Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гончаренко Наталия Анатольевна

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройденного материала, а так же во внеурочное время. Данный урок можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики и в качестве повторения полученных знаний. Урок направлен на изучение тем в раздел «Космос». Формирует потребность узнавать новый материал, учитель помогает детям формировать коммуникативные навыки, организует работу так, чтобы дети заинтересовались этой темой. Урок направлен на реализацию индивидуального подхода, а в центре внимания- учебные потребности ребенка. У детей развиваются универсальные учебные действия. Учащиеся планируют свою работу, прогнозируют результаты, контролируют и оценивают себя. Возникает потребность пользоваться дополнительными источниками информации (Интернет и дополнительная литература) А так же формируют личностные качества: самоопределение, развитие познавательных интересов, развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству, оказание помощи и сопереживание. Формируются коммуникативные универсально учебные действия: способность принять точку зрения других людей, развивается умение работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Космос глазами детей» 2 класс.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Основные цели:

1) сформировать у учащихся представление о космосе;

2) познакомить с профессией космонавта;

3) сформировать у учащихся опыт УУД на основе метода рефлексивной самоорганизации в учебной деятельности;

4) тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, умение наблюдать, выдвигать гипотезы; развивать внимание, память, мышление, речь, коммуникативные качества, познавательный  интерес.

5) посетить школьный музей.

    Материал к уроку:

    Демонстрационный:

      Карточки для схемы со словами:

Космос                                  

Планеты

Профессии

Луна

Земля

Астроном

Гагарин

Сатурн

Юпитер

Уран

Венера

Нептун                                                                                                      

Меркурий

Марс

Земля

Плутон

Солнце

Звезды

Звездочёт

Ложемент

                                                   

                                                        Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Дети входят в школьный музей. Музея авиации и космонавтики им. Ю.А. Гагарина.

-Посмотрите, как много интересного вокруг вас.

-Какое настроение у вас сегодня? (Хорошее.)

 Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

Значит, у нас все сегодня  получится.

-Скажите, а вы загадки любите? (Да.)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.    

(Космос)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?  ( О космосе.)

Сегодня мы скучать не будем. Мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о  космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней.

-Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать для чего нам это надо? ( Выбор целей урока.)

2. Целеполагание.

I. Расширить знания о Солнечной системе.

II. Расширить знания о звездах и планетах.

III. Расширить знания о космосе.

IV. Узнать о космонавтах.

V. Посетить музей.

VI. Рассмотреть экспонаты.

3. Актуализация  знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Я предлагаю начать экскурсию с блицопроса.

-Что такое космос? (Вселенная. Пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы, со всеми присутствующими в нем объектами )

На доске открывается карточка  КОСМОС.

-Какие небесные тела находятся в космосе? ( В космосе находятся звезды, планеты, астероиды, кометы ) Земля, Луна, Солнце это….. (космические тела )

Учитель открывает постепенно схему.

-Назовите спутник земли(Луна)

-Что такое звезды? ( Огненные шары, вблизи похожие на Солнце. Они настолько горячие, что светятся ослепительно ярко. )

 -Что образуют солнечную систему? (солнце, вращающие вокруг него планеты со своими спутниками)

 -Ближайшая к земле звезда это….(солнце)

-Что вращается вокруг Солнца? Планеты.

-Что в переводе означает «планета»? («блуждающая звезда»)

-Сколько планет вы знаете? (Ответы детей)

Пробное действие.

-Какое задание вы сейчас получите?

- Для чего вы его получите? (Чтобы мы сами поняли, все ли мы знаем)

(Учитель предлагает из предложенных карточек выбрать только те, которые соответствуют названиям планет.)

-Назовите науку, изучающую космические тела? (Астрономия)

-Что вы можете рассказать об астрономах?

Астрономы - люди, изучающие звёзды. Наука о звёздном небе называется астрономией. Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.

-Так сколько всего планет мы знаем? (8)

-А вы говорили 9. Называли планету Плутон. Оказывается, что на Международном совете астрономов в Праге принято решение исключить Плутон из категории планет. После горячих споров ученые сошлись во мнении, что он не соответствует этому статусу, поскольку имеет небольшой размер и неправильную форму орбиты, которая пересекается с Нептуном, и его следует перевести в группу планет-карликов

В процессе работы на доске появилась схема:

                                    Звезды

                                    Солнце                                 Профессии

                                                                                  Астроном

                                                                                   Звездочёт

                                     КОСМОС                            Космонавт

Планеты                                               Спутник

Меркурий

Земля                                                        Луна

Венера                                      

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

-Как вы думаете, мы все знаем о космосе?

