окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №7», фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом.
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Изучение окружающего мира направлено на решение следующих задач:
Предметные– способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
метапредметные -способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире,
- способствовать формированию общеучебных умений ( выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, - понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);
- способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
личностные -способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
Место предмета в базисном учебном плане
Объем программы: Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2 часа в неделю).
В программе 1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
В 1 классе это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье».
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».
В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса ( в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Содержание курса.
№ | Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||||
Знать | Уметь | ||||||
1 | Ты- первоклассник. | Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | 4 ч | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | выполнять правила поведения; применять правила дорожного движения; | |
2 | Твои друзья-взрослые и дети. | Правила общения, дружеские отношения | 6 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения. | использовать в процессе общения основные правила этикета; строить диалог со взрослыми и сверстниками; | ||
3 | Твоё здоровьё . | Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика. | 7 ч | Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. | выполнять режим дня; соблюдать правила гигиены; | ||
4 | Мы и вещи. | Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение | 4 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность. | выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда | ||
5 | Родная природа. | Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга | 25 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга. | различать живую и неживую природу; различать сезонные изменения в природе; ухаживать за комнатными растениями; различать виды животных | ||
6 | Родная страна. | Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество | 19 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. | рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы; знать символику страны; знать полное имя, домашний адрес; |
Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы:
1 класс | |
По программе | 66 ч |
Количество часов в неделю | 2 ч |
Содержание курса.Человек и природа | 29 ч |
Человек и общество | 35 ч |
Резерв | 2 ч |
Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 66 ч. Количество часов в неделю – 2 ч.
Количество часов в I четверти – 18 часов; Количество часов во II четверти – 14 часов;
Количество часов в III четверти - 19 часов; Количество часов в IV четверти - 15 часа;
Формы организации учебного процесса:
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
Дано | ||
Человек и природа | Времена года | 12 ч |
Природа вокруг нас | 8 ч | |
Природа неживая и живая | 6 ч | |
Человек – часть природы | 1 ч | |
Тело человека | 2 ч | |
Итого: | 29 ч | |
Я - школьник | 7 ч | |
Человек и общество | Правила безопасной жизнедеятельности | 6 ч |
Моя Родина | 7 ч | |
Родной край – частица Родины | 3 ч | |
Человек – член общества | 3 ч | |
Значение труда для человека и общества | 5 ч | |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 4 ч | |
Итого: | 35 ч | |
Резерв: | 2 ч | |
ИТОГО: | 68 ч |
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, хозяйство по выращиванию цветов и т.п..Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).Практические работы. Используется фронтальная,групповая,индивидуальна работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе.
№ п/п | Наименование тем и уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся | Использование ИКТ, проект |
1 | I четверть Ты первоклассник. Урок-экскурсия. « Нас окружает удивительный мир» (4-5) | 10 1 | Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям ПУУД |
| |
2 | Урок-игра. «Давай познакомимся» (6-7) Диагностическое обследование. | 1 | Учатся логически мыслить, сравнивать предметы, обобщать ПУУД | ||
3 | Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11) | 1 | Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД | ||
4 | Правила поведения в школе (12-14) | 1 | Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей РУУД | ||
5 | Родная природа Урок-экскурсия. Сентябрь – первый месяц осени (15-17) | 26 1 | ПУУД, КУУД Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений, задавать вопросы | ||
6 | Что нам осень подарила (18-20) | 1 | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ-ых признаков ПУУД | ||
7 | Родная страна Семья (23) | 17 1 | КУУД Допускать возможность высказывания разных точек зрения | ||
8 | О маме и бабушке поговорим … (24-25) | 1 | Удерживать учебную задачу, строить рассуждения в форме простых суждений ПУУД | ||
9 | Любимые занятия (26-28) | 1 | осуществлять дифференцированную работу ПУУД | ||
10 | Воскресный день (29-30) | 1 | Учить строить сообщения, Принимать и сохранять учебную задачу ПУУД | ||
11 | Родная природа Как из зерна получилась булка (31-32) | 1 | ПУУД Осуществлять синтез как составление целого из частей | ||
12 | Человек и домашние животные (33-34) | 1 | Учатся осуществлять генерализацию ,т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации ПУУД | ||
13 | Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39) | 1 | Учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений ПУУД | ||
14 | Явления природы (40-43) | 1 | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существенных и несущественных признаков ПУУД | ||
15 | Ты первоклассник Где ты живешь? Что такое дорога (44-45) | 1 | ПУУД Учатся строить рассуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| ||
16 | Правила поведения на дорогах (46-49) | 1 | Учатся задавать вопросы, использовать знаково-символические средства КУУД | ||
17 | Мы и вещи. Ты и вещи (50-53) | 5 1 | Учатся классифицировать предметы по заданному признаку ПУУД | ||
18 | II четверть Урок-игра « Кто самый аккуратный?» | 1 | Учатся рассуждать, устанавливать аналогии ПУУД | ||
19 | Кто работает ночью (54-55) | 1 | Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать ПУУД, КУУД | ||
2 | Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. | 1 | Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать ПУУД, КУУД | ||
21 | Ты и твоё здоровье Что такое здоровье (56) | 8ч 1 | Учатся задавать вопросы, рассуждать, делать выводы, формулировать собственное мнение ПУУД, КУУД | ||
22 | Твои помощники – органы чувств (57-58) | 1 | Формулировать собственное мнение КУУД | ||
23 | Правила гигиены (59-60) | 1 | Учатся принимать установленные правила, рассуждать РУУД | ||
24 | О режиме дня. О времени и часах (61-62) | 1 | Принимать учебную задачу П.УУД, | ||
25 | Урок в спортивном зале (63-65) | 1 | Формулировать собственное мнение К.УУД | ||
26 | Родная природа Урок-экскурсия. «Ноябрь – зиме родной брат (66-67) | 1 | П.УУД, к.ууд Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений, задавать вопросы | ||
27 | Дикие животные (68-71) | 1 | Учатся осуществлять генерализацию ,т. е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации П.УУД | ||
28 | Что мы знаем о птицах (72-76) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД строить рассуждение, проводить сравнение. | ||
29 | Родная страна Родной край (77-79) | 1 | Кууд задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия | ||
30 | Дом, в котором ты живешь (80-83) | 1 | Кууд формулировать своё собственное мнение, задавать воп- росы | ||
31 | Зачем люди трудятся? (84-86) Диагностическое обследование. | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задач П.УУД наблюдать, сравнивать | ||
32 | Родная природа В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу. Зимний парк. (87) | 1 | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать ,обобщать Кууд задавать вопросы | ||
33 | III четверть Какая бывает вода? (88-89) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД наблюдать, сравнивать, характеризовать свойства воды | ||
34 | Ты первоклассник Поговорим о дружбе (90-91). | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.
