Что у нас под ногами?
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Вепрева Мария Александровна

Материал содержит план, конспект и технологическую карту к уроку окружающего мира "Что у нас под ногами?" (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka.zip47.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект  урока

Урок по предмету «Окружающий мир» 1 класс (по учебнику А.А.Плешакова) («Школа России»)

Тема урока: «Что у нас под ногами?»

Цель деятельности учителя: формировать представления о природных объектах, форме, размерах, цвете предметов; познакомить с часто встречающимися полезными ископаемыми (гранитом, кремнем, известняком).

Задачи урока:

- формировать представления о природных объектах, форме, размерах, цвете предметов;

-познакомить с часто встречающимися полезными ископаемыми (гранитом, кремнем, известняком).

Тип урока: решение частных задач

Планируемые образовательные результаты:

Предметные- научатся  определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.

Метапредметные:

регулятивные - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

познавательные –  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;  освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

коммуникативные – формировать готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать  готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения  к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: коллекция камней, лупа, ножницы, клей-карандаш, пластилин,  учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, ПК, проектор.

                                               

Этапы урока

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащих-ся

         Ход урока

УУД

1.Орг. момент

Проверяет готовность обучающих-ся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Слушают и выполняя-ют движе-ния, описан-ные в стихотво-рении.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Л.-понимают значение знаний для человека и принимают его, правильно идентифицируют себя с позицией школьни-ка.

2.Акту-ализа-ция знаний

Проводит беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы.

-Теперь мы знаю, что у нас над головой, а что у нас под ногами?

-Когда вы гуляли, что видели?

-Какие камешки вам удалось собрать?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

-Чему мы будем учиться на уроке?

П.-осознан-ное и произ-вольное речевое высказы-вание в устной форме, осуществ-ление поиска необходи-мой информа-ции.

3.Изучение нового матери-ала

Предлагает задание, отмечает степень вовлеченнос-ти учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретиза-ции первичных знаний.

Показывает гранит, кремний и известняк из коллекции камней, на иллюстрации учебника и в презентации, рассказывает об их свойствах, показывает, как выглядят эти камни при рассмотрении под увеличительным прибором (лупой).

Проводит физкульт-минутку.

Отвечают на вопросы, рассмат-ривают коллек-цию камней, сортиру-ют их по форме, размеру и цвету.

Рассматривают образцы камней, определяют их отличие друг от друга, объясняют, что изображено на рисунках.

Выполня-ют упражне-ния.

Практическая работа с коллекцией камней, собранных учениками на улице.

-Какие камни перед вами- одинаковые или разные?

-Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?

-По каким признакам можно сгруппировать камни?(форма, размер, цвет)

Практическая работа с учебной коллекцией камней.

Работа по учебнику.

Презентация и рассказ учителя о свойствах, видах, применении гранита, известняка, кремня.

-Перед  вами  образцы камней: гранит, кремний, известняк. Как вы думаете, какие у них свойства? Как люди используют эти камни в жизни? (см. приложение)

- Рассмотрим образцы камней под лупой.

-Определите отличия представленных образцов друг от друга.

-Откройте учебник на с. 21.

-Объясните, что изображено на рисунках?

-Для чего  необходимы камни?

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Мы направо пошли –

Пестрых камешков нашли,

Мы налево пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

П.-извлече-ние необходи-мой информа-ции из просмот-ренной презен-тации и учебника, дополне-ние и расшире-ние имеющих-ся знаний.

К.-принима-ют другое мнение и позицию,-допускают существо-вание различных точек зрения.

Р.-действуют с учетом выделен-ных учителем ориенти-ров, адекватно восприни-мают оценку учителя.

4.Пер-вичное осмыс-ление и закреп-ление.

Организует работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществля-ет индивиду-альный контроль за выполнением задания.

Работают в группах.

Выполня-ют задания в рабочей тетради.

Работа в группах.

-Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа должна отобрать из предложенной коллекции камней гранит, известняк, кремень.

-Теперь обсудим результаты вашей работы.

По каким признакам вы отбирали нужные камни?

Выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради (с. 10-11)

Выполнение творческого задания 3 в рабочей тетради.

К .-принимают другое мнение и позицию,

допускают существо-вание различных точек зрения.

Л.-проявляют интерес к новому учебному материа-лу.

5.Итоги урока. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам.

Делает вывод по итогам самооценки.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоцио-нальное состоя-ние на уроке.

-Вспомните, какой была тема урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему мы хотели научиться?

-Нам это удалось?

-Докажите.

Самооценка (выбирают образец камня из  коллекции).

-Если вы хорошо работали на уроке, узнали много нового, все поняли – возьмите гранит.

-Если  на уроке старались работать, узнали много нового, но не все поняли – возьмите кремень.

- Если на уроке  вы не узнали новой информации, работать было трудно и неинтересно – возьмите известняк.

Л.-понимают значение знаний для человека  принима-ют его.

Р.-прогнози-

руют результа-ты уровня усвоения изучаемо-го материала.

Приложение

          Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями. С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве. В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Мел - это разновидность известняка. Мрамор - видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

Гранит известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.«Гранит» - название нерусское и переводится как «зернистый». В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; розовая или серая часть - полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый. Слюда, кварц и шпат - составные части гранита. Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.

         Кремень — непрозрачный темный халцедон с примесями глинистых и железистых веществ, кварца, опала и других.

Халцедон известен человечеству с древних времен, в частности его разновидность — кремень. С него практически начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями . Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня.