Полосатые сластены
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Вдовина Людмила Васильевна

Исследовательская работа посвящена изучению уклада жизни пчелиной семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx647.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области»

ПОЛОСАТЫЕ СЛАСТЁНЫ

I:\пчелы фото\1147_4_3.jpg

                                                                                                           Автор: учащаяся 2 «Б» класса:

Грошева Ксения

                                                                                                   

                                                                                                   

                                                                                                         

                                                                                                       

                                                           

                                         

    Руководитель:

Вдовина Людмила Васильевна

                                                                                                 учитель начальный классов

2015 год

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Название проекта (работы)

«Полосатые сластёны»

Цели

Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность

Авторы

МОУ «СОШ с. Терса»

учащаяся 2 «Б» класса

Руководитель

Вдовина Людмила Васильевна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

Тип проекта (работы):

по доминирующей деятельности

по предметно-содержательной области

по количеству участников

по широте охвата содержания

по времени проведения

по характеру контактов

Информационно-поисковая

Естественно-научная

индивидуальный

Внепредметная

Продолжительная (2 месяца)

В рамках класса

Образовательная область

Естествознание

Учебный предмет

Внеучебная

Используемые методы

Изучение литературы, беседы с пчеловодами

Форма представления результатов

Сборник сказок, загадок, пословиц и поговорок о пчёлах и раскраска «Полосатые сластены»

Презентация

Источники информации

Интернет-ресурс, научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, встреча с пчеловодами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….…..4

Основная часть……………………………………………………………....5

     1. История появления пчёл……………………………………………...5

2.Жизнь пчелиной семьи………………………………………………..8

3.Виды работ в улье…………………………………………………….9

4.Польза  от пчёл и продукты их жизнедеятельности…………..…..11

Заключение………………………………………………………………… 12

Список литературы………………………………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

    Часто в речи людей слышим фразы: «Трудится как пчела», «Ленив как трутень», «Шумно как в пчелином улье» и я задумалась, почему жизнь людей сравнивают с жизнью пчёл? Ведь внешне человек и насекомое не очень похожи? Может быть, дело в их поведении? Ведь недаром у христиан пчёлы символизируют прилежание, трудолюбие, чистоту, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, упорядоченное и благочестивое сообщество. А святой Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина - с пчелой, которая неустанно трудится и остаётся преданной своему улью. Поэтому мы решили изучить пчёл и их жизнь.

Предмет исследования: пчёлы, их поведение, деятельность

Цель: изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность

Задачи:

  1. Изучить литературу о жизни пчёл
  2. Узнать какие пчёлы бывают, и чем  они занимаются

3.Создать сборник сказок, загадок, пословиц и поговорок о пчёлах «Полосатые сластены»

Гипотеза: жизнью в пчелином домике кто-то руководит

Методы:

  • Изучение научно-популярной литературы
  • Изучение художественной литературы
  • Поиск информации в интернете
  • Сочинение сказок о пчеле
  • Создание презентации
  • Создание сборника для внеклассного чтения

Продукт исследовательской работы: сборник «Полосатые сластёны» для внеклассного и семейного чтения в начальной школе

  1. ИСТОРИЯ  ПОЯВЛЕНИЯ ПЧЁЛ

Пчёлы — древнейшие обитатели нашей планеты. Существует около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.

Согласно палеонтологическим данным пчелы в таком виде, в каком они представлены теперь, существовали на Земле уже 60 миллионов лет назад  до появления первобытного человека. К этому периоду относится окаменевшая пчела, извлечённая из третичных отложений во Франции.

Самый древний памятник, изображающий добычу человеком меда, найден в Испании. На камне сохранилось изображение человека, извлекающего мед, в окружении пчел. Памятник датируется каменным веком.

http://medovie-prostory.ru/d/34489/d/image..jpeg

Как свидетельствуют памятники материальной культуры, пчёлы всегда играли определённую роль в жизни людей.

В Греции для богини Артемиды в городе Эфесе, герб которого был в виде пчелы, был построен храм, где статую богини украшал венок из веток разных фруктовых деревьев с отдыхающими на них пчелами.  Артемида Эфесская именовалась священной Пчелой, пчелами-медуницами назывались жрицы ее святилища.

В стране величественных пирамид и сфинксов эмблемой Верхнего Египта был цветок лотоса, Нижнего Египта – пчела.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/740/85740591_large_1267b3c62667.jpg

Рядом с богом Кришной изображали летающую пчелу голубого цвета.

