"На пороге Новый год"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Репина Тамара Юрьевна

Данная методическая разработка  по предмету "Ознакомление детей с окружающим миром" направлена на сообщение знаний детям о празднике "Новый год" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_novyy_god_2.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

                        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

ознакомление с окружающим миром

«На пороге Новый год»

(4 класс)

                   

Выполнила

Репина Т.Ю.

учитель

первой квалификационной категории

   

                                                                                         

Санкт – Петербург

2015 уч. год

                

Цель:  Обобщить  знания  детей  о  традиционном  зимнем  празднике « Новый  год»

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить   знания  детей  о  возникновении праздника  Новый  год,  его  особенностях,  символах  и  атрибутах.
  2. Дать  детям  знания  об  особенностях  празднования   Нового  года   в  разных  странах.
  3. Закрепить  знания  детей   сказок  и  сказочных  героев.
  4. Закрепить  знание  о  зимних  явлениях  природы.
  5. Закреплять  умение  разгадывать  загадки,  ребусы,  кроссворды.

Коррекционные6

1. Развивать  логическое  мышление,  внимание,  память,  творческое  воображение,  познавательные  способности.

2. Развивать  мелкую  моторику  рук, проводить  линии  ровно,  ориентироваться  в  направлении вверх,  вниз,  вправо.

       3. Развивать  речь  детей,  умение  пользоваться  доказательной  речью,  ответы  строить  полными  предложениями,  активизировать  

           словарь  детей  за  счет  знакомых  и  новых  слов:  долгожданная,  ушанка,  молебное  пение,  символ,  атрибуты,  Наурыз,  Навруз,  гирлянда,  самогуды.

Воспитательные

1. Развивать  коммуникативные  навыки:  умение  работать  дружно,  оказывать  взаимопомощь,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.     проявлять  объективность  в  оценке  работы  товарищей  и  своей.

 2. Воспитывать  трудолюбие,  усидчивость,  умение  доводить  начатое  дело  до  конца.

3. Воспитывать  любовь  к  Родине,  уважение  к  ее  традициям,  культурному   наследию.

Оборудование  стола  педагога: искусственная  елка,  новогодние  игрушки,  гирлянда,  приложения  к  конспекту  стихов  и  загадок,  листы-задания  для  детей,  кукла  Дед  Мороз,  мешок  с  подарками,  плакат  с  кроссвордом,  письмо  в  конверте.

Оборудование  стола  детей: карандаши,  бумага.

        

Предварительная  работа:

Беседа  о  зимних  изменениях  в  природе.

Заучивание  стихотворения: «Встреча  зимы».

Чтение:  « Зима  в  лесу»  Соколов- Микитов.

Рисование6 «Зимушка  в  лесу».

Лепка  плоскостная : « Зимний  лес».

Чтение : « Первый  снег».  А.П.  Чехов

Заучивание  стихотворения: « Зима»  И.  Суриков.

Заучивание  стихотворения: « Здравствуй ,  елка»  Лебедев – Кумач.

Чтение  сказки : « Зимовье  зверей»

Развивающее  занятие: « Наряжаем  елочку».

Ручной  труд: « вырежи  снежинку».

                                                                                       Ход   занятия

Этапы  работы

Деятельность    педагога

Деятельность  детей

Приложение

Организационный

Педагог приветствует детей и гостей. Предлагает  начать занятие. Сегодня будет необычное занятие,  надо выполнить много заданий, постарайтесь не  кричать с места, давайте ответить товарищу.  Ответы произносите громко и четко. Вы готовы к  испытаниям?

Дети сидят за столами   полукругом.

Да.  Готовы.

Повторение

Дети, отгадайте загадку, о каком она времени года?

«Снегом вся земля покрылась,

В санках едет к нам  она -

Долгожданная … (зима) ( Репина)

«Ходим в шубах и ушанках,

С гор катаемся на санках»  ( Н. Френкель)

Правильно. Эти загадки о зиме.

     

                                                                                         

О зиме.

Приложение № 1

Загадки о зиме

Опорное слово:

ушанка

Основной

этап

-  Назовите зимние месяцы.    

-Отгадайте загадку, о каком месяце она?                               Педагог загадывает загадку.

«Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке;

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи;

На поля и на луга

До весны легли снега.

Месяц наш к концу идет,

Наступает Новый год».  

Почему вы решили, что эта загадка о декабре?

                     

Как называется праздник в конце года?                                                                                              А  чем  он  прекрасен,  что  особенного  в  этом  празднике?

Правильно.

Новый Год - пожалуй, самый любимый праздник большинства детей и взрослых. На Новый Год принято дарить подарки, ставить в доме красивые елки, украшать их разноцветными шарами и гирляндами. По истине - это самый красивый праздник в году. Новый Год с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся

В древности у многих народов год начинался весной или осенью.  В  Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

. С 1700 года Царь Петр издал указ не  отмечать Новый год  1 сентября. С  тех  пор  Новогодний  праздник  отмечается  в  ночь  с  31  декабря  на  1  января. 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади  о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было "по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет".

Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В  разных  странах  этот  праздник  встречают  по-разному.  На  Севере  страны  в  доме  под  новый  год  принято ставить  цветущую  ветку  персика  или  мандариновое  деревце,  увешанное  оранжевыми  плодами,  символизирующие  процветание.  На  юге  страны  на  Тет (так  они  называют  этот  праздник)  украшают  дом  цветущими  ветками  персика.  В  цветке  обязательно  должно  быть  5  лепестков. Ставят  на  стол  арбуз,  его  красная  сладкая  мякоть  символизирует  удачу  в  новом  году.  Казвхи  отмечают  Новый  год  22  марта  и  называют  его  Наурыз.  Таджики  21  марта  и  называют  его  Навруз.  Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.     Педагог  ставит  на  стол  елку.                      Предлагаю  нарядить  нашу  елочку. Но  перед  этим  давайте  поиграем.                                                                

Декабрь, январь, февраль.                                                                                            

О декабре.

                                                                     В декабре самые короткие       дни, очень рано темнеет. Ночи  самые  длинные.                                                         Новый  год.

Этот  праздник  любят  все,  и  взрослые  и  дети.

В  этот  праздник  ставят   елку,  наряжают  ее  разными  игрушками.  В  этот  праздник  приходит  Дед  Мороз  и  приносит  подарки.

Приложение № 2

загадка о  декабре

Приложение № 3

Информация  о   празднике

Динамическая  пауза

Основной  этап

Педагог  произносит  стихотворение  и  предлагает  под  него  детям  выполнять  движения.                Раз шажок, два шажок,

Под ногой скрипит снежок.

На шнурке ботинка –

Звездочка снежинка.

Мальчик взял ее рукой,

Нет снежинки никакой.

                                       

                                                                                Нарядить  елочку  будет  не  просто,  надо  выполнить  несколько  заданий,  вы  согласны?

Назовите,  какие  вы  знаете  елочные  украшения.

Название  наших  украшений  зашифровано,  все  буквы  перепутали  свое  место,  если  правильно  расставить  буквы,  можно  прочитать  название  украшения.  Готовы  выполнять  первое  задание?  Педагог  раздает  детям  листочки  с  заданием.

Молодцы,  все  справились

Вот  какая  нарядная  красивая  стала  наша  елка,  но  на  ней  нет  самого  главного  украшения. Его  спрятала  Старуха-зима.  Она  отдаст  нам  его,  если  мы  отгадаем  ее  загадки.  Вы  умеете  отгадывать  загадки?

Слушайте  задание.

Последнюю  букву  отгадки  надо  записать  в  кружок,  сложив  все  буквы,  мы  прочитаем,  какое  украшение  спрятала  Старуха-Зима.

Педагог  читает  загадки.

Какое  украшение  спрятала  Старуха-Зима?

Правильно.  Гирлянда.

Давайте  настоящую  гирлянду  повесим  на  нашу  елочку.  Педагог  вешает  гирлянду  на  елку.

Ребята,  а  кого  не  хватает,  чтобы  был  веселый  Новый  год?

На  елку  к  детям  всегда  приходит  Дед  Мороз.  А  вы  знаете,  сколько  лет  деду  Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Как  вы  думаете,  а  к  нам  он  придет?  

Давайте  позовем  Деда  Мороза.

