Урок окружающего мира с применением ИКТ по опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме « Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Силякова Светлана Николаевна

Конспект урока  окружающего мира с применением ИКТ

по опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме

« Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ur_po_okr_miru_1b_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

«Ялгинская СОШ»

Конспект урока  окружающего мира с применением ИКТ

по опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме

« Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»

                                                                             

                                                             Подготовила учитель начальных классов

                                                               Силякова Светлана Николаевна

Саранск 2015

Цель: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды.

Задачи:

Раскрыть значение воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Вырабатывать умения  анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делают простейшие опыты.

Овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: различают методы познания окружающего мира  по его целям (наблюдение, экспериментирование)

Логические: анализируют результаты опыта и делают выводы.

Коммуникативные: ведение диалога

Оборудование:

Интерактивный комплекс

Материалы и оборудование:

Лабораторное оборудование

Лабораторный материал (водопроводная вода, соль, сахарный песок, гуашевые краски)

Дидактический материал  для индивидуальной работы, прозрачные стаканы с водой, ложки, мисочка с сахаром, воздушные шарики трех цветов: красный, желтый и зеленый, целлофановый мешочек, трубочки для коктейля, стаканчики, мисочки, веера,  поролоновая губка, деревянный брусок, вода.        

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

Учитель: Пусть сегодня для нас всех.

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей.

С ними нам вдвойне теплей,

Я желаю вам удачи,

И успешность в придачу!

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите искать ответы на трудные вопросы?

Дети: Да!

Учитель: А эти ответы  интереснее искать одному или с друзьями?

Дети: С друзьями!

Учитель: Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем дружными, не будем мешать друг другу плохим поведением.

II. Мотивация, актуализация знаний.

1) - Ребята, я сегодня приготовила для вас необычные задания. Но сначала скажите мне, как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты, делают важные научные открытия? (ученые)                        

- А где они проводят свои опыты и ставят эксперименты? (в лаборатории)        

- Хотите и вы сейчас стать учеными и поработать в нашей лаборатории?        

- Товарищи ученые, а вы знаете, как себя вести в лаборатории? Напомните мне. Давайте вспомним правила школьника.

Слайд 2.

Не отвлекаться

Внимательно слушать учителя

Не выкрикивать, поднимать руку.

Помогать товарищу.

- Молодцы!

Ребята! К нам на занятие спешит, угадайте кто?

Этот мишка любит мёд,
В гости к нам  друзья идёт.
Всем поможет от души,
Вот к ИА опять спешит.
Любит сочинять он вслух,
Кто же это? (Винни-Пух)

(на воздушных шариках прилетел  Винни  Пух.)

Он будет главным героем нашего урока.

-  А на чем еще можно летать? (ответы детей)

Я, кажется, я догадалась, о чем нас хочет попросить Вини Пух? Оказывается, он ничего не знает о воздухе! Давайте мы ему поможем, он все увидит и узнает!

А, если вы отгадаете, какую загадку приготовил Винни Пух для вас, то вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Через нос проходить в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух) Слайд 3

III. Самоопределение к учебной деятельности.

Опыты.  Исследование свойств воздуха.

 Товарищи ученые, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

- Чтобы было удобнее проводить опыты, я предлагаю нам разделиться на  группы (с помощью эмблем - воздушные шары разного цвета) и начать работу в своих лабораториях, где я приготовила оборудование. Слайд 4                                        - Ну что, товарищи ученые, вы готовы? Итак, перед вами стоит задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, используя оборудование, а затем это доказать. Понятно задание?                        

- Итак, товарищи ученые, вы готовы? Приступайте.                                        

IV. Работа над новой темой.

1. - О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1. «Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. По мере скручивания мы увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке есть воздух, который его раздувает». Действительно, пакет наполнился воздухом.

- Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

- Нет.

- Через стену мы видим соседний класс?

- Нет.

- А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

- Да.

 - О каком свойстве воздуха это говорит? Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

Значит воздух бесцветный.                

 - Молодцы! Поздравляем вас с открытием.

2. Слайд 5 – 6

 Слушаем ученых лаборатории №2. «Мы взяли трубочку для коктейля, опустили ее в стакан с водой и подули. Появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который находится вокруг нас».        

- Молодцы! И вы справились с заданием. - Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

3. Слушаем ученых лаборатории №3.

 - Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в стакан с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

 «Мы взяли камешек, губку из поролона, брусочек дерева и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в камешке, губке, дереве и других предметах есть воздух».        

- Молодцы! Вы доказали, что воздух находится всюду вокруг нас.

4.  А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

(Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?

( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Где вы чувствуете сильные запахи?
 ( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
(Чистый воздух запаха не имеет).

 5. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

- Какое свойство воздуха мы откроем? (воздух не имеет вкуса)

6. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

(нет)

7. Слайд 7

 Слушаем ученых лаборатории №4 - А теперь покажем воздушному шару  этот предмет. Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по- разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Физкультминутка

- Вы знаете, что когда ученые долго работают, устраивают себе перерыв. Воздух поможет вам отдохнуть.

Упражнение   «Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

8. - А теперь возьмите веер и покажите ветер, используя этот предмет.  Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.

-  Что же такое ветер? (движение воздуха) Слайд 8                                                - А ветер для человека - это хорошо или плохо? (Хорошо)

- Плавают парусные лодки и корабли, вертятся крылья мельниц, освежает в жаркую погоду. Плохо: разрушает дома, ломает деревья, бросает пыль в глаза и т.д.)         - А теперь подумайте, каким может быть ветер? (сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, резкий)                 

- Винни Пух очень  много  узнал о воздухе и очень вам благодарен.

Учитель: Ребята, прислушайтесь, может, вы  услышите, кто у нас в гостях?

