Медведева "Баранкин, будь человеком!"?

Д. В бабочек: махаона и капустницу, в муравьев.

У. В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, как самолет, а трава на берегу лужи – высокой, как зеленая стена леса?

Д. В книге Д. Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали".

У. Это был последний раунд. Пока жюри подводит итоги, я хотела бы познакомить вас с книгой Бульванкера "От кота до кита". Она рассказывает о памятниках, поставленных животным. Среди них есть памятники и насекомым. Например, в Польше и в Японии существуют памятники пчелам. Как вы думаете, за что их поставили, какие заслуги у пчел?

Ответы детей.

– А вот самый, пожалуй, неожиданный памятник стоит в США, в штате Алабама. Это фонтан, изображающий богиню плодородия Цереру. В руке она держит чашу с бронзовым жуком-долгоносиком. А на цоколе фонтана имеется надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь: "В знак глубокой признательности долгоносику за указанный путь к благополучию воздвигнут этот памятник гражданами города Энтерпрайз, штат Алабама, США". Оказывается, много лет назад жуки привели в негодность целые поля хлопка, выращиваемого местными фермерами. Замученные фермеры перестали травить свои поля ядохимикатами, вместо хлопка они принялись сажать арахис, начали снимать богатые урожаи и разбогатели. Вот как фермерам "помог" долгоносик.

Подведение итогов

Поздравление победителей. Просмотр книг с выставки

Интернет ресурсы: http://out-of-school.area7.ru/?m=3886

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1416326.html



Подписи к слайдам:

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа- насекомые. У нас четыре конечности- у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха- уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Все очень интересны.Наука, изучающая насекомых, называется энтомология.
Викторина начинается
1 раунд
Насекомые в рассказах В. Бианки
Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые?
Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, длякоторых насекомые служат пищей
Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
В земле много червей и насекомых
Зачем галки и скворцы «катаются» верхом на коровах, овцах и лошадях?
Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и ихличинок из шерсти животных
Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются?
Майский жук
Июльский жук
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него
Куда осенью исчезают бабочки?
Большинство из них гибнет с первыми холодами.Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях заборов, домов.
2 раунд
Паучки
Пауки очень похожи на насекомых, но ими не являются.
Сколько ног у паука?
Восемь. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног.


Подписи к слайдам:

Как паук- крестовик, сидящий в засаде , узнаёт, что к нему в паутину попала добыча ?
Он лапкой держит туго натянутую ниточку-паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу?
Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?
Водяной паук-серебрянка
Каких пауков называют «бродягами»?
Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи
3 раунд
Поле чудес
Бабочки
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле!Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльевпоистине сказочная.Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках.Имена у них очень красивые: Апполон, Икар, Гектор, Психея…
Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Имя этой бабочки связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
к
а
п
у
с
т
н
и
ц
а
Эта бабочка разноцветная : основной цвет –серо-голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера.
Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера.
п
е
с
т
р
я
н
к
а
5 раунд
Насекомые в сказках и фантастических рассказах
В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»
КОМАР
МУХА
ШМЕЛЬ
Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино
БОГОМОЛ
Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым.Назовите его.
МАЙСКИЙ ЖУК
В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева«Баранкин, будь человеком!»
МАХАОН
КАПУСТНИЦА
МУРАВЕЙ
В книге Р.Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека .Что за насекомые скрываются под этим названием?
Дикие пчёлы
В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, « как самолёт, а трава на берегу лужи –высокой, как зелёная стена леса»?
Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
4раунд
Пойми меня
Один человек от команды выходит за дверь. Каждая команда получает задание –слово (насекомое)За 1 минуту команда должна написать слова- ассоциации,связанные с этим насекомым.Выбранный ученик отгадывает название этого насекомого по словам, которые называют члены команды.
1 тур
Комар
Бабочка
Муха
Не забывайте беречь и охранять это маленькое чудо!
Используемая литература:
1. В Бианки «Лесная газета»2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г.3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г.4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г.5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г.6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г.9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве М. Из-во МГУ 2000 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что у нас под ногами?

Окружающий мир. 1 класс. Презентация к теме "Что у нас под ногами?" по учебнику А.А.Плешакова....

Что у нас под ногами

Урок по окружающему миру в 1 классе....

Конкурсная программа "Ноги".

Подборка шуточных конкурсов для ног....

Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет...

Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет...

Учебно-исследовательский проект "Лекарство у нас под ногами"

Лазебная Анна представила проект на Районном конкурсе детских учебных проектов и заняла 2 место....