Наполеон Бонапарт на персональной эмблеме использовал изображение золотой пчелы как символ его империи, а в торжественных случаях носил мантию, вытканную золотыми пчелами.

Во времена Наполеона пчелы украшали занавес Парижской оперы.

Петр I сам  ухаживал за пчелами в пчельник е на берегу Финского залива.

На личной печати императрицы Екатерины  II было отображено изображение ульев с пчелами.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=67568476-03-72&n=17Гербы и пчёлыhttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=285999292-25-72&n=21

Изображение пчелы встречается на более чем трёхстах гербах.

Папская тиара (трёхъярусная корона папы римского) сделана в виде пчелиного гнезда.

Изображение пчелы часто встречается на монетах и купюрах – от монеты Эфеса (около 400 года до н. э.) и римских монет до современных монет (до введения евро) Мальты, Италии, Норвегии, Швеции, Словении и памятной украинской монеты «Пчела». В Голландии изображение пчелы использовалось на купюрах как водяной знак.

http://www.kevpin.ru/imgs/image25.jpg

Широко распространена пчела и в названиях населенных пунктов по всему миру.

Существует множество памятников пчеле в России и других странах.

2. ЖИЗНЬ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Пчелиная семья состоит из 20—80 тыс. рабочих пчел, одной матки и нескольких сотен трутней.

         Каждая пчелиная семья имеет свой уклад жизни.

 Вся пчелиная колония, живущая в одном улье, имеет одну-единственную мать, которую называют маткой.

 

Матка - главная в пчелиной семье. Свита активно ухаживает за маткой: кормит ее молочком и убирает секрет маточного молочка. 

Трутни- это мужская часть пчелиной семьи. Это неуклюжие, толстые, кругловатые, существа, крылья которых  во время полета производят  густой, басоватый звук, у них нет жала, поэтому они не жалят.

Они никакой работы в пчелиной семье не выполняют, но поедают большое количество корма, поэтому рабочие  пчелы трутней, выталкивают из улья. Таким образом, в нормальных пчелиных семьях на зиму трутней не остаётся.

3.ВИДЫ РАБОТ В УЛЬЕ

Очень велика роль рабочих пчел в пчелиной семье.

 

Пчёлы работают в течение всего лета. Они должны заложить огромные запасы меда и пыльцы, чтобы прокормить большую пчелиную семью.       Рабочие пчелы – «специалисты широкого профиля», от них зависит состояние  и продуктивность  семьи.

               Поиск и сбор корма, выкармливание личинок, доставка воды, в улей и выпаривание влаги из нектара, строительство сотов, уборка улья и его обогрев - в пчелиной семье много работы. Пчелы трудятся круглосуточно.

                Самые молодые пчелы  выполняют работу внутри улья – это уборщицы, чистильщицы,  приемщицы.

               Остальные пчелы- разведчицы, сборщицы, сторожа. 

            Сторожа - не пропускают чужих пчел в улей, отличая  своих от чужих  по запаху.
           Пчела-разведчица ищет источник меда на расстоянии 2-3 км от улья. Возвращаясь обратно, пчела с помощью  знаковой системы танца  указывает всем остальным, где находится участок с медоносом.

               Пчела - сборщица за день может совершить  до 26 вылетов за нектаром. Каждый  полет может длиться 2 часа. Чтобы собрать 1 кг меда пчела должна взять нектар с 10 миллионов цветков и налетать 300 тысяч километров.                  Пчелиная семья может собрать за день 10-12 кг нектара, из которого получится 3-4 кг меда. Помимо меда  рабочие пчелы вырабатывают и другие продукты, это-прополис, маточное молочко, пчелиный яд, воск, пыльцу, пергу. Кроме того они  опыляют сельскохозяйственные растения.

4.ПОЛЬЗА  ОТ  ПЧЕЛ  И  ПРОДУКТЫ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Все знают, сколько пользы нам приносят пчёлы, их продукты жизнедеятельности – маточное молочко, мёд, воск, яд, прополис, цветочная пыльца – обладают массой целебных свойств. I:\пчелы фото\s46757464.jpg

Мед — основной продукт пчеловодства. Существует множество разновидностей меда: 

  • Белоакациевый мед
  • Гречишный мед
  • Мед подсолнечный
  • Липовый мед
  • Полевой мед
  • Цветочный мед
  • Сотовый мед
  • Майский мед
  • Кипрейный мед
  • Хлопчатниковый мед
  • Клеверный мед
  • Малиновый мед
  • Мед с донника
  • Шалфейный мед и другие.  

