Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Дьякова Ольга Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по окружающему миру М.:АСТ:Астрель, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,   Концепции и рабочей  программы курса «Окружающий мир» УМК «Планета знаний»  для  1- 4  классов для общеобразова-тельных учреждений, автор(ы):  Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, изд. Астрель,  2014 г.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Орловское

РАССМОТРЕНО

на заседании МО нач. кл.

протокол № ___

 от  «____» _________2015 г.

руководитель МО

____________ Дьякова О.Н.

ПРОВЕРЕНО:

зам. директора по УВР  МОУ-СОШ с. Орловское

Литневская А.А. ____________________

 «____» __________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ-СОШ

с. Орловское

Бахтиева Р.Э. ___________________

  «____» ____________2015 г.

Рабочая программа

по  окружающему миру

для учащихся 1 класса.

разработана на основе

 «Программы общеобразовательных учреждений.

Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель,

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Срок реализации программы: 2015– 2016 гг.

Уровень обучения: базовый

Количество часов: 66 часов

Составитель: учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ- СОШ с. Орловское Марксовского района Саратовской области  Дьякова Ольга Николаевна

 

2015 г.

I. Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по окружающему миру М.:АСТ:Астрель, 2011, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,   Концепции и рабочей  программы курса «Окружающий мир» УМК «Планета знаний»  для  1- 4  классов для общеобразова-тельных учреждений, автор(ы):  Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, изд. Астрель,  2014 г.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Закон «Об образовании в РФ»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
  3. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 №373»
  4. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 №373»
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

       Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

2. Общая характеристика учебного предмета

 При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

4  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Результаты освоения учебного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения окружающего мира.

1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны, Вологодской области (региональный компонент);
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные Вологодской области (региональный компонент);
  • различать и называть основные части тела человека;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений Вологодской области, диких и домашних животных (региональный компонент);
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей) на примерах животного мира Вологодской области (региональный компонент).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • рассказывать, как развивается растение из семени;
  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу, узнавать герб Вологодской области, называть её центр город Вологду (региональный компонент);
  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;
  • воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (66 ч)

Пришла пора учиться (13 ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга. Красная книга Вологодской области (региональный компонент).

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну, Вологодскую область (региональный компонент).

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).


7. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ   1 класс  66 часов (2 часа в неделю)

Тема урока

 

Стр.

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата

план

факт

1.

Что такое окружающий мир.

Предметный урок.

Уч.с.3-7;

Р.Т.с.3-5.

Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету.

Умение рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе).

правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).

Работать в малых группах (в парах).

Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника.

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице.

Рассказывать о значении школы в жизни детей.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.

2.

Ты и твоё имя.

Уч.с.8-9;

Р.Т.с.6-7.

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе.

3.

Экскурсия «Твоя школа».

Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы.

4.

Твоя школа.

Уч.с.10-11;

Р.Т.с.8-9.

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми.

5.

Экскурсия «Во дворе школы».

Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора.

6.

Во дворе школы.

Уч.с.12-13;

Р.Т.с.10-11.

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы.

7.

Экскурсия «Вот и лето прошло».

Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах.

8.

Вот и лето прошло.

Уч.с.14-15;

Р.Т.с.12-13.

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать.

9.

Экскурсия «Дорога в школу».

Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентироваться в пространстве.

10.

Дорога в школу.

Уч.с.16-19;

Р.Т.с.14-15.

Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей.

11.

Твой распорядок дня.

Уч.с.20-21;

Р.Т.с.16-17.

Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время.

12.

Экскурсия «Осень».

Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах.

.

13.

Осень.

Уч.с.22-27;

Р.Т.с.18-19.

Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей.

14.

Как ты рос.

Уч.с.30-33;

Р.Т.с.20-21.

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки.

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.

Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору).

15.

Как ты воспринимаешь мир.

Уч.с.34-35;

Р.Т.с.22-23.

Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике.

16.

Как ты воспринимаешь мир.

Предметный урок.

Уч.с.36-37;

Р.Т.с.22-23.

17.

Твоё тело.

Уч.с.38-39;

Р.Т.с.24-25.

Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности.

18.

Как ты питаешься.

Уч.с.40-41;

Р.Т.с.26-27.

Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником.

19.

Твоя одежда.

Предметный урок.

Уч.с.42-43.

Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности.

20.

Твоя одежда.

Р.Т.с.28-29.

21.

Будь здоров!