Дети: Капелька. Слайд 9

Учитель: Правильно. Много интересного  мы сегодня узнаем о воде.  

Учитель: А кто из вас знает, как произошло название объекта «ВОДА»? я расскажу вам притчу о воде. Слайд 10

Притча о воде Слайд 11

 Давным-давно, в незапамятные времена, жили первобытные люди. Они особо не умели разговаривать, только издавали определённые звуки. Но пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

- А  теперь давайте будем изучать свойства воды, как настоящие ученные.

 - Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (жидкость)

- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

Опыт №1

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у вас вода желтая? (потому что добавил желтую краску)

- На какой сок похож? (лимонный)

- А у вас водичка красная. На какой сок похож? (томатный)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная) Слайд 11

Опыт №2

- Посмотрите на стакан с водой.

- Что в стакане? (Только вода)

Учитель отворачивается и незаметно кладет предмет.

- Что вы видите в стакане?

- Почему?

Вывод: вода прозрачная

Опыт №3 Слайд 12

Я приглашаю помощников.

- Берем два стакана с водой.

- Насыпаем в один стакан соли, а в другой сахарного песка. Размешиваем.

- Что произошло? Куда они подевались?

Вывод: вода  растворяет вещества.

- Можем ли мы сказать, что соль и сахар исчезли совсем?

- Нет. Докажите. (Попробуем)

V. Физкультминутка

Игра «Земля, воздух, вода»                                                

Правила игры: воздух - дети поднимают руки вверх, вода - имитируют плавание, земля - приседают. Учитель своими действиями запутывает детей.                        - Что получилось в стакане (Раствор)

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

- Какое самое главное  значение имеет воздух для всего живого на земле?

        ( Мы им дышим)

      -Как вы думаете, много ли воздуха на планете? Хватит ли его всем

        людям? Откуда  берётся чистый воздух? (Кислород выделяют все

        растения, а больше всего морские   сине-зелёные    водоросли)

     - Как загрязняется воздух? (Заводы, машины, пыль, пожары и костры)

             

                 Проблема:

          Фермеры выращивают коров, чтобы было много молока. Коровы едят

      траву на лугу.   Люди ждали дождя. Прошёл дождь. Но вдруг трава

       пожелтела и даже почернела, все цветы завяли.

    - Почему так произошло?

      Оказалось, что это был кислотный дождь. Облако проплывало над

       заводом. Из трубы шёл дым. Облако загрязнилось сажей, копотью,

       химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязнённый  дождь

       прошел над  лугом. Травы нет, нет корма для коров. Значит, дети

       остались без молока.

    - Как решить эту проблему?

 

                Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для      

       коров  и снова будет много молока. Но его некуда наливать, ведь мы                

       закрыли завод, в котором делали посуду для молока

    - Какой выход из этой ситуации?

   - Как защитить воздух на планете?  (Обсуждение проектов)

     (Сажать новые деревья, очищать дым, фильтры на машины)

            Взрослые тоже стали обеспокоены этой проблемой. Этим занимается

       наука Экология. Во многих странах изданы  законы, запрещающие          

       загрязнять природу. На все дымящие трубы ставят специальные  

      фильтры. Но этого мало, и работа ведётся и сейчас.

 

   - Воздух в помещении чище уличного или грязнее? (Грязнее в 10 раз)

   - Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,

      ворсинки  различных  тканей и ковров, а в них много бактерий и

      микробов, которые поражают  дыхательные пути и вызывают различные

      формы аллергии.)

   - Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

          Правила здоровья:

  1. Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,

               старайся не   дышать глубоко, дыши только носом.

          2. Лучше гулять в парках подальше от дорог.

          3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому

              комнаты нужно  постоянно проветривать с помощью хороших  

             сквозняков, люди должны быть в  это время в другой комнате.

          4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под

              окнами стоят    много работающих машин, особенно по утрам, когда

              водители  прогревают   моторы .

 - Товарищи ученые, рассмотрите эти два рисунка и скажите, в каком городе вы бы хотели жить и почему? (1рисунок - чистый город, все цветет, растет, зеленая природа; 2 рисунок - заводские трубы дымят, все заволокло дымом)        

- Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? (не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день)                                

- Где, чаще надо гулять? (в лесу, в парке) Почему?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Ну что же. Вы сегодня побыли учеными, исследователями. И сегодня наша лаборатория закрывается, но мы обязательно будем еще устраивать такие игры-занятия.  Что интересного для себя вы узнали о воздухе, воде? Вам понравилось  работать на уроке?

Обсудите в группе и надуйте тот шарик, который, по вашему мнению, отражает качество работы в группе.

Если у вас все получалось, группа работала слаженно, вам было все понятно – покажите зеленый  шарик.

Если были проблемы в работе в группе, но с работой вы справились – покажите желтый шарик.

Если группа плохо работала, не справлялась с работой, отставала - покажите красный шарик.

VII. Самооценка.

VIII . Итог. 

Спасибо за работу.  Молодцы!        

Список литературы

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.        
  5. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен - Пресс», 2006.
  6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний".

Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний"....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Урок математики в 1 классе по теме "Записываем по порядку" (УМК "Планета знаний")

Урок закрепление по теме "Нумерация чисел в пределах 20".Форма проведения урока - урок - путешествие в лесную школу. К уроку разработана презентация....

Урок математики во 2 классе на тему: "Состав числа 16" УМК "Планета знаний"

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений выполнять сложение однозначных чисел вида = 16; содействовать совершенствованию умения решать арифметические задачи, выполнять сложен...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина" Планета знаний

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"...

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Музыкальные театры" по программе "Планета знаний"

Презентация к уроку музыки в 3 классе. Программа "Планета знаний". Автор Т.И. Бакланова...