Не  идет,  что-то  случилось.  За  дверью  раздается  стук.  Педагог  вносит  рулон  бумаги  и  письмо.

Педагог  читает  письмо.

« Не  отпущу  Деда  Мороза,  пока  не  отгадаете  кроссворд.»

- Опять  Старуха- Зима  вредничает.  

Педагог  вывешивает  кроссворд  на  доску.

-Чтобы  разгадать  кроссворд,  надо  хорошо  знать  сказки. К  каждому  слову  надо  вспомнить  слово-пару  из  сказки.  Попробуем  разгадать  кроссворд?

Педагог  читает  слова:

Гусли

Сапоги

Лягушка

Коза

Ковер

Лисичка

Конек

Шапка

Скатерть

Ответы  детей  педагог  вписывает  в  кроссворд.

-Какие  вы  молодцы.  И  с  этим  заданием  справились.

Стук  за  дверью,  вносится  игрушечный  дед  Мороз.

- Давайте  поздороваемся  с  Дедом  Морозом.

- Вот  мы  и  подготовились  к  встрече  Нового  года.  Дед  Мороз  хочет  с  вами  поиграть,  повеселить  вас  шутками.  Будем  играть?

Шутки  неправильные,  надо  поправить  деда  Мороза.

Педагог  читает  шутки (см.  приложение)

-Дед  Мороз  хвалит  вас,  он   предлагает   пройти  по  дорожке  и  прочитать,  что  он  хочет  вам  сказать.

Педагог  раздает  детям  задание. (см.  приложение).

- Посмотрите,  в  клетках  вписаны  буквы,  я вам  буду  указывать  направление,  чтобы  прочитать  слова  Деда  Мороза.

-Сверху  вниз  три  буквы,  вправо  одну,  вверх  одну  и т.д.

- Прочитайте,  что  написано?

Правильно,  Дед  Мороз  поздравляет  вас  с  Новым  годом.

Педагог  обращается  к  Деду  Морозу:

-Послушай  дедушка  стихотворение  о  себе.  Называется  оно  «Дед  Мороз»,  а  написала  его  М. Клокова:

Ночью  в  поле  снег  летучий,  тишина.

В  темном  небе,  в  мягкой  туче  спит  луна.

Тихо  в  поле.  Темный-темный  смотрит  лес.

Дед  Мороз,  старик  огромный  с  елки  слез.

Весь  он  белый,  весь  в  обновах,  весь  в  звездах,

В  белой  шапке  и  пуховых  сапогах.

-Дед  Мороз  говорит,  что  стихотворение  ему  понравилось.  Он  очень  рад,  что  смог  повидаться  с  нами  и  поздравить  с  Новым  годом.  Говорит,  что  хочет  подарки  вам  подарить,  но  чтобы  это  было  как  в  волшебной  сказке,  вы  на  одну  минутку  должны  закрыть  глаза.

В  это  время  педагог  кладет  рядом   с  Дедом  Морозом  мешок  с  гостинцами.

- Посмотрите  какой  мешок  с  гостинцами дарит  нам  Дед  Мороз.  Давайте  поблагодарим  его.

После  нашего  занятия  мы  попробуем  гостинца.

Дети   выполняют  движения  за  педагогом.

Дети  дают  положительный  ответ.

                                                          Шары,  звезда,  бусы,  хлопушка,  сосулька,  фонарики.

Да.

Дети  выполняют  задание.   затем  по  очереди  читают  название  своего  елочного  украшения  (звезда,  хлопушка,  домик,  шишка,  фонарик,  дождик,  заяц,  гномик, шарик, часы)   и  вешают игрушку  на  елку.

Умеем.

Дети  отгадывают  загадки, отгадавший  правильно  загадку,  записывает  последнюю  букву  слова  в  кружок  на  доске.

Дети  читают  получившееся  слово: «Гирлянда»

Деда  Мороза.

Придет,  он  всегда  приходит  к  детям.

Дети  зовут  Деда  Мороза.

Попробуем.

Дети  называют  пару  к  слову

Самогуды

Скороходы

Квакушка

Дереза

Самолет

Сестричка

Горбунок

Невидимка

Самобранка

- Здравствуй  дедушка  Мороз.