Предметный урок.

Уч.с.44-45.

Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.

22.

Будь здоров!

Р.Т.с.30-31.

23.

Твоё настроение.

Уч.с.46-47;

Р.Т.с.32-33.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках.

24.

Твоё настроение.

Р.Т.с.34-35.

25.

Будь внимательным!

Уч.48-49;

Р.Т.с.36-39.

Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность.

26.

Будь внимательным!

Уч.с.50-53.

27.

Полна природа удивленья.

Уч.с.56-59;

Р.Т.с.3-4.

Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами.

Умение различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года.

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

28.

Вода и воздух.

Уч.с.60-61;

Р.Т.с.5.

Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней.

29.

Вода и воздух.

Уч.с.62-63.

30.

Экскурсия «Зима».

Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность.

31.

Зима.

Уч.с.64-65;

Р.Т.с.6-7.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей.

32.

Времена года.

Уч.с.66-67;

Р.Т.с.8-9.

Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся.

33.

Как устроено растение.

Предметный урок.

Уч.с.68-69;

Р.Т.с.10-11.

Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения.

34.

Как устроено растение.

Уч.с.70-71;

Р.Т.с.10-11.

35.

Деревья, кустарники, травы.

Уч.с.72-73;

Р.Т.с.12-13.

Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах.

36.

Деревья, кустарники, травы.

Уч.с.74-75;

Р.Т.с.12-13.

37.

Как развиваются растения.

Предметный урок.

Уч.с.76-77;

Р.Т.с.14-15.

Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени.

38.

Как развиваются растения.

Р.Т.с.16-17.

39.

Растения в нашем классе.

Предметный урок.

Уч.с.78-79;

Р.Т.с.18-19.

Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями.

40.

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.80-82;

Р.Т.с.20-21.

Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание.

41.

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.83-85;

Р.Т.с.22-23.

42.

Жизнь животных.

Уч.с.86-87;

Р.Т.с.24-25.

Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными.

43.

Жизнь животных.

Уч.с.88-89;

Р.Т.с.24-25.

44.

Домашние животные.

Уч.с.90-91;

Р.Т.с.26-27.

Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности.

45.

Домашние животные.

Уч.с.92-93;

Р.Т.с.28-29.

46.

Береги природу, человек!

Уч.с.94-97;

Р.Т.с.30-34.

Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.

47.

Береги природу, человек!

Уч.с.98-101

48.

Наша Родина.

Уч.с.104-106.

Дать первое представление о России, её населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России; сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления.

Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Приводить примеры профессий людей.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.

Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).

Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).

Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты).

Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром.

Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике.

Моделировать обстановку комнаты ученика.

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение».

Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору).

49.

Наша Родина.

Уч.с.107-109.

50.

Наш дом.

Уч.с.110-111;

Р.Т.с.39-41.

Дать представление о разнообразии населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности.

51.

Наш дом.

Уч.с.112-113;

Р.Т.с.43.

52.

Наши родственники.

Уч.с.114-115;

Р.Т.с.44-45.

Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями.

53.

Наши родственники.

Уч.с.116-117;

Р.Т.с.46-47.

54.

Хороший день.

Уч.с.118-119.

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности детей на материале урока.

55.

Хороший день.

Р.Т.с.48-49.

56.

Экскурсия в природу «Весна».

Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного.

57.

Весна.

Уч.с.120-121;

Р.Т.с.50-51.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности.

58.

Наша безопасность.

Уч.с.122-123;

Р.Т.с.52-53.

Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей.

59.

Наша безопасность.

Уч.с.124-125;

Р.Т.с.52-53.

60.

Будем вежливы.

Уч.с.126-127.

Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его.

61.

Будем вежливы.

Р.Т.с.54-55.

62.

Мы едем, едем, едем…

Уч.с.128-129;

Р.Т.с.56-57.

Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся.

63.

Мы едем, едем, едем…

Уч.с.130-131;

Р.Т.с.56-57.

64 -65

66

Скоро лето.

Резервный урок

Уч.с.132-135;

Р.Т.с.58-59.

Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности.


  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

2 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

3 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

4 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

 http://www.nachalka.com/

 http://www.it-n.ru/

 http://www.apus.ru/site.xp/ - Все о животных всего мира

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класс Тематический пла...

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний

Программа по УМК "Планета знаний" скорректирована для классов 4 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класс Тематический пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

РП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...