Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кузьмина Елена Геннадьевна

Цели и задачи урока:

  • расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
  • познакомить с перелетными птицами;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
  • сформировать представления и научном поиске, методах работы орнитологов;
  • развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_detskogo_sada_-_kopiya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 1 класс  «Где зимуют птицы»

Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о  научном поиске,  методах работы орнитологов;

развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности  мыш-

ления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.

Ход урока

1. Оргмомент

Итак, друзья, внимание-

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Сейчас начнём урок.

2. Актуализация знаний.

1) Устный опрос

-О каких холодных районах Земли мы узнали на прошлых уроках?  ( О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)

-Чем похожи эти районы?  (Покрыты снегом и льдом)

-В каких районах земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу)

2) Игра «Исправь ошибку»

-Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

На севере.

   Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

( Ошибки:  В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс;  пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде)

В жарких странах

  На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой  открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. Там живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи и тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)

3. Самоопределение к деятельности

-послушайте рассказ Ю.Дмитриева «Какие бывают птицы»

     Птиц  на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много - около 9 тысяч видов.

   Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины. Есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

  Есть птицы, которые умеют летать выше облаков, а есть  и такие, которые вовсе не могут летать.

     Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только  в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

    Одни птицы питаются рыбой, другие -  насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу.

    Одни птицы селятся в дуплах, а другие  вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

   

-О ком этот рассказ?

-Найдите в тексте и прочитайте, где могут жить птицы?

- Чем питаются рыбы?

-Каких размеров могут быть птицы?

- Где птицы строят гнёзда?

- Где зимуют птицы? (Ответа в тексте нет)

- Предположите, какая будет тема урока?  (Где зимуют птицы)

-Давайте себя проверим и прочитаем название темы на с.16 учебника.

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4. Работа по теме урока.

-Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые никуда  не улетают, а  круглый год живут у нас.  (Зимующие)

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже  в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам.  Из десяти, может быть, одна –две доживают до весны.

-Как можно им помочь? (Сделать кормушки)

-Мы кормушки смастерили,

 Мы столовую открыли.

-Хотите узнать, кто к нам прилетал? Тогда отгадайте загадки:

-Многие ребята любят читать энциклопедии. Вот что они узнали о зимующих птицах.

(Подготовленные дети рассказывают о птицах)

Синица.

Назвали её так за песенку: «Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. Ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг   друга.

Воробей

Воробьи – очень прожорливые птички.  Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Поползень

Получил своё название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм. Жёлуди, орехи, крылатки клёна - всё запихивает  в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

Дятел

С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков из выдолбленных отверстий. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.

Клёст

Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.

5. Физкультминутка.

6.Продолжение работы по теме.

1)-Возьмите фишки синего цвета и отметьте птиц зимующих.

-о каких птицах мы не рассказывали, но вы их отметили.

-А как называют птиц, которые прилетают к нам весной?  (Перелётные)

-Отгадайте загадки про этих птиц:

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится?  (Грач)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый …(скворец)

Еще в низинах снег и лёд,

Но небеса весенние.

И он летает и поёт,

Блистая оперением.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворения. ( Жаворонок)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?  (Соловей)

- Отметьте этих птиц красными фишками.

-Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на столбах, на деревьях и даже на крышах домов. Считается, что эта птица приносит счастье. У этих птиц нет голоса. Разговаривают они друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.  (Аист)

-Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить род. Но делает она это не так, как все птицы. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.  (Кукушка)

- Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе.  Они даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачёрпывая её клювом.  (Ласточки)

2) Беседа, работа по учебнику

-Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения.  (Работа в парах)

-Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. Как же это удалось сделать учёным.

-Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с.17.

3)  Игра  «Найди ошибку»

Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку!». Трещат сороки.

4) Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 с.14

№2 с.14-15

7. Рефлексия и подведение итогов

- Какой из смайликов вы бы сейчас показали?

-Почему?

-Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?

-Ответили мы на вопрос?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Где зимуют птицы?"

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А. А. Школа России....

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...

Конспект урока окружающего мира "Где зимуют птицы"

Конспект урока для 1кл " Где зимуют птицы?"...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?"

Предмет: окружающий мир 1 класс. УМК «Школа России»Тема урока. Где зимуют птицы?Цель. Закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; ознакомить с перелётными птицами; П...

Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...