-Есть еще то, что нам предстоит изучить?

4. Работа над содержанием урока

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездного неба? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

- Назовите планеты гиганты? (Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун)

- Назовите планеты земного типа? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

- Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

Физкультминутка.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

-Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства.

Презентация «Ю.А. Гагарин»

Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в нашей стране, которая раньше называлась СССР, 4 октября 1957 года. Но все, же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили не человека, но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

Второй спутник вышел в космос  с пассажирами на борту - четвероногие разведчики Белка и Стрелка полетели в космос.

Кроме  них летали в космос белые крысы и мыши, все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя   бы некоторое время.

12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль "Восток", на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным.  18 марта 1965 г. другой космонавт  А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Среди космонавтов есть женщины. Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт.

Космонавты продолжают дело Ю.А.Гагарина. Их сейчас много, но первым был Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

( Космонавты - мужественные люди, ответственные, которые могут находиться в космосе многое месяцы, годы.)

Космонавты должны пройти медицинское обследование. Возраст должен быть 25-30 лет.

Рост не более 170 сантиметров. Вес не более 72 килограммов. Космонавт обязан обладать быстротой реакции, физической выносливостью, психической уравновешенностью.

 9 декабря 1959 г. Ю.А.Гагарин написал заявление, с просьбой зачислить его в группу космонавтов. Через неделю Юрия вызвали в Москву для медицинского обследования. Отбор был очень строгий. Из 20 кандидатов комиссия выбрала Ю.А. Гагарина

12 апреля 1961 г. В 09:07 с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток-1». Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, о том, что в Советском союзе выведен на орбиту вокруг земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля спутника являлся лётчик-майор Ю.А.Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли, на 108 минуте полёта, корабль завершил полёт.

 Ю.А.Гагарин (по плану) катапультировался, капсула и космонавт спускались отдельно.

На Земле, первыми Гагарина встретили жена лесника и её шестилетняя дочка.

Вскоре прилетел военный самолёт. На месте посадки первому космонавту была вручена его первая награда «За освоение целинных земель».

Вся страна встречал первого советского космонавта с цветами! Весь мир узнал великого человека – Юрия Алексеевича Гагарина!

Гагарин награждён 10 орденами и более 16 медалями.

-А чем питаются космонавты? ( Пища космонавтов:  маленькие буханочки хлеба на один укус,  чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки.)

- Давайте, рассмотрим космонавта.

-Как называется одежда космонавта?  ( Ответы детей)

На нем скафандр. Это одежда космонавта. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

- Посмотрите, на чем сидит космонавт?

-Как называется это «кресло»?

У космонавтов тоже есть ложе, вернее ложемент.  Он необходим для равномерного распределения нагрузок по поверхности тела, чтобы обезопасить его при ударе о землю во время приземления. Ложемент – индивидуален. Делается точно по фигуре конкретного человека. Сначала с фигуры космонавта делают гипсовый оттиск и по этой форме отливают металлическое ложе, напоминающее «ванночку».  Это и есть ложемент.

-Кто хочет посидеть в этом ложе?

-Какие  у вас ощущения?

В Москве есть необычный монумент — одиннадцатиметровая космическая ракета, вознесённая на стометровую высоту. Опирается она на покрытый блестящими титановыми пластинами «шлейф». В основании его располагается Мемориальный музей космонавтики. А мы провели урок в школьном музее космонавтики. Наш  классный музей – это ваши рисунки и поделки. Приглашаю вас рассмотреть их еще раз.

5. Рефлексия.

-Чему был посвящен урок?

-Где прошел урок? (В школьном музее космонавтики)

-Что нового вы узнали?

-Над чем надо еще поработать?

-Мы начали урок с разговора о настроении. Какое настроение у вас сейчас?

-Оцените работу класса.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Наш  классный музей – это ваши рисунки и поделки. Приглашаю вас рассмотреть их еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация "Настоящее глазами эколога".

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения; развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...

Учитель и школа глазами ребенка и родителя

Материал посвящен проблеме несоответствия ожиданий будущих первоклассников и их родителей с реалиями современной школы.Произведен анализ анкетирования детей и их родителей....

Литературный сборник "Мир глазами ребенка"

В сборник вошли рассказы и стихи учащихся 4 б класса МБОУ СШ №2 г. Сычевки Классный руководитель: Беляева Ж. М....

Урок "Современная семья глазами ребенка".

Семья – это источник эмоциональной, психологической поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями и чувствами. И именно р...

Конспект урока на тему " Я ребенок. Я - гражданин!"

Конспект урока по окружающему миру (4 класс).Тема "Я ребенок. Я - гражданин!"...