Урок окружающего мира "Как люди считают время" 3 класс Школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

 Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc361 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_.ppt2.06 МБ
Файл zadanie_gruppe.docx14.97 КБ
Файл prilozhenie.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: КАК ЛЮДИ СЧИТАЮТ ВРЕМЯ

Цели:

  1. Ознакомить учеников с системой исторического счёта времени, заложить основы для последующего формирования научного исторического мышления, представив время как бесконечность, для ориентации в которой люди выбирают точку отсчёта и делят бесконечность на определённые фрагменты.
  2. Помочь ученикам преодолеть неуверенность в отношении «бесконечного времени», научить в нём ориентироваться.

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Орг. момент

- Посмотрите друг на друга, поделитесь хорошим настроением, садитесь.

(Слайд 2) Прочитайте предложение Век живи, век учись.

- Что это?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое век? В каком значении здесь употреблено слово век?

- Сегодня на уроке мы часто будем употреблять это слово и сделаем открытие, которым будем пользоваться на протяжении всей жизни.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

ΙΙΙ. Актуализация знаний, целеполагание.

 

1. Презентация (Слайд 3 линейка, сантиметровая лента, безмен, весы, часы со стрелками, термометр)

– Посмотрите на предметы, назовите их и скажите, что их связывает, что общего в их назначении. (Все эти предметы предназначены для того, чтобы что-либо измерять (длину, вес, температуру, время).

-Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем измерять на сегодняшнем уроке:

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит…

- Сегодня будем говорить о времени.

2. Что означают числа на приборах? (Количество единиц измерения.)

- Как проводится измерение? (От нуля.)

Вывод: Все измерения начинаются от начала.  (Слайд 4)

- На каких приборах есть нуль? (Слайд 5) На часах нуля нет, а где тогда начинается время? - Можно сказать, что его не было, а потом оно появилось? ( нет, у времени нет начала и конца)

Вывод: У времени нет начала.   (Слайд 6)

Какое возникло противоречие? (У времени начала нет, но мерить его нужно от начала.)

- Какой вопрос возник?  Можно ли измерять время, если мы знаем, что у него нет начала? (Слайд 6)

Как люди считают время?

1. Работа в учебнике.

1)Ребята, посмотрите на афишу на с. 12. Что означают цифры на афише? (Дата концерта, время начала.)

Сколько лет этой афише? Ученики отнимают от текущего года 1918 (97 л.)

Что вы сейчас подсчитали? (Время.)

Время бесконечно, но мы его измерили!

2)Дальше можно воспользоваться приёмом «знаем – не знаем». Составляем таблицу (см. ниже). Процесс её заполнения может выглядеть так:

Давайте выясним, что же всё-таки мы знаем о времени.

- В каких единицах люди измеряют время? Посмотрите на реку времени на с. 12, что вы ещё не назвали? Ученики называют минуты, часы, годы, века, тысячелетия. (Слайд 7)

Вернёмся к иллюстрации на с. 12.

- На что похожа река времени? (извилистая, кривая линия)

- Какими свойствами обладает? (бесконечна)

- Значит у времени нет начала и конца (Слайд 7)

- На какие три отрезка делится время? (прошлое, настоящее, будущее) (Слайд 7)

После ответов детей, записываем в левую колонку таблицы второй и третий пункты.)

Мы с вами уже выяснили, что у времени нет начала, нет той точки, от которой можно вести отсчёт. Это можно записать первым пунктом колонки «Что мы не знаем о времени». (Слайд 7)

- А теперь вновь посмотрите на реку времени на с. 12. Найдите на реке времени на отрезке прошлого какой термин вам не понятен? (Эра.)

 Над камнем написано слово «эра», и после этого камня начинается первый век нашей эры. Значит, это та самая точка, от которой можно считать время. Обязательно запишем в правую колонку слово «эра» и поставим себе задачу выяснить, что же оно обозначает.

Затем учитель записывает в правую колонку третий пункт и объясняет, чтобы не запутаться в историческом времени, надо уметь определять век по году и наоборот. (Слайд 7)

Итак, на доске должна появиться примерно такая таблица. На усмотрение учителя её можно несколько изменить или дополнить.

