окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс школа 2100 с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_1.docx107.56 КБ

Предварительный просмотр:

1) Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцатидвадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

 Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.  

Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала предлагается учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний.  

 Оценки и отметки должны быть отражены в «Дневнике школьника», результаты его работы накапливаются в портфолио ученика.

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66  часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

VI. Содержание учебного предмета

1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С .Бурский О.В.

Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги[1].

Понятия «справа»,  «слева»,  «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ».  «Раньше» и «позже».

Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир (4 ч) Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты (9 ч) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Отчего и почему (2 ч) Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.

Времена года (12 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

Повторение пройденного материала – 5 ч.

Часы по усмотрению учителя – 4 ч.

Формы контроля

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

  • самоконтроль (при введении нового материала),
  • взаимоконтроль (в процессе его отработки),
  • текущий тематический контроль (при проведении проверочных работ),
  • итоговый контроль (итоговая тестовая работа).

 

7) Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ уро-ка

Тема урока, 
тип урока

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля, контрольные материалы

Учебный материал

(№№ страниц, заданий, § и т.п.)

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

обучаемый научится

обучаемый получит возможность научиться

1 четверть (18 часов)

Раздел программы №1. Как мы понимаем друг друга» (9  часов)

1

Как мы будем учиться

01-04.09

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н

- правилам поведения в школе, особенностям во взаимоотношениях со взрослыми, сверстникам.

выбирать в игре оптимальные формы проведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

П Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

К. Формирование умения слушать и понимать речь других людей

.

Текущий, фронтальный устный опрос

1.1

с.3-5

2

Мой дом, моя школа.

01-04.09

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).

правилам поведения в школе, особенности во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками;

- выбирать в игре оптимальные формы проведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьям, взрослыми

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. (П) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (К) Слушать и понимать речь других.

Текущий, фронтальный устный опрос

1.2

с.8-9

3

Путешествуем, не выходя из класса

07-11.09

Обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н).

.правилам общения между людьми;- узнает роль слов в общении;-

развивать обще

учебные умения

Формировать умение оценивать свои и чужие поступки

(П1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию 

К1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей

Текущий, фронтальный устный опрос

1.3

с.14-17

4

Ценный совет.

07-11.09

Контролировать собственные действия. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П)

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). 

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). 

моделировать различные ситуации поведения; оценивать различные формы поведения;

моделировать различные ситуации поведения; оценивать различные формы поведения;

.

моделировать и оценивать различные жизненные ситуации использования слов, показывающих направление; формируем умение ориентироваться в пространстве;

анализировать представленный материал и делать выводы.

анализировать представленный материал и делать выводы.

анализировать представленный материал и делать выводы.

формировать умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формирование умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

Формирование умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила

П1. Формируем  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

К1. Формируем умение слушать и понимать других;

.

 Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р1. Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;

П1. Формируем  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций

 Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Текущий, фронтальный устный опрос

1.4

С1.8-21

5

Зачем нужен жизненный опыт.

14-18.09

Текущий, фронтальный устный опрос

1.5

с.22-25

6

Где и куда

14-18.09

Текущий, фронтальный устный опрос

1.6

с.26-30

8

Учимся определять верх и низ

21-25.09

Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление

моделировать различные ситуации поведения; правильно определять направления движения;

пользоваться понятиями «вперёд», «назад», «вправо», «влево» по отношению к своему собеседнику; анализировать представленный материал и делать выводы

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. (П). Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке;

. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

К. Слушать и понимать речь других.

 

Текущий, фронтальный устный опрос

1.8

с.30-33

9

Раньше и позже

28-02.10

Исследовать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). 

.

моделировать и оценивать различные жизненные ситуации использования слов, показывающих направление;

формируем умение ориентироваться в пространстве ;анализировать представленный материал и делать выводы.

Сравнивать группы предметов с помощью составления пар.

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

(Р) Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Устанавливать причинно-следственные связи. (К) Формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы.

