урок по окружающему миру Солнечная система
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Шиндина Ирина Александровна

разработка урока по окружающему мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_solnechnaya_sistema.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:


Солнечная система.

Цели и задачи:

  • сформировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе;
  • познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы;
  • развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, кругозор, память, умение воспринимать информацию и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к родной планете.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задание

Давайте вспомним,  какой в древности представляли люди нашу Землю? (Изображение Земли на 3 китах, на 3 слонах и т.д.)

ІІІ. Повторение изученного материала

Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Ученый-математик, живший 25 веков назад. Утверждал, что Земля имеет форму шара. (Пифагор.)
  2. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.)
  3. Ученый-философ Древней Греции, который утверждал, что Земля-центр мира, а Солнце вращается вокруг нее.(Аристотель.)
  4. Геометрическое тело. (Шар.)
  5. Оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил . (Телескоп.)
  6. Пространство, защищенное от попадания солнечных лучей. (Тень.)
  7. Ученый, изучающий небесные тела. (Астроном.)
  8. Временное затемнение небесного тела. (Затмение.)
  9. Оптическое стекло с выпуклыми или вогнутыми поверхностями. (Линза.)
  10. Планета. (Земля.)

А что изучает наука астрономия? (Наука о небесных телах.)

1V. Изучение нового материала

Ребята, отгадайте загадку:

Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет
Хороводы водят. 
(Планеты и Солнце.)

Правильно, это Солнце и планеты. Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звезды, это огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли!

Долгое время люди думали, что вокруг Земли движется маленькое Солнце, которое освещает и обогревает только одну Землю. Более 2000 лет назад польский ученый-астроном Николай Коперник утверждал, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля и еще 5 планет двигаются вокруг Солнца по круговым орбитам. А итальянский ученый Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца. 

– Вы уже знаете, что Земля на которой мы живем, – это огромное шарообразное тело диаметром около 12750 км. Солнце также шарообразное тело, только очень горячее, раскаленное.

– Сегодня известно, что кроме Земли, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Но все они гораздо меньше Солнца и не излучают света.

Эти тела называют планетами. Земля также планета.

Планеты можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты светят отраженным солнечным светом.

Планеты движутся на разных расстояниях от Солнца. Посмотрите на экран, как называются эти планеты. Каждая из планет, так же как и Земля, вращается вокруг своей оси.

– Чтобы запомнить названия планет, прочитайте стихотворение.

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон –
Последней планетой является он.

Назовите планеты Солнечной системы.
– Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображениями планет.

– рассказ о Меркурии;

– рассказ о Венере;

- рассказ о Земле;

– рассказ о Марсе;

Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы, их еще называют каменными. Познакомимся с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми.

– рассказ о Юпитере;

- рассказ о Сатурне;
 – рассказ об Уране;
– рассказ о Нептуне;

 – рассказ о Плутоне .

– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

Физкультминутка

– Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

– Мы немного отдохнули и поэтому можем продолжить работу. Ребята, мы говорили, что Земля-это единственная планета, на которой существует жизнь.

– Как вы думаете, почему на других планетах не живут существа? (Там холодно или жарко, нет кислорода.)

– Кроме 9 огромных планет вокруг Солнца движется огромное множество небесных тел, не излучающих собственного света. Это планеты-крошки.

Иногда в небе появляются кометы. Это небесное тело назвали так потому, что оно имеет длинный красивый хвост. Хвост кометы – это поток газов и пылинок. Обломки комет, астероидов, упавшие на Землю, называют метеоритами.

Искорки, пролетающие по ночному небу яркими стрелками, – это песчинки и камешки величиной с булавочную головку. Они прилетают из космоса с огромной скоростью. От удара и трения о воздух они раскаляются и светят. Астрономы называют это явление метеорами.

Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, – планеты, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.

– Далекие звезды, которые мы видим на ночном небе, входят в Солнечную систему? (Нет.)

У Земли есть естественный спутник – это Луна.

Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру.

Как вы думаете, почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны.
Вы сможете ответить на этот вопрос, если выполните задание.

Задание. Расстояние от Земли до Солнца –150.000.000 км, а от Земли до Луны – 384.000 км. Высчитайте, во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце.

Ответ: в 391 раз Луна ближе, а Солнце дальше. Поэтому Солнце и Луна кажутся нам одинакового размера.

Луна не излучает собственного света и кажется нам светящейся потому, что на нее падают солнечные лучи и отражаются от ее поверхности.

VIII. Подведение итогов

Что входит в Солнечную систему? (Ответы детей.)

Давайте выучим стихотворение, которое поможет нам лучше запомнить названия планет.

Отгадайте загадки.

Загадочна, в белой вуали
Летит она в дальние дали.
И, может быть, даже красива,
Но в дымке едва различима. (Венера.)

Тепла, красива, зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет. (Земля.)

Планета эта горяча,
К Солнцу ближе всех она. (Меркурий.)

Одному, конечно, скучно
Друга срочно вызвать нужно!
И не двух, не трех – за раз,
Тридцать – будет в самый раз!
Пусть кружат, летят вокруг,
Создавая плотный круг. (Сатурн.)

Это крошка меньше всех 
И обижена слегка –
По орбите долог путь
И от Солнца далека. (Плутон.)

– Ребята, о каких планетах не было загадок? (Ответы учащихся.)

 – Вы все молодцы, хорошо поработали!

Что нового узнали на уроке ? что для вас было трудным? Нужно ли заботиться и оберегать всё окружающее нас на планете? Для чего? Я хочу обратить ваше внимание , что после изучения темы, мы будем выполнять самостоятельную работу. Не забудьте прочитать её и подготовиться.

Оценки за урок.

IX. Рефлексия.

Я предлагаю вам почувствовать себя маленькой частичкой Солнечной семьи. Пусть на небе засверкают 25

новые звездочки. Фломастером покажите, довольны вы своей работой на уроке

                                     

       

 не довольны             ,

X. Домашнее задание

По желанию (одно из заданий):

1 .Написать письмо инопланетянам с рассказом о своей планете Земля.

2.Доказать, что Земля - удивительная планета (мини-сочинение 8-10 предложений)

3.Если вас заинтересовала какая - то из планет, найдите о ней  дома информацию и расскажите на следующем уроке окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике "Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000" и окружающему миру "Солнечная система"

Совершенствовать устные вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000. Умение решать задачи, преобразовывать величины, решать уравнения и закрепить знания по теме "Солнечная система"...

Урок по окружающему миру "Солнечная система" 2 класс

данный урок предполагает чередование коллективной и индивидуальной формы работы, подробно знакомит учащихся с отличительными признаками планет....

Тест по окружающему миру "Солнечная система. Земля" для 2 класса

Тест по окружающему миру для 2 класса. Задания типа А,В,С (от лёгких до сложных заданий)....

Урок окружающего мира "Солнечная система" 2 класс

Иллюстративный ряд к уроку о планетах солнечной системы....

Проверочная работа по окружающему миру "Солнечная система. Жизнь на земле"

Тестовые задания по темам" "Солнечная система. Жизнь на земле"...

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...

Урок окружающего мира «Солнечная система».

Сегодня мы узнаем, какие тела входят в Солнечную систему....