Виртуальная экскурсия "Овеянный славой Российский флаг"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данная экскурсия предназначена для детей 4-5 классов, которая поможет расширить  исторические знания и представления о государственной символике(флаге) Российской Федерации.

     Цель экскурсии:

- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики  (флаг)  как воплощения социокультурного контекста России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oveyannyy_slavoy_rossiyskiy_flag.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:http://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

1.        Пояснительная записка                                                                          С.3

2.        Общие методические указания                                                             С.3

3.        Технологическая карта  экскурсии                                                       С.4

4.        Карта – схема экскурсионного маршрута                                            С.5

5.        Текст экскурсовода                                                                                 С.6

6.        Викторина                                                                                                С.8

7.       Рефлексия                                                                                                 С.8

 

8.         Портфель экскурсовода (электронное приложение)                                                                        

Пояснительная запискаhttp://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

   В России точкой отсчета отечественной государственности традиционно считается 862 год.  В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.  Большинство отечественных историков восемнадцатого и девятнадцатого веков также считали  «призвание варягов» начальным событием Российской государственности.   21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I,  согласно которому  862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности»  Указ был принят к исполнению Министерством народного просвещение, таким образом, несколько поколений россиян с детства усвоили летописную версию образования своего государства.

    Данная экскурсия предназначена для детей 4-5 классов, которая поможет расширить  исторические знания и представления о государственной символике(флаге) Российской Федерации.

     Цель экскурсии:

- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики  (флаг)  как воплощения социокультурного контекста России.

       Задачи:

-  развитие национального самопознания и гражданственности;  

- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;  

- воспитание в себе высоких нравственных начал.

    Вид экскурсии: виртуальная экскурсия, учебно – тематическая.

    Методы экскурсионной работы: метод показа, демонстрации, рассказа, беседы, приемы сравнения,  зрительной реконструкции, игровой метод.  

Общие методические указания

Длительность экскурсии  40 мин

Вступление                                                                                                     5 мин

История и эволюция Российского флага                                                    25 мин

Викторина                                                                                                       5 мин

Заключение                                                                                                      5 мин

Технологическая картаhttp://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

Маршрут экскурсии

Объекты показа

Продолжительность экскурсии

Наименование подтемы, перечень основных вопросов

Методические указания

2012 год- год Российской истории

Слайд 1

  1мин.

Приветствие, вступительное слово педагога.

Педагог сообщает о теме экскурсии

«Повесть временных лет…»

Слайд 2-7

5 мин.

Происхождение земли русской.

Дается историческая справка  об  истинном зарождении Российского государства.

Символы государства

Слайд 8

2 мин.

Гимн, герб и флаг.

Рассказ  об одном из символов российского государства – это флаг.

Знамена Древней Руси

Слайд 9

3 мин.

История хоругва.

При раскрытии темы рассказывается  о  значение слово хоругвь.

"Великий стяг" Ивана Грозного.

Слайд 10

3 мин

Историческая справка

Рассказывает о происхождении «Великого стяга» Ивана Грозного

Флаги Петровской эпохи

Слайд 11

4 мин

Бело – сине- красный флаг, Андреевский флаг

Рассказ сопровождается показом флага Петровской эпохи

Красное знамя

Слайд 12

4 мин

История красного знамени

Рассказ о временных рамках возникновения красного знамени

Современный флаг Российской Федерации

Слайд 13

5 мин

Сочетание цветов флага, размер.

Рассказывает о флаге Российского государства

Заключение

Слайд 14

4 мин

Почетные места для флага

Рассказывает о значимости флага во время принятия иностранных гостей

Викторина

Слайд15

5мин

Вопросы викторины

Отвечают участники экскурсии на вопросы

Рефлексия

Флажки и карта

2мин

Участники экскурсии заполняют карту

Текст экскурсииhttp://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым  2012 год является Годом российской истории. Этот год посвящен 1150-летию зарождения Российской государственности. В России точкой отсчета отечественной государственности  считается 862 год.  Из  Повести временных лет мы узнаем об  истинном зарождении Российского государства.

     «…В год 6370 (862).  Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,— вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик, в И от тех варяг прозвалась Русская земля»...   В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы – официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг. Сегодня мы узнаем об одном из символов российского государства – это флаг. Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означает сжигать, озарять, гореть. Наиболее древнее название флага – стяг. Оно сохраняется и в наше время.

В Древней Руси стяги могли быть различной формы. Очень распространены на Руси  хоругви. В русском языке «хоругвь» имеет несколько значений.

