Урок окружающего мира по теме "Ордынское нашествие"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Китаева Ольга Павловна

Урок окружающего мира в 3 классе (программа Л.Занкова).

Тема: Ордынское нашествие.

Цели:

  • создать условия для формирования знаний о причинах  стремительного завоевания     монголо-татарами  территории Древнерусского государства  и последствий ордынского нашествия;
  • формирование представлений о войске хана Батыя, об обстоятельствах  захвата монголо-татарами некоторых  русских городов, таких, как: Рязань, Владимир, Козельск;
  • развитие мышления, памяти, внимания, умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формирование убеждения того, что только единством сильна Россия.
  • Воспитание патриотических  чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема: Ордынское нашествие.

Цели:

  • создать условия для формирования знаний о причинах  стремительного завоевания     монголо-татарами  территории Древнерусского государства  и последствий ордынского нашествия;
  • формирование представлений о войске хана Батыя, об обстоятельствах  захвата монголо-татарами некоторых  русских городов, таких, как: Рязань, Владимир, Козельск;
  • развитие мышления, памяти, внимания, умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формирование убеждения того, что только единством сильна Россия.
  • Воспитание патриотических  чувств.

Оборудование: электронная презентация «Нашествие монголо-татар на Русь»

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Викторина:  Слайд 1.

  1. Рюрик, Олег, Игорь, Святослав – что объединяет эти имена? (Князья)
  2. Какой князь Русь крестил? (Владимир Красное Солнышко)
  3. Алёша, Добрыня, Илья – что объединяет эти имена? (богатыри)
  4. Откуда можно узнать о богатырях земли русской? (былины)
  5. О каком городе в летописи впервые упомянуто в 1147 году? (Москва)
  6. Какой князь Москву основал? (Юрий Долгорукий)
  7. Какого князя прозвали Мудрый? (Ярослав)
  8. Что он основал в Киеве в 1037 году? (библиотека)
  9. Как называлась первая славянская азбука? (Кириллица)
  10. «Повесть временных лет» - что это? (летопись)
  11. Кто автор первой русской летописи? (Нестор)
  12. 13. На чём писали наши предки – славяне? (пергамент, береста)

14. Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью? (степь)

15.Кочевой, степной народ, часто нападавший на славянские сёла? (половцы)

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

II.Постановка проблемы урока.

- Как понимаете слово РАЗДРОБЛЕННОСТЬ?

- К чему может привести раздробленность государства?

- Если взглянуть на карту  Слайд 2, Киевская Русь представляется большим единым государством. На самом же деле она вся была раздроблена, состояла из множества княжеств.  Многочисленные князья враждавали между собой.  К чему это привело, мы узнаем на уроке.

III.Изучение нового материала.

  1. Съезд князей в 1097 году.          Слайд 3.

В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.  На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.

2. Первая встреча  русских воинов с татаро – монголами. Битва на реке Калке.

С конца 12 века русские и половцы чаще жили в мире. В 1223 году завоевывать Русь пришли новые кочевые племена — татаро-монголы. Они разбили половцев, которые стали просить помощи у русских князей.   Слайд   4.

Те отправили им в помощь разрозненные отряды, но лада не было в русско-половецком войске. В 1223 году монголо-татары нанесли ему страшное поражение на реке Калке. Слайд  5 - 6.  Домой вернулась только десятая часть русских воинов,  все остальные погибли.  Несколько князей были убиты в бою,  остальные попали в плен и умерли мучительной смертью.

Но дальше монголо-татары не пошли. Однако уже через 15 лет они вернулись, чтобы принести страшное разорение на русскую землю.

  1. Монголо – татарское войско.   Слайды  7 – 9.

- Давайте посмотрим, что же представляло собой монголо-татарское войско, которое за короткий срок сумело покорить всю Азию.

Основатель Монгольской империи Чингисхан   Слайд  7.(в переводе с тюркского — «океан»),  используя военную силу и коварство, сумел покорить все монгольские племена и сплотить их в мощное кочевое государство. Под его началом войско монголов разбило все соседние народы.   Слайд  8.

Захватывая  новые территории, монголо-татары брали  себе на вооружение  современные виды  орудий.  Например,  монголы взяли на вооружение китайские стенобитные и камнеметные орудия. Это позволило им брать укрепленные города.

Слайд  9.

Слайд 10.

  • Внук Чингисхана хан Батый привёл в 1237 г. огромное войско к русским границам.
  •  Монголы были неприхотливы и терпеливы.
  • Детей в 2 – 3 года сажали верхом на лошадь и учили стрелять из лука.
  • Войско Чингисхана было хорошо организовано и вооружено. В нём царила строгая дисциплина.
  • Если из десятка воинов бежал один – убивали весь десяток;  Если отступал десяток – каралась вся сотня.
  • Монгольское войско отличалось быстротой натиска. Армии, привыкшие биться один на один, не могли ему противостоять.   Слайд  11.

Вот такой враг пришёл на Русь в  13 веке!

