Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Мерзлютина Ирина Александровна

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ Прогимназия №2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 2»

       «Рекомендована к  утверждению»

        решением педагогического совета

        Протокол № 1 от 27.08.2015 г.

        Секретарь педагогического совета

        МБОУ Прогимназия №2

        __________________  /Калинина И. В./

«Утверждаю»

Приказ № 116-о от 28.08. 2015 г.

Директор МБОУ  «Прогимназия № 2»

______________________/Н.Н.Булгакова/

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

для 1- в класса

на 2015-2016 учебный год

                                                                Разработчики:                                                           Мерзлютина И. А., учитель нач. классов,

 руководитель ШМО учителей начальных классов.

г. Воронеж

2015год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.  

    1. Нормативная база программы:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ      «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.
  •  Письма Министерства образования и науки РФ от 16.08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Авторской программы. Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Комплект «Перспектива». Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г 
  •  Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
  •  Образовательной программы начального общего образования МБОУ Прогимназия № 2 на 2011-2016 годы.
  • Учебного плана МБОУ Прогимназия № 2 на 2015-2016 учебный год.

2. Цели и задачи программы:

Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека  на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, к городу, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
  • формирование понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  1. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая характеристика).

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, обучающиеся получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры  универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей обучающихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового материала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир».

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы культуры в их единстве:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к  познанию закономерностей  окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур и религий.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ Прогимназия №2.

Начала естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Данная программа помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

  1. Содержание курса окружающий мир 1 класс

Мы и наш мир

Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.

Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.

Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Солнце, звёзды,  воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.

Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.

Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

         Рукотворная игрушка из природных материалов. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.

Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).

Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда.

Радость творчества и общения друг с другом.

Наш класс

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.

Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся).

Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными  растениями.  Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).

Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.).  Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.

Наш дом и семья

 Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) Схема родословного древа.

Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде). Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.

Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Город и село

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и  др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты —  экскурсовод», «Я — читатель» и др. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Родная страна

 Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.

Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.

Человек и окружающий мир

Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

  1. Место курса в учебном плане.

        Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов с 53 ч   до 49 ч  обусловлено учебным планом школы на 2015-2016 учебный год  (в I четверти на основании решения ШМО учителей начальных классов – протокол № 5 от 20.05.2015 г. – 0,5 часа, II – IV четверти – 2 часа в неделю, всего - 33 учебные недели).

Содержание учебного предмета

1 класс (49 часов)

Учебно - тематический план

Название модуля

Кол-во часов

Сроки прохождения

Измерители

1.

Мы и наш мир

7

сентябрь - ноябрь

Диагностическая работа – 1

Экскурсия - 1

2.

Наш класс

12

ноябрь - декабрь

Диагностическая работа – 1

Экскурсия - 2

3.

Наш дом и семья

13

январь - март

Диагностическая работа – 1

Экскурсия - 2

4.

Город и село

8

март - апрель

Диагностическая работа – 1

Экскурсия - 1

5.

Родная страна

5

апрель - май

Диагностическая работа – 1

6.

Человек и окружающий мир

4

май

Диагностическая работа – 1

Итого

49

Экскурсий - 6

Диагностических  работ - 6

Результаты изучения учебного предмета

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— свой домашний адрес и адрес школы;

— правила безопасности при переходе улицы;

— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

 - Правила безопасности дорожного движения (части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

Учащиеся должны уметь:

— различать объекты неживой и живой природы;

— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п. );

— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

 - Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 - м классе является формирование следующих умений:

- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 - м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

- Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

- Формировать умение работать в группах и парах.

- Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России: флаг, герб, гимн;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- вести наблюдения в природе.

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

- выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

- различать овощи и фрукты;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

- оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

- правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

        

№№

п/п

Пособие

Обоснование

1

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник 1 класс в 2-х частях. М.: «Просвещение «2011г.»

Материал учебника позволяет учащимся осмыслить взаимосвязь и значение природы и культуры в жизни человека и познакомиться с разными областями естественнонаучных и культурологических знаний.

 Учебник включает разделы «Мы и наш мир», «Наш класс», «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна» и «Человек в окружающем мире». Тематика разделов позволяет учащимся осмыслить роль и значение человека в мире. Учащиеся знакомятся с культурным наследием разных народов России. В учебнике представлен материал, связанный с вопросами охраны здоровья, проблемами охраны природы.

2

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

Рабочая тетрадь содержит материал по основам здорового и безопасного образа жизни в соответствии с программой учебника «Окружающий мир. 1 класс». Школьники узнают о различных опасных и чрезвычайных ситуациях, научатся грамотно действовать, если такая ситуация наступила, научатся предвидеть и избегать опасности (когда ребенок один дома, когда он пользуется городским транспортом, переходит улицу и т.д.)

3

 Уроки по окружающему миру. 1 класс.  Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г.