        Хоругвь — воинское знамя. Имело распространение в Древней Руси и у славянских народов других стран, а также в казачьих войсках (известна также под названием хорунка). Носитель военной хоругви — хорунжий.

        Хору́гвь — религиозное знамя, используется в православной и восточно-католических церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Носитель церковной хоругви — хоруговник.

Хоругви иногда делались из металлов с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти. Матерчатые хоругви чаще всего вышивают золотом по парче или бархату. Древки хоругвей обычно деревянные и высокие, иногда (при большом весе хоругви) имеют приспособления для несения вчетвером.

 Развитие и эволюция знамен имеет в России богатую и самобытную историю.

    Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму "брусничного цвета", у откоса дополнительно кайма "макового" цвета. Великий стяг – главное царское знамя в 16-17 вв. Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.

По указу Петра I  с 1693 года на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг: "...на синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия". Позднее, в 1705 году, царь издал указ поднимать этот флаг на торговых судах, а на военных судах – Андреевский флаг (голубой крест на белом поле).

Российский триколор (бело-сине-красный) – государственное знамя Российского государства в 1883-1914 и 1917 гг. В 1914-1917гг. в государственном знамени были объединены бело-сине-красный и черно-желто-белый триколоры. На этом завершается история Российских знамен периода Российской империи. Российский истории, но со временем стал настоящим национальным знаменем.

Русская революция 1905г., а затем и Февральская революция 1917 г. осуществлялась под красным знаменем. Красный цвет стал символом рабочего класса. В октябре 1918 г. красный флаг был поднят над Кремлем. Использование бело – сине- красного флагов было  строго запрещено.http://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

 В декабре 1923 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик, и в 1924 г. Конституция СССР утвердила флаг СССР: красное полотнище с эмблемой - серпом и молотом - и пятиконечной звездой. Вскоре серпы и молоты появились и на флагах союзных республик. Советское знамя имело достойную историю, оно стало знаменем Победы нашего народа во Второй Мировой войне. Именно оно стало основой современного Знамени Победы Российской Федерации.

Но красный флаг не пережил Советского Союза: 8 апреля 1991 г. правительственная комиссия одобрила возвращение трехцвета. 21 августа 1991 г. на чрезвычайной сессии Верховный Совет РСФСР признал бело-сине-красный трехцвет официальным флагом Российской Федерации. Трехцвет во второй раз стал государственным флагом.

Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

Был побежден народный враг

Народную рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собой -

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.

Сейчас наш флаг трехцветный.

напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг.

В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.

Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту.

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Флаг вывешивается на государственных учреждениях.

Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг необходимый атрибут.

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

http://www.delo.spb.ru/images/catalog/big/012888.jpg

Викторина

1.        Как назывались флаги в Древней Руси?

2.        Российский триколор, что означают его цвета?

3.        Когда принят новый флаг Российской Федерации?

4.        Какой флаг прославил военный флот России?

5 .       Где устанавливается флаг РФ?

 Рефлексия: на доске расположена карта схема маршрута экскурсии. У ребят в руках маленькие флажки России, которые прикрепляются к той остановке маршрута, которая больше всего запомнилась, объясняя свое решение.

Библиографический список использованной литературы

  1. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост.М.А. Козлова.-3-изд. перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  2. Н. Тихонов. Стихи//Библиотечка русской советской поэзии. – М.: Художественная литература, 1967.
  3. Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997.
  4. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика” автор: Б.Н. Серов. – М.: “Вако”, 2005.

Интернет - ресурсы.

  1. http://www.hrono.info/biograf/bio_i/ivan1kalita.php
  2. http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=487

 

                                         

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Российский флаг"

Цель данного занятия- приобщать детей к культуре русского народа, знакомить с происхождением Российского флага, воспитывать патриотические чувства....

Классный час «История российского флага».

Задачи:- Познакомить детей с историей российского флага;- развивать у детей патриотические, дружеские чувства;- воспитать любовь к Родине и историческому прошлому страны.Цели: - формирование пре...

Классный час "День российского флага и герба" 4 класс

Презентация "День российского флага и герба"  выполнена для проведения классного часа в 4 классе. Начало занятия - беседа о важных символах нашего государства. Ответы детей, их предположения уточ...

"История Российская флага"

презентация по воспитательной рабате...

Российский флаг

Классный час в 3 классе...

История Российского флага

презентация "История Российского флага"...

Классный час "Российский флаг" 1-2 класс

Цель:  способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания....