Исследовательская работа на тему "Творческое моделирование на уроках окружающего мира как средство развития воображения младших школьников"
материал по окружающему миру по теме

Иследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1.Развитие воображения младших школьников

1.2.Творческое моделирование в начальной школе

1.3.Организация уроков окружающего мира с элементами творческого моделирования в начальной школе

2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Изучение уровня развития воображения учащихся 3 класса

2.2.Проведение уроков окружающего мира с элементами творческого моделирования, направленных на развитие воображения младших школьников

2.3.Анализ результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. Ещё в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», а также в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий развития воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.

В работе мы рассмотрим возможность применения в начальных классах творческого моделирования как средства развития воображения младших школьников.

Проблема использования моделирования в начальной школе разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях в последние 20-30 лет А.И. Айдеровой, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, М.И.Фридманом, Н.Г. Салминой и других. Одним из наиболее перспективных методов реализации творческого воспитания является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в творческом воспитании, в том числе и развитии воображения.

Таким образом, воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет творческое моделирование на уроках.

Цель данного исследования - доказать, что творческое моделирование на уроках окружающего мира будет эффективным как средство развития воображения младших школьников.

Объект исследования - развитие воображения младших школьников. Предмет - творческое моделирование на уроках окружающего мира как средство развития воображения младших школьников.

Гипотеза: творческое моделирование на уроках окружающего мира как средство развития воображения младших школьников будет эффективно, если:

-своевременно диагностировать уровень воображения младших школьников;

-систематически включать в урок элементы творческого моделирования.

Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты творческого моделирования как средства развития воображения младших школьников.
  2. Провести диагностику уровня развития воображения учащихся 3 класса.
  3.  Разработать систему занятий по окружающему миру с использованием творческого моделирования и проанализировать их влияние на уровень развития воображения  младших школьников.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической  и научно-методической литературы по теме исследования;

-педагогический эксперимент;

-качественная и количественная обработка результатов.

Исследование проведено на базе Муниципального Общеобразовательного Бюджетного учреждения Средней Общеобразовательной Школы №115 пгт. Ерофей-Павлович, Амурской области, Сковородинского района. В исследовании приняли участие дети 3 класса в количестве ___ человек

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Работа составлена из двух частей: теоретической и практической. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1.Развитие воображения младших школьников

Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться, и тогда у человека является воспоминание. То, что является в воспоминании, называется образом. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

По мнению ряда исследователей наиболее интенсивный период развития воображения у детей начинается в 5 лет и заканчивается в конце подросткового возраста. Соответственно, если в этот период воображение специально не развивать, то к моменту окончания школы наступает быстрое снижение активности этого процесса. Именно младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения, причем именно воображения творческого – продуктивного. Ребенком накоплен определенный опыт, развита память, в том числе,  эмоционально-образная, что является платформой для появления наряду с репродуктивным (преобладающим в дошкольном возрасте), воображения продуктивного. Следовательно, в начальной школе необходимо не упустить момент, благоприятный для формирования творческой личности в целом.

Многие психологи, педагоги, методисты обращались к теме развития воображения детей. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Основное условие развития воображения ребёнка  включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребёнка развивается и воображение. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. У каждого ребёнка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

В процессе обучения воображение младшего школьника активно включается в целенаправленную деятельность. Ребёнок должен постоянно воссоздавать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Для полноценной работы воссоздающего воображения необходимо, с одной стороны, качественное описание изучаемых явлений, предметов, правильное построение схем, а с другой стороны, запас представлений, имеющихся у ребёнка. Этот запас ребёнка необходимо постоянно пополнять.

На сегодня существует большое количество программ, методик, приемов, ставящих своей целью развитие творческого воображения. Однако практика показывает, что если в детском саду развитию воображения внимание уделяется, то  в начальной школе развитию творческих составляющих личности (креативность, продуктивное воображение, ассоциативность мышления) отводится минимум времени. В традиционных методиках начального обучения развитию креативности места почти не остается.

Поэтому, важно именно в начальной школе включать задания на развитие воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся. Это задача учителя и родителей. В результате постоянных усилий учителя в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определёнными.

