Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Басалаева Мария Вилаятовна

Цели урока:

- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;

- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащихся; 

- учить правильно вести себя в транспорте;

- создать условия для формирования умения видеть, обобщать и делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki.docx11.22 КБ
Файл konspekt.docx20.09 КБ
Файл krossvord.docx14.12 КБ
Файл muzey.docx12.64 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_okruzhayushchego_mira_vo_2b_klasse.doc37.5 КБ
Файл slovarik.docx12.55 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Как ты поступишь?

Карточка № 2

Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина. Как ты поступишь?

Карточка № 3

Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?

Карточка № 4

Тебе надо выходить. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам? 



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2Б классе

Тема урока: Культура и образование.

Цели урока:

Образовательные:

- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;

- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащихся;  

- учить правильно вести себя в транспорте;

- создать условия для формирования умения видеть, обобщать и делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, расширять их кругозор;

- развивать положительные эмоции, мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, проектор, текст «О школьном музее», кроссворд «Учреждения образования и культуры», Словарик для учащихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  

Ход урока. 

1. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)

- Здравствуйте, ребята. 

- Сегодня у нас гости, поприветствуйте их.

- Желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

2. Актуализация знаний.
- Сейчас несколько человек подготовят ответы на вопросы  карточек, которые я раздам. А с остальными мы будем отгадывать загадки.

Раздача карточек.

1-ая ситуация: : «Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание».
2-ая ситуация: «Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина». 
3-я ситуация: «Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно».
4-ая ситуация: «Тебе надо выходить. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?»

Загадки:

  1. Словно рубанок, землю строгаю,

Делать дороги я помогаю.

Где новостройки – всюду внимание

Славной машине с трудным названием. (бульдозер)

  1. Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (яхта).

  1. Для этого коня еда –

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся. (машина).

  1. Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт).

Ответы детей, работающих по карточкам.

- Можно сделать вывод:

В общественном транспорте нужно соблюдать определённые правила.

- Правила нужно соблюдать и в других общественных местах.

3. Самоопределение к деятельности.

- Рассмотрите картинки. Как назвать все, что изображено одним словом?

- Это учреждения. На какие 2 группы можно их разделить?

- Догадайтесь, о чём мы будем говорить на уроке.

4. Объявление темы и целей урока.

- Мы узнаем, какие бывают учреждения культуры и образования, обсудим, какую роль играют они в нашей жизни, познакомимся с некоторыми учреждениями г.Колпашево.

5. Работа по теме урока.

- Где человек получает образование?

- Каждому мальчику и каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право учиться. Более того: учиться они обязаны.

- После окончания школы, многие ребята идут в училища и техникумы, где вместе со знаниями приобретают рабочие профессии.

- Получить специальность врача, архитектора, учителя, инженера, агронома,  переводчика можно в институте или университете.

- Перед вами пример некоторых образовательных учреждений. Какие из них есть в нашем городе? (школа, училище, колледж, училище).

- Перестают ли учиться те, кто уже стал врачом, инженером, агрономом?

- Чтобы не отстать от жизни, учатся все от мала до велика, всё время пополняя свои знания: и врач, и агроном, и учитель, и профессора, и академики, и известные на весь мир учёные.

- Рассмотрите картинки. Это тоже учреждения. Соотнесите название с картинкой.

- Догадались, какие это учреждения? (культуры)

- Для чего люди посещают учреждения культуры?

- Какие учреждения культуры есть в нашем городе? (ДК, библиотека, кинотеатр, музей)

- Поднимите руку, кто хотя бы раз посетил эти учреждения?

ФИЗМИНУТКА ( у Маланьи)

- А что такое музей?

- На ваших словах лежит словарик. Найдите это слово, прочитайте.

- Что такое экспонирование?

- Первый русский музей открыли в 1719 году при Петре I в Петербурге и назвали Кунсткамера – собрание диковинок для всеобщего обозрения.

- Какие бывают музеи? Рассмотрите картинки, прочитайте в словарике. (исторические, геологические, зоологические, краеведческие, политехнические и др.)

- Чтобы их посетить, нужно выбрать время, собраться и отправиться в определенное место. Но есть один музей, который вы можете посетить без особых препятствий хоть каждый день. Это школьный музей «По страницам истории».

- Где он находится? В первом классе мы были на экскурсии в этом замечательном месте.

- Я думаю, вам будет интересно узнать о нем побольше. На столах лежат тексты. Прочитайте. И подумайте, какую роль играет школьный музей в образовании и формировании культуры школьников?

- Что интересного вы узнали?

- Какую роль играет школьный музей? Узнаем историю школы, района Матьянга, отдельных семей, там живущих, известных людей. А чем больше мы знаем о родном крае, тем больше мы его любим.

6. Рефлексия.

- Вы сегодня просто молодцы! Замечательно работали. Давайте проверим ваши знания. Отгадайте кроссворд на ваших столах. Внимательно читайте задания, записывайте в клеточки ответы.