Текущий, фронтальный устный опрос

1.9

с.38-39

2

КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ 4 часа                                          

10

Предметы и их признаки

28-02.10

Анализировать  окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

использовать слова «предмет» и «признак» в общении между людьми; выделять и описывать признаки предметов;определять предмет по набору его признаков

Доказывать и подтверждать фактами (из жизненных наблюдений) собственное суждение.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану.  . (К)   Доказывать суждения

Текущий, фронтальный устный опрос

2.10

с.40-43

11

Предметы и их признаки

05-09.10

Анализировать  окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

 называть окружающие предметы и их признаки; различать предметы и их признаки ориентироваться в окружающем нас мире; выделять группы различных объектов на основе взаимосвязи предметов;

Доказывать и подтверждать фактами (из жизненных наблюдений) собственное суждение

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (Доказывать суждения

Текущий, фронтальный устный опрос

2.11

с.40-43

12

Сочетания предметов

05-09.10

Анализировать  окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

называть окружающие предметы и их признаки;

 различать предметы и их признаки;

ориентироваться в окружающем нас мире;

– сформировать умение выделять группы различных объектов на основе взаимосвязи предметов;

анализировать представленный материал и делать выводы.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить отличие незамкнутой и замкнутой кривой. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия Р1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Текущий, фронтальный устный опрос

2.12

с.44-47

13

. Сочетания предметов

12-16.10

Анализировать  окружающие предметы и их признаки (Н).

Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

сформировать умение выделять группы различных объектов на основе взаимосвязи предметов;

– учить анализировать представленный материал и делать выводы.

анализировать представленный материал и делать выводы.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану.  (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

2.13

с.44-47

3  ВРЕМЕНА ГОДА (3часа)

14

Осень — природа готовится к зиме

12-16.10

 Различать времена года по признакам (Н).Характеризовать времена года (Н).Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). собственные действия.

повторить признаки осени;

 давать характеристику времени года;

устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану

 (К) Строить речевое высказывание

Текущий, фронтальный устный опрос

3.14

с.48-49

15

Осень — природа готовится к зиме

19-23.10

Различать времена года по признакам (Н).Характеризовать времена года (Н).Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

повторить признаки осени;

 давать характеристику времени года;

устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией. (П) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать природные объекты. (К) Слушать и понимать речь других

Текущий, фронтальный устный опрос

3.15

с.50-51

16

Осень — природа готовится к зиме

19-23.10

. (Н).Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»(

повторить признаки осени;

 давать характеристику времени года;

устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к природе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы.

Тест  

3.16

с.52-53

кАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР (4 часа)

17

Наши помощники – органы чувств

26-30.10

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).

.

узнавать разные органы чувств;– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

прививать бережное отношение к своему организму;

сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (. ( формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

 устанавливать аналогии;

 обобщать и классифицировать по признакам.

Текущий, фронтальный устный опрос

4.17

с.54-55

18

Наши помощники – память и ум

26-30.10

 Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).

понимание, что не всегда органы чувств правильно показывают нам мир;–  как с помощью памяти и ума мы различаем предметы и их признаки;

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение  о роли памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

4.18

с.58-59

Результаты 1 четверти из 18 плановых часов проведено

2 четверть (14 часов)

19

Родители, учителя и книги

09-13.11

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека

 правильно понимать роль родителей и учителей в жизни каждого человека;

–  показать роль книг для человека и для общества

Доказывать и подтверждать роль книг для человека и для общества

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К)  формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения 

Текущий, фронтальный устный опрос

4.19

с.62-64

20

Повторение и самостоятельная работа

09-13.11

Планировать выполнение работы . Объяснять ход решения заданий. Контролировать собственные действия

Называть и записывать задания

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы . (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

 Самостоятельная работа с проверкой

4.20

5.     ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ (7 часов)

21

Ты и твоя семья

16-20.11

составлять рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).

понимать значение семьи в жизни каждого человека;

закрепить положительное отношение ко всем её членам;

 Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

5.21

с.66-67

22

 Ты и твоя семья

16-.20.11

Соотносить рисунки, рассказы. Контролировать собственные действия.

понимать значение семьи в жизни каждого человека .

