Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Кровь.Значение кровеносной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока  окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В.Занкова  в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_n.v._konspekt_uroka.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Кровь. Значение кровеносной системы»

Класс:4

Развивающая система Л.В. Занкова.

Учебник: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.  «Окружающий мир» для 4 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Фёдоров», 2012г

Н.В.Медведева

учитель начальных классов

г.Саратов

Цели урока: познакомить учащихся с составом крови, её значением в организме человека.

Задачи урока:

повторить пройденный материал (нервная система)

-познакомить учащихся с составом крови, её значением в организме человека.

-развивать речь учащихся, мышление, познавательный интерес, умения работать впарах, группах.

-воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к человеческому телу, его здоровью 

Применяемые технологии:

 Групповая, здоровьесберегающая, технология деятельностного метода

Применяемые формы:

 Работа в группах.

Самостоятельная индивидуальная работа

Фронтальная работа.

Оборудование:

Энциклопедии

-Человек Что? Зачем? Почему?/И.Е.Гусев.- Минск: Харвест,2012,-256с

-Большая книга знаний/ Пер с англ Ю.В. Блажко, В.В, Лисецкой и др-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012 г. – 208 с

-Лукьянов М.О., Малофееван.Н., Сергеева Л.С., Этинген Л.Е. и др.

 Человек- М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС».2010 г -96 с

Учебник

Карточки
Реквизит для пантомимы(шапочки с названием команд)

Презентация

Костюм врача

Ход урока:

1. Организационный момент

-Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.

-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

-А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?(Ответы детей)

Учитель: Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко. быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.

  • Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?(Можно)

  1. Актуализация пройденного материала.

  • Перед вами лежит лист №1.

 Запишите фамилию, читайте задание и выполняйте.

Соедини линиями.

  • Глаза                               орган осязания
  • уши                                  орган вкуса
  • нос                                   орган зрения
  • кожа                                орган обоняния
  • язык                                орган слуха

Прочитай вопрос, ответ запиши.

  • Какой учёный занимался исследованием нервной системы?
  • Какой главный орган нервной системы находится в черепе?
  • Кто «подаёт» информацию головному мозгу?
  • Что доставляет кровь в мозг?

Проверяем.Самопроверка.

СЛАЙД: глаза                орган осязания

               уши                 орган вкуса

               нос                  орган зрения

               кожа                орган обоняния

               язык                орган слуха

СЛАЙД: И.П.Павлов

              Головной мозг

              Нервы            

              Пищу и кислород.

  • Поднимите руку у кого всё верно?
  • У кого 1-2 ошибки?

  1. Постановка проблемы. Целеполагание.

Учитель: На уроках окружающего мира мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями.

Бывает, что раненый в ногу или в руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

Почему человек без крови погибнет? (Ответы детей)

Какое значение имеет кровь в жизни человека? (Ответы детей)

(Кровь - это особая ткань, которая поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток).

Вспомните, как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме растения или животного?(Ответы детей)

(Ткань - это группа клеток, выполняющих общую задачу в организме).

Определите тему урока?

(Сегодня мы узнаем о крови, её особенностях и составе).

СЛАЙД: Тема урока: «Кровь. Значение кровеносной системы.»

-Какие цели вы поставите для приобретения новых знаний?

         Цели:

  -расширять знания об организме человека;

   -познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;

 -развивать интерес к познанию «самого себя»;

 -воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

4. Открытие новых знаний.

Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека.  

Работа в группах (4 группы)

Одной из групп даю 2 рисунка(более сильной)

  • откройте учебник с.31 (рисунок)
  • Прочитайте заголовок. (Как работает кровь)
  • Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  • Проверяем. Зачитайте свои выводы.

Слайд. Как работает кровь.

  • Разносит питательные вещества;
  • снабжает клетки кислородом;
  • поддерживает постоянную температуру тела;
  • выводит вредные вещества;
  • защищает от вредных микробов.
  • Итак, мы видим, что кровь выполняет пять разных ролей (транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника), как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?
  • Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
  • Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).

Слайд. Кровеносные сосуды.

  • Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине. Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.
  • Оказывается, что кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток и каждая группа клеток имеет свои обязанности.
  • Может быть, кто-то знает, как называются эти клетки? (вывесить названия на доску)

  • А теперь мы подробнее узнаем о работе этих клеток и проверим ваши предварительные выводы о значении крови для человека по учебнику.(Работа в группах)

кровяная плазма,

красные кровяные клетки, или эритроциты,

белые кровяные клетки, или лейкоциты,

кровяные пластинки, или тромбоциты.

Планирование работы в группе.

-Капитанов групп прошу взять карточки сзаданиями, выясним, над какими клеткамибудет работать каждая группа.

