Урок "Живой мир"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Никитенкова Любовь Сергеевна

Живой мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_mir.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Бетлицкая специальная (коррекционная)  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья  VIII вида»

Открытый урок

 живой мир

1 класс

Тема:

«Дикое животное. Заяц»

МО  учителей начальных классов

учитель: Никитенкова Л.С.

высшая категория

2014

Живой мир

     Тема урока:

 Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен                                                                    года. Дикое животное: заяц.

   Цель: Познакомить с особенностями зайца, как представителя диких животных.

Задачи: 1. Систематизировать и расширить знания о жизни диких животных

       2. Учить находить признаки и отличия с другими представителями леса.                                                                                                                    Коррекция мышления и развития речи учащихся на основе упражнения на внимание.

  3. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета,  компьютер.

Ход урока

1.Орг. момент:  Вот подали нам звонок

                             Начинается урок

- Сядет тот, кто назовет любое животное

2. Упражнение на внимание: «Картина леса с его обитателями»

- Посмотрите, запомни, назови, кого и что видишь на картине.

3. Угадай, кто это? Объясните, по каким признакам узнали.

- Каких животных можно назвать домашними, каких – дикими, а кто не подходит к этим группам (бабочка)

4. Зимний пейзаж  (звук метели и скрип снега)

- Какое время года на картине?

-По каким признакам определили?

- У нас  какое время года?

- Какая погода? (снежная, морозная, холодная)

Наш урок пройдет в таком холодном зимнем лесу. На фоне звуков метели читается стихотворение:

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки как рога

Подо льдами крепкими дремлют воды рек

Белыми сугробами лег на крыши снег

- О каком времени года говорится? Какие это – заснеженные ветки (в снегу), а как понимаете, дремлют воды в реке (льдом их прикрыло, как одеялом)

Зимой всё живое ищет тепло, свой дом.

5. - Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте кто это?

Кто по веткам ловко скачет

 и влезает на дубы

кто в дупле орехи прячет

сушит на зиму грибы (белка)

- Кто это? Где живет? Какого цвета шубка? Найдите по цвету такую же геометрическую фигуру (круг) Есть у белки домик? Кто знает, как он называется?

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

- Кто это? Где спит зимой? А как называется его избушка?  (берлога) – словарь

- Какой медведь?  (косолапый, неуклюжий) Какого цвета у него шуба – мех? (коричневый)  Где такого цвета геометрическая фигура? (квадрат)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

- Кто это? Какой ее называют?  (хитрой, плутовкой) Какого цвета её шубка? (рыжая)

Пушистый хвост делает её похожей на геометрическую фигуру (прямоугольник)

А где домик у лисы? (нора)

От врагов его защита

На одежке вся пришита

Как свернется, не возьмешь

Вот какой колючий … (ёж)

- Какой еж? В чем его защита? Где живет? Спит в теплой норке выложенной сухой листвой, травой. Как вы думаете, какая геометрическая фигура больше подойдет дл нашего ежа (черный или серый треугольник, потому что он колючий)

- Молодцы справились с заданием, определили животных, которых одним словом как можно назвать  - дикие, так как живут в лесу. Но у них есть домики и они перезимуют зиму.

6. Объяснение нового материала.- Но у нас еще есть гость Отгадайте:

Его обожают и звери и птицы

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает (заяц)

- Кто это? Как догадались? Что про него сказано в загадке?  (обижают, боится, замерзает) А почему он мерзнет?  (нет дома)

Физкультминутка

Зайцы скачут – скок поскок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают, не идет ли волк

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться подтянуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

Рассказ про зайца.  

КТО ЭТО?
Чьи-то лапки на белом снегу наследили,
Кто-то,
робкий, лесною опушкой бежал,
У березы
кору обглодал.
Корешок чьи-то зубки точили.
Белым
столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
И, зачуяв стрелка, полетел
Через голову с белой горушки.
Куцый хвостик, глаза с косиной
И пушистая
белая шубка,
Рост не мал и не очень большой,
И
раздвоена верхняя губка.

  1. По картинке на слайде разбор частей тела зайца. Строение тела, его движения, повадки. Защита зайца от врагов. 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

- Какой заяц?  (косой)

- Есть ли дом у зайца?  (нет)

- Как спасается от врагов?  (длинные ноги)

- Чем спасается от голода зимой?   (корой деревьев)

Появление волшебного сапожка с письмом.

           Дополнительный материал

1.Заяц. Почему у зайца шкура тонкая?

Чтобы от волка и лисы легче было убежать. Догонит хищник зайца, хвать его за бок, а заяц - рванулся сильнее, клок шкуры оставил в зубах преследователя да и был таков. Там, где кусок шкуры вырван, не выступит ни кровинки. Рана же быстро новой кожей да шерстью зарастет. Так что шнура тонкая у зайца в оборонных целях; как хвост у ящерицы - бросила и убежала, свою жизнь спасла.

 

2.Косой ли заяц?

У зайца   глаза большие, выпуклые и расставлены так широко, что смотрят не только вбок, но и назад. Может, отсюда и пошла молва про зайца, что косой он. Неправда, заяц не косой.

