Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс " Школа 2100"
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

    Русская Наталия Александровна

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс " Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr._mir._3_klass.docx99.66 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска Алтайского края

    Рассмотрено

    на МО учителей начальных классов

     МБОУ «СОШ № 1»

    Протокол №  5

    от 20.05.2015 г.

    Согласовано

    зам. директора  

    МБОУ «СОШ № 1»

    ____________/ В.В.Шипилова                          

    20.05.2015г.

    Принято

    педагогическим советом

    МБОУ«СОШ №1»

    Протокол № 1

    от 28.08.2015г.

               Утверждаю

    директор

    МБОУ «СОШ №1»

    _________/О.Н. Викарчук

    Приказ от 31.08.2015 г.

     № 210

                                                                     

                                                            

    Рабочая программа

    по окружающему миру

    3 -в класс

                                          уровень: общеобразовательный

    Учитель: Русская Н. А.

    Квалификационная категория: первая

                                                     2015 – 2016 учебный год

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                    Стр.

    1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………. 4
    2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

    критерии оценивания………………………………………………………11

         1.3Перечень учебно-методических средств обучения ……………………….. 18

         1.4Организация внеурочной деятельности учащихся ………………………... 18

    1. Календарно-тематический поурочный план …………………………………..19
    2. Лист корректировки рабочей программы……………………………………   36

    Приложение

    Контрольно-измерительные материалы по предмету…………………………38

    I. Пояснительная записка

            Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
    2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
    3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
    4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
    5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
    6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
    7. Учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2015-2016 учебный год.
    8. Авторской программы  начального общего образования по окружающему  

                           миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова (М:Баласс,2011)

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 3 классе 2 часа в неделю (68 часов в год)

         Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующей цели: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    Главной целью курса является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

    Задачи курса:Знакомство с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Развитие творческого исследовательского характера. Умение понимать окружающий мир, понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

    - развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

    - осознать знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;

    - воспитывать позитивное эмоционально-целостное отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.

    Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.

    1.1 Планируемые результаты  изучения учебного предмета «Риторика»

    Требования к уровню подготовки учащихся

    3 - д класс

    Предметные

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникатив

    ные УУД

    Часть 1. Обитатели Земли

    1-я линия развития–

    уметь объяснять мир:

    – приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

    – приводить примеры взаимосвязей  между живой и неживой природой;

    - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

    – приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

    - перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

    – животных, (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

    2-я линия развития–

    Уметь определять своё отношение к миру:

    -доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

    Часть 2. Моё Отечество

    1-я линия развития–

    уметь объяснять мир:

    – узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

    –отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

    –объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

    –по году определять век, место события в прошлом;

    – отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

    2-я линия развития–

    Уметь определять своё отношение к миру:

    –учиться объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

    1.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    2.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    3.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    3.Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    5.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

    1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    2.Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    3.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

    6.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

    7.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    2.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    3.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    4.Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    5.Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    6.Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Раздел 1: «Обитатели Земли»

    К концу 3-го класса учащиеся должны уметь объяснять мир:

    – приводить примеры  тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов, действия энергии;

    – приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

    – объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

    – приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

    - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных ( насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

    К концу 3-го класса учащиеся должны уметь определять своё отношение к  миру:

    - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

    Раздел 2: «Мое Отечество»

       К концу 3-го класса учащиеся должны уметь объяснять мир:

    – узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

    – отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

    – объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

    – по году определять век, место события в прошлом;

    – отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

    К концу 3-го класса учащиеся должны уметь определять своё отношение к  миру:

    – учиться объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

    Содержание тем учебного курса

    Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

    Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

    Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

    Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

    Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

    Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

    Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

    Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

    Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

    Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

    Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

    Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

    Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

    Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

    Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

    Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

    Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

    Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

    Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

    Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

    Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

    Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

    Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

    Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

    Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

    Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

    Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

    Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

    Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

    Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

    Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

    Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

    История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

    Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

    Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

    «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

    Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

    Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

    Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

    Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства − Москва.

    Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

    Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица − Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

    Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

    Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

    Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

    Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

    Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

    Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

    Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

    Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

    Современная Россия (6 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

    Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

    Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

    Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

    Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

    Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

    Повторение пройденного материала – 4 ч.

         Часы по выбору учителя – 1 ч

    1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

    критерии оценивания

    Обязательные формы и методы контроля

    Иные формы учета достижений

    текущая аттестация

    итоговая (четверть, год) аттестация

    урочная деятельность

    внеурочная деятельность

    - устный опрос

    -  проверочная работа

    -  тестовые задания

    - доклад

    - контрольные работы

    - творческая работа

    диагностическая  контрольная работа

    -анализ динамики текущей успеваемости

    - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

    - активность в проектах и программах внеурочной деятельности

    - творческий отчет

    - портфолио

    - анализ психолого-педагогических исследований

    Формы контроля:

    - самостоятельные работы;

    - проверочные работы;

    - контрольные работы.

    Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.

    Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

    Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:

    1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

    2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

    Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

    Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.

    Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

    1) таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. Например (2 кл.), отметка за задание: «Какое вещество придаёт твёрдость и упругость этим предметам? (нарисованы мяч, надувной круг, надувной матрас)» ставится в графу умения «объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ»;

    2) портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

    Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

    Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности

    Уровень успешности

    Отметка

    Пояснения

    Не достигнут необходимый уровень

    «2» - неудовлетворительно

    Не решена типовая, много раз отработанная задача

    1. Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

    «3» - удовлетворительно

    Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом этапов решения).

    «4» - хорошо

    Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

    2. Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить:

    - либо новые, получаемые в данный момент знания;

    - либо прежние знания умения, но в новой, непривычной ситуации.

    «4+» - приближается к отлично

    Частично успешное решение (с незначительной ошибкой не влияющей на результат, или с привлечением посторонней помощи на любом этапов решения).

    «5» - отлично

    Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

    Третий уровень – особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успех

    3. Максимальный уровень – решение задачи на неизученный материал, которое потребовало:

    -  либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний;

    - либо новых, самостоятельно приобретённых умений.

    «5+» - превосходно

    Частично успешное решение (с незначительной ошибкой не влияющей на результат, или с привлечением посторонней помощи на любом этапов решения).

    «5 и 5» - превосходно

    Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

            Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только решение полноценной задачи.

            За каждую учебную задачу или группу, показывающую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.

            За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

            За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

            Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом пересдачи.        

    В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

    • самоконтроль – при введении нового материала,
    • взаимоконтроль – в процессе его отработки,
    • обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных работ,
    • текущий контроль – при проведении контрольных и проверочных работ,
    • итоговый контроль – включающий два этапа: переводную контрольную работу («минимум») и итоговую контрольную работу (дифференциация учащихся по уровню освоения программы)

    Обучающий, текущий и итоговый контроль знаний разработан в пособии «Проверочные и контрольные работы» и в рабочей тетради авторов А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов.

    Контрольно-измерительные материалы по курсу

    п/п

    Наименование разделов

    Практические работы

    и опыты

    Экскурсии

    Учет знаний

    Часть I

    1

    Вещество и энергия

    Опыт № 1 «Чистые вещества и смеси»

     Экскурсия № 1

    на пришкольный участок

    «Тела природные и искусственные, живые и неживые»

    Проверочная работа № 1

    «Тела и вещества"

    Проверочная работа № 2

    «Энергия»

    2

    Оболочка планеты, охваченная жизнью

    Опыт № 2. «Свойства почвы»

    Проверочная работа № 3

    « Оболочка планеты, охваченная жизнью»

    Проверочная работа № 4

    «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

    3

    Экологическая система

    Экскурсия № 2 на станцию юных натуралистов «Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

    Проверочная работа № 5

    «Жизнь экосистемы»

    Проверочная работа № 6

    «Природные экосистемы»

    Проверочная работа № 7

    «Природные экосистемы»

    Контрольная работа № 1

    «Экологическая система»

    Проверочная работа № 8

    «Искусственные экосистемы»

    4

    Живые участники круговорота веществ

    Практическая работа № 1«Части растений под микроскопом»

    Практическая работа № 2

    «Клетки кожицы лука под микроскопом»

    Экскурсия № 3

    в краеведческий музей «Разнообразие млекопитающих»

    Экскурсия № 4 в краеведческий музей. «Разнообразие растений»

    Проверочная работа № 9

    «Растения»

    Проверочная работа № 10

    «Животные»

    Проверочная работа № 11

    «Животные»

    Проверочная работа № 12

    «Животные»

    Проверочная работа № 13

    «Осторожно: животные!»

    Проверочная работа № 14

    «Прирожденные разрушители»

    Проверочная работа № 15

    «Как нам жить в дружбе с природой»

    Контрольная работа № 2

    «Живые участники круговорота веществ»

    Часть II

    5

    Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

    Практическая работа №3: «Родословное древо моей семьи»

    Проверочная работа № 16 по теме: «Твои родные и твоя Родина»

    6

    Времена Древней Руси,

    Московского государства,

    Российской Империи.

    Проверочная работа №17 по теме: «Времена Древней Руси».