На первом этапе в образе отражается только несколько признаков с преобладанием несущественных. Ко 2-3 классу число отображаемых признаков возрастает с преобладанием существенных. Образы становятся обобщённее и ярче. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своём воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

При освоении ребёнком учебной деятельности в начальной школе воображение становится процессом более управляемым, произвольным. От 1-го ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обуславливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

Основные направления в развитии воображения младшего школьника - переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

- Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

Оно подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

  • непроизвольное воображение: наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
  • произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

- Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

  • Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
  • Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

-        операции, с помощью которых формируются идеальные образы,

-        операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

  • Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми.
  • Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
  • Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2—3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся 1-2 класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Образы воображения, возникающие у школьников 1-2 классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

У детей школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на усвоение технических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развивающееся у детей воображение в области рисования начинает основываться на знании техники построения рисунка, музыкальное воображение — на знании техники исполнения. Конструкторское воображение невозможно без технических знаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество у детей этого возраста опирается на знание правил и закономерностей письменной речи.

Образы воображения используются в той или иной деятельности и всегда должны включать элементы тех знаний и навыков, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.

Руководство процессом развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя большого внимания и чуткости. Особенно трудно руководить развитием воображения у детей с уже хорошо развитым воображением.

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение детей. Существуют множество методов для развития воображения. Условно мы разделили  применяемые методы на несколько групп:

1.Сочинение сказок и историй.

Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

2.Режиссерская игра-импровизация.

Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.

3.Задания на преобразующее воображение.

В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное  преобразованию его в новый образ,   часто используется механизм агглютинации. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки,  дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания  развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

4.Тренировка беглости ассоциаций.

Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.

5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения  предвидеть последствия и принимать решения.  Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и прочее. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть  различные причинно- следственные отношения,  точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.

6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления).

Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлексировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.

7.Задания на формулирование творческих вопросов.

Итак, воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества. Творчество возникает тогда, когда есть  удивление и вопрос. Вышеперечисленные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы. Безусловно, они хороши и доступны при развитии воображения младших школьников. Мы остановимся на методе творческого моделирования.

1.2.Творческое моделирование в начальной школе

Моделирование существует также давно, как и мышление, и также давно сопровождает процессы учения. Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания. Как средство обучения моделирование стало осознаваться сравнительно недавно, научное понятие модели и моделирования еще недостаточно проникло в методику преподавания в школе.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В. В. Давыдов отмечал, что модель -  «Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых  связях и отношениях вещественных знаковых элементов».

Слово «модель» (от лат. modulus - мера, образец) имеет несколько смысловых оттенков и используется во многих областях науки, техники, производства, обучения. В широком смысле - это условный образец (изображение, схема, описание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов) процесса или явления.

В словаре по педагогике термин «модель» трактуется следующим образом: « это искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п. который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, и помогает получить информацию об интересующем предмете».

В словаре русского языка модель определяется как «вспомогательный объект (или система) заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде».

Главная особенность модели – она содержит в себе существенные черты оригинала, или отражает необходимые для данного конкретного случая его признаки.

В данной работе мы рассмотрим модель как средство усвоения знаний.

В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.

 «Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.

«Творческое моделирование» – исследование объектов познания на их моделях при помощи воображения; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, предвидения последствий и принятия решений, используя творческие способности и психические процессы, такие как: мышление, воображение (фантазия), память и восприятие.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление и воображение ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

В школьной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям, развивает свои творческие способности и воображение.

  Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа:

  • выбор (построение) модели;
  • работа с моделью;
  • переход к реальности.

Практика обучения в начальной школе показывает, что в процессе изучения учебных предметов учащиеся имеют дело с учебными моделями и моделированием. Необходимость овладения творческим моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания и развития творческих способностей, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П,Я,Гальперин, Н,Ф,Талызина), теорией учебной деятельности (В.В.Давыдов, Л.М.Фридман). Согласно этим направлениям у учащихся  формируются умения и навыки творческого моделирования различных ситуаций и явлений, а построение и работа с моделями изучаемых умственных действий составляют обязательный этап овладения ими.

Д.Б. Эльконин выделил ряд особенностей учебных моделей, наиболее важными из которых в данной работе являются:

- знаковый характер учебных моделей – они всегда представляют собой искусственные образования, которые используются как орудия деятельности; им присуща наглядность, фиксирующая общие отношения ряда явлений;

- образный характер учебных моделей. В процессе познания знак и образ не только не исключают друг друга, но и дополняют;

- оперативная роль моделей, указывающих способ организации действий детей, направленных на выяснение основных свойств изучаемого материала;

- внешний вид учебной модели зависти от того, какие стороны оригинала становятся объектом действий ребенка, в какой  мере они обобщены;

- эвристическая функция учебных моделей, т.е. при работе с моделями учащиеся получают новое значение, которое невозможно или трудно получить при работе с реальным объектом;

- учебные модели (для решения задач) могут выполнять функции средства анализа и решения при условии четкого отнесения элементов модели и ее структуры в целом к реальности или тексту, описывающему ее.