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) формируем умение определять цель деятельности на уроке; Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

3.12

с.68-69

23

Учимся быть самостоятельными

23-27.11

Соотносить рисунки и текст. составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Называть правила безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых.

.

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

5.23

с.70-73

24

Учимся быть самостоятельными

23-27.11

Соотносить рисунки и текст. составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Называть правила безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых.

.

Применять  знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану.  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формируем умение устанавливать аналогии;

 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Текущий, фронтальный устный опрос

5.214

с.74-75

25

Ты и твои  друзья

30-04.12

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П).

Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение

 формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

5.25

с.76-79

26

Ты и твои  друзья

30-04.12

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П).

Применять   знания в повседневной жизни

 формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

5.26

С80-83

27

Повторение и самостоятельная работа

07-11.12

Планировать выполнение работы . Объяснять ход решения заданий. Контролировать собственные действия

Делать модель прямого угла; выделять прямые углы из множества других углов путем сравнивания с моделью прямого угла.

Применять  математические знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы . (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Самостоятельная работа с проверкой

5.27

6. ВРЕМЕНА ГОДА  (6 часов)

28

Зима — покой природы

07-11.12

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Узнавать и называть времена года по признакам

Применять   знания в повседневной жизни

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к природе

(Р) Определять цель своей деятельности. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П)  формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формируем умение устанавливать аналогии 

Текущий, фронтальный устный опрос

6.28

с.84-87

29

Зима — покой природы

14-18.12

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Узнавать и называть времена года по признакам

Применять   знания в повседневной жизни

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к природе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность образования натурального ряда чисел. (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

6.29

с.88-89

30

Зима — покой природы

14-18.12

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Определять и называть времена года по признакам

Определять зимние явления, отличать признаки зимы;.

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. ((К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

6.30

31

Повторение и самостоятельная работа

21-29.12

Планировать выполнение работы . Объяснять ход решения заданий. Контролировать собственные действия

устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность . (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Самостоятельная работа с проверкой

6.31

32

Итоговая работа № 1

21-29.12

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность  (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Итоговая контрольная работа

6.32

Результаты 2 четверти из 14 плановых часов проведено

3 четверть (18  совместная выработка) правил школьной жизни;– обсуждение ситуации «У мамы день рождения

Часов)

33

Учимся решать жизненные задачи

18-22.01

Использование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни.

применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность . (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

6.33

Результаты 1 полугодия: из 33 плановых часов проведено .

7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ  (10 часов)

35

Город, в котором мы живём

18-22.01

Соотносить занятия людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Понимать различия  между городом и селом

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность . (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

7.35

с.4-5

36

Город, в котором мы живём

25-29.01

Соотносить занятия людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность . (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Текущий, фронтальный устный опрос

7.36

с.6-9

37

Учимся быть пешеходами

Путешествие колобка

25-29.01

Моделировать разнообразные ситуации Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Понимать правила дорожного движения

Применять  правила дорожного движения  в повседневной жизни

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

7.37

с.14-17

38

Учимся быть пешеходами

Путешествие колобка

01-05.02

Моделировать разнообразные ситуации Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Понимать правила дорожного движения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

7.38

с.18-21

39

Хозяйство человека

01-05.02

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Использовать приобретенные знания и умения

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса.

Текущий, фронтальный устный опрос

7.39

с.22-25

40

Хозяйство человека

15-19.02

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

7.40

с.26-27

41

Повторение и самостоятельная работа

15.-19.02

Использовать полученные знания  при записи и выполнении самостоятельного задания. Контролировать собственные действия.

Понимать  термин хозяйственная деятельность человека

Применять   знания в повседневной жизни

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Самостоятельная работа с проверкой

7.41

42

Богатства природы

22-26.02

Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

7.42

с.30-33

43

Твёрдые тела, жидкости и газы. 

22-26.02

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

Определять отличие твердых, жидких и газообразных тел.

Применять знания в повседневной жизни.