 Что мы знаем?

1. время измеряют в часах, днях, годах, веках, тысячелетиях

2. Время бесконечно, у него нет ни начала,  ни конца,

3. Время делится на прошлое, настоящее и будущее.

 Что мы не знаем?

1. От какой точки ведётся отсчёт времени.

2. Что такое эра и зачем она нужна.

3. Как определить, к какому веку относится тот или иной год.

- На какой вопрос мы сегодня хотим найти ответ? (Как люди считают время)

- Какие цели себе поставим? Основой для целей могут быть вопросы столбика «Что мы не знаем?»

– Что мы сейчас с вами делали? Какое умение формировали? (Планировали нашу деятельность.)

– Назовите средства достижения наших целей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 Работа в учебнике.

1.Точка отсчёта времени – рождение Иисуса Христа.

– Начнем поиск ответов на вопросы, с понятия “эра”. Для того, чтобы узнать, что под ним скрывается, прочтем статью из словаря.

Эра – это…(Эпоха или момент, от которой начинается летосчисление)

Вернёмся к рисунку на с. 12. Какое событие скрывается за камнем со словом «эра»? Героев нашего учебника, Илюшу и Анюту, тоже заинтересовал этот вопрос. Давайте прочитаем, что ответил им папа.

Дети читают вслух (по очереди, по предложению) фрагмент «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит…» на с. 13–14 от слов «Многие народы за…» до «…выбран момент рождения Иисуса Христа»).

Итак, какое событие является точкой отсчёта времени?  (Слайд 8)

– Время после рождения Иисуса Христа называется «новой эрой». Предположите, как может называться время до этого события. (Если ученики затрудняются, учитель сообщает им название «до новой эры».) Для чего нам нужно деление времени на две части? (Ученики высказывают предположения.) О каком времени идёт речь, когда говорят «в первом веке до новой эры»? (Так говорят о веке, который предшествовал первому веку новой эры.) Какой век предшествовал первому веку до новой эры? (Второй век до новой эры.)

- Как считаем века? (справа налево)

- Посчитайте в каком веке проходили первые Олимпийские игры. (обратить внимание на то, чтобы дети добавили слова: до нашей эры)

(Слайд 9) Попробуйте прочитать: 7 г. н. э., 237 г. до н. э., 1380 г. н. э.,

I в. н. э., V в. до н. э., XIX в. н. э.,  IV в. до н. э., XII в. н. э.

- Какую цель ставили? Достигли? Что помогло?

Работа в тетради

- Чтобы проверить себя выполните задание с. 4, № 1 из рабочей тетради. Один из справившихся с заданием учеников зачитывает ответы, а остальные проверяют, исправляют, дополняют свои записи.

 

2. Счёт исторического времени.

– Нам осталось ответить на последний вопрос, как определить к какому веку относится тот или иной год. Для этого вы сейчас поработаете в группах, постараетесь выполнить предложенные задания (Приложение 1)

Проверка: 1) Сначала проверяем общее первое задание (Слайд 10)

2) Отчёты групп

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать в группах, с источником информации)

- Какую цель ставили? Достигли? Что помогло?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

V. Самостоятельное применение знаний.

 1.Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.

-Что мы хотели сегодня выяснить? (Как люди считают время?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Люди выбрали точку отсчёта времени – это рождение Иисуса Христа. Всё время разделили на два промежутка – до нашей эры и наша эра. Время считают годами, веками. 

- Где мы можем применять знания, полученные на уроке? (история, литература)

 2.Работа в тетради с. 4, № 2(н)

Работаем в парах, сравниваем со всей группой, со слайдом 11

Оцените свою работу по табличке (формирование алгоритма самооценки)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Ты доволен своей работой?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?  (Сейчас мы учились оценивать свою работу).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VΙ. Итог урока.

Рефлексия.

- Какова тема нашего урока? Достигли мы поставленных целей?