Мёд обладает большим количеством полезных свойств. Его применяют в медицине, косметологии, кулинарии и т.д.

Воск - редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Он является прекрасным пластическим, изоляционным и водонепроницаемым материалом. Воск используют для изготовления различных красок, средств по ходу за изделиями из дерева и кожи, в электротехнике и радиотехнике, литейном производстве, металлургии, пищевой промышленности, медицине,  косметологии и тд.

Прополис -  это пчелиный клей. Пчелы используют его для непроницаемости  воды и воздуха в гнездо. Люди же используют прополис в медицине, ветеринарии, для изготовления лаков, которыми покрывают поверхность струнных музыкальных инструментов и деревянной посуды, изготовление пластмасс, в частности граммофонных пластинок.

Маточное молочко – используется пчелами для кормления молодых личинок пчел, трутней и особенно маток. Имеет высокую биологическую активность и обладает уникальными целебными действиями. Применяется маточное молочко в медицине, косметологии.

Цветочная пыльца  (перга) – используется пчелами для питания взрослых насекомых и, особенно, для воспитания личинок (если в улье нет перги, пчелы не могут размножаться). Полученную пыльцу можно использовать в чистом виде как новый и вкусный пищевой продукт, богатый белками, содержащий витамины, и, возможно, другие, пока не изученные вещества, ценные для человеческого организма. Добавление же пыльцы в мед повышает его питательные и вкусовые качества.

Пчелиный яд - список лечебных продуктов, которые получает от пчел человек, будет неполным, если не упомянуть о пчелином яде. Это продукт секреторной деятельности в теле пчелы. Пчелиный яд все больше и больше применяется как лечебное средство. Ужаления пчел в народной медицине издавна считаются хорошим средством от ревматизма. Является хорошим средство для лечения различных заболеваний.

Мы провели небольшое исследование среди обучающихся школы, одноклассников, родителей, учителей. В анкетировании участвовало 67 человек.

Вот его результаты:

  1. На вопрос «Любите ли вы мед», положительно ответили 97% опрошенных.
  2. На вопрос, «Какой мед вы предпочитаете?»

15% - любой

27% - липовый

37% - цветочный

32% - смешанный

7% - затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы о полезных свойствах меда?

100% - да

  1. Используете ли вы мед при лечении простудных заболеваний?

100% - да

  1. Какие еще заболевания можно лечить медом?

53% - желудочно-кишечный тракт

12% - заболевания сердца

17% - обладает заживляющим свойством

19% - лечит суставы.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что жители нашего села любят мед, а так же широко используют его при лечении различных заболеваний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

Пчела в старину очень почиталась народомЛюди очеловечивали пчел, приписывая им лучшие, присущие человеку качества - трудолюбие, самоотверженность, бережливость, чистоплотность, справедливость, чувство дружбы.

Наша гипотеза оказалась верна,  всей жизнью пчелиной семьи руководит  одна, главная пчела – матка.

В заключении хотелось бы сказать, что пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно.

Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.

            Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство. А пчелиный мёд-одно из самых первых лекарств, используемых человеком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М.: Мысль, 1993

2. Насекомые. Полная энциклопедия. Пер. с англ. М. Авдониной. - М.:Эксмо, 2009.

3. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части Росссии. - М.: Топикал, 1994.

4. М. Керченко. Жизнь золотого роя. - Курган: Зауралье, 1994.

5. Рублев С. Атлас животных. - М.:ИД Владис, 2009.

6. Интернет-ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материал к брошюре «Кто в улье живёт?»

                                                                                      Горошко Максим   

Сказка о веселой пчеле.

Жила-была пчела по имени Жужа. Весёлая и добрая пчела. Как все пчёлы, Жужа собирала цветочный сок - нектар, цветочную пыльцу и готовила из них мёд. Жужа очень любила это занятие: разве не весело перелетать от одного цветка к другому, болтать с ними о всякой всячине, а потом готовить сладкий ароматный мёд. Мёд у Жужи получался замечательный. Наверное, самый вкусный и полезный мёд в мире. Однажды в гости к пчеле Жуже прилетела знакомая оса. Жужа очень обрадовалась гостье. Она любила гостей: ведь гости-это весело. А Жужа, как я уже сказала, была очень весёлой пчелой. Жужа, конечно же, хотела угостить подругу своим мёдом. Но к её огорчению, все горшочки оказались пусты.

