Итоговая контрольная работа по окружающеми миру в 4 классе (спецификация, структура, варианты работ) по ФГОС. УМК любой.
тест по окружающему миру (4 класс) на тему

Слизина Нина Владимировна

 Итоговая контрольная работа по окружающему миру подходит любому УМК.Назначение итоговой работы- выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру,выявить сформированность учебных умений воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать знания в новой нестандартной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifikatsiya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ   итоговой работы для промежуточной аттестации по окружающему миру для 4 класса.

1.Назначение итоговой работы:

  • выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру.
  • выявить сформированность учебных умений воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать знания в новой нестандартной ситуации.

2.Документы определяющие содержание итоговой контрольной работы:

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего (начального ) образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего , основного общего о среднего (полного) общего образования») , содержание УМК «Школа России», УМК «Школа 21 века»

3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы.

Контрольная работа  проводится в форме теста и состоит из 3-х частей.

Часть 1 (А1-А11) – задания проверяющие освоение базовых знаний и умений по предмету за пройденный период обучения, соответствие достижений обязательному минимуму содержания начального общего образования.  Задания с выбором ответа содержат варианты ответов, из которых ученик выбирает один верный. Такая структура заданий обеспечивает  возможность достаточно качественно и оперативно получить информацию о результатах усвоения учебного материала; выявить базовый уровень  знаний по предмету.

Часть 2 (В1-В3) и Часть 3 (С1-С2)- задания повышенной сложности, проверяющие готовность учащихся решать нестандартные учебные и практические задачи. Это задания со свободно- конструированным ответом на сравнение, определение особенностей и классификацию объектов требует самостоятельного ответа учащегося. Этот вид заданий требует от ученика активной и достаточно оперативной мыслительной деятельности. Для того чтобы правильно ответить на задания третьей части, ученику придётся выделять группы, устанавливать последовательность и причинно- следственные связи в природе, продумывать доказательства, приводить веские аргументы. Эти задания ориентированы на проверку сообразительности, умение сопоставлять сведения об окружающем мире.  

  Структура тестовой работы.

Обозна

чение задания в работе

Проверяемые вопросы содержания предмета

Перечень проверяемых умений

А1-А2

Человек – член общества. Россия- наша Родина. Государственная символика России: герб, флаг, гимн.

Знать названия родной страны и её столицы, государственную символику России.

А3

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде( на дорогах, в лесу, на водоёме, в школе)

Уметь определять правила охраны, укрепления здоровья, безопасного поведения.

А4

Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

А5

Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

А6

Воздух, вода; легко определяемые свойства воздуха и воды. Значение воздуха и воды для растений, животных, человека.

Уметь определять основные свойства воздуха.

А7-А8

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы, нахождение отличительных признаков ( с использованием сравнения) Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере  растений родного края.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А9-А10

Животные, их разнообразие. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А11

Природные зоны России

Уметь устанавливать причинно следственные связи в природе.

Часть2

В1-В2

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры).

Уметь различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

В3

История Отечества. Отдельные яркие и важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события  из истории Отечества. Уметь использовать дополнительную  информацию о родной стране.

Часть3

С1

Земля- планета, общее представление о форме, и размерах Земли, глобус как модель Земли.

Уметь использовать дополнительную информацию о нашей планете.

С2

Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира.

Уметь определять основные правила поведения в окружающей среде, оценивать своё и чужое поведение ( на конкретных примерах).

4. Условия проведения промежуточной аттестации.

Каждый тест состоит из 16 заданий, на выполнение которых  отводится  40 минут, без учёта времени, затраченного на инструктаж.

5. Система оценивания  тестовой работы.

При проверке за каждое верно выполненное задание из  1 и 2 части с выбором ответа ставится 1 балл, при допущении ошибки- 0 баллов. За каждое верно выполненное задание во 2 и 3 части со свободно конструируемым ответом ставится 2 балла. Если при выполнении данного задания допущена ошибка любого характера, то ученик получает 1 балл.  

Перевод тестовых баллов в школьные отметки осуществляется по таблице.

Тестовый балл

Школьная отметка

0-5

«2»

6-11

«3»

12-19

«4»

20-21

«5»

Структура тестовой работы.

Обозначение задания в работе

Проверяемые вопросы содержания предмета

Перечень проверяемых умений

Уровень сложности

Время выполнения

Часть 1

А1-А2

Человек – член общества. Россия- наша Родина. Государственная символика России: герб, флаг, гимн.

Знать названия родной страны и её столицы, государственную символику России.

Базовый.

А3

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде( на дорогах, в лесу, на водоёме, в школе)

Уметь определять правила охраны, укрепления здоровья, безопасного поведения.

Базовый.

А4

Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

Базовый.

А5

Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Базовый

А6

Воздух, вода; легко определяемые свойства воздуха и воды. Значение воздуха и воды для растений, животных, человека.

Уметь определять основные свойства воздуха.

А7-А8

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы, нахождение отличительных признаков ( с использованием сравнения) Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере  растений родного края.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А9-А10

Животные, их разнообразие. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

А11

Природные зоны России

Уметь устанавливать причинно следственные связи в природе.