4

Рабочая программа «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы, Издательство Просвещение, 2011

Печатные пособия

1

Комплект таблиц для начальной школы: 1 класс по окружающему миру

2

Географические и исторические настенные карты

3

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Компьютерное  и учебно-лабораторное оборудование

1

Интерактивная доска с программным обеспечением

2

Проектор

3

Набор муляжей овощей, фруктов, грибов

4

Цифровой микроскоп

5

А.А.Плешаков  Окружающий мир 1 класс, электронное приложение к учебнику (1CD)

        

Календарно – тематическое планирование

Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива»

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Мы и наш мир (7 ч)

Виды деятельности учащихся:

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

День знаний

1

I четверть (5 ч)

01.09

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа

1

15.09

Культура. Природа в творчестве человека

1

29.09

Мы – люди. Как мы общаемся с миром

1

13.10

Люди – творцы культуры

1

27.10

Экскурсия в окрестностях школы

1

II четверть (14 ч)

09.11

Диагностическая работа по теме «Мы и наш мир». Обобщающий урок

1

12.11

Наш класс (12 ч)

Виды деятельности учащихся:

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату.

Различать старинные и современные школьные принадлежности, придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса, составлять предложения со словами «я», «мы».

Описывать своими словами образ учителя в картине.

 Обсуждать рассказ учителя о персонаже  картины.

Рассказывать о способах ухода за комнатными растениями, осваивать приемы их использования. Классифицировать растения по изученным признакам, изображать с помощью с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

Групповая работа

Наш класс в школе.  Мы – дружный класс

1

16.11

Учитель – наставник и друг

1

19.11

Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями

1

23.11

Экскурсия. Что растет у школы

1

26.11

Мир за стеклянным берегом

1

30.11

Кто еще у нас живет?

1

03.12

Какие бывают животные.

1

07.12

Делу – время

1

10.12

Книга – наставник и друг.

1

14.12

Потехе – час.

1

17.12

Экскурсия в парк

1

21.12

Диагностическая работа по теме «Наш класс». Обобщающий урок

1

24.12

Наш дом и семья (13 ч)

Виды деятельности учащихся:

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства.

Определять с их помощью  свои  отношения с каждым из членов семьи.

Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать  с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять волшебные слова семейного счастья.

Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

Рассказывать откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Рассказывать о домашних и диких животных.

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня, обсуждать правила здорового образа жизни

Мы в семье. Моя семья – часть моего народа

1

III четверть (17 ч)

11.01

Природа в доме

1

14.01

Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество

1

18.01

Экскурсия. Красивые камни в нашем доме

1

21.01

Комнатные растения у нас дома

1

25.01

Выйдем в сад и огород

1

28.01

Овощи  и фрукты на нашем столе

1

01.02

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

1

04.02

Дикорастущие и культурные растения

1

08.02

Собака и кошка в нашем доме

1

11.02

Дикие и домашние животные

1

25.02

С утра до вечера

1

29.02

Диагностическая работа по теме «Наш дом и семья». Обобщающий урок

1

03.03

Город и село (8 ч)

Виды деятельности учащихся:

Определять значение слова «земляки», «горожане», путем сравнения однокоренных слов, сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка.

Находить общее и различное.

 Образовывать названия жителей определенных городов (сел) обсуждать, для чего нужна природа в городе. Ее разнообразие, классификация.

Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

Мы в городе. Мы в селе

1

10.03

Красота любимого города. Экскурсия по городу

1

14.03

Красота родного села

1

17.03

Природа в городе. Что растет в городе

1

21.03

Чудесные цветники. В ботаническом саду

1

IV четверть

(13 ч)

04.04

В зоопарке

1

07.04

Экскурсия.  Войдем в музей! Мы помним наших земляков

1

11.04

Все профессии важны.  Диагностическая работа по теме «Город и село»

1

14.04

Родная страна (5 ч)

Виды деятельности учащихся:

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне, исследовать понятие «малая родина», перечислять признаки родной земли.

В интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса, моделировать с помощью модели глобуса ситуацию полета космонавта над землей и его возвращение из космоса, встреча на космодроме.

Показывать расположение Москвы на карте России.

Совершать воображаемое путешествие по родной стране.

Знать, что такое заповедник, правила поведения в нем.

Россия – наша Родина. Москва – столица России

1

18.04

Мы – семья народов России

1

21.04

Природа России. Охрана природы

1

25.04

Красная книга России. Заповедные тропинки

1

28.04

Диагностическая работа по теме «Родная страна». Обобщающий урок

1

05.05

Человек и окружающий мир (4 ч)

Виды деятельности учащихся:

Различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека.

Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желание.

Определять степень соответствия своего внешнего вида и поведения национально-культурной норме  (идеалу).

Взгляни на человека!

1

12.05

Всему свой черед. У каждого времени – свой плод

1

16.05

Я – часть мира

1

19.05

Итоговая диагностическая работа. Обобщающий урок

1

23.05

Итого

49

22.02 – 23 Февраля

07.03.16 – 8 Марта

02/09.05.16 – майские праздники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на основе авторской, авт.: Плешаков А.А.

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит подробное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1-4 классы (разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г., авт

Пояснительная запискаРабочая программа   разработана на основе:- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном проц...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.

Рабочая программа по  окружающему мирудля  3 класса, составлена на основе авторской программы   Плешакова А.А....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...