"Жил на свете ручеёк"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Конспект экологической игры. Водосбережение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry.docx27.57 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx633.89 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая командная игра «Жил на свете ручеек»

Возрастная категория: учащиеся начальной школы 7-10 лет.

Время игры: 25-30 минут.

Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является воспитание экологического сознания. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования у детей заботливого отношения к окружающему миру, в том числе и к объектам природы. Необходимо развивать у учащихся экологическое сознание, учить их взаимодействовать с природой опираясь на нравственные ориентиры.

Цели:

1. Образовательные: 

  1. показать значение воды в жизни живой природы;
  2. закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

2. Развивающие:

  1. развивать наблюдательность;
  2. совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
  3. принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная: 

  1. воспитывать бережное отношение к воде.

Материал для игры: 

  1. Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для

демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)

  1. Музыкальное сопровождение: песенка ручейка, песенка енота;
  2. Презентация;
  3. Три корзины для сбора мусора с табличками №1,№2,№3
  4. Пакет с «мусором»: сухарик, газетная бумага, офисная бумага, кусок металлической проволоки, кусок деревянной доски, консервная банка, туфля, кусочек кирпича, фольга, резина, можно мяч.
  5. Костюм ручейка, мальчишек-плохишей.
  6. Конверты со словами правил бережного отношения к воде (приложение 2)
  7. Задачи на листочке каждой команде (приложение 3,4,5)
  8. Капельки-баллы.
  9. Плакат «Чаша-жизни»

Правила игры:

  1. Класс делится на три команды.
  2. Команда выбирает себе название и капитана.
  3. За каждое выполненное задание команда получает капельки спасённой воды.

Учитель: Добрый день, ребята. Здравствуйте. Мы не просто говорим это слово, мы желаем друг другу здоровья. А что нужно человеку для того чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Послушайте сказку:                                                                                                                                                                                                                                              

Жил на свете маленький ручеек Тимошка (выходит мальчик в костюме ручейка). Он был очень весёлым и добрым ручейком. Самая его заветная мечта – встретиться с большой рекой. Он знал, что большие реки – очень  нужны и что без них невозможна жизнь на Земле.  Тимошка очень любил всех и со всеми хотел дружить. Мама говорила ему, что реки очень строгие и ответственные и принимают к себе только самых чистых и добрых гостей, которые поют хрустальным голоском и их вода свежа и прозрачна, чиста и необычайно полезна.

   И вот однажды Тимошка решил, что готов к встрече с большой рекой. Он даже выучил песенку и его голосок был необычайно красив, его вода была прозрачна и вкусна,  он хотел подарить его самой большой, быстрой и чистой реке. А она, он был уверен, подарит эту воду людям. Он очень любил людей и был бы рад дружить с ними. (звучит песенка ручейка)

Ребята, ручеек Тимошка приглашает вас вместе с ним совершить это важное в его жизни путешествие, а путешествовать мы будем на трех лодках. Предлагаю вам разделиться на три команды.

И так, ребята, есть такое поверье «Как вы лодку назовёте, так  она и поплывёт». Предлагаю вам дать название своим лодкам и, конечно, выбрать капитана вашего судна.

А давайте будем соревноваться, чья лодка первая приведёт нашего Тимошку к его заветной мечте. Ведь на пути маленького ручейка, могут встретится различные препятствия. Помогая ручейку, вы будете спасать капельки воды, и мы узнаем, какая команда спасёт больше воды от загрязнения.  И так, в добрый путь, друзья!

Ой, ребята, а кто это? (входят мальчики Вася Плохиш и Петя Злой)

(Слайд 3)

Вася Плохиш:

Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый –

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным палачом.

Петя Злой:

Кран с водой открой побольше,

Пусть вода бежит быстрей!

И Беги играй на крыше

Там ведь бегать веселей!

Учитель: Ребята, вода – источник жизни на земле, разве можно губить природу и загрязнять воду? (слайд 4)

Ручеек:

Бежит вода, струится

И прямо в домик твой.

К ней надо относится,

Как к ценности большой.

Коль зря течёт вода,

Кран закрой, а то беда!

Плохиш и Злой (мальчики рвут листы бумаги) порвали правила бережного отношения к воде. Давайте восстановим их, чтоб все люди знали, как мы можем сохранить этот удивительный источник жизни.

Каждая команда получает по конверту, в которых слова из правил бережного отношения к воде (приложение 2).

На восстановление правил вашим командам даётся 3 минуты.

Давайте проверим, правильно ли вы восстановили правила (слайд 5).

Молодцы, ребята! Команда получает 1 балл-капельку за каждое верно восстановленное правило.