Таким образом, творческое моделирование в обучении выступает способом познания и проявления творческих способностей при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов; это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами.

Творческое моделирование связано с выяснением или воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления, используя фантазию и творческие способности.

Процесс моделирования включает три элемента:

  • субъект (исследователь),
  • объект исследования,
  • модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

http://festival.1september.ru/files/articles/51/5196/519607/img2.gif

По отношению к объектам часто употребляется понятие «простой предмет», «сложный предмет». Сложный предмет состоит из множества простых. Кирпич – простой объект, здание – сложный; рама, руль, колеса –простые, велосипед – сложный объект. Каждый объект состоит из других объектов, т.е. представляет собой систему.

Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов). Всякая система имеет определенное назначение (цель).

Кроме того, всякая система определяется не только составом своих частей, но и порядком и способом объединения этих частей в единое целое, т.е. структурой.

Структура – совокупность связей между элементами системы. Структура систем зависит от поставленной цели.

А.А. Самарский выделает четыре этапа построения модели:

«Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им».

Моделирование – это циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у школьников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребенок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно. Было обнаружено, что, существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Так для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом творческого моделирования?

Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной, интересной и более продуктивной.

Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу творческого моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное и творческое развитие.

Для того чтобы вооружить учащихся творческим моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты, явления с помощью моделирования.

Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы, таблицы и другое.

Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.

В учебном процессе бывают случаи, когда просто необходимо  моделирование:

-класс встречается с новым видом задач;

-педагогу нужно проконтролировать осознанность решения задачи учащимися;

-«слабые» ученики не могут обойтись без модели, и им разрешается сделать модель наиболее понятного для них вида.

Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка ,научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития   требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики можно учить детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче. Это требуется для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха,  а чувствовали себя способными решить любую задачу.

Первоначально  нужно познакомить учеников с различными видами моделей,  применимых к задаче. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик, найдёт  возможные варианты решения, зависит от удачного выбора модели.

Рисунок изображает реальные предметы,  о которых говорится  в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.

В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче даю следующие задания:

-какой рисунок подходит к данной задаче?

-составь по другому рисунку задачу и реши её.

Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей.

Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин:

- может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;

- может  применятся при решении задач с буквами;

- позволяет поднятся на достаточно высокую ступень абстрактности ;

Графическая модель- схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношени , заданные в условии задачи , в конкретной пространственной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи иполучить обобщающий способ для решения лююых задач данной структуры.

На подготовительном этапе учащиеся учатся иллюстрировать данные задачи с помощью картинок, при этом осуществляют операции объединения множеств и удаления подмножества из данного множества.

-на какие части можно разбить фигуры?

-как обозначены части?

-вставь пропущенные буквы и цифры.

-объясните свой выбор.

Для формирования умения составлять схемы к условиям задач необходимо использовать следующие виды заданий:

-нужно перевести текст задачи в чертеж;

-нужно по схеме составить задачу;

-нужно из предложенных вариантов выбрать и соотнести текст задачи и подходящий к нему чертеж;

Задания на уроках математики сориентированы не на формирование у учащихся умения решать задачи определенных видов, а на формирование обобщенного умения решения текстовых задач. Так, начиная со 2 класса, учащимся  предлагаются такие задачи, где данные представлены буквами, поэтому  решением задачи является составление буквенного выражения; где надо соотнести буквенное выражение и схему условия задачи.

Таблица- это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает. Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой,  нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

Моделирование является весьма эффективным средством наглядности. Создание наглядных обобщенных образов наиболее существенных свойств изучаемых объектов возможно лишь с помощью моделей этих объектов. Моделирование даёт возможность создать наглядные образы идеальных объектов, понятий, а также образы деятельности и действий по изучению этих объектов.

Элементы творческого моделирования на уроках в начальной школе позволяют учащимся изучить свойства и функции явления или объекта, выявляя только главные черты, не акцентируя внимание на второстепенных признаках, при этом развивая свои творческие способности и воображение.

1.3.Организация уроков окружающего мира с элементами творческого моделирования в начальной школе

В современном обучении творческое моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления.

Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование».

