Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ Прогимназия №2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oom.docx | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 2»
«Рекомендована к утверждению» решением педагогического совета Протокол № 1 от 27.08.2015 г. Секретарь педагогического совета МБОУ Прогимназия №2 __________________ /Калинина И. В./ | «Утверждаю» Приказ № 116-о от 28.08. 2015 г. Директор МБОУ «Прогимназия № 2» ______________________/Н.Н.Булгакова/ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 1- в класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчики: Мерзлютина И. А., учитель нач. классов,
руководитель ШМО учителей начальных классов.
г. Воронеж
2015год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
1. Нормативная база программы:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 16.08.2010 № 03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Авторской программы. Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Комплект «Перспектива». Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10.
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ Прогимназия № 2 на 2011-2016 годы.
- Учебного плана МБОУ Прогимназия № 2 на 2015-2016 учебный год.
2. Цели и задачи программы:
Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, к городу, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
- формирование понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом контингента учащихся (ценностные ориентиры содержания учебного предмета и его общая характеристика).
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, обучающиеся получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей обучающихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового материала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир».
- Ценностные ориентиры содержания курса
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы культуры в их единстве:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур и религий.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образовательной программой МБОУ Прогимназия №2.
Начала естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Данная программа помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, музыки и изобразительного искусства, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
- Содержание курса окружающий мир 1 класс
Мы и наш мир
Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.
Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.
Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.
Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.
Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).
Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда.
Радость творчества и общения друг с другом.
Наш класс
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся).
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).
Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.
Наш дом и семья
Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.
Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде). Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.
Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Город и село
Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Родная страна
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.
Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.
Человек и окружающий мир
Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
- Место курса в учебном плане.
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе. Изменение общего количества учебных часов с 53 ч до 49 ч обусловлено учебным планом школы на 2015-2016 учебный год (в I четверти на основании решения ШМО учителей начальных классов – протокол № 5 от 20.05.2015 г. – 0,5 часа, II – IV четверти – 2 часа в неделю, всего - 33 учебные недели).
Содержание учебного предмета
1 класс (49 часов)
Учебно - тематический план
№ | Название модуля | Кол-во часов | Сроки прохождения | Измерители |
1. | Мы и наш мир | 7 | сентябрь - ноябрь | Диагностическая работа – 1 Экскурсия - 1 |
2. | Наш класс | 12 | ноябрь - декабрь | Диагностическая работа – 1 Экскурсия - 2 |
3. | Наш дом и семья | 13 | январь - март | Диагностическая работа – 1 Экскурсия - 2 |
4. | Город и село | 8 | март - апрель | Диагностическая работа – 1 Экскурсия - 1 |
5. | Родная страна | 5 | апрель - май | Диагностическая работа – 1 |
6. | Человек и окружающий мир | 4 | май | Диагностическая работа – 1 |
Итого | 49 | Экскурсий - 6 Диагностических работ - 6 |
Результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
- Правила безопасности дорожного движения (части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п. );
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
- Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 - м классе является формирование следующих умений:
- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 - м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
- Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
- Формировать умение работать в группах и парах.
- Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России: флаг, герб, гимн;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- вести наблюдения в природе.
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
- выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
- различать овощи и фрукты;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
- правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
№№ п/п | Пособие | Обоснование |
1 | Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник 1 класс в 2-х частях. М.: «Просвещение «2011г.» | Материал учебника позволяет учащимся осмыслить взаимосвязь и значение природы и культуры в жизни человека и познакомиться с разными областями естественнонаучных и культурологических знаний. Учебник включает разделы «Мы и наш мир», «Наш класс», «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна» и «Человек в окружающем мире». Тематика разделов позволяет учащимся осмыслить роль и значение человека в мире. Учащиеся знакомятся с культурным наследием разных народов России. В учебнике представлен материал, связанный с вопросами охраны здоровья, проблемами охраны природы. |
2 | Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях. | Рабочая тетрадь содержит материал по основам здорового и безопасного образа жизни в соответствии с программой учебника «Окружающий мир. 1 класс». Школьники узнают о различных опасных и чрезвычайных ситуациях, научатся грамотно действовать, если такая ситуация наступила, научатся предвидеть и избегать опасности (когда ребенок один дома, когда он пользуется городским транспортом, переходит улицу и т.д.) |
3 | Уроки по окружающему миру. 1 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г. | |
4 | Рабочая программа «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы, Издательство Просвещение, 2011 | |
Печатные пособия | ||
1 | Комплект таблиц для начальной школы: 1 класс по окружающему миру | |
2 | Географические и исторические настенные карты | |
3 | Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток) | |
Компьютерное и учебно-лабораторное оборудование | ||
1 | Интерактивная доска с программным обеспечением | |
2 | Проектор | |
3 | Набор муляжей овощей, фруктов, грибов | |
4 | Цифровой микроскоп | |
5 | А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс, электронное приложение к учебнику (1CD) |
Календарно – тематическое планирование
Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Мы и наш мир (7 ч) Виды деятельности учащихся: Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе. Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | |||
День знаний | 1 | I четверть (5 ч) 01.09 | |
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа | 1 | 15.09 | |
Культура. Природа в творчестве человека | 1 | 29.09 | |
Мы – люди. Как мы общаемся с миром | 1 | 13.10 | |
Люди – творцы культуры | 1 | 27.10 | |
Экскурсия в окрестностях школы | 1 | II четверть (14 ч) 09.11 | |
Диагностическая работа по теме «Мы и наш мир». Обобщающий урок | 1 | 12.11 | |
Наш класс (12 ч) Виды деятельности учащихся: Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности, придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса, составлять предложения со словами «я», «мы». Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Рассказывать о способах ухода за комнатными растениями, осваивать приемы их использования. Классифицировать растения по изученным признакам, изображать с помощью с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Групповая работа | |||
Наш класс в школе. Мы – дружный класс | 1 | 16.11 | |
Учитель – наставник и друг | 1 | 19.11 | |
Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями | 1 | 23.11 | |
Экскурсия. Что растет у школы | 1 | 26.11 | |
Мир за стеклянным берегом | 1 | 30.11 | |
Кто еще у нас живет? | 1 | 03.12 | |
Какие бывают животные. | 1 | 07.12 | |
Делу – время | 1 | 10.12 | |
Книга – наставник и друг. | 1 | 14.12 | |
Потехе – час. | 1 | 17.12 | |
Экскурсия в парк | 1 | 21.12 | |
Диагностическая работа по теме «Наш класс». Обобщающий урок | 1 | 24.12 | |
Наш дом и семья (13 ч) Виды деятельности учащихся: Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять волшебные слова семейного счастья. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. Рассказывать откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Рассказывать о домашних и диких животных. Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня, обсуждать правила здорового образа жизни | |||
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа | 1 | III четверть (17 ч) 11.01 | |
Природа в доме | 1 | 14.01 | |
Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество | 1 | 18.01 | |
Экскурсия. Красивые камни в нашем доме | 1 | 21.01 | |
Комнатные растения у нас дома | 1 | 25.01 | |
Выйдем в сад и огород | 1 | 28.01 | |
Овощи и фрукты на нашем столе | 1 | 01.02 | |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе | 1 | 04.02 | |
Дикорастущие и культурные растения | 1 | 08.02 | |
Собака и кошка в нашем доме | 1 | 11.02 | |
Дикие и домашние животные | 1 | 25.02 | |
С утра до вечера | 1 | 29.02 | |
Диагностическая работа по теме «Наш дом и семья». Обобщающий урок | 1 | 03.03 | |
Город и село (8 ч) Виды деятельности учащихся: Определять значение слова «земляки», «горожане», путем сравнения однокоренных слов, сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов (сел) обсуждать, для чего нужна природа в городе. Ее разнообразие, классификация. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий. | |||
Мы в городе. Мы в селе | 1 | 10.03 | |
Красота любимого города. Экскурсия по городу | 1 | 14.03 | |
Красота родного села | 1 | 17.03 | |
Природа в городе. Что растет в городе | 1 | 21.03 | |
Чудесные цветники. В ботаническом саду | 1 | IV четверть (13 ч) 04.04 | |
В зоопарке | 1 | 07.04 | |
Экскурсия. Войдем в музей! Мы помним наших земляков | 1 | 11.04 | |
Все профессии важны. Диагностическая работа по теме «Город и село» | 1 | 14.04 | |
Родная страна (5 ч) Виды деятельности учащихся: Обсуждать пословицы о родине, родной стороне, исследовать понятие «малая родина», перечислять признаки родной земли. В интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса, моделировать с помощью модели глобуса ситуацию полета космонавта над землей и его возвращение из космоса, встреча на космодроме. Показывать расположение Москвы на карте России. Совершать воображаемое путешествие по родной стране. Знать, что такое заповедник, правила поведения в нем. | |||
Россия – наша Родина. Москва – столица России | 1 | 18.04 | |
Мы – семья народов России | 1 | 21.04 | |
Природа России. Охрана природы | 1 | 25.04 | |
Красная книга России. Заповедные тропинки | 1 | 28.04 | |
Диагностическая работа по теме «Родная страна». Обобщающий урок | 1 | 05.05 | |
Человек и окружающий мир (4 ч) Виды деятельности учащихся: Различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желание. Определять степень соответствия своего внешнего вида и поведения национально-культурной норме (идеалу). | |||
Взгляни на человека! | 1 | 12.05 | |
Всему свой черед. У каждого времени – свой плод | 1 | 16.05 | |
Я – часть мира | 1 | 19.05 | |
Итоговая диагностическая работа. Обобщающий урок | 1 | 23.05 | |
Итого | 49 |
22.02 – 23 Февраля
07.03.16 – 8 Марта
02/09.05.16 – майские праздники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса на основе авторской, авт.: Плешаков А.А.
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит подробное календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1-4 классы (разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г., авт
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе:- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном проц...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
Рабочая программа по окружающему мирудля 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -О...