- Подведём итоги нашей работы, пользуясь опорной схемой:

Сегодня на уроке я узнал…

                                 научился…

                                 похвалил…

                                 

– Кто с работой справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Выставление оценок

VΙΙ. Домашнее задание.

§ 2, вопросы

Т с. 5, № 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как люди считают время.

Слайд 2

Век живи, век учись.

Слайд 4

Все измерения проводятся от начала.

Слайд 6

? Все измерения проводятся от начала. У времени нет начала. Можно ли измерять время, если мы знаем, что у него нет начала? Как люди считают время?

Слайд 7

Что мы знаем о времени Время измеряют в часах, днях, годах, веках, Время бесконечно, у него нет ни конца, ни начала. Время делится на прошлое, настоящее и будущее. От какой точки ведётся отсчёт времени. Что такое эра и зачем нужно это временное понятие. Как определить, к какому веку относится тот или иной год. Что мы не знаем о времени тысячелетиях.

Слайд 8

Рождение Иисуса Христа Совместное открытие знаний До новой эры Новая эра РХ

Слайд 9

7 г. н. э. 237 г. до н. э. 1380 г. н. э. 112 г. до н. э. 579 г. н. э. I в. н. э. V в. до н. э. XIX в. н. э. IV в. до н. э. XII в. н. э. Совместное открытие знаний

Слайд 10

Совместное открытие знаний Если число оканчива-ется на два нуля, Если вместо нулей появ-ляются другие цифры, то первая или первые две цифры, это номер века. то к первой цифре, или к двум первым цифрам прибавить 1, получится номер века.

Слайд 11

Применяем знания 401 г. н. э. – 800 г. н. э. – 882 г. н. э. – 1147 г. н.э. – V в. VIII в. IX в. XII в. 1547 г. н. э. – 1721 г. н. э. – 1861 г. н. э. – 1945 г. н.э. – XVI в. XVIII в. XIX в. XX в.

Слайд 12

Подводим итоги Сегодня на уроке я узнал… научился… похвалил… Домашнее задание: § 2, вопросы т. с. 5, № 3



Предварительный просмотр:

Задание группе.

  1. Соедините начало и конец правил

         ( поможет учебник стр. 15)

Если число оканчи-вается  на два нуля,

то к первой цифре, или к двум первым цифрам прибавить 1, получится номер века.

Если вместо нулей появляются другие цифры,

то первая или первые две цифры, это номер века.

  1. Пользуясь правилом, соедините в пары зелёные и жёлтые карточки.
  2. В энциклопедии (стр. 46-47) найдите, какие открытия и изобретения были сделаны в этом году.

Задание группе.

  1. Соедините начало и конец правил

         ( поможет учебник стр. 15)

Если число оканчи-вается  на два нуля,

то к первой цифре, или к двум первым цифрам прибавить 1, получится номер века.

Если вместо нулей появляются другие цифры,

то первая или первые две цифры, это номер века.

  1. Пользуясь правилом, соедините в пары зелёные и жёлтые карточки.
  2. В энциклопедии (стр. 46-47) найдите, какие открытия и изобретения были сделаны в этом году.



Предварительный просмотр:

 1300 г.

 

 1783 г.

 1280 г.

 1939 г.

 1878 г.

 1957 г.

 1592 г.

 1804 г.

 1923 г.

 1642 г.

 1938 г.

 

 1830 г.

  XIII в.

  XX в.

 XVIII в.

  XIII в.

 XIX в.

  XX в.

 XVI в.

 XIX в.

  XX в.

 XVII в.

  XX в.

  XIX в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Природа залечивает свои раны" Школа 2100

Данный урок знакомит учащихся с природными  факторами восстановления экосистем...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Конспект урока окружающего мира 1 кл. по программе "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе  по теме "Отчего и почему"  по программе "Школа 2100" . В начале урока перед обучающимися ставятся проблемные вопросы, ответы на которые дети находят самосто...

презентация к уроку окружающего мира по теме "Австралия", программа "Школа 2100"

Презентация  составлена таким образом, что может быть использована  в качестве  иллюстративного материала - карты, фотографии животных, а так же содержит дополнительный материал и вопро...

Рабочая программа по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100...

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...