Конспект урока в 3 классе "Берегите воду!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

"Берегите воду!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Берегите воду!»

Предмет: «Окружающий мир». 3 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану, раздел «Эта удивительная природа».

Номер урока по теме: 13

Тип урока:  комбинированный (смешанный)

изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний                   

Цели: расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой; учить бережно относиться к воде и экономить её.

Задачи направлены на достижение результатов:

Личностные

- формирование устойчивых учебных мотивов и целенаправленной

познавательной деятельности;

- развитие интереса к изучению окружающего мира; доброжелательности, навыков сотрудничества с учителем и учащимися.

Метапредметные

Регулятивные 

- формирование способности формулировать и сохранять учебную цель и задачи; планировать свою работу; выполнять учебное задание в соответствии с правилом; поиска способов разрешения трудностей; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;

- развитие способности осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные

- формирование учебно-информационных умений (добывать информацию; работать с информацией); 

- развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной  проблемы; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

- развитие умения внимательно слушать и слышать друг друга, понимать других;

- договариваться между собой, учитывать позицию собеседника;

- высказывать своё мнение;

- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. 

Предметные

- расширение и обобщение знаний о воде, явлениях природы, связанных с водой; о значении воды в жизни планеты и человека; о понятии “экологическая проблема”; о необходимости бережного отношения к воде и её охраны;

- развитие познавательного интереса к окружающему миру; внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха; 

- воспитание у детей бережного отношения к  водным ресурсам; навыков практической  деятельности по охране воды в природе, в родном крае.

Оборудование и технические средства обучения:

глобус, схема «Круговорот воды в природе», рабочие листы, рисунок «Океан успехов» и  дидактический материал для рефлексии, учебник «Окружающий мир 3 класс, ч.1», автор А.А. Плешаков, карточки с индивидуальными заданиями; компьютер, интерактивная доска, документ-камера, эл. презентации

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

Учитель. Начинаем ровно в срок,

    Интересный наш  урок.

    Дружно мы за ум возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Пусть сегодня для нас всех,

    На урок придёт успех!

    Поприветствуем гостей,

    С ними нам вдвойне теплей!

(Дети приветствуют гостей)

    Уважаемые гости!

    Пожелайте нам удачи,

    И успешности в придачу!

2.Актуализация знаний. 

Учитель.

- Сегодня на уроке окружающего мира и продолжаем изучать раздел «Эта удивительная природа». 

Слайд 1

- Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»            

- Как понимаете эти слова? (На уроке не только уметь высказывать свое мнение,

но и уметь слушать собеседника).

- Чему будет посвящен наш урок? (Повторению и закреплению изученного материала и открытию новых знаний о воде).

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Что я не знаю – постараюсь узнать.)

Ученик читает стихотворение.

Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы,
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.

«3 состояния воды в природе».    

(Коллективная работа. Двое учеников получают карточки с индивидуальными заданиями для повторения о круговороте воды в природе, её свойствах).

Учитель.

- На прошлых уроках мы говорили о трёх состояниях воды в природе.  Давайте вспомним о них.

- В природе вода бывает в … (жидком, твёрдом, газообразном) состоянии.

Загадки о воде.                                                 Презентация «3 состояния воды»

(Обучающиеся отгадывают и объясняют, какое это состояние воды)

Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего  не останется.                                                    (Туча)

Слайд № 1

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко.                                                   (Туман)

Слайд № 2

Вечером родится, ночь живёт, утром умирает.         (Роса)

Слайд № 3

С неба пришёл,  в землю ушёл.                               (Дождь)

Слайд № 4

Зимой в поле лежал,

Весной в  речку побежал.                                             (Снег)

Слайд № 5

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.                     (Снежинка)

Слайд № 6

Зимой он был крышей для речки, пруда.

Весной не осталось от крыши следа.                            (Лёд)

Слайд № 7

Белая морковка зимой растет.                              (Сосулька)

Слайд № 8

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберет.       (Иней)

Слайд № 9

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из - под земли.

