Урок окружающего мира. Тема : Границы России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Перегудова Елена Федоровна

 

 

 

Тема : Границы России

 

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира»

 

Задачи урока:

 

  1. Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.
  2. Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).
  3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
  4. Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.
  5. Воспитывать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, проводимого в 4В класс

Учитель Перегудова Елена Федоровна

Тема : Границы России

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира»

Задачи урока:

  1. Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.
  2. Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).
  3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
  4. Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.
  5. Воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятие «сухопутная граница» через анализ  текста; находить и показывать страны мира на политической карте; получат возможность научиться давать характеристику странам четко следуя инстркуциям.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .

Регулитивные

Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .

Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные

Общеучебные действия: работают с картой в учебнике.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.

Средства обучения: учебник, карта, интернет.

Тип урока: получение новых знаний.

Основные понятия: сухопутная граница, «соседи».

Ход урока.

Этапы урока.

Формируемые УУД

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст и дополните его необходимыми словами.

Страна в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город в котором живу я ______________________.

Читают текст.

Проверяют выполнения задания по цепочке.

 Актуализация знаний. Целеполагание

Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

Навыки оценивания работы одноклассников.

Самооценка.

1.1. Актуализация знаний

 

- Покажите границу Российской федерации на карте.

- Чем вы воспользовались,  чтобы правильно показать границу России?

- Где проходит граница России на карте?

- Работа в парах.

- Откройте учебник на с.70-71.

- Что вы видите на этих страницах?

- Выполните инструкцию, которая дана в ваших листочках под №2.

  На Физической карте России найди и назови соседу по парте моря, которые омывают ее берега в Европе, а он назовет те моря, которые омывают берега России в Азии.

- По какому критерию будем оценивать выполненную работу?

1.2. Определение темы урока и целеполагание

- Ответьте на следующий вопрос: кого называют соседом?

- А как вы понимаете значение слова соседний?

- Кто из вас уже сможет определить тему нашего урока?

- Кто является соседями нашей страны?

- 1 вариант откроет оглавление и прочитает название новой главы и тему нашего урока.

- Кто сможет определить цели урока.

 

 

1.1.

- Показывают на карте.

- Условными обозначениям.

- Выполняют задание.

1 вариант: Баренцево море, Карское море, Балтийское море, Черное море.

2 вариант: Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское море, Чукотское море, Беренгово море, Охотское море, Японское море.

- Проверка выполненной работы.

- Оценка работы на листочках шкалой правильности.

- Ответы детей:

человек, который живет вблизи, рядом с кем-нибудь;

человек, который занимает ближайшее к кому-нибудь место, сидит рядом.

- Расположенный вблизи, рядом с кем-чем-нибудь.

- Россия и ее соседи.

- Страны, живущие по соседству с Россией и имеют общую границу.

- Путешествие по странам мира.

Границы России.

- Узнаем о странах, которые имеют с Россией общую границу.

II Изучение нового

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Навыки делового партнерского общения.

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

Извлекать необходимую информацию из заданий учебника

2.1. Фронтальная работа с.72.

- Какие символы есть у каждого государства?

- Что еще есть у каждой страны?

- Какой материк считают самым густонаселенным?

- Каким образом Миша Иванов предлагает вам знакомиться со странами, граничащими с Россией?

- Где будет проходить граница?

2.2. Подготовка к групповой работе.

- Знакомиться со странами вы начнете в мини группах. Каждой группе достанутся разные страны, но алгоритм выполнения работы будет одинаков.

- Вспомним правила работы в группах.

- Получите задание.

- Посмотрите инструкцию.

- По каким критериям будем оценивать работу каждой группы?

- Чтобы познакомиться с достопримечательностями страны, где можно больше получить информацию?

2.3. Самостоятельна работа в группах.

1 группа – Норвегия с.73

2 группа – Финляндия с.73

3 группа – Страны Прибалтики с.74

4 группа  - Белоруссия и Украина с.74-75

5 группа – Азербайджан и Грузия с.76

6 группа – Казахстан с.77

- С севера на запад.

- Сухопутные.

 

- Определяют критерии:

  • названа ли страна;
  • правильно показано расположение страны на карте;
  • указана ли столица,
  • названы ли главные достопримечательности.

- В интернете.

- Норвегия, столица Осло, символ города ратуша, которая украшена скульптура любимых героев скандинавских мифов.

- Финляндия, столица Хельсинки,

- Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс.

- Белоруссия – Минск

  Украина – киев

- Азербайджан – Баку

  Грузия – Тбилиси

- Казахстан – Астана - Астана

III Закрепление

.

.

3.1. Проверка выполнения задания

- Откройте тетрадь на печатной основе на с.33.

По мере знакомства со странами будем заполнять таблицу в тетради.

 (заслушиваются ответы, сравнивают, аргументируют)

Итог урока.

Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

1. Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке.

- Какие цели ставили вначале урока?

- Как добивались этих целей?

- Положите перед собой «лист самооценки».

- Оцените свою деятельность.

1.Оценивание и рефлексия своей деятельности.

   

Лист самооценки

Деятельность на уроке

Критерии

Балл

Ученик

Учитель

Работа в группе

4

Работа в парах

3

Работал активно, аргументировал свой ответ

5

Не всегда высказывал свою точку зрения, не был активен на протяжении всего урока

2

Был пассивен на уроке

0

Итого

Критерии

Отметка

13-15 баллов

5

8-12 баллов

4

5-8 баллов

3

Менее 5 баллов

Подтянись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Государственная граница России»

Цели деятельности учителя:- знакомство с понятием «государственная граница» и ее значением.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять государственную границу на суше, на море, в ...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Ближайшие соседи России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний работы с картой; формирование представлений о ближайих соседях России. Планируемые результаты Предметные: знать как работать с картой; страны соседей Рос...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...