Вася Плохиш:

Из бумаги и покрышки

 Сотворю я пароход

Пусть завидуют мальчишки,

Как кораблик мой плывёт.

Учитель : На земле лежат миллиарды тонн бытовых отходов. И с каждым годом в менее цивилизованных странах их количество постоянно увеличивается. Люди не стесняются мусорить везде: на улицах, в подъездах, парках, лесу. Интересно, а задумываются ли такие люди о том, какое количество времени требуется для того, чтобы все эти отходы разложились? Скорее всего, нет. А ведь в некоторых случаях на разложение мусора требуются тысячи лет.

Мальчики высыпают мусор из пакетов на пол класса. Тимошка хватается за голову и просит ребят помочь собрать ему мусор.

Ребята, у нас есть три мусорные корзины (слайд 6). Первая команда ищет среди мусора тот, который разлагается не более 10 лет, вторая от 10 до 150 лет, с третья более 150 лет.

Приглашаем по одному члену команды.

Проверяем.

1 корзина: сухарик, газета, картонная коробка, офисная бумага, доска.

Пищевые отходы разлагаются 1 месяц.

Срок разложения газетной бумаги может составлять от 1 месяца до целого сезона.

Мы часто выбрасываем картонные коробки, в которые совсем недавно были запакованы новые, приобретенные нами товары. Правда, одни люди выбрасывают такие отходы в нужное место, а другие бросают куда захотят. Так вот, срок разложения картонных коробок может составлять 3-4 месяца.

Самая, казалось бы, обычная офисная бумага разлагается 2 года.

При недолжном хранении срок разложения тех же строительных досок может составлять 10 лет.

2 корзина: железный прут, консервная банка, туфля, кирпич, фольга

Срок разложения применяемой в строительстве железной арматуры составляет 11-13 лет

Каждый раз, выбрасывая консервную банку на землю, помните: срок ее разложения составляет 10 лет.

Срок разложения старой обуви, которую мы выбрасываем, составляет 10 лет.

Срок разложения отходов, состоящих из кирпича и бетона, составляет 100 лет.

Выбрасывая упаковку из фольги, помните: срок ее разложения Срок их разложения составляет 110 лет. составляет более 100 лет.

Срок разложения резиновых покрышек может составлять 120-140 лет.

3 корзина: пластиковая бутылка, алюминиевая банка, стеклянная бутылка

Бросая мимо урны пластиковую бутылку, знайте, что разложится она не раньше 180-200 лет.

Одним из самых часто встречаемых отходов везде, где только можно, являются алюминиевые банки. А ведь это практически самый опасный мусор. Срок разложения одной алюминиевой банки составляет 500 лет.

Пожалуй, самым встречаемым бытовым мусором является стекло. Бросая очередную стеклянную бутылку в кусты, помните: срок ее разложения составляет более 1000 лет. Не убранным стеклянным мусором будут наслаждаться как минимум 12-15 поколений после нас.

(За каждый правильно собранный мусор 1 балл-капельку).

Петя Плохиш:

Брось ты мусор прямо в реку,

Пусть кораблик твой плывет

Не мешай ты человеку

Если в реку он плюет.

Учитель: Смотрите, какие у нас мальчишки сочинители, так и сочиняют вредные советы, а давайте мы с вами сочиним полезный совет по охране воды и докажем им, что не хуже их умеем сочинять стихи (приложение 3).

Придумайте стишок про охрану воды.

_______________________________________вода

_______________________________________всегда

_______________________________________сохрани

_______________________________________дни

Дети зачитывают стихи (за каждый стих 2 балла-капельки).

Плохиш и Злой открывают кран с водой и убегают. Ручеек подбегает и выключат кран. Вы знаете, сколько питьевой воды израсходуется, если мы вот так будем оставлять воду включенной без надобности!

Ребята, а давайте мы вот что узнаем!

Решив эти примеры ты узнаешь. (приложение3). Каждая команда за 3 минуты должна решить примеры и узнать:

  1. Сколько литров холодной воды по нормам приходится на каждого жителя города.
  2. Сколько литров воды мы расходуем, если принимаем душ в течение 5 минут.
  3. Сколько  литров воды мы расходуем, когда числим зубы
  4. Сколько литров воды мы расходуем, наполнив ванну до половины.
  5. Чему в литрах  равен разовый слив воды в туалете.
  6. Сколько литров воды расходуется при влажной уборке.
  7. Сколько литров воды требует каждая стирка белья в стиральной машине.
  8. Сколько литров воды за  минуту проходит через обыкновенный водопроводный кран.
  9. Сколько литров воды выльется через водопроводный кран в течение часа.
  10. Сколько литров воды унесёт даже самая маленькая утечка.