- Ах, как обидно! Ах, как жаль! Как же так вышло?- смутилась Жужа. И сейчас же вспомнила, что как раз вчера отдала последний мёд знакомой бабочке. Бабочка немного простудилась, а при простуде мёд, как известно, очень полезен.

- Ничего,-грустно сказала оса, которой, честно говоря, очень хотелось отведать замечательного мёда Жужи.- Я же понимаю, простуженной бабочке мёд нужнее.

Но Жужа не могла допустить, чтобы её гостья осталась без мёда!

- Сейчас,- сказала Жужа. - Подожди немного. Я очень быстро приготовлю особенный свежий вкусный мёд.

Она взяла с посудной полки свой волшебный кувшинчик, в который собирала цветочную пыльцу и нектар. Кувшинчик был совсем крошечный, почти невидимый, зато волшебный. Только у пчёл бывают такие. Взяла Жужа кувшинчик и полетела к цветам.

С весёлым жужжанием покружилась она над густой зелёной травой и опустилась на стебелёк пушистого розового клевера.

- Добрый день, клевер! Не дашь ли ты мне немного нектара для мёда?

- Конечно! -отозвался розовый клевер.

Но в это время Жужа увидела рядом на травинке маленького красного в чёрную крапинку жучка. У него странное имя- божья коровка.

- Жужа,-тихо сказал жучок в крапинку, -мне грустно. Может быть, ты поиграешь со мной?

- Грустно?!-удивилась Жужа. Весёлая пчела не понимала, как может быть грустно в такой хороший день. -Конечно, я поиграю с тобой. Правда, я спешу. Но раз тебе грустно-поиграть просто необходимо. А во что?

- Лучше всего-в считалочки.

- А как это?

- Очень просто, -ответил жучок. -Ты, Жужа, полосатая: полосочка жёлтая, полосочка чёрная; а я-красный в чёрную крапинку. Так?

- Так.

- Ты считай мои крапинки, а я буду считать твои полосочки. Кто быстрее сосчитает, тот выиграл.

Выиграл жучок по имени божья коровка: ведь полосочек у Жужи совсем немного и сосчитать их нетрудно.

- Ну, что?-спросила Жужа, которая, кстати, совсем не расстроилась из-за того, что проиграла: с каждым бывает.-Стало тебе хоть чуть-чуть веселее?

- Конечно!

- Вот и прекрасно!-сказала Жужа и вдруг увидела, что с пушистой шапочки клевера слетает другая пчела.

Другая пчела вежливо поздоровалась с Жужей и жучком и улетела с полным кувшинчиком нектара. А клевер, немного растерявшись, сказал:

- Жужа, ты была занята игрой, и я не знал, нужен ли тебе нектар.

- Ничего,-сказала Жужа, глядя в свой пустой кувшинчик.- Я сейчас быстро слетаю к колокольчику.

Лиловый лесной колокольчик был очень рад встретиться с Жужей.

- У меня сегодня прекрасные пыльца и нектар,-сказал он.

Тут Жужа услышала знакомое стрекотание. Оказывается, под колокольчиком сидел её приятель кузнечик.

- Привет!-сказал он.-Какой хороший день сегодня!

- Правда?

- Замечательный!- согласилась Жужа.

- В такой день хорошо бы поиграть во что-нибудь. Давай?- предложил кузнечик.

- Ой! Что ты!- сказала Жужа.- Меня, понимаешь, ждут. Я спешу.

- Мы немножко поиграем,- уговаривал кузнечик,- только в одну игру. Она называется "хлопушки".

Жужа очень любила играть, а потому просто не могла отказаться.

- Ладно,- сказала она,- давай. Только быстро! Как играть в эту игру?

- Очень просто,- стал объяснять кузнечик.- У тебя есть крылышки. Это ясно всем. У меня тоже есть крылышки. Это ясно не всем, потому что я их прячу. Так вот, мы с тобой должны одновременно хлопнуть крылышками. Кто хлопнет громче - тот выиграл. Понятно?

- Конечно!

- Раз-два-три! Приготовились. Хлопнули! - Крылышки кузнечика жёстче пчелиных, а потому и хлопнул он громче.