Я качаю в океанах

Великаны - корабли.                                                     (Вода)

Слайд № 10

«Круговорот воды в природе».

Учитель.

- Мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях.

Проверка индивидуальных работ 2 учеников по карточкам.

Карточка № 1 Составь схему «Круговорот воды в природе». Ученик отвечает.  

Учитель 

- Давайте ещё раз все вместе это посмотрим. Комментирует показ.

 

(Демонстрация схемы при помощи документ – камеры)

-   Почти вся падающая на землю солнечная энергия расходуется на испарение воды с поверхности водоёмов: океанов, морей, рек, озёр. Ежегодно в атмосферу поднимаются тысячи  кубических километров воды. Примерно 1/3атмосферной воды возвращается в виде осадков в океан, а 2/3 выпадают на сушу.

   Что происходит с водой после того, как она вернулась на землю в виде осадков?

   Если дождь прошёл, например, над морем или озером, он просто увеличил количество воды в море или озере. А если над землёй? Часть дождевой воды испаряется с поверхности земли, но большая часть впитывается в землю. Она легко просачивается сквозь почву и песок, но глина её задерживает. Вода скапливается здесь и, если есть уклон, стекает вниз. Рано или поздно на её пути встретится резкое понижение местности, например, овраг или глубокая низина.  Подземные воды окажутся тогда на поверхности земли. Место естественного выхода подземных вод на земную поверхность называется родником, или ключом. Вода, вытекающая из родника, даёт начало новому ручейку. Ручейки сливаются вместе и образуют реку.

«Свойства воды»

Карточка № 2. Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?

Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоемы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь.

Самостоятельная работа.

- Давайте вспомним и о других свойствах воды.

Демонстрация заданий и ответов с помощью  документ – камеры

(Дети пишут ответы на рабочих листах)

1. Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода ………………………. при нагревании и ……………………… при охлаждении.  В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший ……………………… Воду можно очистить с помощью ………………

2.Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.

…………………………………………………………………………………………

3.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. Не имеет цвета.
  2. Не имеет запаха.
  3. Расширяется при нагревании.
  4. Сжимается при охлаждении.
  5. Растворитель.
  6. Плохо проводит тепло.
  7. Прозрачность.
  8. Текучесть.

Воздух …………………………………………………………………………………

Вода ……………………………………………………………………………………

- Проверим себя.

Ответы

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода расширяется  при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.

2.Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.

Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, горы, которые сложены горными породами, изменяет поверхность Земли. В морях, океанах, некоторых озёрах вода солёная на вкус. Благодаря растворяющимся свойствам воды образуются минеральные источники.

3.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

Воздух – 1, 2, 3, 4, 6, 7

Вода – 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8.

Эл. физкультминутка («На пруду»)

3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Учитель.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

   Вода – это источник жизни и всего живого. Без воды невозможна жизнь не только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды.

- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (Да) 

- Если посмотреть на нашу Землю из космоса, то мы увидим нашу планету в голубом цвете. Почему?  Большая часть земной поверхности покрыта водой.                  

Демонстрация глобуса.                                                                                                                              

Слайд 2 

- Где находится вода на Земле?                                                                                                                                                                                  

Академик А.П. Карпинский назвал воду “наиболее драгоценным ископаемым ”. А где хранится это ископаемое? Вода есть повсюду: в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Примерно 1/5 часть почвы – это вода. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра.

   Из некоторых источников течёт горячая вода. Обычно такие источники встречаются в окрестностях гор, особенно вулканов. Как нагревается вода? На поверхности земли трудно ощутить внутреннее тепло нашей планеты. Но на глубине 2-3 тысячи метров температура горных пород достигает 100 градусов. Вода на такой глубине сильно нагревается, расширяется по щёлкам и трещинам вытекает на поверхность.