| ||
35 | Идем в гости (92) | 1 | РУУД различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах | ||
36 | Урок-игра. «Новогодний театр» (93) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать свои мысли в соответствии с постав-ми задачами. | ||
37 | Родная природа Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96) | 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | ||
38 | Хвойные деревья (97-98) | 1 | ПУУД учатся наблюдать, сравнивать, рассуждать | ||
39 | Жизнь птиц (99-102) | 1 | ПУУД характеризовать особенности разных видов птиц, группировать их | ||
40 | Родная страна Наша страна – Россия (103-107) | 1 | ПУУД различать Государственную символику, находить информацию ( в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы. | ||
41 | Урок-путешествие. «Россия- Родина моя» | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД находить информацию. | ||
42 | Богата природа России (108-114) | 1 | ПУУД характеризовать условия, необходимые для жизни растений | ||
43 | Мы – россияне (115-118) | 1 | ПУУД моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности ,КУУД оценивать ситуации общения | ||
44 | Народная сказка (119) | 1 | ПУУД сравнивать, пересказывать по картинкам, КУУД формулировать собственное мнение | ||
45 | Родная природа Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121) | 6 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | ||
46 | Звери. Млекопитающие (122-125) | 1 | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных, группировать их | ||
47 | Наш уголок природы (126-129) | 1 | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать ,делать выводы. | ||
48 | Комнатные растения (130-132) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | ||
49 | Родная страна Мы – граждане России (133-134) | 1 | РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение | ||
50 | Наши права и обязанности (135-138)
| 1 | РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение | ||
51 | Ты первоклассник О правилах поведения (139-141) | 1 | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | ||
52 | Родная страна 8 Марта – праздник всех женщин (142-144) | 1 | ПУУД рассказывать о взаимоотношениях в семье, о заботе членов семьи друг о друге ,КУУД формулировать собственное мнение | ||
53 | Март- капельник (145-150) | 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | ||
54 | IV четверть Ты и здоровье Здоровая пища (151-152) | 1 | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, режима питания | ||
55 | Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154) | 1 | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, закаливания организма | ||
56 | Какое бывает настроение (155) | 1 | РУУД принимать и сохранять учебную задачу, КУУД задавать вопросы | ||
57 | Родная природа Экскурсия на водоём. Апрель – водолей (156-161) | 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | ||
58 | Урок-экскурсия. Весенние работы (162-164) | 1 | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, КУУД формулировать собственное мнение и позицию. | ||
59 | Мы и вещи Кто работает на транспорте (165-167) | 1 | ПУУД работать с информацией (иллюстративной в учебнике), рассуждать | ||
60 | Родная страна День космонавтики (168-169) | 1 | ПУУД находить необходимую информацию(извлекать) из учебника и обсуждать полученные сведения , работать с иллюстративным материалом | ||
61 | Родная природа Урок-экскурсия. «Весна пришла». | 1 | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | ||
62 | Май весну завершает, лето начинает… (170-172) | ПУУД наблюдать, сравнивать | |||
63 | Жизнь земноводных весной 173-174) | 1 | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных | ||
64 | Животное – живое существо (175-180) | 1 | ПУУД устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения | ||
65 | Скоро лето (181) Диагностическое обследование. | 1 | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации | ||
66 | Родная страна Урок-викторина. «Ты – пешеход» (182-184) | 1 | ПУУД моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений, КУУД задавать вопросы |
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств, культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную культуру и закаливание;
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа ( класс, школа, семья, учреждение культуры);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:
- называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
- различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;
- решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать своё учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
-Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
-Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
-Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания: деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);статистические данные; работы учащихся; результаты тестирования.
Методы оценивания: наблюдение, открытый ответ, краткий ответ, выбор ответа, самооценка.
Для реализации программного содержания используются:Для учащихся:Учебник « Окружающий мир». 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, М.: «Вентана – Граф»2008). Рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать». 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, М.: «Вентана – Граф», 2008). Для учителя:Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 класс.Беседы с учителем. 1 класс (автор Л. Е. Журова).
Методическое обеспечение программы:Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл. М.: Вентана – Граф, 2011 г.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
- Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. М.: Вентана- Граф, 2011 г.
Список литературы.
-Виноградова Н.Ф.. Начальная школа ХХI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта1-4 классов.- М. Вентана-Граф, 2007.
-Днепров Э.Д., АркадьевА.Г.. Сборник нормативных документов. Начальная школа. - М., Дрофа,2008.
-Сборник программ к учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века». – М., Вентана-Граф, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...