- Давай ещё раз,- сказала Жужа. Но и на этот раз она проиграла.

- Ладно,- сказала Жужа,- ничего страшного. Зато я научилась новой игре. Ну, всё-таки мне пора. До свидания, кузнечик!

А в это время из колокольчика вылетела совершенно незнакомая пчела.

-Па-а-асторонись!- пропела пчела и улетела, унося в лапках до краёв полный кувшинчик.

А колокольчик печально покачал головкой:

- Ты сама виновата, Жужа. Играешь и ни о чём не думаешь.

- Точно, - согласилась Жужа. - И что же я такая лег - комысленная? - Она зачем-то дунула в свой пустой кувшинчик. - Ну ничего, - добавила она уже весело, - я исправлюсь.

И Жужа полетела к полевому цветку маку.

- Мак, милый, пожалуйста, поскорее дай мне пыльцы и нектара для мёда. Меня подружка заждалась.

- Пош-ш-шалуйста, - тихо прошелестели шелковистые лепестки мака.

Но неожиданно послышалось громкое весёлое жужжание, и прилетел большущий золотистый жук.

- Жужа, Жужа, - жужжал золотистый жук. - С днём рождения, Жужа!

- Что? - удивилась Жужа. - Мой день рождения совсем не сегодня.

- Это ничего, - ещё веселее жужжал жук. - Когда-нибудь будет твой день рождения! А сегодня-мой! Я тебя поздравляю с моим днём рождения!

- А-а-а! Понятно! Спасибо! - ответила Жужа. - Я тебя тоже поздравляю. Только я очень спешу.

- Нет, ты не спеши, пожалуйста! Я очень хочу поиграть с тобой в мою любимую игру. "Жужжалки" она называется.

- Что ты?! Что ты?! - Жужа чуть не уронила свой кувшинчик. - Я никак не могу! Меня ждут.

- Как же так?  - возмутился золотистый жук. - Во-первых, я тоже тебя жду. Во-вторых, все знают, что ты больше всего на свете любишь играть. В-третьих, у меня сегодня день рождения и мне ни в чём нельзя отказывать.

Золотистый жук был прав, и, конечно же, Жужа согласилась поиграть. Только чуть-чуть! Играть в жужжалки оказалось очень просто: жужжать, и всё. Кто жужжит громче и веселее - тот и выигрывает.

Золотистый жук был больше Жужи, поэтому жужжал громче. Зато Жужа, наверное, самая весёлая пчела в мире, жужжала гораздо веселее. Вот и получилась у них ничья.

- Прекрасно, - сказала Жужа, - хоть на этот раз я не проиграла. Ну, всё, дорогой жук! Ещё раз поздравляю. Пока!

Но тут к маку подлетела старенькая бабушка пчела. Все её очень уважали.

- Деточка,- обратилась она к Жуже, - ты не уступишь мне этот прекрасный мак?

- Конечно, бабушка, - тихо ответила Жужа. Она была вежлива.

"Это уже третий цветок, который я потеряла из-за игры, - грустно подумала Жужа.- А ведь меня заждалась оса. Ждёт, ждёт... А нет ни меня, ни мёда... Задерживаться больше нельзя".

Виноватая и расстроенная прилетела Жужа домой. Всё честно рассказала подружке осе. Сначала оса тоже огорчилась, а потом вдруг спросила:

- Как называется первая игра?

- Считалочки,- ответила Жужа.

- А вторая?

- Хлопушки,- ответила Жужа.

- А третья?

- Жужжалки,- ответила Жужа.

- Послушай, Жужа, ты принесла мне замечательный подарок,- сказала оса.

- Ты смеёшься надо мной,- чуть не плача, Жужа поставила на полку свой пустой кувшинчик.

- Совсем не смеюсь,- ответила оса,- нисколечко.- И добавила: - Каждому, по-моему, ясно, что три хорошие игры - это замечательный подарок!

Жужа подумала и сказала:

- Мёд я приготовлю для тебя завтра же. Ты права: весёлые игры - это так же хорошо, как вкусный мёд. - Поиграем?- весело предложила пчела.

Сказка про пчелу Анфиску.

В одной волшебной стране, в одном сказочном городе жила-была совсем несказочная девочка по имени Анфиса. Все жители города были добры, аккуратны, а главное - любили природу. А Анфиса, наоборот, была ужасной лентяйкой, и терпеть не могла животных и растения.

