Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Гмырина Алена Петровна

Рабочая программа по окружающему миру содержит пояснительную записку, и КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Виноградовой Н. Ф., планируемых результатов начального общего образования.

         Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.

        Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение окружающего мира в четвертом классе начальной школы отводится два часа в неделю. Рабочая программа составлена на 68 часов (34 учебных недели), на 2 часа в неделю.

Цели обучения окружающему миру

        Основная цель – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общая характеристика курса «Окружающий мир»

        Данный курс окружающего мира построен с учетом его функций: образовательной, развивающей и воспитывающей. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с расширением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

        В основе построения курса лежат следующие принципы.

        Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

        Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этот возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

        Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др.

        Принцип экологизации определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся правилу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

        Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

        Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»

        Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

Программа направлена на формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Содержание тем учебного курса

         Человек-живое существо(организм)

        Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

        Опорно-двигательная система: скелет, мышцы (общие сведения). Ее значение в организме.

        Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы.

        Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы.

        Кровеносная система. Ее органы. Кровь, Ее функции. Сердце-главный орган кровеносной системы. (общие сведения).

        Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения-почки.  Кожа, Ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

        Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, Их значение в жизни человека.

        Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

        Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость.

        Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма- условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Правильное питание.

        Вредные привычки.

        ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Детские болезни.

        Человек - часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.

        Человек среди людей.

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека.

        ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

        Человек и общество, в котором он живет.

        Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей)

        Почвы России. Почва-среда обитания растений и животных. Охрана почв.

        Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности, положение на карте)

        Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. "Кремлевские города".

        Россия. Ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)

        Человек и культура. Что такое культура? О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. М. В. Ломоносов. Первые университеты.

        Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества)Древней Руси. Древняя икона.

        Искусство России 18 века. Памятники архитектуры

        Искусство России 19 века. " Золотой век" русской культуры. А.С. Пушкин-"солнце русской поэзии" (страницы жизни и творчества).

        Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня)

        Гражданин и государство. Россия - наша Родина. Права и обязанности граждан России.

        Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. " Поучение" Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

        Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, Императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

        Человек-воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради)

Специфические особенности курса окружающего мира в 4 классе:

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

• осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  •  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Рабочая учебная программа курса «Окружающий мир» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий

  • Урок – игра
  • Урок – путешествие
  • Урок – защита проекта (ЗП)
  • Урок - экскурсия

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

        В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  •  Тестирование
  •  Контрольная работа

Планируемые и ожидаемые образовательные результаты:

К концу 4 класса обучающиеся будут  

знать:

  • название нашей планеты,
  • родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России; государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью    наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу,
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, социокультурной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений;

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, здоровому образу жизни в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;

учебно - познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

Распределение учебного материала по разделам

№ п/п

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека.

10

Мир чувств

1

Обрати внимание на внимание

1

Помни о памяти

1

Твое здоровье

3

Поговорим о вредных привычках

3

Человек – часть природы

1

От рождения до старости

2

Человек среди людей

2

Природные зоны России.

9

Как возводили города

1

Россия и ее соседи.

2

О первых школах и книгах

3

Русское искусство до VIII века

2

Искусство России XVIII века

3

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры

3

Человек – защитник своего Отечества

3

Гражданин и государство

2

Итоговое повторение

11

Резервные уроки

5

Итого

68

Количество контрольных и проверочных работ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Проверочные работы

1

1

2

1

5

Диагностические работы

1

-

-

1

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Вид деятельности

Универсальные учебные действия (УУД)

Дата

план

Дата

факт

1 четверть (16 ч)

Организм человека. Нервная система.

Коллективное составление схемы «Человек – живое существо» с опорой на знания учащихся. Дополнение схемы «Человек – живой организм» в рабочей тетради. Просмотр и обсуждение презентации «Нервная система». Составление вывода о роли нервной системы в деятельности человека. Сравнение своего вывода с текстом учебника

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

03.09.14

Двигательная система человека.

Высказывание предположений: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей? Чтение и обсуждение текстов учебника, сравнение своего вывода.

Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение.

Регулятивные: сравнение своих выводов с текстом.

Коммуникативные: правила участия в диалоге.

Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности.

04.09.14

Комплексная диагностическая работа.

