Главные вкладки

    Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Кузьмина Елена Геннадьевна

    Цели и задачи урока:

    • расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
    • познакомить с перелетными птицами;
    • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
    • сформировать представления и научном поиске, методах работы орнитологов;
    • развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
    • воспитание бережного отношения к птицам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_dlya_detskogo_sada_-_kopiya.docx22.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира, 1 класс  «Где зимуют птицы»

    Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о  научном поиске,  методах работы орнитологов;

    развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности  мыш-

    ления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Итак, друзья, внимание-

    Вновь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее-

    Сейчас начнём урок.

    2. Актуализация знаний.

    1) Устный опрос

    -О каких холодных районах Земли мы узнали на прошлых уроках?  ( О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)

    -Чем похожи эти районы?  (Покрыты снегом и льдом)

    -В каких районах земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу)

    2) Игра «Исправь ошибку»

    -Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

    На севере.

       Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

    ( Ошибки:  В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс;  пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде)

    В жарких странах

      На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой  открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. Там живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

    (Ошибки: моржи и тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)

    3. Самоопределение к деятельности

    -послушайте рассказ Ю.Дмитриева «Какие бывают птицы»

         Птиц  на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много - около 9 тысяч видов.

       Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины. Есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

      Есть птицы, которые умеют летать выше облаков, а есть  и такие, которые вовсе не могут летать.

         Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только  в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

        Одни птицы питаются рыбой, другие -  насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу.

        Одни птицы селятся в дуплах, а другие  вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

       

    -О ком этот рассказ?

    -Найдите в тексте и прочитайте, где могут жить птицы?

    - Чем питаются рыбы?

    -Каких размеров могут быть птицы?

    - Где птицы строят гнёзда?

    - Где зимуют птицы? (Ответа в тексте нет)

    - Предположите, какая будет тема урока?  (Где зимуют птицы)

    -Давайте себя проверим и прочитаем название темы на с.16 учебника.

    -Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

    4. Работа по теме урока.

    -Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые никуда  не улетают, а  круглый год живут у нас.  (Зимующие)

    -Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже  в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам.  Из десяти, может быть, одна –две доживают до весны.

    -Как можно им помочь? (Сделать кормушки)

    -Мы кормушки смастерили,

     Мы столовую открыли.

    -Хотите узнать, кто к нам прилетал? Тогда отгадайте загадки:

    -Многие ребята любят читать энциклопедии. Вот что они узнали о зимующих птицах.

    (Подготовленные дети рассказывают о птицах)

    Синица.

    Назвали её так за песенку: «Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. Ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг   друга.

    Воробей

    Воробьи – очень прожорливые птички.  Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

    Поползень

    Получил своё название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм. Жёлуди, орехи, крылатки клёна - всё запихивает  в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

    Дятел

    С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков из выдолбленных отверстий. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.

    Клёст

    Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.

    5. Физкультминутка.

    6.Продолжение работы по теме.

    1)-Возьмите фишки синего цвета и отметьте птиц зимующих.

    -о каких птицах мы не рассказывали, но вы их отметили.

    -А как называют птиц, которые прилетают к нам весной?  (Перелётные)

    -Отгадайте загадки про этих птиц:

    Что за весенняя чёрная птица

    Любит за плугом ходить и кормиться?

    Что за весенняя чёрная птица

    Прямо на трактор чуть не садится?  (Грач)

    Нам в хозяйстве помогает

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Тёмно-бронзовый …(скворец)

    Еще в низинах снег и лёд,

    Но небеса весенние.

    И он летает и поёт,

    Блистая оперением.

    Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растения,

    Его и песня, и полёт

    Вошли в стихотворения. ( Жаворонок)

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистее, нежней?

    Кто же это?  (Соловей)

    - Отметьте этих птиц красными фишками.

    -Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на столбах, на деревьях и даже на крышах домов. Считается, что эта птица приносит счастье. У этих птиц нет голоса. Разговаривают они друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.  (Аист)

    -Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить род. Но делает она это не так, как все птицы. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.  (Кукушка)

    - Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе.  Они даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачёрпывая её клювом.  (Ласточки)

    2) Беседа, работа по учебнику

    -Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения.  (Работа в парах)

    -Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. Как же это удалось сделать учёным.

    -Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с.17.

    3)  Игра  «Найди ошибку»

    Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку!». Трещат сороки.

    4) Выполнение заданий в рабочей тетради

    №1 с.14

    №2 с.14-15

    7. Рефлексия и подведение итогов

    - Какой из смайликов вы бы сейчас показали?

    -Почему?

    -Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?

    -Ответили мы на вопрос?

    - Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Где зимуют птицы?"

    Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А. А. Школа России....

    Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

    На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

    Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

    Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

    Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

    В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

    урок по окружающему миру"Где зимуют птицы"

    урок в 1б классе по окружающему миру"Где зимуют птицы"...

    Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

    Разработка урока  окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста...

    Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

    Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...