Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "начальная школа 21 века"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx31.43 КБ
Файл planirovanie.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»

       Нормативная основа программы.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н.Ф.Виноградовой в рамках проекта «Начальная школаXXI века” (научный руководитель Н.Ф.Виноградова), соответствует  учебному плану ГБОУ лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга и  ООП НОО ГБОУ лицея № 486.

Цели и задачи обучения курсу.

Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически  ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества  культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

 Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Количество учебных часов.

Количество часов по учебному плану на выполнение рабочей программы по окружающему миру составляет 68 часов, 2 часа в неделю. В связи с тем, что по календарному учебному графику на 2014-2015 уч.г. на весенние каникулы выпадает 31 марта 2015г. (вторник), на государственные выходные праздничные дни: 1 мая 2015г. (пятница) календарно-тематическое планирование рассчитано на 66 часов. Программу курса планируется выполнить в полном объёме за счёт резервных уроков.

Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные).

              Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и  самооценки;

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли  России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

               Предметные:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

Метапредметные:

          способность применять для решения учебных и практических задач

    различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ,

    доказательства и др.);

владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Педагогические технологии и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Технология деятельностного метода.
  3. Информационные образовательные технологии.
  4. Проектные технологии.
  5. Игровые технологии.
  6. Здоровьесберегающие технологии.
  7. Система инновационной оценки «Портфолио».    

  1. Содержание курса, учебно-тематический план (68 часов).

Введение.

Земля – наш общий дом.

Где ты живёшь. Когда ты живёшь.

Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. 

Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. 

Солнце – источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоѐмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоѐмов. Охрана воды от загрязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух – смесь газов.

Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю.

Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира.

 Изображение Земли. Глобус – модель Земли.

 План. Карта (географическая и историческая).

Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы.

Бактерии.

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

 Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами.

Растения.

Распространение растений на земле, значение растений для жизни.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.

Животные.

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

Животные – живые тела (организмы).

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как

животные воспитывают своих детѐнышей.

Природные сообщества. Цепи питания.

Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

Наша Родина: от Руси до России.

Древняя Русь.

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города. Первые русские князья.

Московская Русь.

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва – столица России. Иван IV -  первый русский царь.

 Российская империя.

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Пётр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

               Как люди жили в старину.

               Из истории имён.

               Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

          Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Какими людьми были славяне.

 Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

Какие предметы окружали людей в старину.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Русская трапеза.

Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.

Верования языческой Руси.

Во что верили славяне.  Боги древних славян.Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси.

Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Как трудились в старину.

Что создавалось трудом крестьянина.

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края.

Что создавалось трудом ремесленника.

Ремѐсла. Возникновение и развитие ремѐсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела.

Что создавалось трудом рабочего.

               Появление фабрик и заводов.

               Изобретения, которые появились в XIX –XX веках.

      Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

  1. Планируемые результаты учебного курса.

К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:

называть (приводить примеры):

тела живой и неживой природы;

планеты Солнечной системы (2-3);

свойства воздуха, воды; состав почвы;

древние города и их достопримечательности;

имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

 К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:

различать (соотносить):

год, век, арабские и римские цифры;

названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);

приспособления животных к среде обитания;

особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное

право, возникновение ремѐсел, развитие городов);

рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию

учителя;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

  1. Система оценивания учащихся, критерии оценки.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

                                     

  1. Ресурсы обеспечения реализации программы.

В соответствии с основной образовательной программой начальной школы использованы следующие ресурсы:

         Литература для учителя:

1. Виноградова Н. Ф. Сборник программ к комплекту учебников

   «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф,  

    20012.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. –

    М.: Вентана-Граф, 2011.

Литература для обучающихся:

  1. 1. Учебник: Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Н.Ф. Виноградова,

Г.С.Калинова. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2013.

     2.  Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3класс: рабочая

          тетрадь №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф.

          Виноградова, Г. С. Калинова .- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф,  

          2012.

         Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

  1. Электронный образовательный ресурс для работы в классе, CD-диск.  
  2. Ресурсы ЦОР, презентации по темам.
  3. http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
  4. http://www.km-school.ru
  5. http://nachalka/info/about/193
  6. http://nsc.1september.ru/urok
  7. http://nachalka.info/about/193

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.




Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Деятельность детей

Планируемые результаты

Тип урока

Предметные результаты

УУД

Личност-ные результаты

1

Где и когда ты живешь.

Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Работа со схемой-рисунком в учебнике Коллективная работа с форзацами учебника.

  • Сформирован-ность  целостного, социально – ориентирован-ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманис-тическое сознание, самостоя-тельность и личная ответст-венность.

Вводный урок.

2

Природ-ные тела и природные явления.

Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Работа со схемой строения Солнечной системы.

Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

  • Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Осознание себя членом общества и государст-ва; чувство любви к своей стране, выражаю-щееся в интересе к ее природе, сопричаст-ности к ее истории и культуре, в желании участво-вать в делах и событиях современ-ной россий-ской жизни.

Урок вхождения в новую тему.

3

Солнце – звезда.

Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена дня и ночи, смена сезонов. Обсуждение результатов опытов.

Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

4

Планета Земля – шар. Значение Солнца для жизни на Земле.

Читать текст. Самостоятельно находить ответы на вопросы.

Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Взаимо-действие с участника-ми диалога. Умение искать нужную информа-цию. Умение доводить работу до конца.

Урок изучения нового материала.

5.

Вода – условие жизни на  Земле.

Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника.

Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

6

Воздух  – условие жизни на  Земле.

Тест.

Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» с использованием диаграммы.

Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

7

Как изобража-ют  Землю.

Работа с иллюстрациями учебника. Обсуждение «Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов»

Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Урок изучения нового материала.

8

План и карта.

Работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Находить условные обозначения, масштаб, отмечать на контурной карте необходимые точки.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

9

Бактерии

Знакомство с микроскопом. Обсуждение вопроса «Кто они бактерии?» Выполнение заданий в рабочей тетради.

Уметь отличать бактерии от других обитателей планеты.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный  диалог.

Гуманис-тическое сознание, самостоя-тельность и личная ответст-венность.

Комбинирован-ный урок.

10

Грибы

Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений?». Знакомство с правилами сбора грибов.

Знать строение шляпочных грибов, разновидности грибов.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный  диалог.

Гуманис-тическое сознание, самостоя-тельность и личная ответст-венность.

Комбинирован-ный урок.

11

Растения встречают-ся повсюду.

Работа с рисунками учебника растений различных сред обитания.

Уметь делить растения на группы по определенным признакам,  давать характеристи-ку групп растений.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданс-кая идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

12

Если бы на Земле не было растений.

Обсуждение вопроса «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?»

Уметь делить растения на группы по определенным признакам,  давать характеристи-ку групп растений.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманис-тическое сознание, самостоя-тельность и личная ответст-венность.

Комбинирован-ный урок.

13

Разнообра-зие растений на Земле.

Сообщения учащихся о растениях разных групп. Составление коллективного плана рассказа «Растения Земли».

Уметь находить различия в строении разных групп растений.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданс-кая идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Урок – проект.

14

Растение – живой организм.

Тест.

Обсуждение проблемы: «Что общего у растений,  несмотря на их разнообразие?»

Составление схемы «Растения на службе у человека и животных»

Овладение основами экологической грамотности, элементарны-ми правилами нравственного поведения в мире природы и людей.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Комбинирован-ный урок.

15

Размноже-ние растений.

Коллективный труд: выращивание растений различными способами.

Знать части растений, уметь выращивать растения разными способами.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Урок-исследование.

16

Распро-странение плодов и семян.

Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

Знать части растений, способы распростране-ния плодов и семян.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информациюнаблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Комбинирован-ный урок.

17

Провероч-ная работа за 1 четверть.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в 1 четверти темам.

Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предвидит результат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает.

Контрольный урок.

18

Человек и растения. Растения дикорасту-щие и культур-ные.

Классифицировать растения дикорастущие и культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

Знать признаки определения культурных и дикорастущих растений, отрасли земледелия.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предвидит результат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе.

Комбинирован-ный урок.

19

Как возникло земледе-лие. Хлеб – всему голова.

Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной из тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли».

Анализиро-вать и комментиро-вать рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Приводить примеры пословиц о хлебе.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предвидит результат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает.

Умеет работать в коллекти-ве.

Комбинирован-ный урок.

20

Красная книга России.

Игра «Суд». Работа с картиной. Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения».

