Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны и загадки природы"
    компьютерная программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Арсланова Русалина Руслановна

    Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру для 2 класса "Тайны и загадки природы" научно-познавательного характера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_v_d_nauchno_-_poznavatelnoe_napra.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Челябинский педагогический колледж №1

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    ПО НАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

    «ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ».

    2 КЛАСС


                                                                                                                   


    Автор-составитель: 

                                                                                                            Арсланова Русалина

                                                                                                                 

    г. Челябинск

    2014

    Содержание

    1. Актуальность.

    1. Цели программы.

    1. Задачи программы.

    1. Тип и вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

    1. Сроки реализации программы.

    1. Формы и режим занятий.

    1. Содержание программы.

    1. Учебно-тематический план.

    1. Список литературы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Наличие в современном мире безграничного информационного пространства,  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

    Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.  

    Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

    При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

    Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

    Наличие материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника, автобусы), дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

     

    Цели программы

    Образовательные

    • Формирование устойчивого познавательного интереса.

    • Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

    Развивающие

    • Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.

    • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

    Воспитательные

    • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

    • Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

    Задачи

    • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;

    • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

    • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды;

    • Расширение кругозора учащихся;

    • Развитие их воображения и эмоциональной сферы;

    • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

    • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

    Программа рассчитана на один учебный год

    (1 час в неделю).

    1 год обучения (2 класс) – 34 часа

    Занятия проводятся 1 час в неделю.

    • групповая работа;

    • экскурсии;
    • классные часы;
    • Беседы, викторины;
    • Коллективные творческие дела;
    • Экскурсии, поездки, походы;
    • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
    • Ролевые игры
    • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

    СТРУКТУРА КУРСА

    Содержание программы 1 год обучения

    1. Введение (1 ч)

    Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

    Путешествие как способ познания мира

    1. Открываем новый мир с помощью карты (4 ч)

    Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?

    Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

         3.   Кто появился раньше человек или динозавр.  (5 ч).

    Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

    Почему люди не летают?

    Крокодилы – потомки динозавров

    Какое животное первым появилось на суше?

    А дышат ли черепахи?

    Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии:  в геологический музей.

         4.  А что же у нас под ногами или тайна камней. (4 ч).

    Когда были открыты драгоценные камни?

    Что такое песок?

    Малахитовая шкатулка. Почему малахит столь популярен в литературе?

    Как образуется золото?

    5.  Загадки растений (5 ч).

    История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

    Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

    Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

    Почему крапива жжется?

    Как растет банановое дерево?

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

         6.  Эти удивительные животные (3 ч).

    Как выглядят потомки волка.

    Как животные предсказывают погоду или как животные спасают людей

    Кошки гуляют сами по себе с древнейших времен,  как давно поют они песни?

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

         7.  Планета насекомых (4 ч).

    Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

    Как пауки плетут свою паутину?

    Что происходит с пчелами зимой?

    Правда ли что у многоножки сто ног?

    Охрана насекомых.

    Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

         8.  Загадки под водой и под землей (6 ч).

    Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

    Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки  забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

         9.  Как животные защищаются (2 ч)

    Основные средства защиты животных. Что же такое мимикрия?

         10.  Заключение (1 ч)

    Что мы узнали и чему научились за год.


    Формы диагностики

    • результаты олимпиад;

    • участие в научно-практических конференциях

    Предполагаемые результаты по окончанию работы по данному курсу.

    -  уметь принимать информацию;

    - уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения;

    -  уметь работать со справочной, энциклопедической  и научно-популярной  литературой;

    - знать способы поиска ответов на поставленные вопросы;

    - видеть красоту в природе;

    - видеть загадки в природе и находить на них ответы;

    - уметь работать по карте;

    - уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Календарно – тематическое планирование

    1 года обучения

    № п/п

    Раздел программа, темы занятий

    кол час

    содержание

    дата

    1

    Введение

    Вводное занятие

    1

    Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий

    2

    Открываем новый мир с помощью карты

    4

    Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?

    Какая страна самая маленькая в мире?

    Как древние находили путь? Практические работы с картой.

    3

    Кто появился раньше человек или динозавр?

    5

    Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

    Почему люди не летают?

    Крокодилы – потомки динозавров.

    Какое животное первым появилось на суше?

    Как черепахи дышат под водой?

    Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии:  в геологический музей.

    4

      А что же у нас под ногами или тайна камней.

    4

    Когда были открыты драгоценные камни?

    Что такое песок?

    Малахитовая шкатулка. Почему малахит столь популярен в литературе?

    Как образуется золото?

    5

      Загадки растений

    5

    История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

    Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

    Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

    Почему крапива жжется?

    Как растет банановое дерево?

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

    6

     Эти удивительные животные

    3

    Как выглядят потомки волка.

    Как животные предсказывают погоду или как животные спасают людей?

    Кошки гуляют сами по себе с древнейших времен,  как давно поют они песни?

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

    7

     Планета насекомых

    4

    Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

    Как пауки плетут свою паутину?

    Что происходит с пчелами зимой?

    Правда ли что у многоножки сто ног?

    Охрана насекомых.

    Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

    Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

    8

    Загадки под водой и под землей

    6

    Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

    Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки  забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

    9

    Как животные защищаются

    1

    Основные средства защиты животных. Что же такое мимикрия?

    10

    Заключение

    1

    Что мы узнали и чему научились за год

    Список литературы

    Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

    Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. М., 2000. 240 с.

    Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

    Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

    Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

    Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 2007.

    Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984 Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

    Они должны жить. М., 1984.

    Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

    Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

    Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".

    Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к сре...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

    Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

    Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

    Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

       Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...