Ориентация на представление о себе и своих возможностях; объяснение самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет

(Р) Проводить  взаимоконтроль и самоконтроль действий, опираясь на схему способа. (П) Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (К) Оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Текущий, фронтальный устный опрос

7.43

С34-37

44

Повторение и самостоятельная работа

29-04.03

Планировать выполнение работы . Объяснять ход решения заданий. Контролировать собственные действия

Применять свои знания для решения заданий  в типовых и поисковых ситуациях

Проявлять спокойное отношение к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

(Р) Корректировать способ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (П) Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса. (К) Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, в группе «Ты согласен? Ты не возражаешь?, А как ты думаешь?»

Самостоятельная работа

7.44

8      ВРЕМЕНА ГОДА ( 4 часа)

45

Весна: пробуждение природы

29-04.03

Сравнивать и различать времена года по признакам . Контролировать собственные действия.

Определять время года

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

8.45

с.38-40

46

Весна: пробуждение природы

07-11.03

Соотносить  и характеризовать времена года . Контролировать собственные действия.

Определять зависимость между  температурой и изменениями в природе.

Применять  математические знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

8.46

с.42-44

47

Весна: пробуждение природы

07-11.03

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).Контролировать собственные действия.

Определять времена года.

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Корректировать способ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (П) Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса. (К) Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, в группе «Ты согласен? Ты не возражаешь?, А как ты думаешь?»

Текущий, фронтальный устный опрос

8.47

48

Итоговая работа № 2

14-18.03

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Контроль усвоения пройденного. материала

Итоговая  работа с проверкой.

8.48

9 Живые обитатели планеты(10 часов)

49

Живое и неживое

14-18.03

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).Контролировать собственные действия

Понимать отличие живого от неживого.

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на представление о себе и своих возможностях; объяснение самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет

(Р) Определять план выполнения задания под руководством учителя, сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения. (П) Использовать наглядные модели и символические средства для познания окружающего мира, ориентироваться в универсальных знаковых системах. (К) Работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера

Текущий, фронтальный устный опрос

9.49

с.46-49

Результаты 3 четверти из 18 плановых часов проведено

4 четверть (16 часов)

50

Растения и животные

21-01.04

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н)

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Положительное отношение к школе, освоение роли «хорошего ученика», регулирование своего поведения на основе усвоенных норм и правил

(Р) Определять план выполнения задания под руководством учителя, сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения. (П) Использовать наглядные модели и символические средства для познания окружающего мира, ориентироваться в универсальных знаковых системах. (К) Работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера

Текущий, фронтальный устный опрос

9.50

с.50-53

51

Равновесие в природе

21-01.04

Наблюдать за взаимосвязью растений и животных. Контролировать собственные действия.

Знать о взаимосвязи в природе.

Применять знания в повседневной жизни.

Ориентация на представление о себе и своих возможностях; объяснение самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет

(Р)Уметь высказывать свое предположение, дает эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. (П)отличать новое знание от уже известного с помощью учителя. (К) Вступать в беседу на уроке и в жизни, совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им.

Текущий, фронтальный устный опрос

9.51

с.58-61

52

Домашние любимцы и комнатные растения

04-08.04

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные дикорастущие растения (П).

Упражняться в группировке дикорастущих и культурных растений.

Проявление интереса к умению группировать.

(Р)Уметь высказывать свое предположение, дает эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. (П) Осваивает умение работать  в сотрудничестве с учителем и другими учащимися. (К) Вступать в беседу на уроке и в жизни, совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им, уметь уступать, находить общее решение.

Текущий, фронтальный устный опрос

9.52

с.62-65

53

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

04-08.04

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).

Применять знания в повседневной жизни.

Текущий, фронтальный устный опрос

9.53

с.66-69

54

Повторение и самостоятельная работа

11-15.04

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Положительное отношение к школе, освоение роли «хорошего ученика», регулирование своего поведения на основе усвоенных норм и правил

Контроль усвоения пройденного. материала

Самостоятельная работа с проверкой.

9.54

55

Человек – разумное существо

11-15.04

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Признание своих плохих поступков. Проявление спокойного отношения к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

(Р) Корректировать способ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (П) Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса. (К) Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, в группе «Ты согласен? Ты не возражаешь?, А как ты думаешь?»

