Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Шайгараева Лариса Илюсовна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_okruzhayushchiy_mir.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Школа-интернат среднего (полного) общего образования  с. Новокабаново»

Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании ШМО   Согласовано зам.директора по УВР                                       Утверждаю

протокол № от «__»___________2014 г.                               _________ Л.Г.Салимова                       ________ Г.Г.Башарова

Руководитель ШМО ____________                           «____»___________________2014 г.               «___»_______________2014 г.

В.Г.Загыртдинова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

для 1 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель программы:

учитель начальных классов

Шайгараева Лариса Илюсовна

Пояснительная записка

Количество часов по программе – 2 часа в неделю

Количество часов  по учебному плану – 2 часа в неделю

Количество часов в год -  66

Учебно-методический комплект:

 Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану.

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его

цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение,  эксперимент,  моделирование

•социализация ребёнка;

•развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

•воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

•формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

•формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое   и   духовно-нравственное   воспитание учащихся.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

·овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

·формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

·формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (66 ч)

Пришла пора учиться (13 ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (23 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние   животные.   Уход   за   домашними   животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье.

Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

Основные требованияк уровню подготовки учащихся 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение
  • виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
  • о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
  • о профессиях родителей и работников школы;
  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах
  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес
  • название страны, её столицу
  • герб и флаг России
  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный)
  • названия частей растений
  • отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений
  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3—4 представителя)
  • о значении домашних животных в жизни человека
  • наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных)
  • названия месяцев в году и дней в неделе
  • некоторые охраняемые растения и животные

Учащиеся должны уметь:

  • различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг)
  • выполнять элементарные правила личной гигиены
  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и общественных местах
  • различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод)
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных
  • ухаживать за комнатными растениями
  • правильно вести себя в природе

Учащиеся могут знать:

  • названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек)
  • о самонаблюдении и самоконтроле
  • о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней
  • некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей)
  • условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода воздух, почва
  • как развивается растение
  • о разнообразии способов движения и питания животных
  • гимн России

Учащиеся могут уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения
  • выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа)
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей)
  • рассказывать о разнообразии труда людей
  • устанавливать родственные связи
  • пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны
  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями
  • осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа Учащиеся научатся:

  • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц
  • выполнять правила поведения в природе


Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра
  • предсказывать погоду по местным признакам
  • участвовать в мероприятиях по охране природы

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации
  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать культурные достопримечательности своего края

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе
  • осуществлять анализ (описание) объектов природы  выделением существенных и несущественных признаков
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано ковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 1 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактического проведения

Оборудование

Примечание

Пришла пора учиться (13 часов)

1

Вводный урок. Что такое окружающий мир

1

3.09

2

Ты и твое имя

1

5.09

3

Экскурсия «Твоя школа»

1

10.09

4

Твоя школа

1

12.09

5

Экскурсия «Во дворе школы»

1

17.09

6

Во дворе школы

1

19.09

7

Экскурсия «Вот и лето прошло»

1

24.09

8

Вот и лето прошло

1

26.09

9

Экскурсия «Дорога в школу»

1

1.10

10

Дорога в школу

1

3.10

11

Твой распорядок дня

1

8.10

12

Экскурсия «Осень»

1

10.10

13

Осень

1

15.10

Человек (13 часов)

14

Как ты рос

1

17.10

15,16

Как ты воспринимаешь мир

2

22,24.10

17

Твое тело

1

29.10

18

Как ты питаешься

1

7.11

19,20

Твоя одежда

2

12,14.11

21,22

Будь здоров

2

19,21.11

23,24

Твое настроение

2

26,28.11

25,26

Будь внимательным

2

3,5.12

Природа в жизни человека (23 часа)

27

Полна природа удивленья

1

10.12

28,29

Вода и воздух

2

12,17.12

30

Экскурсия «Зима»

1

19.12

31

Зима

1

24.12

32

Времена года

1

26.12

33,34

Как устроено растение

2

16,21.01

35-37

Деревья, кустарники, травы

3

23,28,30.01

38,39

Как развивается растение

2

4,6.02

40

Растения в нашем классе

1

11.02

41-43

Насекомые, птицы, звери, рыбы

3

13,18,20.02

44,45

Жизнь животных

2

25,27.02

46,47

Домашние животные

2

4,6.03

48,49

Береги природу, человек!

2

11,13.03

Человек среди людей (17 часов)

50,51

Наша Родина

2

18,20.03

52,53

Наш дом

2

1,3.04

54,55

Наши родственники

2

8,10.04

56,57

Хороший день

2

15,17.04

58

Экскурсия «Весна»

1

22.04

59

Весна

1

24.04

60,61

Наша безопасность

2

29.04,6.05

62,63

Будем вежливы

2

8,13.05

64

Мы едем, едем…

1

15.05

65,66

Скоро лето

2

20,22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класс Тематический пла...

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний

Программа по УМК "Планета знаний" скорректирована для классов 4 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класс Тематический пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

РП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...