Однажды она пошла гулять на самую красивую полянку за городом. Ах, как там было хорошо! Озорная зеленая травка выглядывала из земли, цветы ласково улыбались солнышку, маленький ручеёк пел песенки и рассказывал смешные истории... Но тут на полянке появилась Анфиска. Что началось! Она вырвала с корнем все цветы, которые громко плакали, умоляя девочку пожалеть их, истоптала всю мягкую травку и выкинула мусор в ручеёк, который перестал петь свои звонкие песенки. Сидит Анфиска довольная и вдруг видит: подходит к ней какая-то девушка, а лицо у нее сердитое.

- Вы кто? - спросила Анфиска.

- Я фея. И поскольку ты сегодня вела себя отвратительно, я превращу тебя в пчелу до тех пор, пока ты не научишься любить природу!

Фея взмахнула волшебным цветком, и Анфиса превратилась в маленькую пчелу с тоненькими крылышками.

Это только начало. А сейчас - история про Пчелу Анфиску!

Пчелка Анфиска сначала поплакала, а потом подумала: «Полечу-ка я в улей к пчелам! Может, там тоже есть заколдованные девочки?» Летела Анфиска три дня и три ночи и, наконец, прилетела к большому улью. Она остановилась около летка и тихонько постучала. Дверь ей открыла огромная пчела.

- Привет, меня зовут Анфисой. Я раньше была девочкой, но фея превратила меня...

- Так это из-за тебя наш улей чуть не погиб? Уходи и больше никогда сюда не прилетай! - сказала пчела и, не дав Анфиске договорить, захлопнула дверь. Анфиске стало грустно.

- Когда я была девочкой, я не любила животных, а теперь они мне отвечают тем же. Что же мне теперь делать? -    проговорила она себе под нос.

- Ты должна найти себе друзей и исправить то, что натворила! - раздался голос феи.

- Но как же мне это сделать? Ведь со мной никто не захочет дружить! - печально сказала пчелка и полетела вперед.

С кем бы она ни пыталась подружиться, всякий отказывался. Кто-то был очень занят, а кто-то знал об Анфискиных проделках. Но вот однажды, спустившись на землю отдохнуть, Анфиска увидела, как крошечный цыпленок не может вылезти из яичной скорлупы. Она помогла ему и первым делом спросила:

- Где твоя мама?

- Не знаю, - ответил цыпленок, - я ведь только что родился.

- А как тебя зовут?

- Не знаю. Но вот те желтенькие цветочки очень похожи на меня - может, я называюсь, как они?

- Значит, твое имя - Одуванчик! А ты хочешь со мной дружить? - спросила Анфиска.

- Конечно, хочу! Но ты какая-то грустная. У тебя что-то случилось? - спросил Одуванчик. И пчелка ему все рассказала.

- Я хочу тебе помочь! Покажи мне дорогу на эту полянку!

Идут Анфиска с Одуванчиком и видят, что по дорожке бежит муравьишка, тащит на себе тяжёлую соломину и унести не может.

- Давай поможем ему! - предложила Анфиска.

- Давай! - согласился цыплёнок.

И они вместе с муравьём, которого звали Мурашом, донесли соломину до муравейника.

- Спасибо вам большое! - поблагодарил Мураш. - Оставайтесь у нас ночевать!

Уже темнело, и друзья с удовольствием согласились.

Только они улеглись в постельки, которые им освободили добродушные муравьи, как стены муравейника задрожали, и с потолка посыпались мелкие веточки.

- Это Злючка! Она хочет разрушить наш дом! - на бегу шепнул Анфиске Мураш.

Анфиска и Одуванчик выбежали наружу. Что там творилось! Муравьи облепили ноги огромной крысы и что есть силы кусали ее, но ничего не могли поделать. Анфиска не растерялась. Она подлетела к крысе и вонзила своё острое жало прямо в противный розовый нос Злючки. От нестерпимой боли крыса с воплями убежала.

Муравьи долго благодарили Анфиску, а потом помогли выбраться из леса, и друзья пошли дальше.

Долго ли, коротко ли, пришли Анфиса с Одуванчиком на полянку, ту самую, где валялся мусор, засохшие цветы и трава, ручеек был мутный и грязный. Друзья принялись за работу: расчистили ручеек, и он снова запел песенки; убрали мусор, и все сразу стало чистым и аккуратным. Но вот с цветами и травами они ничего не могли поделать, как ни старались. И тогда Анфиса заплакала.