- Проверим.

- Молодцы!

7. Итог урока.

- Оцените свои достижения на уроке с помощью этих слов.

- Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

                      Кроссворд «Культура и образование»

  1. Учреждение, где собираются и хранятся книги для общественного пользования                                      
  2. Учреждение, где получают высшее образование, становятся специалистом.
  3. Учреждение, где проходят представления с участием дрессированных зверей.
  4. Учреждение, где учатся  дети от 7 до 17 лет.
  5.  Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
  6. Учреждение, где показывают спектакли.

____________________________________________________________________________

                      Кроссворд «Культура и образование»

  1. Учреждение, где собираются и хранятся книги для общественного пользования                                      
  2. Учреждение, где получают высшее образование, становятся специалистом.
  3. Учреждение, где проходят представления с участием дрессированных зверей.
  4. Учреждение, где учатся  дети от 7 до 18 лет.
  5.  Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
  6. Учреждение, где показывают спектакли.



Предварительный просмотр:

15 марта 2003 года распахнул свои двери  Исторический музей школы № 4. Вахрушева Татьяна Евгеньевна  является его руководителем. Для создания музея в школе выделили классную комнату, где хранятся все материалы.

Изучив фотографии и документы, мы можем узнать об истории школы №4 со времени её открытия (её учителях, учениках),  о развитии района Матьянга (происхождении названия, предприятиях и об известных людях этого района).  

__________________________________________________________________    

15 марта 2003 года распахнул свои двери  Исторический музей школы № 4. Вахрушева Татьяна Евгеньевна  является его руководителем. Для создания музея в школе выделили классную комнату, где хранятся все материалы.

Изучив фотографии и документы, мы можем узнать об истории школы №4 со времени её открытия (её учителях, учениках),  о развитии района Матьянга (происхождении названия, предприятиях и об известных людях этого района).  

__________________________________________________________________              

15 марта 2003 года распахнул свои двери  Исторический музей школы № 4. Вахрушева Татьяна Евгеньевна  является его руководителем. Для создания музея в школе выделили классную комнату, где хранятся все материалы.

Изучив фотографии и документы, мы можем узнать об истории школы №4 со времени её открытия (её учителях, учениках),  о развитии района Матьянга (происхождении названия, предприятиях и об известных людях этого района).  

       



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2Б классе

Тема урока: Культура и образование.

Цели урока:

Образовательные:

- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;

- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащихся;  

- учить правильно вести себя в транспорте;

- создать условия для формирования умения видеть, обобщать и делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, расширять их кругозор;

- развивать положительные эмоции, мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, проектор, текст «О школьном музее», кроссворд «Учреждения образования и культуры», Словарик для учащихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  

   Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя элементы системно-деятельностного подхода, который реализовался за счёт работы детей в парах; информационно-коммуникационные технологии, применение коммуникативных технологий.

   Учебный процесс оказался личностно-ориентированным. Технология предполагала создание эмоционально-психологического фона, на котором и раскрывалось основное содержание урока.

   Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Жизнь города и села».

Планируя содержание урока, я учитывала возрастные и психологические особенности данных детей. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

   Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

   На всех этапах урока ученики были вовлечены в  мыслительную деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой.

  Первый этап – организационный. Был направлен на эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку учащихся.

  Второй этап –для актуализации знаний использовался прием классификации, активизируя мыслительные операции. Кроме этого, разделение учреждений на группы подвело учащихся к теме урока.

  На третьем этапе – объяснения нового материала – проходило последовательное знакомство с учреждениями образования и культуры . С помощью словарика и текста о школьном музее развивала кругозор детей (дополнительная информация).

  Четвёртый этап – практическое применение полученных знаний.

Был использован парный вид работы. Дети разгадывали кроссворд, проверили выполненное задание. Данный этап предусматривал развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

  Пятый - рефлексивно-оценочный этап.

Данный этап – включает в себя осмысление итогов работы и определение учащимися степени достижения цели. Результаты оценки были представлены в виде оценочных суждений.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска для детей этого возраста, соответствовал их жизненному опыту.

   При постановке вопросов  на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

   Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

   Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.



Предварительный просмотр:

СЛОВАРИК

Геологический музей -  учреждение, в котором собраны коллекции минералов.

Зоологический музей – учреждение, в котором представлены коллекции насекомых и чучела животных.

Краеведческий музей – учреждение, в котором собрана история края,             области, города.

Кунсткамера - кабинет редкостей, в настоящее время  - Музей антропологии и этнографии имени  Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю многих народов.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

Политехнический музей – учреждение, в котором представлена история науки и техники.

Экспонирование  выставление предметов для обозрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

презентация к уроку окружающего мира,2 класс, "Школа России" Когда придёт весна

Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видет...

урок окружающего мира 4 класс Школа России по теме: "В пустыне вовсе не пусто".

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС...

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...