Плохиш и Злой вместе с Тимошкой, так же решают примеры. Как наказание за включенную воду.

Решив задачи, ребята проверяют свои ответы (слайд 7). За каждую верно решенную задачу ученики получают по баллу-капельке.

Плохиш и Злой очень расстроены, они не знали, что так много воды нужно людям для того, чтобы жить. Они просят прощение у ребят и у ручейка Тимошки и готовы дальше продолжить путь с Тимошкой в поисках самой чистой и большой реки.

Ребята, а как много рек вы знаете. Давайте проверим. Найдите в спрятанных словах названия  рек, протекающих в нашей стране (слайд 9,10, приложение 4). За каждую правильно найденную реку ученики получают балл-капельку. Тимошка и мальчишки работают вместе.

Ребята, название самой большой реки России состоит всего из двух звуков -  гласного и мягкого согласного. Что это за река? (Обь)

Река Обь является одной из крупнейших рек не только России, но и всего мира. Течёт она с юга на север по Западной Сибири практически параллельно самой великой русской реке Енисею. Впадает могучий поток на севере в Карское море. В месте впадения существует огромный залив. Называется он Обская губа, а его длина превышает 800 км.

Ну, вот ребята, мы и показали нашему Тимошке дорогу до самой большой реки. Мы справились со всеми препятствиями на нашем пути. А что помогло нам преодолеть все трудности?

Конечно, дружба! (звучит песенка «От улыбки станет всем светлей»), ребята приглашаются в центр класса для игры в ручеек.

Наше занятие подошло к концу, ребята.

У вас на столе, есть капельки, которые вы спасли от гибели, напишите на них пожалуйста, как вы будете беречь воду. Начните со слов, «я никогда не буду» или «я буду всегда». Эти капельки мы приклеим вот в эту чашу жизни (плакат на который приклеивают ребята свои  заработанные капельки). Давайте всегда любить беречь природу и она всегда нас отблагодарит.

Ученик:

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая игра-сказка Жил на свете

Слайд 2

Жил на свете маленький ручеек Тимошка. Он был очень весёлым и добрым ручейком. Самая его заветная мечта – встретиться с большой рекой. Он знал, что большие реки – очень нужны и что без них невозможна жизнь на Земле. Тимошка очень любил всех и со всеми хотел дружить. Мама говорила ему, что реки очень строгие и ответственные и принимают к себе только самых чистых и добрых гостей, которые поют хрустальным голоском и их вода свежа и прозрачна, чиста и необычайно полезна. И вот однажды Тимошка решил, что готов к встрече с большой рекой. Он даже выучил песенку и его голосок был необычайно красив, его вода была прозрачна и вкусна и он хотел подарить его самой большой, быстрой и чистой реке. А она, он был уверен подарит эту воду людям. Он очень любил людей и был бы рад дружить с ними.

Слайд 3

Давайте поможем маленькому ручейку добраться до большой реки Петя Злой Вася Плохиш

Слайд 4

Собери правила бережного отношения к воде Бежит вода, струится И прямо в домик твой. К ней надо относится, Как к ценности большой. Коль зря течёт вода, Кран закрой, а то беда! Хулиганы Злой и Плохиш порвали правила бережного отношения к воде. Чья команда быстрее поможет собрать правила и первая поможет ручейку Тимошке.

Слайд 5

Золотые правила бережного отношения к воде Экономь воду в быту; Следи за исправностью труб и кранов; Не загрязняй источники воды – родники, реки , озёра; Не бросай мусор в воду не оставляй его на берегах.

Слайд 6

Собери мусор До 10 лет До 150 лет 1 2 Более 150 лет 3

Слайд 8

Бракзокадроволгавриушекснаробьвкуорягорбасодыднепрчпрлвомоскваюммтпневалвценисейроалпдрамуррол

Слайд 9

Бракзокадро волга вриу шексна р обь вкуор ягорба соды днепр чпрлво москва юммтп нева лвц енисей роалпдр амур рол

Слайд 10

Река Обь является одной из крупнейших рек не только России, но и всего мира. Течёт она с юга на север по Западной Сибири практически параллельно самой великой русской реке Енисею. Впадает могучий поток на севере в Карское море. В месте впадения существует огромный залив. Называется он Обская губа, а его длина превышает 800 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"

Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы

Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...

"Жил на свете ручеёк"

Конспект экологической игры для учащихся начальных классов....

"Жил на свете ручеёк"

Конспект экологической игры для учащихся начальных классов....

Чистый ручеёк

материал по речевому этикету...

"Ручеёк" пьесы для балалайки и фортепиано

"Ручеёк" пьесы для балалайки и фортепиано...