Туман и облака. Осадки
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Аверьянова Светлана Викторовна

Материал урока позволит учителю обогатить знания учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); познакомить с разными видами облаков;

сформировать представления у  учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

позволит развитию  познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuman_i_oblaka._osadki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающий мир

3 класс

Программа «Перспективная начальная школа»

Учитель: Аверьянова C.В.

Тема урока: «Туман и облака. Осадки».

Задачи урока:

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);

 2) познакомить с разными видами облаков;

 3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

 4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

I. Организационный момент

- Что мы называем явлением природы?        

( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)

-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?         

(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в природе)

II. Актуализация знаний.

Проверка Д/з

-С каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?

-С  какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в газообразное состояние ,а  из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии. (Прозрачна, текуча, бесцветна, без вкуса и запаха, состоит из мельчайших частиц, где молекулы в  жидком состоянии слабее связаны между собой, чем в твёрдом состоянии и поэтому вода принимает форму сосуда).

-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен, бесцветен, без запаха, невидим.   Молекулы воды в газообразном  состоянии находятся очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения. При  соприкосновении с холодной поверхностью водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды ).

- Кто расскажет как происходит круговорот воды в природе по слайду в движении.?        

III.   Объявление темы урока

-Сегодня мы познакомимся с такими природными явлениями, как «туман» и «облака». 

IV.Знакомство с тайной тумана.

  1. - Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)
  2. Чтение 1 абзаца стр. 81.

–Как поняли, что такое туман?

3. Чтение рассказа в хрестоматии, с. 54, «Как возникают туманы?»

- Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)

- Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.)

- Работа в группах по 4 человека.

- Каждая группа получит вопрос, который должна будет обсудить и выступить со своей точкой зрения.

I вариант. Докажите, что туман - «друг» человека. (Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.)

II вариант. Докажите, что туман - «недруг». (В тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу. Туман губительно действует на некоторые растения.)

- Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.

V. Знакомство с тайнами облаков

- Что же такое облака? (версии)

-Прочитаем  2 абзац стр. 81 и ещё раз ответим на вопрос «что такое облака?

1. Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.

2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.

3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

- Чем похожи туман и облака?  (И туман, и облака состоят из капель воды.)

- А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок)

- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?(вопрос стр.81)

- Вы можете описать формы облаков?

-Кто из вас когда-либо наблюдал за облаками?

-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?

-Работа по иллюстрации стр. 83.

-Посмотрите на стр. 83 . Какие  виды облаков вы  видите и как они называются? (зачитаем)

- Как вы думаете  с чем связано разнообразие в названиях облаков? ( С их расположением и формой)

-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?

-Прочитаем текст учебника на стр. 82. И ещё раз ответим на мой вопрос о видах облаков.

-Какие облака относятся к «ПЕРИСТЫМ»?

В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья птиц или белые волокна. Они не закрывают солнце. Образуются на высоте 10-12км и состоят из кристалликов льда.

-Какие облака относятся к «КУЧЕВЫМ»?

С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из мельчайших капелек воды.

-Как легко распознать «ДОЖДЕВЫЕ» облака?

Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.Они находятся на высоте не более 4 км.

Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя часть – значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней части очень холодно – здесь одни льдинки.  Ветер пронизывает эти облака и поэтому капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из водяных превращаются в льдинки и обратно. Сталкиваясь, капельки тяжелеют, увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит, капли крупные – ливень.

-Какие облака называются «СЛОИСТЫМИ»? 

В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.

Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных снегопадов. Они находятся на высоте 1,5-2км.

-От чего у каждого облака своя форма?

-Ответ на этот вопрос даст статья хрестоматии «Отчего у каждого облака своя форма» стр.49-50.

(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло , вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в  капельки воды.

Чтение облаков.

Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.

1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а зимой – снег.

2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

3.Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.

4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню.

5.Красные тучи – к ветрам.

6.Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами» - в какую сторону острым концом – носом повёрнут. На запад – к дождю.

77. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют «бычьим глазом». Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах.

VI. Осадки

-Мы сказали, что снег, дождь, град - это явления природы. Как еще мы их можем назвать? (Осадки.)

1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.

2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?

- Туман появляется  непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)

- Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия стр.56.)

- Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)

- Что такое изморозь? (Стр. 58 хр.)

Работа с хрестоматией по группам. (чтение, сообщение)

Хрестоматия  «Как рождается иней? » стр.57

 «Как отличить  изморозь от инея ? » стр.58

«Откуда берётся роса на траве?» стр.56

VII. Итог урока. Оценки.

-Вопросы стр. 84 учебника.

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

VIII. Домашнее задание

Стр. 84 - ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия стр.56-60

IX.Релаксация.

-Выразите своё настроение об уроке, продолжив предложение:

- Мне понравилось…

- Особенно запомнилось….

- Хорошо получилось…

- Вызвало затруднение…        

- Знания, полученные на уроке пригодятся мне в жизни, когда…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Туман и облака. Осадки_3-3_klass

Туман и облака. Осадки_3-3_kla...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»

Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы....

Облако тегов(облако слов)

Облако слов — это один из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно использовать в учебной работе....

Презентация "Туман и облака"

Презентация "Туман и облака" подготовлена к уроку Окружающий мир по ПНШ для 3 класса.1 слайд — титульник2 слайд — Вспомните особые свойства воды. Какие явления природы с ним...

презентация к уроку "Облака, роса, туман"

презентация к уроку по окружающему миру...