Часть2

В1-В2

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры).

Уметь различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

В3

История Отечества. Отдельные яркие и важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события  из истории Отечества. Уметь использовать дополнительную  информацию о родной стране.

Часть 3

С1

Земля- планета, общее представление о форме, и размерах Земли, глобус как модель Земли.

Уметь использовать дополнительную информацию о нашей планете.

Повышен

ный

С2

Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира.

Уметь определять основные правила поведения в окружающей среде, оценивать своё и чужое поведение ( на конкретных примерах).

Повышен

ный

Варианты работы

Вариант №1

Часть 1

А1. Укажи вид флага России. Подпиши цвета частей, из которых он состоит или раскрась рисунок.

1                                       2                                              3                                          4

А2. Запиши названия:

1.государства, в котором мы живём _______________    2.столицы нашего государства____________________

3.символов  государства_________________________________________________________________________

А3.Выбери вариант ответа, почему осенью  и весной опасно выходить на лёд водоёмов.

  1. В это время дети учатся, поэтому им некогда ходить по льду.
  2. На водоёмы не пускает служба спасения.
  3.  Не разрешают учителя и родители.
  4. Весной и осенью лёд на водоёмах непрочный, легко ломается.

А4. Какая деятельность человека укрепляет и развивает мышцы?

  1. Употребление в пищу большого количества фруктов и овощей.
  2. Просмотр телепередач, чтение книг.
  3. Физкультура, спорт, физический труд.
  4. Принятие специальных лекарств.

А5. Напиши, описание какого времени года дано.

  1. Потеплело. Осадки выпадают в виде дождя, но ещё может выпасть снег. Водоёмы освобождаются ото льда. Некоторые растения ещё стоят голые, ждут первой грозы. Начинается массовый прилёт птиц. _____________
  2. Похолодало. Осадки выпадают в виде дождя или снега. Сольный холодный ветер уносит последние опавшие листья. Стало заметно исчезновение насекомых. Начался массовый отлёт птиц.______________

А6. Под каким номером названы свойства воздуха.

  1. Чёрный, имеет форму шара,  способен перемещаться, не имеет запаха.
  2.  Прозрачный, не имеет запаха, но проводит запахи, не имеет формы, способен сжиматься и расширяться.
  3. Тёплый, хорошо виден, имеет приятный запах, имеет форму куба.
  4. Имеет цвет, запах, вкус, текуч, прозрачен, растворяет другие вещества.

А7. По названным признакам определи группу растений.

Эти растения обычно невысокие. Растут, как правило, на хорошо освещённой солнцем местности.  Имеют  один или несколько неодревесневших  стеблей.

  1. деревья      2. кустарники     3. травянистые растения       4. хвойные растения

А8. Чем лиственные растения отличаются от хвойных.

  1. Лиственные растения ниже хвойных.
  2. Листья лиственных растений имеют форму пластинок, а хвойных –иголок.
  3. Лиственные деревья очищают воздух, а хвойные – нет.
  4. Под  хвойными деревьями ничего не растёт, а под лиственными всегда есть подлесок.

А9.Определи  по описанию вид животного.

Они рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. Это…

1.Насекомые            2. Птицы                  3. Млекопитающие (звери)              4. Рыбы

А10. Определи животное лесной зоны.

1.бурый медведь          2.леминг       3.белый медведь.        4. джейран.

А11.  Подбери к названию природной зоны её характерные признаки, соедини стрелками

  1. Арктика

А. смешанный, широколиственный, хвойный

  1. Тундра

Б. безжизненная снежная пустыня

  1. Лес

В. Карликовая ива, берёза

  1. Степь

Г. Зона напоминает огромный пляж

  1. Пустыня

Д. цепь питания: ковыль- суслик- орёл

Часть 2 –Часть3  Выполняется на отдельном бланке.

В1. Зачеркни лишнее слово. Распредели оставшиеся слова в 2 столбика и дай им названия:

Стакан, заяц, снежинка, ромашка, сосулька, бабочка, камень.

 В2. Определите основные условия жизни животных на Земле:

  1. Пища, рост, размножение.
  2. Вода, тепло, растения и их плоды.
  3. Охрана и забота человека.
  4. Свет, тепло, вода, воздух, пища.

В3. Этот русский князь считается одним из величайших полководцев всех времён и народов. Свою первую победу в битве на реке Неве он одержал, когда ему едва исполнилось  19 лет. А стратегия боя на реке Чудь может служить образцом военной тактики. А ещё ему принадлежат знаменитые слова: « Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».   Напиши, кто это.________________________________________

Часть 3

С1 Выпиши  названия планет: Солнце, Земля, Венера, Меркурий, Марс, Луна.

Допиши недостающие планеты.______________________________________________________

С2. Напиши памятку туристам нашего края « Как надо вести себя в лесу».

Вариант №2.

Часть 1

А1. Ответь, как называют человека – члена общества какого-то  определённого государства.

1.житель.    2. гражданин.     3.горожанин     4. человек

А2. Укажи название страны, в которой ты живёшь.