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины, песка, картона, бумаги и т.д. С учетом того, что учащимся начальных классов в значительной степени ещё свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное.

Обучение творческому моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель – это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками.

В зависимости от степени материальности, модели делятся на  предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные ( схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов).

Работа детей, решающих задачу через творческое моделирование, направляет восприятие иначе, позволяет увидеть и выделить в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей. Появляется пристальный взгляд, попытки найти нужные слова, чтобы описать происходящее. По сути дела, схема, чертеж или модельная конструкция становятся “очками”, через которые ребенок начинает видеть окружающий его мир.

Дети как бы повторяют в процессе урока ход и результаты соответствующего научного исследования. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Использование метода творческого моделирования способствует развитию воображения, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.

Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. В качестве доказательства правильности гипотезы используется все та же модель. В данном случае она является средством для обоснования точки зрения.

Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо по принципу ролевого распределения, либо по принципу индивидуальных вкладов (“мозговой штурм”). Если ставится задача прояснения какого либо понятия на основе модели, то учитель предлагается детям разбиться внутри группы на две подгруппы, которые отстаивали бы противоположные позиции. Организация групповой работы строится по следующему алгоритму: 

  • повторение детьми задачи для групповой работы с целью проверки, одинаково ли она понимается всеми участниками группового сотрудничества;
  • выяснение способа предстоящей работы;
  • выработка единого решения (модели);
  • выяснение, кто будет отвечать от группы;
  • знаками показать готовность группы;
  • осуществить межгрупповое обсуждение результатов.

Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и накоплением опыта действий.

Приведём примеры работы с моделями на уроках окружающего мира:

1. Обучение творческому моделированию можно начать с готовой модели – глобуса. Объяснить детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

2. На следующем этапе обучения творческому моделированию дети упражняются в сравнении, обобщении объектов одного класса. Учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

3. После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учатся изображать его символом или схемой.

Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным, наглядным и творческим. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок символ, представляющий один из элементов моделируемого объекта.

Например, чтобы познакомить учащихся со строением растений или животных, можно использовать модель, позволяющую разъединить целое на части и затем вновь объединить их в целое. Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой целостной схемой или иллюстрацией гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности.

Представим методическую разработку урока по курсу “Окружающий мир” из опыта работы других учителей, в процессе которого заложен метод творческого моделирования как средства развития воображения.

Тема урока: Глобус – модель Земли. – 3 класс

Тип урока: Урок моделирования.

Цель урока: попытаться проанализировать все условия, необходимые для конструирования глобуса как точной уменьшенной модели Земли.

К моменту проведения урока дети знакомы со всеми доказательствами шарообразности Земли, знают закон всемирного тяготения, знакомы с картами и планами: масштабом, шкалой высот и глубин на картах.

Для проведения урока необходимы следующие пособия: фотографии Земли из космоса, глобусы по количеству групп, различные современные и древние карты, целлулоидные или пластмассовые шары средних размеров по количеству групп, пластилин.

У. – Многие десятилетия школьники зачитываются веселой повестью Л.И.Лагина “Старик Хоттабыч”. В ней есть такой эпизод, когда главный герой Волька Костыльков на экзамене по географии вынужден был говорить словами джина Хоттабыча, который, видя затруднения Вольки, решил ему “помочь”. Вот ответ Вольки экзаменаторам: “Если бы Земля была шаром, воды стекали бы с нее вниз, а люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей и наставников, имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой “океан”. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница”. Отнеситесь к этому ответу.

Д. – Старик Хоттабыч жил в те давние времена, когда действительно люди думали, что Земля – диск. Все остальное время он просидел в бутылке и не знал о новых открытиях, что Земля – шар.

У. – Какие доказательства шарообразности Земли вы привели бы Хоттабычу?

Д. – Корабль, удаляясь от берега, как бы опускается, заворачивает за линию горизонта.

На Луне круглая тень от круглой Земли.

Кругосветные путешествия доказали, что Земля – шар.

Снимки из космоса подтверждают, что Земля – шар.

Вода не стекает, потому что работает закон всемирного тяготения.

У. (показывает снимки Земли из космоса)

- Уже первые спутники в середине прошлого века сфотографировали шарообразную Землю из космоса. Эти фотографии совсем как глобус, который стоит у меня на столе. Говорят, что глобус – это уменьшенная модель Земли. Как вы думаете, почему уменьшенная?

Д. – Глобус выполнен в масштабе. На самом деле Земля имеет огромные размеры.