4. Нападение монголо-татар на Русь в 1237 году.      Слайд 12.

А)  Осенью 1237 года Батый привёл к русским границам огромное войско. На пути лежало Рязанское княжество. Не было у рязанцев сил, чтобы дать отпор сильному врагу. Обратился рязанский князь за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи.  Слайд  13 – Карта.

Слайды 14 – 15.

Зимой 1237 года полчища Батыя подступили к столице Рязанского княжества и начали ее штурм. Рязанский князь Юрий организовал оборону, но силы были неравны. Битва продолжалась пять дней. На шестой день татары стенобитными орудиями проломили ворота города. Ожесточенные бои завязались прямо на улицах города. Рязанцы мужественно оборонялись, чужеземцы не жалели никого: ни мужчин, не женщин, ни детей.  После сражения в городе не осталось ни одного живого жителя.

Б) Захват Владимира.

Перед штурмом Владимира  монголы построили осадные башни. По этим башням во время боя поднимались до уровня стен города и в нужный момент перекидывали на стены крепости мостки, по которым вбегали  к осаждённым. Установили метательные и стенобитные машины.

В летописи рассказывается о взятии войсками Батыя  в 1238 г. города Владимира: 

«Татары же разбивали городские стены стенобитными орудиями и стреляли без числа стрелами. Князь же Всеволод увидел, что надвигается еще сильнейший бой, испугался, потому что он был молод, сам вышел из города с небольшой дружиной, неся с собой многие дары, надеясь получить от татар пощады. Батый же, словно дикий зверь, не пощадил юности его, велел его перед собою зарезать и весь город разорил. Епископ же с княгиней и детьми убежали в церковь, а нечестивый Батый велел ее зажечь огнем, и так все бежавшие в церковь отдали свои души Богу».  Слайд 16.

Современный художник  И.Глазунов  так представил и изобразил эту историю. Слайд  17 – «Штурм града»

В) Оборона Козельска.

Город Козельск стоял на круче, омываемый двумя реками.  Он был обнесён деревянными стенами с башнями, укреплён рвом глубиной почти 25 м. (примерно с 8-этажный дом). Перед приходом татар горожане наморозили слой льда на стене города, выходившей на поле и на входных воротах.

Этот небольшой город держал орду под своими стенами почти 2 месяца и пал лишь на 50-й день в результате обмана монголо-татарами, которые изобразили паническое бегство.  Козельцы бросились их догонять, выйдя из крепости. Но они тут же были окружены противником и уничтожены.  Татары ворвались в город и всех убили.   Слайд 18. «Злой город»

Батый повелел, чтоб свой гнев показать

И страх по Руси всем навеять,

Разрушить Козельск и с землёю сровнять

То место, где был он, сохой запахать

И сорной травою засеять.

Исполнили волю владыки-рабы,

С землёй бедный город сровняли,

И городом злым за упорство борьбы

Козельск с той поры называли.

4. Последствия  завоеваний.   Слайд 19.

Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду. Несколько веков Русь платила татарский «выход» (десятую часть всех доходов) ханам Золотой Орды. Гордые Рюриковичи униженно просили у хана ярлык (письменный документ от монгольских ханов) на княжение. Борясь за этот ярлык, князья обращались за помощью к Орде и сами приводили татарские отряды на русскую землю. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.

  • Гибель людей,   рабство
  • Разрушены города,  сёла
  • Уничтожение земледелия,   ремесла
  • Перестали строить каменные здания
  • Перестали писать  книги, летописи

IV. Обобщение знаний.

  1. Обобщающая беседа:

- Почему  более отсталые неграмотные народы смогли за короткий срок завоевать почти всю Русь?

- Каковы результаты  нашествия монголо-татар?

2. Игра на закрепление изученного материала «Хлопки»

  • В монгольском войске Чингисхана была очень строгая дисциплина.       В
  • На Русь войско монголо-татар повёл хан Батый.                                           В
  • Вся Русь сплотилась перед нападением монголо-татар.                                 Н
  • Первая встреча русских воинов и монголо-татар произошла в 1147 году. Н
  • Первая встреча русских воинов и монголо-татар произошла в 1223 году на  реке Калка.                                                                                                                В
  • В 1237 году монголо-татарское войско напало на Русь.                                   В
  • Первый удар монголо-татар приняло Московское княжество.                     Н
  • Монголы прозвали городок Рязань «злым городом»                                       Н

V. Итог:   -  Что особенно взволновало вас на уроке? Какие открытия сделали?

VI. Домашнее задание:    стр. 116 – 118,  читать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира 3 кл. Сист. Занкова тема:"Ордынское нашествие"

презентация в доступной форме дает представление об ордынском нашествии учащимся младших классов...

Разработка урока окружающего мира с применением ресурсов сети Интернет по теме: «Нашествие Наполеона».

Представляю Вашему вниманию разработку урока с применением ресурсов сети Интернет по интегрированному курсу « Окружающий мир» для 4 класса в соответствии с учебником О.Т.Поглазовой. Тема урока: «Нашес...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...