- Как же мы относимся к этому богатству? (Ответы учащихся)

- Представьте, что на Земле вдруг пропала вся вода… 

      Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
     И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
     И от белого Солнца готова голова расколоться …
     Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
 

- О чём мы будем говорить на уроке? Какие экологические проблем стоят перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять)

Слайд 3

- Тема нашего урока: «Берегите воду!»                                                

- Давайте разберём это предложение с точки зрения русского языка.

- Какое оно по цели высказывания?

- Кого мы побуждаем к действию?

- Какое предложение по интонации?

- Как мы его произносим?

- Давайте произнесём это предложение с сильным чувством.

    Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –

    Наблюдать, анализировать, рассуждать.

    На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

  "Беречь воду важно или нет?”

Слайд 4

  Основные цели и задачи урока:                                                                     

а) получить – новые знания по теме: “Берегите воду!”;

б) выяснить причины экологических проблем, связанных с водой;

в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности по охране воды.

4.Усвоение новых знаний.

Ученик 1. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше, чем наполовину

состоит из воды. Это около 47 литров. Оказывается, во многих наших органах на удивление много воды. Например, мышцы на 75% состоят из воды, печень – на 70%,  мозг – на 79%, почки – на 83%! Но эта жидкость тела не чистая вода. На самом деле – это солевой раствор.

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды. При постоянном употреблении чистой воды жизнь человека продлевается на 8 – 10 лет. 

Вода – важное вещество для организма.

Ученик 2. Некоторые растения, например, кактус или огурец, содержат воды  ещё больше, чем организм человека. Растения без воды увядают и могут погибнуть.

Чтобы вырастить 1 т свёклы, нужно 10 т воды.

Животные, если лишить их воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды - не более 10 дней. Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Ученик 3.

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Вода – жизнь, здоровье, красота.

Ученик 4. Вода – друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество. Дождь охлаждает воздух и очищает его от пыли. Поэтому летом после дождя легче дышится.

Вода – важный помощник для человека.

Ученик 5. Большую часть поверхности Земли занимают моря, океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан. Океаны, моря, бесчисленные озера и реки… Не много ли воды на Земле?

- Нет как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой  океан - это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно  отдаёт своё тепло земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…

Есть  у Мирового океана и другая задача - он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Ученик 6. Вода также кормит человечество. Вспомните названия морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты).

Ученик 7. Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей,  ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды! 

Например, для изготовления 1 т бумаги требуется 250 т воды.

Учитель.

- Удивительно, но среди такого огромного количества воды на Земле человек беспокоится о её нехватке!

Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы!

-А какая вода нужна человеку, безопасна для его здоровья? (Чистая, пресная – для питья.)

Но такой воды на Земле становится, к сожалению, всё меньше. Возникают «экологические проблемы».

Тревожные факты о воде.                   Презентация «Экологические проблемы»                       

Слайд №1

 Воды Мирового океана постепенно загрязняются отходами человеческой деятельности. Например, в Северный Ледовитый океан попадает сотни миллионов тонн цинка, свинца, меди, кадмия, ртути, мышьяка. Все эти яды откладываются в тканях морских обитателей. Скажем, североморская треска в одной массы порой содержит до 0,8 грамм ртути, всосавшей в неё из загрязнённой воды. Подсчитано, что, съев 5-8 таких рыбин, человек получает столько смертельно опасной ртути, сколько её содержится в медицинском термометре.

  По данным Всемирной организации по защите окружающей среды человечество “производит” 20 миллиардов тонн отходов, и 85% из них сбрасывается в водные бассейны, в основном в реки. Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки. Самое удивительное, что очистить эти отходы не составляет труда - для этого есть прекрасные технологии. Но всё стоит денег! Поэтому не слишком богатые страны считают строительство заводов по переработке отходов непозволительной роскошью.

   Настоящими катастрофами для Мирового океана стали аварии нефтяных судов. Например, в 1981 году в литовском порту Клайпеда потерпел аварию английский танкер. В море вылилось 16000 тонн мазута. В районе катастрофы в 10 раз уменьшились заросли особых водорослей - главных мест нерестилища салаки. А ведь это была “рядовая”, по мировым меркам, авария!

