Государственная граница окр мир 4 кл
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Резанова Татьяна Анатольевна

Урок по программе Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gos._granitsa_okr_mir_4_kl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема Государственная граница

Класс 4

Программа Перспектива

Учитель Резанова Т.А.

Цели:

  • Дать понятие «государственная граница», рассказать о её значении; познакомить с видами границы России, её протяжённостью.
  • Стимулировать:

— интерес к соседним государствам;

— добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств

Личностные умения:

— проявлять интерес к соседним государствам;

— проявлять добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре;

— объяснять смысл пословицы и обосновывать своё мнение;

— определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве и обосновывать своё мнение;

— определять условия пересечения государственной границы России и обосновывать своё мнение;

— определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и обосновывать своё мнение;

— определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о крайних точках границы России;

— рассказывать о сопредельных с РФ странах;

—рассказывать о Беларуси, об особенностях её культуры, о памятниках всемирного наследия;

— рассказывать о Монголии и особенностях культуры этой страны;

— определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства;

— составлять памятку о правилах пересечения государственной границы России;

— оформлять презентацию об объектах всемирного природного наследия Беларуси и представлять её;

— оформлять презентацию о соседних с Россией государствах и представлять её.  

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка д/з

- Расскажите о местоположении России.

- Назовите государственно правовые общности, входящие в состав Российской Федерации. (Республика, край, область, округ, город федерального значения.)

- Расскажите о значении, которое придавали наши предки порогу в доме. (Порог — граница родного дома, родного пространства, поэтому на нём нельзя было сидеть и стоять.)

III. Работа по теме урока

1)- Послушайте стихотворение С.Маршака

На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожа.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Государственная граница России)

- Объясните значение слова «граница» (работа со словарём)

(Граница — рубеж, разграничительная черта, линия, отделяющая одно от другого.)

- Объясните значение выражения «государственная граница».

(Государственная граница — это условная линия, определяющая пределы государственной территории, разделяющая смежные государства; черта раздела.)

- Расскажите о видах границы государства в зависимости от природных особенностей территории.

- Расскажите о целях обустройства государственной границы.

- Расскажите об охране государственной границы.

2) - Объясните значение понятий «виза», «безвизовый режим». (Виза — разрешение на въезд в страну, на выезд из страны или проезд через неё; безвизовый режим — такие отношения между государствами, когда их гражданам не требуется получать визу для въезда на территорию этих государств.)

- Объясните значение слова «таможня». (Таможня — государственное учреждение, контролирующее провоз через границу людей, почты, грузов и взимающее пошлины, специальные сборы.)

- Расскажите о месте расположения таможни. (В морских и речных портах, в международных аэропортах, на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в крупных центрах страны.)

- Расскажите о контроле за пересечением границы людьми и грузами.

- Расскажите о пограничной службе нашего Отечества в прошлом.

3) Учебник, с. 30—33.

- Верно ли, что граница государства обозначается на суше так же, как на воде или в воздухе? Обоснуйте своё мнение.

- Верно ли, что государственную границу в воздушном и водном пространстве охранять не обязательно? Обоснуйте своё мнение.

- Раскройте смысл пословицы и обоснуйте своё мнение.

«Нашей границы не перелететь и птице».

- Верно ли, что въезд в Россию осуществляется в безвизовом режиме? Обоснуйте своё мнение.

4) Рабочая тетрадь, с. 20, № 2, с взаимопроверкой.

Определите и укажите на карте крайние точки границы Российской Федерации на севере, востоке, юге и западе.

(Крайние точки России, включая острова:

Северная точка — окрестности мыса Флигели, Земля Франца-Иосифа, Архангельская область.

Южная точка — не именованная на картах точка с высотой свыше 3500 м расположена в 2,2 км к востоку от горы Рагдан и к юго-западу от гор Несен (3,7 км) и Базардюзю (7,3 км), Дагестан.

Западная точка — погранзастава Нармельн, Балтийская коса, Калининградская область.

Восточная точка — остров Ратманова, Чукотский автономный округ.)

- Определите и напишите название каждого государства, с которым граничит Россия на суше и на море.

5)- Верно ли, что для выезда за пределы Российской Федерации требуется только наличие заграничного паспорта? Обоснуйте своё мнение.

- Верно ли, что несовершеннолетний ребёнок может самостоятельно покинуть пределы страны при наличии у него заграничного паспорта? Обоснуйте своё мнение.

- Верно ли, что при прохождении таможенного контроля необходимо только предъявить багаж? Обоснуйте своё мнение.

Сообщение учителя

В 1996 году Государственной Думой принят федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Правила выезда из России:

1) паспортно-визовые формальности:

— оформить общегражданский заграничный паспорт. Для выезда несовершеннолетнего ребёнка за границу необходимо иметь свидетельство о рождении ребёнка или заграничный паспорт и нотариально заверенное разрешение (согласие) на выезд ребёнка на сопровождающее лицо;

— получить визу (для стран с визовым въездом). Виза может быть туристической, виза приглашение для посещения родственников или деловых поездок). При пересечении границ в загранпаспорт ставятся специальные штампы с датами въезда выезда, их отсутствие свидетельствует о нарушении визового режима страны;

— иметь медицинскую страховку;

— приобрести билеты и документы на обратный путь или на дальнейшую поездку;

2) таможенные формальности:

— заполнить таможенную декларацию (письменное заявление с перечнем денежных сумм, драгоценностей, товаров, перевозимых через границу) для лиц, достигших 16$летнего возраста. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается налогом;

— пройти таможенный досмотр;

3) прохождение пограничного контроля.

6) Работа в парах

- Составьте и оформите памятку о процедуре пересечения границы России. (взаимооценка)

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Государственная граница России"

Тест по окружающему миру на тему «Государственная граница России», 4 класс...

Тест по окружающему миру "Государственная граница России" 4 класс

Тест по окружающему миру по программе Перспектива"....

Тест по окружающему миру. по теме "Государственная граница России". 4 класс

Тест по окружающему миру по теме "Государственная граница России. Путешествие за границу России". 4 класс. УМК "Перспектива"...

Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России».

Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России»....