Да,  будем

Дети  складывают  буквы  и  читают  слова  Деда  Мороза.

Поздравляю  с  Новым  годом.

Дети  закрывают  глаза.

Спасибо, дедушка  Мороз.

Приложение № 4

Физминутка

Приложение № 5

Перепутанные  слова

       

                                          Приложения № 6

Загадки.

Приложение № 7

Кроссворд «Сказочник»

С  заданием

Приложение № 8

Шутки

Приложение № 9

Поздравляю  с  Новым  годом.

Приложение № 10

стихотворение

Итог

-Дети,  вам  интересно  было  узнать  новое  о  новогоднем  празднике?

-А  что  вы  запомнили?

-Какие  символы  Новогоднего  праздника  существуют?

-А  какие  новогодние  атрибуты  вы  запомнили,  что  это  такое?

Вы  запомнили,  сколько  лет  Деду  Морозу?

-Молодцы.  Вы  очень  хорошо  работали,  справились  со  всеми  заданиями.  Дед  Мороз  остался  доволен  вами,  вот  только  Старуха-Зима,  наверное,  злится,  что  не  смогла  помешать  нашей  встрече  с  Дедом  Морозом.

Интересно.  

В  1700  году  Царт  Петр 1  издал  указ  ,  чтобы  праздновали  Новый  год  не  1  сентября,  а  в  ночь  с  31  декабря  на  1  января.

Символами  стали  елка  и  Дед  Мороз

Это  новогодние  украшения,  хлопушки,  маски.

Ему  100-150  лет.

Приложение № 1

« Снегом  вся  земля  покрылась,

В  санках  едет  к  нам   она -

Долгожданная … (зима)  ( Репина)

« Ходим  в  шубах  и  ушанках,

С  гор  катаемся  на  санках»  ( Н. Френкель)

Приложение № 2

Назовите-ка,  ребятки,

Месяц  в  этой  вот  загадке6

Дни  его  всех  дней  короче,

Всех  ночей  длиннее  ночи;

На  поля  и  на  луга

До  весны  легли  снега.

Только  месяц  наш  пройдет,

Наступает  Новый  год.

( декабрь)

Приложение № 3

Новый Год - пожалуй, самый любимый праздник большинства детей и взрослых. На Новый Год принято дарить подарки, ставить в доме красивые елки, украшать их разноцветными шарами и гирляндами. По истине - это самый красивый праздник в году. Новый Год с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся

В древности у многих народов год начинался весной или осенью.  В  Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

. С 1700 года Царь Петр издал указ не  отмечать Новый год  1 сентября. С  тех  пор  Новогодний  праздник  отмечается  в  ночь  с  31  декабря  на  1  января. 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади  о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было "по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет".

Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В  разных  странах  этот  праздник  встречают  по-разному.  На  Севере  страны  в  доме  под  новый  год  принято ставить  цветущую  ветку  персика  или  мандариновое  деревце,  увешанное  оранжевыми  плодами,  символизирующие  процветание.  На  юге  страны  на  Тет (так  они  называют  этот  праздник)  украшают  дом  цветущими  ветками  персика.  В  цветке  обязательно  должно  быть  5  лепестков. Ставят  на  стол  арбуз,  его  красная  сладкая  мякоть  символизирует  удачу  в  новом  году.  Казвхи  отмечают  Новый  год  22  марта  и  называют  его  Наурыз.  Таджики  21  марта  и  называют  его  Навруз.  Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника. Педагог  

Приложение № 4

Раз шажок, два шажок,

Под ногой скрипит снежок.

На шнурке ботинка –

Звездочка снежинка.

Мальчик взял ее рукой,

Нет снежинки никакой.

Приложение № 5

ззадве  звезда                                       фнраико   фонарик

апшклхоу   хлопушка                           дджоик  дождик

кмоид    домик                                   яцза  заяц

ашшик      шишка                             кмноиг  гномик

кршаи         шарик                            асчы  часы

Приложение № 6

В  небе  весело  кружится

И   на  все,  на  все  ложится.

На  деревья  и  на  дом

Из  него  слепили  ком.

Дворник  на  него   ругается,

            Очень  трудно  убирается.  ( Снег)                    Г

Любят  взрослые  и  дети

Их  зимою  надевать.