    В конце Второй мировой войны 170 тысяч тонн отравляющих веществ было затоплено в норвежских фьордах, а координаты захоронения были…утеряны. Власти Норвегии до сих пор не могут определить это место, а ведь отрава может вырваться наружу в любой момент!                                                  

Слайд № 2

   Хотя на земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. В океанах и морях вода солёная, а человеку нужна пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёх литровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

Озеро Байкал – уникальный источник пресной воды. Объем воды в Байкале – около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 400 лет. На берегу Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который ежесуточно сбрасывает в озеро свыше 200 тыс. кубометров промышленных стоков, проходящих недостаточную очистку. Это вызывает мутагенные изменения у водных организмов и последующую их гибель.

     В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.

Слайд №3 

   В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных

предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или сернистой кислоты. Все это происходит из-за загрязнения окружающей среды. Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества. Кислотные дожди наносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках, озерах становится непригодной для жизни. В Канаде, например, из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии исчезла рыба в половине озер южной части страны. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла.

Слайд № 4

   Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении

увидели тревожные факты. Прокомментируйте их.

  1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.                                                                          
  2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.    

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (Нет.)

- Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда. 

- Расходуя воду, мы не задумываемся об её экономии. А  знаете ли  вы, что  ...

  • Человек за год только в процессе питания потребляет 60 тонн воды. А 300

тонн воды идёт для удовлетворения других его жизненных потребностей. Даже добыча угля и нефти не обходится без воды: на 1т угля – 5 т воды, на 1 т нефти – 130 т.

 По нормам на каждого жителя города приходится  220 литров воды в сутки. 

● Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.

● Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр  воды. 

● Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

● Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

  • В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды – пустыни.

Целая страна – Алжир – живёт на привозной воде. Так же пресную воду доставляют на суднах на некоторые острова  Греции. Около 3  миллиардов человек земного шара испытывают недостаток в чистой питьевой воде.  

 

5.Первичное закрепление новых знаний

Учитель.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Экономя воду, мы можем сохранить это богатство для всех нас. Как мы можем это сделать?

Слайд 5

1. Решение экологических задач.                                                               

  • В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды.

Сколько чистой воды утечёт за сутки? За 10 дней?  (24 стакана, 240 стаканов)

  • При утечке воды из крана за сутки набирают 1 ведро. Сколько вёдер

наберётся за неделю?  А за месяц? (7 в., 28,29,30 или 31 в.)

  • Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров

отходов выбрасывает завод за 2  минуты?              

Слайд 6

2. Краеведение.                                                                                     

- Мы с вами живём на берегу великой русской реки Волги.

- Что вы можете о ней сказать? Какая в ней вода?

Исследовательская работа. (Сильному ученику было предложено подготовить домашнее задание по изучению воды из реки. Он рассказывает о результатах своего исследования: цвет, запах, прозрачность…)

-  А что должен делать человек, чтобы вода в реке не загрязнялась?

3. Игра (физминутка)

- Сейчас я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Верны ли утверждения?». Если вы согласны с утверждением – хлопайте, если не согласны – топайте.

  1. Вода необходима всему живому.
  2. Воды на Земле много и беречь её нет необходимости.
  3. Мусор можно бросать в реки, он утонет и его не будет видно.
  4. Расходовать воду нужно экономно.
  5. Употребление чистой воды продлевает жизнь.
  6. Заботиться о чистоте водоёмов должны только взрослые.
  7. Байкал – самое глубокое и чистое озеро нашей планеты.
  8. На планете Земля больше пресной воды.
  9. Вода – помощник для человека.
  10. Нужно бережно относиться к воде!

4. Собери пословицы о воде.                            Работа на интерактивной доске.

В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Соберите их и объясните смысл.

(Дети выходят к доске и стрелочками соединяют части пословиц)

Набрать в рот

всё не беда.

Как в воду

воды.

Вилами по воде

капли воды.

Как с гуся

глядел.

В мутной воде

вода.

