Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rab_prktp_2015-2016_razvitie_rechi_2_kl.doc139 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание

    Пояснительная записка_____________________________________________ 3

    Содержание программы___________________________________________    7

    Учебно-тематический план_______________________________________  8

    Календарно-тематическое планирование ___________________________   10

    Список используемой литературы ________________________________ 17

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности   во 2 классе составлена на основе:

    Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством  образования и науки  Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.

    2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
          У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
          Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
          В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
    стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
          Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
          Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
          Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
          На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
          Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.     Основными задачами во 2 классе являются:

    Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. 

    Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

     Задачи:

    • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
    • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
    • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
    • обогащать словарный запас обучающихся.

    3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа, по 1 часу в неделю.

    1 четверть – 9 ч.

    2 четверть – 7 ч.

    3 четверть – 11 ч.

    4 четверть – 8 ч.

    Основные содержательные линии курса:

    1. Сезонные изменения в природе - 11 ч.
    1. Природа - 12 ч  
    2. Здоровье и безопасность —4 ч.          
    3. Общение -3 ч.
    4. Уход за одеждой и обувью - 4 ч.

    4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

    Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. 
    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
    Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
    Человечество как многообразие народов, культур, религий.
    Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
    Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
    Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
    Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
    Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
    Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
    Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
    ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
    Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
          
    Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
          
    Дом, квартира, домашний адрес.
          
    Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
          
    Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
          
    Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
          
    Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
          
    Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
          Овощи и фрукты. Сравнение.
          
    Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
          
    Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
          
    Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
          
    Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
          
    Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
          Домашние и дикие животные. Сравнение.
          
    Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
          
    Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
          Птицы и насекомые. Сравнение.
          
    Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
          Повторение.

    Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

    Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
          Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
          Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

    6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

      Учащиеся должны знать:
          названия и свойства изученных предметов и их частей;
          обобщающие названия изученных групп предметов.

    Учащиеся должны уметь:
          называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
          участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
          составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

    7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Учебно-методический комплекс.

    Программа

    Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»

    Учебник

    Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдорова, «Развитие речи»: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида, 2 класс, АРКТИ, 2003.

     Методические  пособия:

    1. Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
    2. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г-  Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
    3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
    4. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    I четверть  

                   Основные цели и задачи:

             1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о летних и осенних явлениях в природе.

             2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.

             3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.

             4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.

             5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.

             6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

             7. Воспитывать мотивацию к учению.

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во  часов

    Коррекционные задачи

    Дано

    Предполагаемый результат

    Учебно - методические средства обучения.

    По прогр.

    Фактич.

    Знать:

    Уметь:

    1 четверть

    1

    До свидания, лето!

    1

    Коррекция речи, памяти, внимания. Формирование учебной мотивации.

    Признаки летних и осенних явлений в

    природе.

    Составлять предложения по картинке. Рассказывать по картинкам об изображённом времени года.

    Сюжетные картинки

    2

    Экскурсия «Здравствуй, осень!»

    1

    Развитие зрительного и слухового восприятия.

    Признаки осени. Название осенних месяцев. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Отличать одни деревья от других. Наблюдать за изменениями в природе.

    3

    Наша школа.

    1

    Коррекция речи. Развитие  мышления, внимания и восприятия.

     Правила поведения в школе.

    Составить рассказ о школе по вопросам.

    Мультимедийная презентация.

    Предметные картинки.

    4

    Пришкольный участок.

    1

    Коррекция мыслительной деятельности, слухового и зрительного восприятия.

    Что делают на пришкольном участке в разное время года.

    Что растёт на пришкольном участке.

    Составлять предложения по картинке используя глаголы.

    Сюжетные картинки.

    5

    Дом. Квартира. Домашний адрес.

    1

    Коррекция произношения и развитие связной речи. Умение составлять

    умозаключения и выводы по прочитанному.

    Знать домашний адрес.

    Части дома.

    Слова, противоположные по значению.

    Назвать домашний адрес.

    Составлять рассказ на заданную тему.