У. – Действительно, средний радиус Земли составляет 6371 км. А почему глобус – это модель Земли?

Д. – Потому что он точно такой же, как Земля. Как машины: есть большой автомобиль “Жигули”, а есть игрушечная моделька, но в ней все сделано точно так же, как у настоящего автомобиля.

У. – Как вы думаете, что исторически случилось раньше: снимки Земли из космоса или изготовление человеком глобуса?

Д. – Наверно, глобус изготовили раньше. В космос полетели совсем недавно.

У. – Действительно, первый глобус изготовил немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. А первый спутник, сделавший фото Земли из космоса, был запущен спустя почти 5 веков: в 1957 году.

Как же так получается: человек не видел, как выглядит Земля из космоса, как же он создал глобус?

Д. – Изображения поверхности из всех известных карт перенесли на шар. Получился глобус.

У. – Т.е. карты были созданы раньше, чем глобус?

Д. – Да.

У. (показывает детям древние карты). - Карты человек начал создавать еще до нашей эры.

(показывает современные карты – цветные и контурные). - Современные карты выглядят несколько иначе, они более точные.

Я предлагаю вам стать изобретателями глобуса. Вот вам различные карты, пластилин и пластмассовые шары. В группах попробуйте сконструировать глобус. (Готовый глобус убрать!)

(В группы раздаются карты материков, каждый материк на отдельном листе и желательно в разных масштабах. Можно использовать контурные карты).

Дети в группах работают по-разному: пользуясь картами материков из атласа, они: - наносят пластилином на шар только контуры;

  • наносят материки цветом, используя оттенки по памяти с глобуса или карт;
  • отказываются от пластилина и наносят контуры маркером.

Все группы, конечно же, не учитывают размеры материков, их количество, площади океанов, соотношение площадей.

Группы представляют результаты перед классом. Необходимо сравнить все модели, повернув приблизительно одной стороной к зрителям.

У. – Сравните и проанализируйте готовые работы.

Д. - У одной группы суша огромных размеров, на полшара, а у другой группы – маленькая.

Зато у одной группы материков два, а у другой – много.

Снизу тоже есть материк. Антарктида. Я помню. А его сделала только наша группа.

У группы, которая выкладывала только контуры, не понятно, где море, где суша. У тех, кто делал цветом – море синим пластилином – понятнее.

У. – Каким глобусом из этих пользоваться морякам, чтобы добраться до дома их кругосветного путешествия?

Д. (смеются) – Заблудятся по всем глобусам. Глобус должен быть точным.

У. – Первый глобус тоже был несовершенным. (показывает картинку или фотографию с изображением первого глобуса). Но более поздние становились все точнее и точнее.

- Сформулируйте, какие ошибки вы совершили при конструировании глобуса? Что обязательно нужно учитывать?

Д. (можно предложить 3-4 минуты для обсуждения в группах).

  1. Точное количество материков.
  2. Точное количество океанов.
  3. Размеры материка (как рассчитать точно?)
  4. Размеры океанов.
  5. Откуда начинать рисовать материк?
  6. Береговая линия должна быть точной.
  7. Цвет материков и океанов.

Учитель фиксирует на доске в краткой форме так, чтобы потом можно было перестроить в таблицу (см. ниже).

1. Кол-во материков

2. Кол-во океанов.

3. Размеры материков.

4. Размеры океанов.

5. Откуда отмерять?

6. Береговая линия.

7. Цвет.

У. – А теперь подумайте и предложите способы решения этих затруднений.

(Все предложения детей записываются в соседний столбик таблицы).

Д. – 1-2. Материки и океаны можно посчитать на картах.

Это нетрудно.

3-4. В размерах материков и океанов нужно учитывать масштаб, как на плане. Только это очень трудно: нужно высчитывать, потому что у разных карт разный масштаб.

5. Нужно выбрать какую-то одну точку, откуда начинать измерения, отмерять расстояния до материка.

7. Для того, чтобы выбрать цвет, нужно карту с легендой: где цветом показаны высоты и глубины. Их перенести на глобус. Он должен быть цветным, а не черно-белым.

6. Чтобы точно нарисовать контуры материка, можно его вырезать из карты нужного масштаба и приложить. Только бумажный материк плоский, а шар выпуклый. Бумагу если прижать, она сожмется в складки, и линии испортятся (деформируются).

У. – С помощью чего мы на уроках математики измеряли площадь бесформенных фигур?