Эти  чудные  ботинки

        Могут  нас  по  льду  катать.  (коньки)                И

,У  дороги  он  стоит,

Пешеходам  говорит:

«Вы  постойте,  вы  идите,

Не  бегите,  не  спешите!»

Что  же  это  за  прибор?

                Ну,  конечно,  … ( светофор)               Р

Не  хотел  Семен  учиться,

Взял  и  в  школу  не  пошел.

В  дневнике  во  всю  страницу

            «Поведенье»   стоит  …( Кол)             Л

        

Фрукт  такой, ребята,  есть

Без  песка  его  не  съесть.

Сочный,  желтый,  ароматный,

Не  совсем   на  вкус  приятный.

Очень,   очень  кислый  он,

                         Называется…(лимон)                       Л

С  длинным  клювом,

Словно  спица,

Длинноногая  девица

По  болоту  выступает

                  Лягушат  она  пугает.   (цапля)                         Я

Фрукт  такой, ребята,  есть

Без  песка  его  не  съесть.

Сочный,  желтый,  ароматный,

Не  совсем   на  вкус  приятный.

Очень,   очень  кислый  он,

                          Называется…(лимон)                             Н

Что  за  зеркало  в  реке?

Мы  не  удивляемся.

По  нему  мы  на  коньках

                         Весело  катаемся.  (лёд)                             Д

К  нам  приходит  в  декабре

И  живет  три  месяца.

А  когда  ей  уходить,

То  от  злости  бесится.   (зима)                 А

Приложение № 7

                                                                                    к  кроссворду   «Сказочник

Гусли     -         самогуды

Сапоги  -         скороходы

Лягушка   -       квакушка

Коза  -              дереза

Ковер  -            самолет

Лисичка  -         сестричка

Конек  -            горбунок

Шапка -            невидимка

Скатерть  -     самобранка

Приложение № 8

Спят  ночами  утки

В  конуре  иль  будке

Весною  из  берлоги

Выходят  носороги.

Помидор  большой  и  спелый

Цвет  имеет  ярко-белый.

Ежедневно  в  три  утра

В  школу  нам  идти  пора.

Сливки,  масло  и  творог

Дает  детям  носорог.

За  двойку  в  тетради  каждый  отец

Сыну  обязан  сказать:  «Молодец».

Новый  год  когда  встречают,

Люди  пальму  наряжают.

Приложение № 9

Поздравляю  с  Новым  годом

Приложение № 10

М. Клокова:

Ночью  в  поле  снег  летучий,  тишина.

В  темном  небе,  в  мягкой  туче  спит  луна.

Тихо  в  поле.  Темный-темный  смотрит  лес.

Дед  Мороз,  старик  огромный  с  елки  слез.

Весь  он  белый,  весь  в  обновах,  весь  в  звездах,

В  белой  шапке  и  пуховых  сапогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Праздничный стол объединяет народы.Гость на пороге - радость в доме."

Всем известно, что существуют общечеловеческие ценности, которые разделяют люди разных национальностей. Это человеческая жизнь, добро, любовь к ближнему, знания, культура. Мы должны научить наших дете...

"Когда сентябрь у школьного порога"

Сценарий линейки Первого звонка....

Сценарий: "На пороге Новый год!"

Сценарий  с действующими лицами: ведущий, Баба - яга, Леший, Дед Мороз, Снегурочка....

Сценарий тренингового занятия для педагогов «Новый год на пороге»

Тренинг предназначен для профилактики эмоционального выгорания педагогов школы, создания благоприятной атмосферы в коллективе, расскрытия внутренних ресурсов....

"Новый год на пороге"

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь прилагательных по теме. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия....

Занятие в 4 кл. "На пороге - Новый год"

На данном занятии дети закрепляют знания о свойствах снега, знакомятся о праздновании Нового года в разных странах, воспитывается любовь к родной природе через поэзию о зиме русских поэтов. Также восп...

Конспект праздничного классного часа во 2 классе «На пороге Новый год!»

Новый год. Есть в нём что-то волшебное, загадочное. Начинается он с нарядной ёлкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Конечно, он будет хорошим. Новый год - это самое подходящее время осуществить пл...