Выполнение диагностической работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10.09.14

Пищеварительная система. Работа над ошибками.

Дискуссия «Почему человек должен питаться?» Сравнение выводов с текстом учебника. Работа с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Рассказ - рассуждение «Как пища переваривается?»

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

11.09.14

Дыхательная система.

Работа с текстом и иллюстрациями: чтение и обсуждение текста «Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему».  Работа в парах: составление памятки «Охрана органов дыхания» (с опорой на иллюстративный материал).

Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

17.09.14

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы.

Учебный диалог: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Рассказ-рассуждение на основе высказанных предположений. Чтение и пересказ текста «Кровь и её значение»

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

18.09.14

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. Строение кожи.

Работа с рисунком-схемой: рассказ-рассуждение «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. К органам выделения относятся: почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Чтение текста «Как «работает» кожа». Формулировка вывода о значении кожи.

Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

24.09.14

Зрение. Охрана зрения. Проверочная работа по теме: Пищеварительная система человека.

Учебный диалог: обсуждение высказанных гипотез по вопросу «Почему поэт связывает слова «Я живу» с органами чувств человека?» Опыт: «Рассмотрим предметы». Какие зрительные впечатления мы получили? Какие признаки предметов увидели? Обсуждение вывода «Глаза – органы зрения, наши «окна» в мир». Чтение и обсуждение текста «Зрение». Работа в парах: подготовка памятки «Береги глаза».

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

25.09.14

Слух. Органы слуха. Работа над ошибками.

Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы «Как шум влияет на слух?»

Познавательные: анализ, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

01.10.14 – отмена

по метеоусловиям

Вкус. Осязание. Работа над ошибками.

Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы: «Связаны ли между собой обоняние и вкус?»

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

02.10.14

Контрольная работа за 1 четверть.

Выполнение контрольной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

08.10.14

Обоняние. Органы обоняния.

Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы: «Связаны ли между собой обоняние и вкус?» Беседа: «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений). Опыт: «Проверим своё обоняние». Работа с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Чтение и анализ текста учебника.

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

09.10.14

Мир чувств. Эмоции. Чувства.

Учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Чтение текста «Эмоции», выделение главной мысли. Ролевая игра (работа в группах): разыгрывание житейских ситуаций «Двойка», «Приезд гостей», «Праздник» (по выбору детей).

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: правила учебного диалога.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации.

15.10.14

Что такое внимание.

Учебный диалог: обсуждение житейских ситуаций на тему «Когда внимание начинает «работать»?» Формулирование вывода: «Что такое внимание». Задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работа в парах: обсуждение альтернативных суждений. Чтение текста в учебнике.

Познавательные: высказывание и обоснование предположений, формулирование вывода.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

16.10.14

Зачем человеку память.

Учебный диалог: обсуждение высказанных предположений «Зачем человеку память?». Чтение текста и выделение его главной мысли. Задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работа в группах: составление памятки «Развивай память!»

Познавательные: составление плана пересказа, представление информации в «свёрнутом» виде (памятка).

Регулятивные: самоконтроль выполнения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге.

22.10.14

Правила здоровой жизни.

Учебный диалог: обсуждение ответов на вопрос: «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составление текста по последовательной серии иллюстраций. Обсуждение вывода: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Чтение и пересказ текста рубрики «Здоровый человек – здоровый сон».

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

23.10.14

2 четверть

Правильное питание.

Учебный диалог: «Какие правила нужно соблюдать при правильном питании?». Чтение и анализ текста учебника. Работа в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала).

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

05.11.14

Как закаливать свой организм.

Учебный диалог: обсуждение правил закаливания (на основе текста учебника). Составление текста по иллюстрациям учебника. Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Самостоятельное изучение текста «Можно ли снять усталость?» Составление правил для снятия усталости.

Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни.

Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

06.11.14

Поговорим о вредных привычках.

Учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках», чтение и обсуждение текстов «Курение опасно для здоровья», «Осторожно - спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». Работа с рисунками - схемами в учебнике. Составление рассказа по теме «Вредные привычки».

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье

12.11.14

Когда дом становится опасным.

Учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Чтение и обсуждение главной мысли стихотворения С. Маршака «Пожар». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа-рассуждения. Работа в парах: составление памяток «Правила поведения при пожарах», «Как уберечь себя на пожаре».  Рассказ учителя «Острые предметы – это опасно». Игра-упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Учебный диалог: обсуждение предположений «Может ли компьютер повредить здоровью?»

Познавательные: «чтение» информации, отражённой на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свёрнутом» виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

13.11.14

Проверочная работа по теме: Мир чувств.

Выполнение проверочной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

19.11.14

Какие опасности подстерегают нас на дороге. Работа над ошибками.

Беседа (повторение пройденного): обсуждение вопросов «Какие правила поведения на улице ты знаешь?», «Зачем нужны знаки дорожного движения?». Обсуждение высказанных предположений: «Почему часто в дорожные происшествия попадают дети?». Обсуждение жизненных ситуаций «Улица полна неожиданностей». Работа в группах: придумать подписи к рисункам. Чтение и анализ текстов учебника.

Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.

Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

20.11.14

Если случилась беда… Помощь при травме. Опасные животные и растения.

Чтение и анализ текста в учебнике «Помощь при травме». Игры-упражнения «Помощь при травме». Самостоятельное подведение итога урока: необходимо знать правила поведения, если случилась беда.

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

26.11.14

Чем человек отличается от животного.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Чтение и обсуждение текста «Человек умеет думать и говорить»

Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

27.11.14

От рождения до старости.

Учебный диалог: обсуждение высказанных суждений на тему «Почему древние люди сравнивали возраст человека с временами года?». Рассказ-рассуждение: «Какие «победы» одерживает ребёнок в детстве?» (на основе иллюстраций учебника). Чтение информации, представленной в таблице.

Познавательные: устанавливать последовательность этапов развития человека.

Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям.

03.12.14

Почему пожилым людям нужна твоя помощь. Работа над ошибками.

Обсуждение проблемы: «Может ли ребёнок стать человеком, воспитываясь среди животных?» Составление плана текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине В. Васнецова «С квартиры на квартиру». Рассказы из личного опыта «Как я помогаю в семье?»

Познавательные: характеризовать условия роста и развития ребёнка.

Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям.

04.12.14

Контрольная работа за 2 четверть.

Выполнение контрольной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10.12.14

Человек среди людей. Разговор о доброте.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение жизненных ситуаций с нравственных позиций (почему герои так поступили). Задание на объяснение смысла крылатых выражений: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт», «Делай добро и не жди награды», «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости», «Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит».

Познавательные: различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям.

11.12.14

Что такое справедливость, трудолюбие, смелость.

Учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работа в группах: оценка жизненных ситуаций (кого из героев можно назвать справедливым). Задание на оформление вывода: «Кого называют справедливым».

Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте.

Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям.

17.12.14

Природные зоны России. Арктика.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Учебный диалог: обсуждение предположений, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску.  Чтение и обсуждение текстов, сравнение своих предположений с текстом.

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

18.12.14

Природные зоны России. Тундра.

Учебный диалог: для чего полярной сове густой перьевой покров, почему полярная ива достигает 5 метров в длину, а не в высоту. Чтение и обсуждение текстов учебника, сравнение ответов с материалом текстов. Выделение главных (существенных) признаков зоны, труда и быта населения тундры.

Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.

Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.

Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

24.12.14 – отмена

по метеоусловиям

Природные зоны России. Тайга.

Чтение и обсуждение текста «Тайга». Работа в группах: составление плана-пересказа текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные тайги и смешанных лесов».

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме.

Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

25.12.14

3 четверть

Природные зоны России. Смешанные леса. Экскурсия в природу.

Чтение и обсуждение текста «Тайга». Работа в группах: составление плана-пересказа текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные тайги и смешанных лесов».

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме.

Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

14.01.15

Природные зоны России. Степь.

Работа в группах: подготовка вывода «Особенности степи как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Оценка своей деятельности в группе. Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы степи».

Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.

Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме.

Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

15.01.15

Природные зоны России. Пустыня. Работа над ошибками.

Работа в группах: подготовка вывода «Особенности пустыни как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы пустыни».

Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.

Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.

Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

21.01.15

Природные зоны России. Влажные субтропики.

Работа в группах: подготовка вывода «Особенности влажных субтропиков как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Оценка своей деятельности в группе. Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы влажных субтропиков».

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.

Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

22.01.15

Проверочная работа по теме: Природные зоны России.

Выполнение проверочной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

28.01.15

Почва – среда обитания растений и животных.

Учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждение проблемы: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). Рассказ учителя: «Почему почва нуждается в охране».

Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает».

29.01.15

отмена

по метеоусловиям

Рельеф России. Экскурсия в природу.

Учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: «Россия – страна великих равнин»?» Работа с картой: описание местонахождения Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнин. Анализ текста «Восточно-Европейская равнина»: характеристика понятий «рельеф», «равнина». Чтение и обсуждение текста «Урал – каменный пояс».

Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края).

Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

04.02.15

Как возводили города.

Работа с рубрикой «Вспомни»: от каких слов произошло слово «город», в каком веке (при каком царе) началось строительство городов в Сибири. Чтение и анализ текста «Как выбиралось место для строительства города»: характеристика города как населённого пункта. Обсуждение проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города».

Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

05.02.15

Россия и ее соседи. Япония. Китай. Проверочная работа по теме: Почва.

Просмотр и анализ презентации. Чтение и пересказ текста учебника. Работа в парах: сравнение портретов (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Чтение текста «Китай – страна природных контрастов», просмотр презентации. Составление плана рассказа-рассуждения.

Выполнение проверочной работы.

Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей.

11.02.15

отмена

по метеоусловиям

Финляндия. Королевство Дания.

Работа над ошибками.

Игра – путешествие: «Финляндия и Королевство Дания»; работа в группах - сообщение о стране по одной из выбранных тем («Финляндия – северный сосед», «Столица Финляндии», «Финский Санта-Клаус», «Дания – островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании – Х.К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформление вывода по теме.

Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей.

12.02.15

Из истории письменности. Что такое культура. Работа над ошибками.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. «Чтение» схемы, работа с иллюстративным материалом. Учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Чтение и анализ материала учебника.

Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ.

Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: отношение к культуре родной страны.

18.02.15

Образование – часть культуры общества.

Высказывание предположений: «Кто такой летописец» (на основе картины В. Васнецова «Нестор - летописец» и справочной литературы). Сравнение собственных высказываний с текстом учебника. Работа в группах: представление текста в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). «Чтение» пиктограмм. Чтение и анализ произведения Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».

Познавательные: ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами.

Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: отношение к культуре родной страны.

19.02.15

Просвещение в России при Петре I.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Обсуждение вывода: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализ и сравнение учебных планов: современного и XVIII века. Обсуждение предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». Чтение и анализ текста «Чему и как учились в России при Петре I?».

Чтение и анализ библиографической статьи о жизни М. В. Ломоносова. Обсуждение и высказывание мнения: почему А. С. Пушкин называл М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»? разговор об образовании в современной России, об учебных заведениях, в которых хотели бы учиться дети в дальнейшем. О планах на будущее.

Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

25.02.15

Русское искусство до XVIII (18) века.

Работа с иллюстрациями: «Рассмотри иллюстрации, опиши внешний вид Покровского собора. Объясни, почему собор вызывает восхищение у зрителей». Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Учебный диалог: обсуждение предположений, можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства. Чтение и анализ текстов учебника

Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

26.02.15

Контрольная работа за 3 четверть.

Выполнение контрольной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

04.03.15

Художественные ремесла и музыка в Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей.

Работа с иллюстрациями: «Рассмотри иллюстрации, опиши внешний вид Покровского собора. Объясни, почему собор вызывает восхищение у зрителей». Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Учебный диалог: обсуждение предположений, можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства.

Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

05.03.15

Искусство России XVIII (18) века. Архитектура.

Учебный диалог: обсуждение предположений, справедливы ли слова «Архитектура – застывшая музыка». Обсуждение вопросов: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? Чем похожи и чем различаются архитектурные сооружения этого времени? Государственный публичный театр - театр доступный для всех. Чтение и анализ текстов.

Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям искусства.

11.03.15

Искусство России XVIII (18) века. Живопись.

12.03.15

отмена

по метеоусловиям

Искусство России XVIII (18) века. Государственный публичный театр. Экскурсия в театр.

18.03.15

Золотой век русской культуры XIX (19) века. Писатели и поэты XIX века.