Объяснять причины исчезновения растений на Земле.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предвари-тельный отбор источ-ников информации для решения учебной задачи.
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять
  •  свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Расшире-ние сферы социально- нравствен-ных представ-лений, включаю-щих в себя освоение социаль-ной роли ученика, понимание образова-ния как личност-ной ценности.

Урок-исследование.

21

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных.

Перечислить общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предвидит результат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает.

Умеет работать в коллекти-ве.

Комбинирован-ный урок.

22

Разнообра-зие животных.

Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника.

Распределять животных по группам: одноклеточ-ные и многоклеточ-ные, беспозвоноч-ные и позвоночные животные.

  • Регулятивные УУД: Определять успеш-ность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предвидит результат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает.

Умеет работать в коллекти-ве.

Комбинирован-ный урок.

23 - 24

Животное – живой организм.

Словесная дидактическая игра «Назови животного». Составление цепей питания. Обсуждение места животных и растений в цепях питания.

Уметь определять животных по признакам, месту обитания.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти природных и социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

25

Животное – живой организм.

Тест.

Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать отличитель-ные признаки животных: особенности питания, передвижения.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти природных и социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

26

Поведение животных.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Приводить примеры разнообразного

 поведения животных.

Понимать, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти природных и социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

27

Беспозво-ночные животные.

Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях.

Сравнивать беспозвоноч-ных, насекомых, пауков по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Урок изучения нового материала.

28 - 29

Позвоноч-ные животные.

Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях.

Сравнивать позвоночных животных  по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Урок изучения нового материала.

30

Позвоноч-ные животные.

Тест.

Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях.

Сравнивать позвоночных животных  по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответст-венности за сохране-ние ее природы.

Комбинирован-ный урок.

31

Природное сообщест-во.

Сообщения детей. Составление цепей питания. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях

Составлять цепи питания различных сообществ.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особен-ности природных и социаль-ных объектов.

Урок-исследование.

32

Провероч-ная работа за 1 четверть.

Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во 2 четверти темам.

Умение  проводить логические операции сравнения и классифика-ции.

Регулятивные:

осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

  • учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
  • Самостоя-тельность и личная ответст-венность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Контрольный урок.

33

Заповед-ники.

Работа с таблицей «Заповедник». Выполнение заданий в учебнике.

Знать названия известных в России заповедников.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти природных и социаль-ных объектов.

Урок-путешествие.

34

Древняя Русь. Восточно-славянские племена.

Рассматривать форзац «Как мы узнаём о прошлом». Работать с рисунком-схемой.

Понимать, что о прошлом узнают разными методами. Кратко характеризо-вать потомков восточных славян.

  • Регулятивные УУД: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные УУД:
  • Перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Осознание себя членом общества и государст-ва; чувство любви к своей стране, выражаю-щееся в интересе к ее природе, сопричаст-ности к ее истории и культуре, в желании участво-вать в делах и событиях современ-ной россий-ской жизни.

Урок изучения нового материала.

35 - 36

Древне-русское государст-во. Великие князья в Древней Руси.

Обсуждение гипотез «Откуда произошло название нашей Родины?» Работа с исторической картой, лентой времени, учебником, рабочей тетрадью.

Знать названия отдельных племен и союзов племен славян, знать имена первых русских князей.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

37

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

Работа с картой Московского государства. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать названия городов Московского государства, уметь давать характеристи-ку первому русскому царю.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

38

Пётр I Великий – император России.

Работа с лентой времени. Составление плана рассказа «Петр  I Великий».  Решение исторических задач.

Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Петра I.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Урок изучения нового материала.

39

Екатерина  II Великая.

Работа с лентой времени.  Решение исторических задач.

Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Екатерины  II Великой.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

40

Император Николай  II.

Работа с лентой времени. Решение исторических задач.

Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Императора Николая  II.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

41

Советская Россия. Тест.

Работа со словарями, энциклопедиями. Практическая работа по выяснению информации о том, какие республики входили в состав СССР.

Знать органы управления страной.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

42

Из истории имен.

Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как родились имена и фамилии в прошлом?» Выполнение заданий в рабочей тетради.

Уметь определять, какие имена принадлежат крестьянину, чиновнику, служащему, священнику.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

43

Как выглядели наши предки.

Обсуждение по вопросам учебника проблем. Работа с репродукциями картин. Словесная характеристика членов семьи. Сравнение изображенных персонажей с современными людьми.