  1. Белоруссия           2.  Российская Империя          3. Русь           4. Российская Федерация

А3.Во дворе появилась чужая собака, и дети стали с ней играть. Какой ты  дашь им совет?

  1. Собака - друг человека, поэтому с любой собакой можно играть.
  2. Дети поступают правильно, так как собак надо жалеть.
  3. С такой собакой играть нельзя. Она может быть больной и агрессивной.
  4. Надо взять палку и прогнать собаку со двора.

А4. Поясни, как влияет на здоровье зубов резкая смена горячей и холодной пищи.

  1. Никак не влияет, так как зубы привыкли к разной пище.
  2. На зубах появляются трещины, и зубы разрушаются.
  3. Зубы закаляются, так как то нагреваются, то охлаждаются.
  4. Для зубов это не опасно, так как они твёрдые.

А5.По названным признакам определи время года.

1.Солнце быстро прогревает землю. В реках прибывает вода. Жужжат пчёлы, выпущенные на волю. Цветёт верба. В городах сады и парки радуют изумрудной зеленью. Озимые хлеба стоят стеной.____________

2.Тепло. Редко идёт дождь.  Водоёмы свободны ото льда. В садах и на полях созревают плоды и семена. Животные активны, для них достаточно корма.________________

А6.Определи, под каким номером названы свойства чистой воды.

1.Жёлтая,  имеет сладковатый вкус и запах лимона, растекается, не имеет формы.

2. Голубая, горьковатого вкуса, имеет запах, растекается.

3. Белая, очень вкусная, текучая, непрозрачная.

4. Не имеет цвета, запаха, вкуса, текучая,  прозрачная, не имеет своей формы.  

А7. Объясни, в чём различие дикорастущих и культурных растений.

  1. Дикорастущие выращивает человек, а культурные растут сами по себе.
  2. Культурные растения полезны человеку, а дикорастущие нет.
  3.  Культурные растения человек охраняет, а дикорастущие нет.
  4. Культурные выращивает человек, а дикорастущие растут сами по себе.

А8. Отметь, что образуется на месте цветка у растений.

  1. ветка       2. плод         3. корень            4. лист

А9.  Определи  животное по его описанию.

Эти животные могут передвигаться по-разному: летать, ползать, бегать , прыгать. Они беспозвоночные.

1.насекомые         2.птицы         3.млекопитающие (звери)          4.рыбы

А10. Продолжи предложение. Растительноядным зверем называют …

1.животное, которое питается растениями, и тело которого покрыто перьями.

2. животное, которое питается растениями, и тело которого покрыто чешуёй.

3. животное, которое питается растениями, и тело которого покрыто шерстью.

4. . животное, которое питается растениями, и  имеет шесть ног.

А11. Подбери к названию природной зоны её характерные признаки, соедини стрелками

  1. Арктика

А. Карликовая ива, берёза

  1. Тундра

Б. Зона напоминает огромный пляж

  1. Лес

В. смешанный, широколиственный, хвойный

  1. Степь

Г. безжизненная снежная пустыня

  1. Пустыня

Д. цепь питания: ковыль- суслик- орёл

Часть 2 –Часть 3 выполняется на отдельном бланке..

В1. Выпиши из текста лишнее предложение и объясни свой выбор.

Шелесты, шорохи, шёпоты. Крепким носом стучит по стволу дятел.  Где-то кричит иволга. Мелькнул пушистым хвостом песец. Далеко в чаще раздаётся треск. Уж не медведь ли это?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2 подчеркни 5 основных условий, необходимых для жизни всего живого на Земле.

Свет,  хлеб, тепло, дом, вода, воздух, телевизор, пища, учёба, работа, деньги, электричество, полезные ископаемые.

В3.Прочитай текст. « Утро 8 сентября 1380 года было туманным.  Мамай уже предвкушал поражение русских. Битва началась с поединка двух богатырей: Челубея и Пересвета. Но удар был сокрушительный. Познали враги Земли русской силу оружия русского. Бежал с поля и хан Мамай. Как называют историки эту битву_________________________________________________________________________________?

Часть 3.

С1. Выпиши названия материков : Северная Америка, Австралия, Земля, Луна, Евразия, Россия.

Допиши недостающие материки ___________________________________________________________________________

 С2. Напишите несколько правил бережного отношения к растениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по окружающему миру 4 класс

В контрольной работе представлены разноуровневые задания  для учащихся 4 класса..Ученик выбирает  один правильный  вариант ответов ( задания А,В )          ...

Итоговая контрольная работа по окружающему миру 3 класс.

Задания для контроля  знаний в конце года....

итоговая контрольная работа по окружающему миру 2 класс

В данной разработке предложены вопросы для проверки качества усвоенного материала за 2 класс....

Итоговая тестовая работа по окружающему миру, 4 класс. Л.В. Занков. Вариант 1,2

Готовая разработка итоговой контрольной тестовой работы по окружающему миру в 4 классе в двух вариантах....

Подготовительные задания к итоговой контрольной работе по окружающему миру 3 класс ( система Л.В.Занкова)

Данная работа охватывает основные вопросы за курс окружающего мира 3 класс, авторы программы Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков. Может служить подготовкой в итоговому контролю за год....