stat'ya ORGANIZATSIYA KOLLEKTIVNOY TVORCHESKOY DEYATEL'NOSTI KAK SREDSTVO RAZVITIYA EKOLOGICHESKOY KUL'TURY MLADSHIKH SHKOL'NIKOV
статья по окружающему миру на тему

Дощечникова Наталья Ивановна

 В статье приводятся конкретные примеры как можно организовать коллективную творческую деятельность младших школьников по развитию экологической культуры. Работа ведется по принципу  "от простого к сложному"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.И. Дощечникова

 МКОУ Первомайская ОШ

 Урюпинского района Волгоградской области  

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        

Одним из условий успешного развития экологической культуры младших школьников – интерес, который возникает не только тогда, когда ребёнок задумывается над экологическими проблемами, но и с удовольствием выполняет задания на экологические темы, самостоятельно ищет выход из создавшейся ситуации. Важно активизировать деятельность всех обучающихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных» так, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, окружающий мир и раскрыть заложенные в себе способности. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха.

Смена напряженной работы коллективной активной творческой деятельностью, позволяет обучающимся сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения. Коллективная творческая деятельность, направленная на привитие экологической культуры, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, расширению кругозора, развитию творческой фантазии. Говорить о радости сотрудничества малоэффективно, обучающиеся должны это понять на собственном опыте, прочувствовать, увидеть. Например, каждый приносит один осенний листок, а вместе получается аппликация «Листопад» или каждый вырезает одну снежинку, а вместе - «Снегопад». Каждый говорит на заданную тему одно свое предложение или предположение, (например, «Огонь друг или враг?», «Почему нет бабочек?», «В каком состоянии находятся комнатные растения класса?»), а вместе получается много или несколько версий ответов. Обучающиеся постепенно понимают, что вместе сделать можно гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество и товарищеская взаимная помощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывают положительное влияние на развитие интереса к экологическим знаниям, продуктивность процесса познания. Обучающиеся сначала работают индивидуально, а на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта. Например, театр-экспромт на экологическую тему. Обучающимся предлагается взять карточки, на которых изображены различные предметы или написаны слова их обозначающие. Учитель, тихо совместно с каждым ребенком (на ушко), обсуждает, как ребёнок будет изображать свой предмет. Затем читается текст.  Дети  слушают, и в нужный момент каждый изображает свой персонаж. Делается вывод: у каждого была одна и  сразу даже не понятная для чего роль, но вместе понятно и интересно. И обсуждать экологическую проблему, затронутую в театре-экспромте проще и легче. Характерная особенность, важен момент наличия или отсутствия общего замысла. Замысел этот может существовать, и он, может быть, оговариваться заранее  и тогда обучающиеся его учитывают. А может присутствовать только в планах педагога. Например,  обучающимся  предлагается ответить на вопрос «Чисто или грязно у нас в классе?». Каждый самостоятельно выбирает  лист: белый - чисто или серый - грязно и прикрепляет его на доску по группам (белые или серые). Затем выявляется какого цвета больше и что это значит.  Кроме этого обучающиеся рассуждают на тему: «Как могло получиться, что каждый выражал только своё мнение, а мы узнали преобладающее мнение сразу всего класса?». Постепенно задания усложняются. Задание для групп: подумайте, «Как можно было бы избавиться от «чудовищ», портящих красоту родного края?». Подготовить сообщения по темам: шум (1-я группа), вредные выхлопные газы (2-я группа), дым заводов и фабрик (3-я группа), мусор (4-я групп). В заключении делается общий вывод. По результатам  выпускается газета-молния с презентациями работ каждой группы, оформляется выставка  «Нет – чудовищам!» с запрещающими знаками на данные проблемы. Вызывает интерес у обучающихся и составление «бесконечных рассказов» на тему «Человек природе друг или враг?», когда обучающиеся по очереди «цепочкой» их говорят. И коллективное взаимодействие становится еще более сложным при создании коллективных экологических сказок «Если бы я был волшебником» на тему: «Экологические проблемы и катастрофы». Работа в группах не ограничивается только составлением сказки, а сопровождается «пластилиновым рисованием» (возможен любой вариант иллюстрирования: карандаш, краски, аппликации). Иллюстрации к сказке помогают озвучить содержание сказки по иллюстрациям. Вызывает интерес у обучающих и создание сценариев (например, для кукольного или пальчикового театра) экологических сказок на новый лад по мотивам русских народных сказок «Три медведя», «Теремок», «Зайкина избушка» и др., где обучающиеся выступают в разной роли: автора, режиссера, актера и даже в роли создателей новых кукол и декораций.

Главное, коллективное творчество не должно происходить стихийно. Это целенаправленная деятельность по воспитанию экологической культуры, продвижение от простого к сложному, как в изучении по экологии, так и в организации форм коллективной творческой деятельности, ведущей к постепенному усложнению заданий. По определению Антонио Дзикики так: «Творчество – это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось» [1]. Преимущества рассмотренных нами форм и методов заслуживают внимания. Разумное и целесообразное использование коллективной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время, значительно повышает экологическую культуру, создает атмосферу творческого поиска, вызывает у обучающихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

 Литература:                                  1.  Дзикики А. «Творчество в науке».:  - М. 2001 с. 17