 

3.Что у зайца на обед?

Заяц любит летними ночами полакомиться одуванчиками, тысячелистником, клевером, люцерной, да и овсом, если найдет его. Не брезгует он и крапивой, подорожником, даже лебеду и полынь ест. Осенью, когда с травами похуже, заяц принимается за молодую иву, грызет острыми зубами зеленую осиновую кору, ест веточки березы, клена, орешника, дуба, может полакомиться на худой конец веточками черники. А из кедровой шишки, если найдет, он достает орехи не хуже, чем белка. Может ли заяц сильно похудеть?

В холодные снежные зимы дикий кабан может потерять половину своего веса - и жив остается. А вот заяц не может. Только шестую часть веса природой дозволено зайцу терять. Больше нельзя - потом смерть.

 

4.Заяц зимой

Сколько врагов у нашего зайца в снежную зиму! Но он не ток прост, как мы думаем. Он легко находит себе «и стол, и дом». Летом это можно сделать под каждым кустом, а зимой... в стоге сена. Вот и теплый дом, в котором сытно и от волка с лисой далеко. А если поблизости нет такого дома? Тогда заяц-беляк забирается в глубокий сугроб. Делает в снегу норку с множеством ходов – и в безопасности. Хоть стреляй, хоть кричи и стучи - ушастый сидит себе и посмеивается, мол, стучи-кричи, а достать меня не сможешь.

5. Трус ли заяц?

Заяц ни на кого не нападает. Его главное спасение - бег. У него такие сильные задние лапы, что он может легко прыгнуть в высоту выше двух метров и нестись по лесу несколько километров со скоростью около 50 км/час. Если за ним гонятся охотничьи собаки, то заяц петляет, неожиданно меняет направление движения, делает резкие повороты. Застигнутый врасплох, он проявляет удивительную хитрость - задними лапами отбрыкивается от совы или захватившей его неожиданно лисицы. Многие зайчихи отважно защищают детенышей от ворон, даже небольшую собаку заяц может напугать. Если старый заяц видит, что собака на цепи, он может спокойно протрусить рядом.

 

6. Зачем зайцу такие длинные уши?

У зайца из всех органов чувств наилучший - слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг.

Но если идет дождь, приходится складывать уши, сгибать, чтобы в них не попала вода, чтобы не заболеть. Так что в дождь приходится из травы или куста высовывать голову для выяснения обстановки, что опасно.

Уши у зайца обладают еще одной замечательной особенностью - это своеобразный холодильник. В сильную жару они спасают зайца от перегрева - через тонкие большие уши заяц теряет треть своего тепла, и ему не надо высовывать язык, как это делает собака.

7. Умеет ли заяц плавать?

Зайцы могут переплыть речку и вовсе не боятся воды. А вот по весне, когда вода очень холодная или ледоход, зайца в воду и морковкой не заманишь! Холодно, боится окоченеть и утонуть.

8. Какая  у зайца семья? (заяц, зайчиха и зайчата)

9. Новорожденный зайчонок, какой он?

Весит новорожденный зайчонок около 100 граммов - это не более полстакана воды. Крошечный комочек, только появившись на сеет, уже принаряжен в красивую меховую шубку. Он не слепой, как котята, напротив - хорошо видит. А пройдет дня два, и его уже не догнать.

Молоко мамы-зайчихи очень жирное и питательное. Зайчихи кормят не только своих зайчат, а всех, кто ей встретится. Две - две с половиной недели зайчата не могут обойтись без молока, хотя и начинают уже есть траву. Когда мать их покинет, первое время зайчата держатся вместе - когда их много, не так страшен волк.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА

Заяц.

Какой? На что и кого похож? Чем отличается?

 Белый (зимой), как комок снега, но не тает; серый (летом), как маленькое серое облачко, но не дождит; длинноухий, как ослик, но не кричит и-а; пугливый, как мышь, но большой; короткохвостый, как бульдог, но не рычит; пушистый, как оренбургский платок, но не наденешь на голову.

Что делает? На что и кого похож? Чем отличается?

 Скачет, как мячик, но не резиновый; прыгает, как кенгуру, но маленький; кувыркается, как акробат в цирке, но не человек; прислушивается, как сторож, но живет в поле.

Заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

8. Закрепление.  Что вы запомнили про зайца? Расскажите:  (длинные уши, короткий хвост, крепкие длинные ноги, косые, но зоркие глаза, меняют цвет своей шубки)

9. Давайте попробуем сложить зайца из геометрических фигур (овалов)

!0. Релаксация .Физминутка для глаз

11. Ошибки художника  Рисунок зайца с наложенными ушами, хвостом и лапами.

12. Чудо – дерево. Что кушает заяц? Выбери правильно еду зайца. (кора, корешки, трава, морковка, капуста.

13. Итог урока.

 

- Кто был в гостях? ( Заяц)Что вам понравилось?

- Что узнали нового?

- Какое животное заяц7

- Где у него дом?

- Как приспосабливается к зимним условиям?

- Что помогает спасаться от врагов?

- Что любит кушать зайка?

 - Спасибо за урок. Все молодцы, вы хорошо работали и отвечали на уроке.