Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:
    Урок окружающего мира в 1 классе "Зачем люди трудятся?"

    Представлен конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Направление урока: ознакомление с ролью труда в жизни человека, развитие речи первоклассников, пополнение словарного запаса, расширение кругозора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира и развития речи в 1 классе

    УМК «Начальная школа 21 века»

    Подготовила и провела: учитель начальных классов

    МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска» Московской области

    Федотова Елена Ивановна

    Тема: «Зачем люди трудятся»

    Цель: создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса, умению строить предложения-противопоставления.

    Планируемые результаты образования.

    Предметные: ученики научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.

    Метапредметные:

    Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

    Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представление о профессиях, понимать значение труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

    Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в парах и группах.

    Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Оборудование: презентация, рисунки, изображающие профессии людей, карточки с заданиями.

    ХОД УРОКА.

    І. Целеполагание

    - Послушайте стихотворение В. Пальчинскайте:

    Кто нам делает сапожки,

    Ранцы, пуговицы, ложки?

    Кто построил дом? И кто

    Сшил нам куртки и пальто?

    Кто нам сделал эти парты,

    Напечатал книжки, карты?

    Кто куёт металл для плуга,

    Добывает нефть и уголь?

    Отгадали вы: для нас

    Трудится … (РАБОЧИЙ КЛАСС)

    - О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о труде взрослых, о профессиях)

    - Давайте подумаем, а для чего люди трудятся? (Высказывания детей: «Люди трудятся для того, чтобы…»)

    - Ну, хорошо. К этому вопросу мы вернёмся ещё раз в конце урока.

    ІІ. Изучение нового материала.

    - Вспомните и назовите сказки, в которых герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания. («Царевна-лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Вовка в тридевятом царстве» и другие)

    - Как они это делали? (С помощью волшебства, волшебных заклинаний, волшебных предметов)

    - А в жизни возможно использовать подобные волшебные средства? Как люди научились обходиться без волшебства? (Предположения учеников)

    - Скажите, для того чтобы каждый человек смог обеспечить себя одеждой, едой, жильем и другими благами, что нужно делать? (Нужно работать). Что нужно получить для того, чтобы найти хорошую, нужную, любимую работу? (Нужно получить образование, нужно получить профессию)

    1. Речевая разминка. Произнесите чистоговорки правильно

    - Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 
    - Водовоз вёз воду из водопровода.
    - Старый сторож Том сторожит дом. 
    - Ткёт ткач ткани на платье Тане. 
    - Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
    - Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. 
    - Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет
    .

    - Названия каких профессий прозвучали в чистоговорках? Какие профессии вам не знакомы?

    2. Продолжите предложение:

    Повар готовит пищу, а врач … .

    Учитель учит детей, а художник … .

    Столяр работает с деревом, а парикмахер … .

    Лётчик управляет самолётом, а космонавт … .

    Хирург делает операции, а окулист … .

    3. Работа в группах.

    - Я предлагаю вам поработать в группах. Задача каждой группы: подобрать названия профессий, которые помогают нам получить

    1 группа – еду         2 группа – жильё        3 группа – одежду        4 группа – медицинское обслуживание и образование.

    (детям даются карточки с названиями профессий: всем одинаковые – учитель, каменщик, швея, повар, хлебороб, пекарь, портной, плотник, сантехник, закройщик, библиотекарь, терапевт, аптекарь, хирург, экскурсовод, овощевод, доярка, электромонтёр, маляр)

    - Итак, какие профессии вы выбрали? Поместите их на доску.

    - Оцените, какая группа поработала лучше всех?

    4. Важность любой профессии.

    - Какая профессия, какой труд  самый важный, на ваш взгляд?

    - Тогда закончите моё предложение:

    Если бы не было парикмахера, то …

    Если бы не было воспитателя, то …

    Если бы не было дворника, то …

    Если бы не было официанта, то …

    - Какой же вывод можно сделать? (Все профессии нужны, все профессии важны. Любой труд  приносит пользу людям и государству.)

