Сценарий урока "Октябрь уж наступил..."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сценарий урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Октябрь уж наступил..." ("Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_oktyabr.docx43.16 КБ
Office presentation icon oktyabr.ppt_1.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок
«ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ…»

Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения и обобщения представлений учащихся о наиболее характерных признаках осени; ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умения сопоставлять, выделять, обобщать характерные признаки, явления.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа, кратко характеризовать сезонные изменения, описывать наиболее характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Сценарий  урока

  1. Организация класса.

Звенит звонок всё громче, всё сильней

Как трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей – урок наш начинается!

  1. Сообщение темы и целей урока.

Отгадывание загадок, формулировка темы урока.

Вот художник, так художник все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим, разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным, но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим: кто художник этот?... (осень)

  1. Установка изменений, произошедших в природе после первой прогулки

Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

- Что изменилось в парке?

- Каких птиц можно увидеть?

- Какого цвета небо?

- Назовите приметы октября.

План

1). Небо.

2). Солнце.

3). Осадки.

4). Температура воздуха.

- Вот как об октябре пишет А.Плещеев (учитель читает отрывок из стихотворения в учебнике, стр. 35)

- Какие приметы  осени описаны в стихотворении?

III. Повторение пройденного.

– Что мы называем природой?

– Назовите, какие объекты природы вы знаете? На какие группы можно их разделить?

– Заполните схему:

– Вспомните,  как  связаны  между  собой  неживая  и  живая  природа. (Все изменения, которые происходят в неживой природе в различные сезоны, влияют и на представителей живой природы.)

Вывод: изменения происходят и в жизни птиц, зверей, насекомых с наступлением осени.

IV. Изучение нового материала.

1.  Рассказ учителя.

– Октябрь уже полностью осенний месяц; его называют «грязник», «ни колеса, ни полоза не любит». О чём идёт речь? (В октябре часто идут дожди. Дороги размыты, по ним очень трудно проехать любому транспорту.) Ещё октябрь зовут листопадником, позимником, свадебником. Подумайте, почему?

– С середины октября воздух становится холоднее. Световой день убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, но скоро зачастят дожди со снегом. Всё чаще по утрам лужи покрываются тоненьким ледком. Ветры-листодёры срывают листву.

      В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт. А то вдруг солнышко выглянет, и станут дни тёплые, тихие. И тогда кажется: неожиданно вернулось лето.

  1. Рубрика «Для тех, кто хорошо читает»: стр. 36.

Игра «Счастливого  перелёта»

Осень – роща золотая, золотая, синяя,

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко над облаками гуси откликаются.

С дальним озером, с полями до весны прощаются.

- Какие птицы улетают в конце сентября? (пеночки, славки, трясогузки)

- Когда улетают дрозды, скворцы, журавли? (в октябре)

- Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, лебеди)

3. Выполнение задания: с. 36

- Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные.)

На доске табличка: .

– Каких ещё птиц можно считать перелётными? (Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать.)

Снегирь. Первое время по прилёту птицы мало заметны, но, когда обнажаются деревья и ложится снег, их удивительно яркое – розовое с серым и чёрным – оперение бросается в глаза. Эти птицы очень любят ягоды рябины. На дереве они появляются молчаливой стайкой, степенно рассаживаются на ветвях и срывают ягоды. Правда, снегирей интересуют только семена. Кроме рябины, снегири любят полакомиться семенами клёна.

Свиристель. Сначала они летят небольшими стайками, а затем объединяются в более крупные. Нередко птицы появляются и на городских улицах, рассаживаются шумной стайкой на большом дереве, и в воздухе звенит их многоголосый хор. Но сколько прилетит свиристелей и как долго они у нас задержатся, зависит от урожая рябины, калины, шиповника, можжевельника. Если урожай ягод очень большой, то птицы проводят в средней полосе всю зиму. А вот  если год неурожайный, то свиристели надолго не задерживаются и пролетают дальше – на юго-запад.

– Все ли птицы улетают от нас осенью? (Есть птицы, которые остаются с нами.)

– Кто знает, как называются такие птицы? (Оседлые.)

На доске табличка: .

– Как вы считаете, в чём причина осенних перелётов птиц?

Учащиеся высказывают свои предположения.

4. Рубрика «Для тех, кто хорошо читает»: с. 37. Чтение стихотворения Е.Благининой «Стрижи»

- Куда улетели стрижи?

- Как вы понимаете слова, выделенные в тексте.