    6

    Экскурсия «Дорога в школу и домой»

    1

    Коррекция речи. Развитие  мышления, внимания и восприятия.

    Правила перехода через улицу. Понятия «направо», «налево».

    Составлять предложения по образцу, по картинкам.

    Знать и употреблять в речи «вежливые» слова.

    Плакат с правилами ПДД

    7

      Золотая осень

    1

    Расширение и активизация и словарного запаса.

    Признаки

     осени.

    Изменения

    условий

    жизни живых

    существ осенью.

    Употреблять в речи названия осенних  месяцев.  Определять, о каком времени года говорится в рассказе. Сравнивать, обобщать.

    Картины  осени.

    Презентация.

    Предметные картинки.

    8

    Семья.

    1

    Развитие мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения.  

    Знать свою семью.

    Употреблять в речи имена и отчества родителей.

    Сюжетные картинки.

    9

     Итоги 1 четверти.

    1

    Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи.

    Слова-действия, слова-предметы.

    Правильно называть предметы, подбирать слова-действия к словам-признакам.

    Предметные, сюжетные  картинки.

     

    II четверть  

                   Основные цели и задачи:

             1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.

             2. Уточнить и расширить представления обучающихся об одежде и обуви.

                Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду  деятельности.

             3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.

             3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт обучающихся.

             4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.

             5. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во  часов

    Коррекционные задачи

    Дано

    Предполагаемый результат

    Учебно-методические средства обучения.

    По прогр.

    Фактич.

    Знать:

    Уметь:

    1

    Семья дома

    1

    Развитие связной устной речи. Коррекция познавательной деятельности.

    Родственные  

    отношения.

    Называть членов семьи, предметы для стирки, уборки, приготовления обеда.

    Сюжетные картинки.

    Предметные картинки.

    2

    Деревья: берёза

    1

    Развитие связной устной речи, кратковременной памяти, зрительного восприятия, осмысленности получаемой информации.

    Признаки деревьев и кустарников.

    Видимые признаки берёзы и клёна.

    Отличать деревья от кустарников. Сравнивать, выделять характерные признаки. Составлять описательный рассказ по плану.

    Картины деревьев и кустарников.

    Листья берёзы и клёна.

    3

    Деревья: клён

    1

    Отличать берёзу и клён от других деревьев.

    Мультимедийная презентация.

    4

    Вот и осень прошла. Декабрь – начало зимы. Экскурсия.

    1

    Развитие наблюдательности,  слухового  и зрительного восприятия.

    Названия времён года. Признаки зимы.

    Наблюдать за изменениями в природе.

    5

    Овощи и фрукты.

     

    1

    Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие устной речи.

    Название овощей, их значение для человека.

    Название фруктов, их значение для человека.

    Отличительные признаки овощей и фруктов.

    Стихотворение наизусть «Овощи».

    Сравнивать, анализировать, обобщать.

    Муляжи фруктов и овощей.

    6

    Зимние забавы детей.

    1

    Зимнюю одежду. Зимние виды   спорта.

    Предметные картинки деревьев. Листья берёзы и клёна.

    7

     Итоги 2 четверти.

    1

    Проверка знаний и умений обучающихся.

     

    III четверть  

                   Основные цели и задачи:

             1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.

             2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях  животных, птиц, насекомых.

             3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.

             3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт обучающихся.

             4. Развивать наблюдательность и связную речь.

             5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во  часов

    часов.

    Коррекционные задачи

    Дано

    Предполагаемый результат

    Учебно- методические средства обучения.

    По  прогр.

    Фактич.

    Знать:

    Уметь:

    1

    Признаки зимы.

    1

    Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи.

    Признаки зимы.  Свойства снега, льда.

    Отгадывать загадки. На картинах находить признаки зимы.

    Репродукции о зиме.

    2

    Одежда. Виды одежды.

    1

    Расширение словаря, развитие устной речи.

    Названия предметов одежды.