Работа с рубриками «Обсудим вместе» и «Вспомни». Учебный диалог: обсуждение предположений, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Обсуждение проблемного вопроса: «Как мы понимаем слова К. Паустовского о Пушкине: «Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов…»?» Чтение и анализ текста.

Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

19.03.15

отмена

по метеоусловиям

4 четверть (16 ч)

Композиторы XIX (19) века.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: может ли человек жить без музыки? Рассказ учителя с опорой на презентацию «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»). Сравнение музыки с народной. Слушание музыки к балету «Щелкунчик» П. Чайковского. Рассказ о событиях, происходящих в сказке. Рассказ-рассуждение «Почему я люблю музыку композитора…».

Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

01.04.15

Художники XIX века. Экскурсия в художественный музей.

Просмотр презентации «Великие художники XIX (19) века.  Слушание сообщений учащихся о художниках. Чтение и обсуждение текста «Товарищество передвижных выставок». Работа с рубриками «Картинная галерея». Выполнение заданий к рубрикам. Работа со словарём в учебнике.

Познавательные: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», передвижники».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

02.04.15

Искусство России ХХ (20) века.

Учебный диалог: обсуждение предположений об особенностях произведений живописи XX века (на основе презентации). Заочное путешествие по Москве (с опорой на иллюстрации и текст учебника). Работа в группах «Наши любимые детские писатели». Выполнение проверочной работы по разделу «Человек – творец культурных ценностей»

Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с культурой родного народа.

08.04.15

Героические страницы истории нашей Родины.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Просмотр и обсуждение презентации, подготовленной учителем. Чтение и анализ текста «Как Русь боролась с половцами» на стр. 134. Работа с иллюстрациями учебника. Поиск: нахождение места сражения на карте. Сообщения учащихся о князе Владимире Мономахе

Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

09.04.15

Отечественная война 1812 года.

Чтение и анализ текста «Отечественная война 1812 года» на стр. 140 – 143. Рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек» (стр. 142). Составление рассказа-описания «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). Сообщения учащихся «Партизанская война 1812 года». Просмотр презентации и чтение отрывков из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Работа в парах с дополнительным материалом: объяснение слов из приказа Кутузова.

Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

15.04.15

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Экскурсия в музей.

Работа с рубрикой «Вспомни». Рассказы учащихся о том, что они знают о Великой Отечественной войне. Слушание песни композитора А. В. Александрова на слова поэта В. И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». Рассказ учителя с использованием презентации «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». Чтение и анализ текста учебника.

Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

16.04.15

Мы живем в Российском государстве. Права и обязанности граждан. Символы государства.

Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Беседа «Мы живём в Российском государстве». Игра «Спрашиваем – отвечай» (что ты знаешь о своём народе). Рассказ учителя «Права и обязанности граждан России». Чтение и анализ текстов.

Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России.

Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства.

22.04.15

Комплексная диагностическая работа.

Самостоятельное выполнение работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

23.04.15

Контрольная работа за 4 четверть.

Выполнение контрольной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

29.04.15

Работа над ошибками. Повторение по теме: Права и обязанности граждан.

Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России.

Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу.

30.04.15

Проверочная работа по теме: Повторение изученного в 4 классе.

Выполнение проверочной работы.

Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

06.05.15

Резервный урок по теме: природные зоны России.

07.05.15

Резервный урок по теме: Рельеф России.

13.05.15

Резервный урок по теме: Героические страницы истории нашей Родины. Экскурсия в музей.

14.05.15

Резервный урок. Резервный урок. Экскурсия в Камчатский краеведческий музей.

20.05.15

Резервный урок. Экскурсия в библиотеку им. С. П. Крашенинникова

21.05.15

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

  • Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2010-2011. («Начальная школа XXI века»);
  • Н.Ф.Виноградова. 4 класс: Окружающий мир. Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011 («Начальная школа XXI века»);

Литература для учителя:

  • Н.Ф.Виноградова. 4 класс: Окружающий мир: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»);

•         ЭУП «Человек – природа - общество». (ООО «ДОС», 2004 г.)

  • ЭУП «Живая природа» (ООО «ДОС», 2006 г.)
  • ЭУП Мир природы

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы предметных картинок.

Глобус. Компас. Микроскоп.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта России.

Гербарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века

Рабочая   программа  по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Конц...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 21 века"

В соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мир...