Текущий, фронтальный устный опрос

9.55

с.70-73

56

Природа и мы

18-22.04

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Признание своих плохих поступков. Проявление спокойного отношения к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Текущий, фронтальный устный опрос

9.56

с.74-77

57

Повторение и самостоятельная работа

18-22.04

Планировать выполнение самостоятельной работы. Контролировать собственные действия.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Контроль усвоения пройденного. Материала.

Самостоятельная работа.

9.57

58

Повторение

25-29.04

Планировать выполнение  работы. Контролировать собственные действия

Применять   знания в повседневной жизни

Проявлять спокойное отношение к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Текущий, фронтальный устный опрос

9.58

  Раздел программы № 10.  (ВРЕМЕНА ГОДА 10ч)

59

Лето – природа цветёт и плодоносит

25-29.04

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).

Применять   знания в повседневной жизни

Проявление интереса к особенностям времен года

(Р) Совместно с другими выбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы. (П)Осваивать умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимися. (К) Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь уступать, находить общее решение.

Текущий, фронтальный устный опрос

10.59

с.78-80

60

Лето – природа цветёт и плодоносит

02-06.05

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Проявление интереса к особенностям времен года

(Р) Совместно с другими выбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы. (П)Осваивать умение сотрудничать с учителем и другими учащимися. (К) Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь уступать, находить общее решение.

Текущий, фронтальный устный опрос

10.60

С.81-83

Лето – природа цветёт и плодоносит

02-02.05

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Проявление интереса к особенностям времен года

(Р) Совместно с другими выбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы. (П)Осваивать умение сотрудничать с учителем и другими учащимися. (К) Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь уступать, находить общее решение.

Текущий, фронтальный устный опрос

10.61

62

Отчего и почему

09-13.05

Приводить примеры простейших причинно-следственных связей (П).

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Проявлять спокойное отношение к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

(Р) Корректировать способ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. (П) Выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса. (К) Задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, в группе «Ты согласен? Ты не возражаешь?, А как ты думаешь?»

Текущий, фронтальный устный опрос

10.62

63

Повторение и самостоятельная работа

09-013.5

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Применять   знания в повседневной жизни

Проявлять спокойное отношение к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. (К) Доказывать верность или неверность выполненного действия

Контроль усвоения пройденного. материала

Самостоятельная работа.

10.63

64

Итоговая работа № 3

16-20.05

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность  (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Итоговая работа №3.

Контроль усвоения пройденного. материала

10.64

65

Учимся решать жизненные задачи

16-20.05

Использование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни.

Совместная выработка оформления музея;– обсуждение ситуации «Музей нашего края»

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность  (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Проект

66

Повторение

23-27.05

Использование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни.

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи (П).

Применять   знания в повседневной жизни

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

(Р) Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно двигаться по заданному плану. (П) Установить закономерность  (К) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Контроль усвоения пройденного. материала

Результаты 4 четверти: из 16 плановых часов проведено .

8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.  Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся  младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. 

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  документ камера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения.

  1. Учебник «Я  и  мир  вокруг»  для  1 класса, автор: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан            
  3. «Я  и  мир  вокруг»  методические  рекомендации, авторы: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.                            
  4. Самостоятельные  и  проверочные  работы  к  курсу  «Окружающий  мир»  для  1 класса, авторы: А.А. Вахрушев  и  др.  
  5. Глобус
  6. Комплект таблиц «Окружающий мир»
  7. Диск «Окружающий мир» в 2 частях
  8. Диск «Окружающий мир.
  9. Комплект динамических раздаточных пособий «Окружающий мир» для контрольных работ.
  10. Комплект таблиц раздаточных «Грибы съедобные и несъедобные»
  11. Набор карточек «Домашние животные»
  12. Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир»  

9) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

                       

Обучающиеся научатся :

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.


[1] Положения программы, выделенные шрифтом, предназначены для подготовки докладов, поиска ответов на вопросы любознательных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...