Седьмая вода

из воды.

В огонь

рыбку ловить.

Как две

и воду.

Много

толочь.

Сидеть на хлебе

в воду.

Выйти сухим

утекло.

Воду в ступе

на киселе.

И концы

и воде.

Покуда есть хлеб и вода,

писано.

Много воды

1.Хранить молчание   (Набрать в рот воды).

2.Это ещё как сказать, неизвестно, каков будет исход. (Вилами по воде писано).

3.Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел).

4.Извлекать выгоду, пользуясь чужими затруднениями. (В мутной воде рыбку ловить).

5.Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос. (Воду мутить).

6. Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи. (В огонь и воду).

7.О полном сходстве. (Как две капли воды).

8.Ничем не проймёшь, все нипочём. (Как с гуся вода).

9.Избежать заслуженной кары. (Выйти сухим из воды).

10. Дальний родственник. (Седьмая вода на киселе).

11.Много лишнего, ненужного. (Много воды).

12. Заниматься какой-нибудь бесполезной работой. (Воду в ступе толочь).

13.Жить впроголодь, бедствовать. (Сидеть на хлебе и воде).

14.Скрыть все следы неблаговидного дела. (И концы в воду).

15. Много времени пришло. (Много воды утекло).

16.  Жить в достатке, не бедствовать. (Покуда есть хлеб и вода, всё не беда).

- А вот пословицы о воде других народов:

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь. (Китайская)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская)

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать  - образуется пустыня. (Узбекская).

5. Работа с учебником.

Учащиеся читают статью, с комментариями учителя.

- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?

а) строить очистительные сооружения, ставить фильтры;

б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.

- А как вы, дети, можете принимать участие в охране воды?

а) не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем,

б) напоминать об этом взрослым;

в) не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода

г) экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь.

Дополнение учителя: Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника “Не расходуй воду напрасно”, которую вы прочитаете дома.

- А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов.

Существует Всемирно известная организация “Гринпис”.

- Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.

6. Подведение итогов.

Учитель. 

Без воды нет жизни. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днём воды.

  Этот день отмечается не потому, что на земле много воды, а потому, что вода просит защиты.

- Закончить урок я хотела бы словами  французского  писателя Антуана  де Сент – Экзюпери о воде:  «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете». И мы, жители Земли, обязаны беречь его.

 Слайд № 7

Учащиеся читают стихи о воде

  1. Взгляни на глобус – Шар земной –

     Ведь он вздыхает, как живой.

     И шепчут нам материки:

   "Ты береги нас, береги!”

  1. В тревоге рощи и леса,

     Роса на травах, как слеза.

     И тихо просят родники:

   "Ты береги нас, береги!”

  1.  Грустит глубокая река,

     Свои, теряя берега.

     И слышу голос я реки:

   "Ты береги нас, береги!” 

  1. Остановил олень свой бег:

   "Будь Человеком, человек!

     В тебя мы верим – не солги,

     Ты береги нас, береги!”

7. Рефлексия учебной деятельности. 

- Понравился вам урок?

- Что особенно понравилось?

- Какой вывод вы сделали для себя?

Оценивание. «Океан успехов»

Оцените себя. Прикрепите свою самооценку:

а) если вам на уроке было легко и интересно, во всем разобрались – выберите зелёный  листик и «опустите» на воду;                                                                          

б) если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – «опустите» на воду жёлтый листик;                                                    

в) если не разобрались в теме, было не очень интересно – «опустите» на воду красный листик.  

Домашнее задание. Статья учебника “Не расходуй воду напрасно”.

                                    Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Круговорт воды в природе"

Цели: 1) Сформировать у детей представление о переходе воды и одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении; 2) Развивать логическое мышление, наблюдательность, вообр...

Конспект урока. Круговорот воды в природе

В данном уроке соблюдены требования к современному уроку...

Конспект урока "Берегите воду"

Конспект урока "Берегите воду"...

Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"

Конспект  урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...

Конспект урока " На воде и в лесу"

В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на ...