Физкультминутка

Мы листики осенние

(плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

(руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(присели)

Ветер снова набежал        

И на землю снова сели.

(плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам)

5. Рубрика «Соображалки»

- Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? Ответить на этот вопрос вам помогут рисунки и подсказка.

     Основная причина того, что птицы периодически пускаются в дальние перелёты, довольно проста. Из-за зимних холодов количество доступной пищи настолько уменьшается, что они оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улететь в тёплые края. Те птицы, которые питаются насекомыми определённых видов или мелкими грызунами, не могут найти себе пищу зимой.

Вывод: первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие птицы, потому что водоёмы долго не замерзают и они могут ещё некоторое время доставать себе еду.

6. Речевая разминка.

- Опиши птицу так, чтобы её можно было узнать. Она перелётная или осёдлая?

      У этой птицы изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, короткий слабовильчатый хвост. Спина окрашена в чёрный цвет. Она приспособилась к жизни в огородах и больших сёлах, где селится на стенах, карнизах, под балконами крупных каменных зданий. Их пища состоит из насекомых (мелкие мухи, комары, мошки, маленькие жучки). Все эти насекомые в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. Перед грозой намокнувшие насекомые опускаются ниже к земле, птицы перемещаются вслед за ними. У многих народов мира гнёзда этих птиц охраняются, и бытует поверье, что поселившаяся под крышей дома птицы приносят людям счастье.

7. Работа в тетради с. 20

8. Игра «Знатоки».

– На доске символами обозначены две группы, на которые нужно распределить птиц: солнышко, прикрытое тучкой, будет обозначать перелётных птиц, а домик – оседлых. Ваша задача – распределить рисунки-изображения птиц по группам.

Можно эту работу провести фронтально, а можно распределить детей по группам и организовать соревнование.

V. Закрепление изученного материала.

1. Рубрика  «Для тех, кто хорошо читает»: с. 38

- Что узнали для себя нового?

- Что было уже хорошо вам известно?

- Что ещё вам известно о подготовке животных к зиме?

– С приходом осени некоторые животные, например белка, волк, заяц, лиса, линяют. Почему? Попробуйте объяснить. (Зимний мех пышнее, и между густыми  волосками воздух лучше задерживается, значит зверю не так страшен лютый мороз. Да и для защиты от врагов нужен мех другого цвета, так как зимой природа тоже меняет краски.)

  1. Задание «Сочинялки».

– Закончите рассказ (с. 39).

«Собрались  как-то  раз  на  лесное  собрание  разные  животные  и стали рассказывать о том, кто как к зиме готовится и собирается зиму зимовать.

Ёж сказал…

Пчёлы зажужжали…

Белка быстро проговорила…

Похвалялся медведь…»

VI. Итог урока.

– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Что самое важное необходимо запомнить?

– О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?

 Какие открытия для себя сделали?

– Как вы считаете, что необходимо запомнить? О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?

VII. Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 20; учебник с. 38, пересказ

VIII. Рефлексия «Солнышко и тучки»            

Используемая литература:

  1. Л.И. Грекова «В союзе с природой». Эколого – педагогические игры и развлечения с детьми.
  2. ЭОР Уроки Кирилла и Мефодия «Окружающий мир».
  3. Методическое пособие «Школа физкультминуток».
  4. Под редакцией Е.И. Коваленко «Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Октябрь уж наступил

Слайд 3

сентябрь октябрь

Слайд 6

свиристель

Слайд 7

снегирь

Слайд 9

стриж

Слайд 10

Игра "Опиши птицу" ласточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

"Прощание с первым классом или Вот и наступило лето!"

В сценарий праздника "Прощание с первым классом или Вот и наступило лето!" включены стихотворения, песни, логические и игровые задания, награждения....

Тест по окружающему миру по теме "Когда наступит лето?"1 класс

Предлагаю в форме теста повторить  названия месяцев и времён года ....

Сценарий праздника "Наступил прощанья час...""

Сценарий праздника для выпускников начальной школы. Содержит стихи, весёлые сценки, песни, в которых выражены любовь и признательность всем, кто учил, воспитывал, лечил, кормил, словом, тем, кто был р...

Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."...

Наступил — не наступил

Возраст: 7 — 8 лет.Цель игры: развить у детей навыки прыгания, восприятия пространства. Игра развивает ловкость и координацию движений, улучшает реакцию.Ход игры. Участники (их может б...