    Физминутка

    Мы в профессии играли –

    Вмиг мы лётчиками стали!

    В самолёте полетали

    И шофёрами вдруг стали!

    Руль теперь в руках у нас –

    Быстро едет первый класс!

    А теперь на стройке мы

    Кладём ровно кирпичи.

    Раз – кирпич, и два, и три –

    Строим дом мы, посмотри!

    Вот закончена игра,

    Вновь за парты нам пора!

    5. Игра «Угадайте, кому принадлежит предмет»

    - Продолжим разговор о труде, о профессиях людей. Существуют такие предметы, по которым вы сразу догадаетесь, к какой профессии он принадлежит. Я покажу вам несколько предметов, а вы попробуйте отгадать, кому они принадлежат.

    - фонендоскоп (врач)                      баскетбольный мяч (спортсмен, баскетболист)          

    - указка (учитель)                            жезл регулировщика (регулировщик-постовой)

    - разводной ключ (слесарь)            морской воротник (моряк)

    - микрофон (артист, певец)            половник (повар)

    6. Работы в группах.

    Дети получают картинки с изображением профессии.

    - Определите название профессии по картинке и перечислите, какими человеческими качествами должен обладать человек данной профессии?

    (ВЕТЕРИНАР: доброта, любовь к животным, ответственность, вежливость, трудолюбие, знание своего дела;

    ПОЧТАЛЬОН: внимательность, ответственность, доброта, трудолюбие, хорошее здоровье;

    ПОЛИЦЕЙСКИЙ: смелость, решительность, мужественность, ответственность, честность, умение пожертвовать собой;

    ЧАСОВЩИК: старательность, вежливость, внимательность, усидчивость)

    7.Творческое задание (дополнительное резервное задание).

    1 группа – Строители, из конструктора строим дом
    2 группа – Повара, набор продуктов. Приготовить: «испечь» торт и украсить его 
    3 группа – Портные, из бумаги придумать наряд для куклы.
    4 группа – Художники-декораторы, сделать роспись модели

    ІІІ. Обобщение. Подведение итогов.

    - Понравилось вам сегодня  на уроке?

    - Давайте, ещё раз вернёмся к главному вопросу: зачем люди трудятся?

    - Как вы думаете, какую пользу принёс человеку труд? (Если дети затрудняются с ответом, то можно прочитать такое стихотворение:

    Человек трудом славен

    Ещё когда земля стояла на слонах,
    А те слоны на черепахе,
    Две обезьяны встретились в лесу
    И вдруг раздались охи, ахи…

    Одна смеялась над другой:
    «Ха-ха, послушай-ка, соседка,
    Зачем копаешь корешки,
    Пойдем, попрыгаем на ветках».

    Но та трудилась, как могла,
    На задних лапках в лес ходила.
    Прошли года, прошли века,
    Она в полях хлеба косила.

    Вот уж поднялись города,
    Проходит век за веком,
    За трудолюбие зверье 
    Зовется - человеком.

    Ракеты в небо поднялись,
    Весной сады цветут.
    Всё человек постиг трудом,
    Подвластно всё вокруг.

    И человек идет вперед,
    Он труд с собою свой несет,
    Ему везде, всегда почет.

    Лишь улыбнется человек,
    Когда увидит в клетке,
    Что обезьяна до сих пор
    Качается на ветке.

    Антонина Козлова http://stihi.ru)

    ІV. Рефлексия.

    - Как вы считаете, вы хорошо сегодня потрудились? Кому понравилось так трудиться?

    Используемая литература.

    1. Окружающий мир 1 класс. Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013
    2. Ресурсы интернета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".

    Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

    Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

    Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

    Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

    Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме: « Где зимуют птицы?» Комплект: А.А. Плешаков. Окружающий мир

    Конспект урока  составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с использованием ИКТ. Урок дает возможность расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях; вос...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...