Уметь описывать картины.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти социаль-ных объектов.

Урок изучения нового материала.

44

Как  в старину трудились наши предки.

Обсуждение по вопросам учебника проблем. Работа с репродукциями картин.

Уметь описывать картины.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

45

Как  в старину защищали Родину.

Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника).

Понимать, что защита Родины – долг славянина.

Регулятивные УУД:

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Умение наблюдать, фиксиро-вать, исследо-вать явления окружаю-щего мира, выделять характер-ные особеннос-ти социаль-ных объектов.

Комбинирован-ный урок.

46- 47

Какие предметы окружали русских людей.

Коллективное объяснение слов: гостиная, будуар,  буфетная, кабинет.

Изготовление журнала мод.

Сравнивать жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Расшире-ние сферы социально-нравствен-ных представ-лений, включаю-щих в себя освоение социаль-ной роли ученика, понимание образова-ния как личност-ной ценности.

Комбинирован-ный урок.

48

Русская трапеза.

Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду».

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Расшире-ние сферы социально-нравствен-ных представ-лений, включаю-щих в себя освоение социаль-ной роли ученика, понимание образова-ния как личност-ной ценности.

Комбинирован-ный урок.

49

Во что верили наши предки.

Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать названия языческих праздников, дошедших до наших дней.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Расшире-ние сферы социально-нравствен-ных представ-лений, включаю-щих в себя освоение социаль-ной роли ученика, понимание образова-ния как личност-ной ценности.

Урок изучения нового материала.

50

Принятие христиан-ства на Руси.

Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать религиозные обряды и праздники христиан.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Урок изучения нового материала.

51

Провероч-ная работа   по теме «Наша Родина: от Руси до России».

Самостоятельная работа.

Умение  проводить логические операции сравнения и классифика-ции.

Регулятивные:

осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.

Самостоя-тельность и личная ответст-венность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Контрольный урок.

52

Что создава-лось трудом крестьяни-на?

Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий?» Работа с рисунком – схемой «Земледелие». Разыгрывание сценок. Работа с иллюстрациями и текстом учебника.

Уметь высказывать предположе-ния, делать самостоятель-ные выводы.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

53

Труд крепост-ных крестьян.

Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей.

Умение  проводить логические операции сравнения и классифика-ции.

Регулятивные:

осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.

Самостоя-тельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Комбинирован-ный урок.

54

Что такое ремесло.

Составление схемы «Ремесла в России».

Уметь различать ремесла.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетичес-кие потребнос-ти, ценности и чувства.

Комбинирован-ный урок.

55

Игрушечных дел мастера.

Работа с презентацией. Сравнение ремесел. Определение мест, в которых созданы игрушки. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Знать название игрушек.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

56

Маленькие мастера.

Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники».

Знать название игрушек.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Интегрирован-ный урок.

57

О гончарном ремесле.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Обобщать знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Экскурсионный урок.

58

О труде ткачей.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Приводить примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

59

Русские оружейни-ки.

Тест.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

60

Первые россий-ские мануфак-туры.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Делать вывод об эффективнос-ти использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Граждан-ская идентич-ность  форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Урок изучения нового материала.

61

Что создава-лось трудом рабочего.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Делать вывод об эффективнос-ти использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

62

Что создава-лось трудом рабочего.

Первые россий-ские мануфак-туры.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Делать вывод об эффективнос-ти использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

63

Железные дороги в России.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Кратко рассказать о первой железной дороге в России. Показать её на карте.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

64

Первые пароходы и пароходст-во в России.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Уметь решать исторические задачи.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Урок изучения нового материала.

65

Автомоби-лестроение в России.

Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради

Заполнять ленту времени «Развитие автомобилестроения в СССР»

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Комбинирован-ный урок.

66

Провероч-ная работа по теме «Как трудились в старину».

Самостоятельная работа.

Умение  проводить логические операции сравнения и классифика-ции.

Регулятивные:

осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.

Познавательные:

учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.

Самостоя-тельность и личная ответст-венность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Контрольный урок.

67 -68

Резервные уроки.

Обобщение изученного за год.

Умение  проводить логические операции сравнения и классификации.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданс-кая идентич-ность форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину.

Комбинирован-ный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...