    Выбирать одежду по сезону и роду деятельности.

    Предметные картинки с одеждой.

    Кукла с одеждой. Мультимедийная презентация.

    3

    Уход за одеждой.

    1

    Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия.

    Диких животных.

    Ухаживать за одеждой.

    Таблицы диких и домашних животных.

    4

    Обувь. Виды обуви.

    1

    Разные виды обуви, одежды.

    Выбирать обувь по сезону и роду деятельности. Ухаживать за обувью.

    Предметные картинки с обувью.

    Кукла с одеждой и обувью.

    5

    Одежда и обувь.

    6

    Сезонная обувь. Уход за обувью.

    1

    Предметные картинки.

    7

    Дикие животные.  Заяц.

    1

    Коррекция мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных отношений.  

    Диких животных.

    Наблюдать за окружающей природой.

    Рассказывать об увиденном.

    Репродукции о зиме.

    8

    Домашние животные: кролик. Дикие и домашние животные.

    1

    Развитие связной устной речи, кратковременной памяти, зрительного восприятия, осмысленности получаемой информации.

     Диких и домашних животных, различать их.

    Описывать животного по плану.

    Сравнивать, анализировать, обобщать.

    Предметные картинки.

    Плакат.

    9

    Комнатные растения: фикус, бегония. Практическое занятие по уходу за комнатными растениями.

    1

    Основные органы растений.

    Ухаживать за растениями.

    Лейка, пульверизатор, лопатка, комнатные цветы.

    10

    Весна пришла! Экскурсия «Март – начало весны».

    1

    Развитие связной устной речи. Коррекция познавательной деятельности.

    Признаки весны, марта.

    Весенние месяцы.

    Наблюдать за погодными явлениями. Рассказывать об увиденном.

    11

    Итоги 3 четверти.

    1

    Проверка знаний и умений обучающихся

    IV четверть  

                   Основные цели и задачи:

             1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.

             2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие

                растения».

             3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.

             3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь обучающихся на основе составления рассказов на заданную тему.

             4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

             5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Коррекционные задачи

    Дано

    Предполагаемый результат

    Учебно- методические средства обучения.

    По прогр.

    Фактич.

    Знать:

    Уметь:

    1

     Раннецветущие растения.

    1

    Расширение и активизация и словарного запаса.

    Основные органы растений. Связь живой природы с неживой.

    Находить  мать-и- мачеху и медуницу на картинках.

    Таблица с растениями.

    2

    Птицы: ворона.

    1

    Строение птицы, части тела.

    Находить птиц среди других животных и птиц.

    Фильм.

    Предметные картинки.

    3

    Птицы: воробей.

    1

    4

    Насекомые: жук, бабочка. Узнавание. Называние.

    1

    Развитие зрительного и слухового восприятия

    Части тела бабочки и жука.

    Различать их среди других насекомых.

    Фильм. Предметные картинки.

    5

    Строение тела человека. Правила гигиены.

    1

    Коррекция познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

    Части тела человека.

    Ухаживать за своим телом.

    Таблица: «Режим дня школьника»

    Мультимедийная презентация.

    6

    Правила гигиены: волосы, кожа, ногти.

    1

    Свойства и функции кожи, ногтей, волос.

    Ухаживать за кожей, ногтями, волосами.

    7

    Охрана здоровья.

    1

    Как беречь своё здоровье.

    Одеваться по сезону.

    8

    Здравствуй, лето!

    1

    Развитие связной устной речи.

    Названия летних месяцев.

    Рисовать лето.

    Составлять рассказ о лете с опорой на предметные картинки.

    Предметные картинки.

    9

     Итоги года. Словарь.

    1

    Обобщение знаний и умений обучающихся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.

    При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лекси­ческих  тем , что дает возмож...

    Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

     Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) ...

    Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Конспект занятия по программе " Я познаю мир" ( развитие речи и ознакомление с окружающим миром)

    Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)...

    Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»

    Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...

    Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

    Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...