-Составим план работы. Капитан команды получает карточки – алгоритмы ответов на вопросы.

Знакомятся с группой клеток, за которыми будут наблюдать.

Планируется работа в группах.

План работы появляется на доске.

  1. Прочитай текст учебника стр. 34-35.
  2. Найди ответы на вопросы, подчеркни их карандашом.
  3. Обсуди в группе, как ответили твои товарищи. Придите к общему мнению.
  4. Запишите ответы в карточки.
  5. Приготовьтесь устно отвечать

(Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты- выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоцитыотвечаютза свертывание крови в организме.)

Карточка для ответов

  1. Название составной части крови________________________
  2. Какие вещества содержит данная часть крови___________
  3. Способна ли она двигаться___________________________
  4. Какую роль выполняет______________________________
  5. Как можно представить пантомимой данную часть крови_____________________________________________

Слайд «Состав крови» круговая диаграмма и пробирка

Выступления каждой группы(слайд)и показ пантомимы с использованием реквизита.

  1. Физминутка.
  2. Итоги работы в группах.Вернёмся к значению крови.Проверили мы выводы, сделанные ранее?

-Можем ли мы без неё существовать?(Кровь-это жизнь)

Учитель:

Часто получается так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь, кто ему поможет? Донор, в переводе с греческого «даритель». Он дарит человеку жизнь. В указанный день люди приходят сдавать свою кровь. Берут ее такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. Те люди, которые неоднократно сдавали кровь, имеют значок «Почетный донор».(Показ значка почётного донора)

                  ДОНОР – ЧЕЛОВЕК, СДАЮЩИЙ КРОВЬ.

Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать при операции или для изготовления некоторых лекарств. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на четыре группы (1,2,3,4). Группа не зависит от возраста. Кровь 1-й группы можно перелить любому человеку, а вот 4-й – только с 4-й группой.

7.Выступление «врача» по основам безопасности жизнедеятельности.

(В роли врача выступает ученик) Какие правила нужно знать всем, чтобы помочь себе или другому человеку при кровотечениях?(Ответы детей)Рассказ о первой помощи при порезах и кровотечениях.

8.  Итог урока Рефлексия. Синквейн. Групповая работа.

  Слайд.

    Составление синквейна по плану.

Синквейн — французское слово «5» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк.

   1.Существительное Кровь — тема урока

 2.Подобрать к нему 2 прилагательных.

  1. Подобрать к существительному 3 глагола.
  2. Составить фразу, выражающую основную тему урока.

(Кровь жидкая, красная. Разносит кислород, борется с микробами и сворачивается. Кровь — это жизнь.)

             (Кровь красная, солоноватая, течёт, снабжает кислородом, защищает. Без крови мы не сможем жить.)

Слайд.  Оцените свои знания, полученные на уроке. (Выстраивание из стикеров сердечка)

     Я узнал…

   Я запомню…

   Я смог…

9. Дом задание читать стр. 31-34, тетради стр. 67,68.

10. Приложение

Дополнительный материал

КРОССВОРД.

1. Что переносит кровь по всем тканям?(8 букв – кислород).

2. Как по – другому можно назвать белые и красные ….( 6 букв – тельца)

3. Как называются пластинки, которые помогают крови сворачиваться? (10 букв – тромбоциты)

4. Препарат, которым нужно смазать кожу вокруг ранки (3 буквы – йод)

5. Белые кровяные клетки. (9 букв – лейкоциты)

6. Защита человека от заболевания (9 букв – иммунитет)

Лист №2.

Как работает кровь.

Задание по рисункам допиши фразы:

Кровь (что делает?)___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кровь (что делает?)___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Лист № 3

Карточка для ответов

1.Название клеток крови. Красные кровяные клетки.

2. Какие вещества содержит данная часть крови(смотрите в энциклопедии)

__________________________________________________________________

3. Способны ли клетки этой части двигаться____________________________

__________________________________________________________________

4. Какую они выполняют важную работу

__________________________________________________________________

5. Как можно пантомимой представить данную часть крови( смотрите реквизит в файле на столах)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Урок по окружающему миру 4 класс Тема: «Земля – планета Солнечной системы»

Урок по окружающему миру4 классТема: «Земля – планета Солнечной системы»  Учитель начальных классов Ковтун Мария Викторовна...

Конспект урока окружающий мир. 3 класс. "Планета Знаний". Тема: "Кровеносная система".

Конспект урока с применением методик развития функциональной грамотности учащихся....

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: "Образование почвы". УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;

Цели деятельности учителя: формирование представлений о составе почвы и ее образовании; ознакомление с понятиями: плодородие, перегной.Планируемые результатыПредметные:Знать: понятия плодоро...