- Это все из-за меня! Теперь никто не сможет погулять на этой полянке! А что же будет с бедными пчелами? Они же погибнут!

И тут появилась фея.

- Хорошо, что ты думаешь в первую очередь о других, а не о себе. Значит, ты действительно исправилась. За это я сделаю тебе подарок.

Она взмахнула цветком один раз - и растения ожили. Взмахнула второй - и пчелка стала опять девочкой. Взмахнула третий - и Одуванчик превратился в мальчика.

- А теперь прощай, Анфиса! - улыбнулась фея и исче

Сказка про Пчёла и Пчелиту.

           Где-то далеко в цветочной стране жила-была большая пчелиная семья, где папу-трутня звали Пчелино, маму-матку – Пчеритта, а деток – рабочих пчёл – пчелята.

           Именно в этом большом улье произошла интересная поучительная история.

         Когда в очередной раз в улье появилось потомство, родители заметили, что двое из всех пчелят явно отличались от своих собратьев. Они всегда спали, когда другие пчелята кушали и всегда бодрствовали, когда все остальные спали.

         И вот однажды Пчёл и Пчелита, а именно так их назвали родители, решили улететь из своего пчелиного улья, посмотреть, что интересного есть в других местах красивой цветочной страны. Рано утром, когда ещё все спали, они встали со своих маленьких постелек, распахнули дверцу и полетели. Вот она свобода! Но не знали они, какие приключения ждут их впереди.

 Как только спустились пчелята с высокого дерева, где находился родительский улей, они сразу в чём-то запутались. Оказалось, что паук Паукач на ночь расставил свои паутинки, чтобы с утра полакомиться свежепойманной добычей. И вот колокольчик зазвенел, оповещая Паукача о том, что кто-то попался в его паутинные сети. Но пока паук собирался, Пчёл и Пчелита в это время так бились в паутине, пытаясь выбраться из плена, что паутинные сети разорвались и пчелята кубарем свалились на землю, оставив Паукача без раннего завтрака.

          Падая, Пчёл поранил своё крылышко так, что не смог взлететь, поэтому Пчелите одной пришлось полететь на ближайший цветок за небольшой порцией нектара, чтобы подкрепиться им обоим. Немного покушав и отдохнув, пчелята поспешили укрыться в лесу, пока рабочие пчёлы из семейного улья не увидели их и не вернули домой. Они шли долго, любовались красотой леса и не заметили, как попали в самую чащу, где стало так темно, что не было видно даже дороги.

Сели пчелята на пенёк и пригорюнились. Они не знали, что же им дальше делать. Но вот они увидели лучик света. Это, оказывается, светлячки облетали свои владения. Именно они помогли пчелятам выбраться из леса на огромную поляну, где было очень много разных цветов. Пчёл и Пчелита весь день веселились, резвились, летая с цветка на цветок, пробуя разный нектар. Когда они изрядно подустали, сели на ближайший одуванчик отдохнуть и запечалились. Они вспомнили своих родителей: грозного папу Пчелино и заботливую маму Пчеритту, а также своих братьев и сестёр. И так им стало стыдно за свой беспечный поступок, что они решили немедленно вернуться домой. Но как же быть? Ведь они улетели так далеко, что даже понятия не имели, в какую сторону им лететь.

Но вдруг они увидели знакомый пчелиный танец в виде восьмёрки. Это были их сестрёнки, которые как раз прилетели на эту же удивительную поляну за нектаром. Пчёл и Пчелита обрадовались, тоже набрали нектара и понесли домой. Прилетев в свой семейный улей, пчелята попросили прощения у своих родителей за то, что улетели без спроса и за то, что отлынивали от работы целый день.

Сказка про мяту.

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.
– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет. Опечалились селянин с женой – без денег остались, которые за мед выручали. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:
– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит.
– Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.
         Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Пословицы и поговорки

Мед издревле считали священным продуктом у многих народов, населявших нашу Землю, а пчела была символом трудолюбия, красоты и отваги. С медом и пчелами тесно связана и жизнь русских людей. Эта связь нашла живое отражение в русском языке, начиная с хорошо знакомого всем «медового месяца» и кончая многими пословицами и поговорками.

