«Жилище человека». Работа с разными материалами.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Кудинова Оксана Николаевна

Конспект интегрированного урока в начальной школе (окружающий мир и технология ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zhilishche_cheloveka.doc691.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Интегрированный урок во 2-м классе (трудовое обучение + окружающий мир).
  2.  Работа с разными материалами.  «Жилище человека»

Цель: дать общее представление о доме.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Воспитывать интерес к истории развития человека.
  • Воспитывать чувство любви к дому, в котором он живет, к друзьям, к группе.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Формировать представление о доме как о необходимом жилище человека.
  • Познакомить со значением слова «Дом».
  • Познакомить с первыми жилищами древнего человека.
  • Обогащение словаря по теме «Дом».
  • Расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома.
  •  Дать представление об истории развития дома от древних до наших времен.

Материал: цветной картон, бумага цветная, клей, кисточки, салфетки; заготовка из картона на каждого ребенка, пластилин, конструктор ЛЕГО

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

II.  Актуализация знаний.

1. Дидактическая игра « Кто где живет?».

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

– А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

- Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов,

слова-родственники. Они  произошли от слова «дом».

2. В конце занятия вы должны ответить на вопрос:

– В каком еще жилище может жить человек?

III. Беседа на тему «Для чего человеку дом? »  (Слайд 1)

- Для чего нужны дома? (Чтобы укрыться от ветра, дождя, снега, солнца).

Чтение стихотворения:

Когда-то люди жили

Без крыш над головой,

Защитой скалы были

И леса кров живой.

Мелькает год за годом,

Идет за веком век,

Зависеть от природы

Не хочет человек.

Полезные орудья,

Создав своим трудом,

Сильнее стали люди,

И вот – построен дом!

Пройдут тысячелетья,

И люди разных стран

Внесут в постройки эти

Уменья и талант.

- Раньше люди жили в пещерах. Они не умели делать кирпичи, у них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома. А потом люди стали жить в шалашах. (Слайд № 2)

- Почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере? (холодно, могут обвалиться камни, дым от костра).  (Слайд № 3-4)

- Удобно было жить в шалаше? (не было дверей, мог разрушиться от сильного ветра или от нападения крупного зверя)

- Поэтому человек решил строить дом. Первый деревянный дом назвали -  изба.

Л.Яхнина «Русская изба».  (Слайд № 5)

Наши прадеды любовно

Топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали.

Песни громко запевали.

Ставенки узорные – тонкая резьба…

До чего ж просторная русская …(изба)                                      

- Почему человек придумал дом из дерева?

Человек построил деревянный дом, с крышей, окнами и дверями, печкой с трубой…

Дом стал удобный и более практичный – деревянные бревна сохраняли тепло. Зайдя в дом, закрывали дверь, чтобы холод не проникал в помещение.

Но дома у разных народов оказались разные.

- Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Дома строят в зависимости от климата из разных материалов. Люди строили свои дома из того, что их окружало: из снега, камней, тростника, глины и бревен. (Слайд № 6-10)

- Одинаковые у людей жилища? Из чего были построены разные дома?

Как вы считаете: можно ли было жить на севере в хижине из тростника? Почему? А в степи в каменном доме?

- Часто люди строили переносные жилища, чтобы при необходимости можно было разобрать свой дом и перевести его в другое место. В степи и в тундре мало корма для животных, и людям приходилось постоянно перемещаться. А там, где было много воды и травы, у леса наши предки строили деревянные дома с окнами и дверьми. А чтобы в доме было тепло… Правильно, печь с трубой ставили. (Слайд № 11)

- Если деревянный дом так удобен, то почему люди придумали большие дома, в которых много этажей? (в таких домах живет много людей) (Слайд № 12)

- Почему в деревнях не строят такие большие дома? (там не так много людей, как в городе)

- Как же люди строят такие высокие дома? Конечно, им в этом помогает специальная техника.

«Загадки»

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровною площадка. (Бульдозер)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотню рук он заменяет.

Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Вот машина,

Так машина –

Высотою с дом кабина.

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое. (Самосвал)

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут – положу.

Человеку я служу. (Подъемный кран)

Вот утюг – так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел – дорога вдруг

Стала гладкой, ровной. (Каток)

III. Речевое упражнение «Дом - какой?» «Пещера - какая?» «Здание - какое?»

-Как много мы сегодня с вами узнали! Что вам особенно запомнилось? 

IV. Физкультминутка.

"У Оленя дом большой"

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

(Руки над головой  –  изображаем крышу дома.)

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

(Протягиваем  руки с открытой ладонью)

V. Практическая часть «Моя мастерская»

- Предлагаю вам изготовить свое жилище. Вы можете выбрать материал, с которым вы будете работать: бумага, пластилин, конструктор Лего.

А. Дом из бумаги (шаблон)

- Сегодня на уроке мы будем изготавливать макет одноэтажного дома. Какие виды разметки вы знаете? (по шаблону, по линейке, по сгибу). На уроке вы будете производить разметку по шаблону.

(http://www.promyhouse.ru/idei-dlya-doma/neobychnye-detali/kak-sdelat-dom-iz-bumagi.html#ixzz3d9l6kGIR)

             

  1. Перенесите на картон и вырежьте шаблон.
  2. Вырежьте оконные проемы ножом для бумаги и наклейте на них прозрачную кальку.
  3. Сверните детали по линиям сгиба. Чтобы картон складывался ровнее, можно

предварительно сделать на нем неглубокие борозды, проведя по разметке вязальной спицей. Склейте домики с помощью двухстороннего скотча или быстро сохнущего клея.

Б. Домик из пластилина

(http://stranamasterov.ru/node/651439)

Дом № А.

Материал: пластилин (можно смешанный).
Накатать  "бревнышек" и сложить избушку.

Дом № Б.

Из картона необходимо сделать заготовки для стен дома и крыши. Затем пластилином их украсить.

         

Дом № В.

Для дома возьмите картонную трубку от туалетной бумаги. Крышу вырежьте из картона и скрепите.

       

 

В. Дом (конструктор Лего)

http://www.123magazin.ru/bigpics/fad9d9b4-be7f-11e0-8f7c-00145e1888c3_57628b0a-3008-11e3-af76-00145e1888c5.jpeg

VI. Самооценка детских работ. 

Выставка детских работ. Отмечается самая интересная и аккуратная работа.

– Оцените свои работы. (Рефлексия).

– Кому понравилась своя работа?

– Сравните свою работу с другими работами.

– Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень?

– Что не получилось?

– Чья работа понравились больше всех? Почему?

(Обобщение деятельности учащихся, просмотр и анализ работ, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах, словесная оценка учеником и учителем).

VII. Итог.

- В каком жилище может жить человек?

(Ответы: в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке и др.)

Литература:

  1. Епифанова О.В. «Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками»
  2. Дыбина О.В. «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов»
  3. Энциклопедия «Страны мира» серии «Детям – обо всем на свете» авторы: д-р Маркус Вюрмли, Ута Физен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

У р о к технологии в 3 классе на тему: « Работа с разным материалом. Аппликация из иголок хвойных деревьев»

       Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев             в жизни человека. ...

Урок технологии. Работа с разным материалом. Смешарик Крош

В презентации дается пошаговое выполнение поделки. Прилагается трафарет...

«Жилище человека». Работа с разными материалами.

Презентация к интегрированному уроку в начальной школе (окружающий мир и технология)....

«Работа с разным материалом. Знакомство с крупами и приемы работы с ними».

Урок технологии в 1 классе по УМК "Планета зананий"...

Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.

Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.Поэтапная демонстрация изготовления изделия....