Д. – Палеткой. На прозрачную пленку были нанесены клетки. Понятно. Можно на глобус нанести клетки, и на карту клетки. И по клеткам перенести материк с карты. Как мы в 1 классе перерисовывали солнышко большего размера.

На доске появляется полная таблица:

1. Кол-во материков

посчитать

2. Кол-во океанов.

посчитать

3. Размеры материков.

масштаб

4. Размеры океанов.

масштаб

5. Откуда отмерять?

отметить 1 точку

6. Береговая линия.

начертить клетки

7. Цвет.

легенда – шкала высот и глубин

Д. – Только создавать глобус – это дело трудное и очень долгое. Кроме 1 и 2 пунктов.

У. – Тогда я предлагаю вам в группы готовые современные глобусы для того, чтобы вы проанализировали: учтены ли создателями этих глобусов все те условия, которые мы занесли в таблицу.

Дети работают в группах, проверяя условия поочередно. После каждого пункта представляются результаты работы групп.

1-2 пункт.

Д. – Материков 6, океанов 4 на всех глобусах. На карте мира в атласе их столько же.

У. - Какие материки?

Д. (перечисляют). - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

У. – Какие океаны?

Д. (перечисляют). - Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый.

У. (сразу дает установку на то, что названия всех материков и океанов грамотному человеку нужно знать наизусть).

3-4 пункт.

Д. – На всех глобусах внизу указан масштаб, значит размеры материков и океанов нанесены точно в масштабе. Масштаб глобуса 1:50 000 000. Это значит, в 1 см на глобусе поместилось 50 миллионов см поверхности.

У. – Это 500 км. Какой самый большой материк?

Д. (выясняют с помощью глобуса) – Евразия.

У. – Какой самый маленький материк?

Д. – Австралия.

У. – Какой самый большой океан?

Д. – Тихий.

У. – Какой самый маленький океан?

Д. – Северный ледовитый.

У. – Эту информацию тоже нужно помнить.

5 пункт.

Д. – На глобусе есть точка, откуда удобно отмерять расстояния – это полюс. На глобусе два полюса – Северный и Южный. Можно отмерять от любого.

У. – Люди договорились вести отсчет от Северного полюса, сверху вниз.

6 пункт.

Д. - На глобусе, оказывается, есть клетки, которые мы раньше и не замечали. Только клетки неровные, не квадратные. Есть вертикальные линии, есть горизонтальные. У линий стоят цифры.

У. – Модель земного шара расчерчена линиями, они пронумерованы, чтобы легче было ориентироваться. Вертикальные линии называются меридианы. Они как дольки апельсина, сходятся на полюсах. Нулевой меридиан Гринвичский проходит через местечко Гринвич в Англии. (показывает).

Горизонтальные линии называются параллелями, т.к. они параллельны друг другу. У некоторых есть название. (показывает) Посередине земного шара проходит экватор. Пунктиром нанесены северный и южный полярные круги, а также северный и южный тропики. Отсчет параллелей ведется от Северного полюса.

Полюса находятся не точно друг под другом, а наклонно. Стержень глобуса наклонен так же, как наклонена воображаемая Земная ось.

7 пункт.

Д. - На глобусе есть цветовая шкала высот и глубин. Для материков использованы желтые, зеленые и коричневые цвета (как на картах), для океанов – голубые и синие.

У. – Какой океан самый глубокий?

Д. (определяют с помощью шкалы глубин на глобусе, в каком океане присутствие более темных оттенков синего).

- Тихий.

У. - Самый мелкий?

Д. – Северный ледовитый.

У. – Какой материк самый высокий?

Д. – Африка, он почти весь коричневого цвета.

У. – Что обозначает белый цвет на глобусе?

Д. – Как и на карте – ледники. В Антарктиде – самый большой ледник.

У. – Все ли условия соблюдены создателями глобусов?

Д. – Все.

У. – Что нового узнали на уроке?

Д. – Пытались самостоятельно моделировать глобус, но это сделать очень трудно, нужно учитывать много условий.

Глобус – это уменьшенная модель Земли.

На глобусе есть параллели и меридианы.

Как видим, метод творческого моделирования является одной из обязательных сторон научного исследования, без него не обходится ни одна исследовательская работа на уроке. Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные стороны, свойства объекта или прототипа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...

Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника

В данной работе рассматривается такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1 КЛАССА

Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятный для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за ...

Музыка как средство развития воображения младших школьников

В данной статье предмет музыки, музыкальное искусство, рассматривается как средство развития воображения младших школьников....