  • Трудолюбивее пчелы никого нет.
  • Пчёл держать – не в холодке лежать.
  • Тягок труд, да сладок мёд.
  • Маленькая пчела человека большому уму учит.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт.
  • Сад без пчёл – что дерево без окон.
  • С мёдом и гвоздь проглотишь.
  • Вашими бы устами да мёд пить.
  • Ложка дёгтя в бочке мёда.
  • Не на себя пчела работает.
  • Всякая муха жужжит, да не пчеле чета.
  • После Медового Спаса лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
  • Когда лето погожим бывает, мед в ульях прибывает.
  • Кто пчеле рад, тот будет богат.
  • Какова матка, такова и пасека.
  • Пчела знает, где мед брать.
  • Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
  • Без матки рой не держится.
  • Трутням – праздник и по будням.
  • Доброго человека и пчела не жалит.
  • Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.
  • Нечего пчелу учить, сама всякого мужика научит.
  • Пчела – Божья угодница.
  • Пчела и на себя и на людей и на бога трудится.
  • Работящая, как пчела.
  • Где цветок – там и медок.
  • Мужик с медом и лапоть съел.
  • Пчела медведю медом дань платит.
  • С медом и долото проглотишь.
  • С тобой разговориться, что мёду напиться.
  • Твоим бы медом, да нам по губам.
  • Без матки пчелки – пропащие детки.
  • К доброй душе и чужая пчела роем прививается.

Загадки.

Стоит изба безугольна,

живут люди безуемны (улей).

           ***
Стоит посудина долблена,

в ней кашица не варена (улей с медом).

                       ***
На боку лежит дуплина-путина,

среди дупла ярмарка (улей пчел).
                     ***

Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая
(пчела)

             ***
Зайдите к нам на огород.
Стоит под яблоней завод,
В нём – тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый
мёд! (Улей)

                ***
Сидит девица в темнице,
Вяжет узор не петлёй, не узлом.
(Пчела)

                ***
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела)

                 ***
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Строго домик сторожат.
(Улей)

    ***
Черно-желты, полосаты,
В домике живут ребята.
Хоть они и
жалят больно,
Их работой мы довольны.
(Пчёлы)

           

  ***
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в
соты отдала,
Как зовут её?
(Пчела)

                ***
Мишка плачет и ревёт,
Просит пчёл, чтоб дали
(Мёд)

                ***
В тёмной темнице красны девицы
Без нитки, без спицы вяжут вязеницы.
(Пчёлы)

                   ***
Сидят девушки в горенках,
Нижут бисерок на ниточки.
(Пчёлы в улье)

                    ***
Лежит кучка поросят,
Только тронешь – завизжат.
(Пчёлы)

                  ***
Без отца рождена,
Без матери жить не может.
(Пчела)

                 ***
Домик маленький, а жителей – счету нет.
(Пчёлы в улье)

                    ***
Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена,
Детей водит, людей питает, дары Богу приносит.

Саша Черный

Про пчел 

Сладок мед, ужасно сладок!

Ложку всю оближешь вмиг…

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик -

Ульем все его зовут.

— Кто живет в нем? Сладкий гномик?

— Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках — мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают -

Те годятся, эти — нет.

Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Будет день — придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

И прозрачный мед берет…

Хватит всем — и нам и пчелам…

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полосатая зебра

Детский дорожно – транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно- транспортных происшествий...

Презентация "Полосатые вазочки"

Работа с бросовым материалом...

Урок-игра "Зебра полосатая" 1 класс

Интегрированный урок-игра "Зебра полосатая" разработан на основе одноимённой телепередачи. По математике учащиеся знакомятся с приёмами сложения и вычитания 4 с переходом через десяток, по окружающему...

Классный час на тему: "О ступеньках под землю и о "полосатой зебре".

Классный час на тему:  "О ступеньках под землю и о "полосатой зебре". 1-3 классы....

Анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка" (4 класс)

В данной статье проводится подробный анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка", предлагаются задания, раскрывающие идейно-художественное содержание произведения....

Презентация к исследовательской работе "Полосатые сластены"

Пчела в старину очень почиталась народом. Люди очеловечивали пчел, приписывая им лучшие, присущие человеку качества - трудолюбие, самоотверженность, бережливость, чистоплотность, справедливость, ...

Сценарий "Полосатого праздника" для ГПД

Материалы разработки содержат сценарий праздника...