    Контрольная работа № 3 по теме «Времена Древней Руси, Московского государства»

    Проверочная работа №18 по теме: «Времена Российской Империи»             Проверочная работа №19 по теме: «Времена Советской России и СССР»

    8

     Времена Советской России и СССР.

          Экскурсия №5

    В музей им.В.Бианки (исторический отдел)

    Контрольная работа № 4 по теме «Моё отечество»

    Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

    Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир

    Ошибки:

    - неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

    - нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

    - неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

    - неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

    - незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

    - отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

    - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

    - неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

    Недочеты:

    - преобладание при описании объекта несущественных признаков;

    - несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

    - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

    - неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

    - неточности при нахождении объектов на карте.

    Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

    "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

    "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

    "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

    "2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

    Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

    Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

    Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

    В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

    Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

    Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

    Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.

    1.3 Перечень учебно-методических средств обучения

      Для учителя:

    1. Вахрушев,А.А. . Родыгина О.А.Окружающий мир «Обитатели земли» : методические рекомендации – М.: Баласс, 2011г.
    2. Сизова Е.В., Данилов, Д.Д. , Турчина М.Е. Окружающий мир. «Моё отечество»: методические рекомендации. - М.: Баласс, 2011г.
    3. Методическое обеспечение: таблицы по окружающему миру, портреты исторических деятелей, символы России.

    Для учащихся:

    1. Вахрушев,А.А. Окружающий мир. «Обитатели земли»: учебник. – М.: Баласс, 2011
    2. Вахрушев,А.А. Окружающий мир. «Обитатели земли»: рабочая тетрадь – М.: Баласс, 2011.
    3. Вахрушев,А.А. Окружающий мир. «Обитатели земли»: проверочные и контрольные работы – М.: Баласс, 2011.
    4. Данилов, Д.Д. Окружающий мир. «Моё отечество»: учебник. - М.: Баласс, 2011.
    5. Данилов, Д.Д. Окружающий мир. «Моё отечество»: рабочая тетрадь. - М.: Баласс, 2011.
    6. Данилов, Д.Д. Окружающий мир. «Моё отечество»: проверочные и контрольные работы. - М.: Баласс, 2011.

    1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся

    п\п

    Содержание работы

    Количество часов

    Сроки

    1-2

    Выполнение заданий по окружающему для 3 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива»

    2

    сентябрь

    3-4

    Участие в  школьной предметной неделе по экологии

    2

    октябрь

    5-6

     Проект «Гербарий лекарственных трав» Старт

    2

    ноябрь

    7-8

    Работа над  проектом «Гербарий лекарственных трав»

    2

    декабрь

    9-10

    Завершение работы над  проектом «Гербарий лекарственных трав»

    2

    январь

    11-14

    Работа над заданиями по  окружающему миру для 3 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Экзамен по окружающему миру» Обнинск.

    4

    февраль

    15

    Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

    1

    март

    16-19

    Анализ олимпиад по  окружающему миру  текущего года

    4

    апрель

    20

    Сбор и анализ своих достижений в портфолио

    1

    май

    Итого за год: 20 часов.

    За курс обучения в 3 классе планируется провести:

    •  Экскурсий –4 (2 по программе и 2 по выбору учителя)
    • Практических работ – 3
    • Проверочных работ- 19
    • Контрольных работ - 4

    II. Календарно-тематический поурочный план

    учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе В

    №п/п (общий)

    №п/п (по разделам)

    Планируемая дата (понедельно)

    Тема урока

    Оборудование

    Виды деятельности обучающихся.

    Формы контроля

    (к разделу)

    Требования к уровню подготовки обучащихся

    по ФГОС (УУД)

    (к разделу)

    Часть 1. «Обитатели Земли»

    Раздел I. Вещество и энергия (5 часов)

    1

    1.1

    Тела и вещества.  

    Учебник-тетрадь, таблица. 

    Приводить примеры веществ.  

    Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

    Приводить примеры движения под действием энергии

    Личностные УУД:

    -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    Познавательные УУД:

    –   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Регулятивные УУД:

    -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    Коммуникативные УУД:

    -  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Предметные УУД:

    - уметь приводить примеры разных веществ

    - знать что такое энергия

    2

    1.2

    Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1

    «Тела и вещества»

    Учебник-тетрадь.

    3

    1.3

    Экскурсия № 1

    на пришкольный участок

    «Тела природные и искусственные, живые и неживые».

    Папки для сбора растений

    4

    1.4

    Что такое энергия  

    Учебник-тетрадь.

    5

    1.5

    Превращение энергии

    Проверочная работа № 2

    «Энергия»

    Учебник-тетрадь.

    Раздел II. «Оболочка планеты, охваченная жизнью»  (6  часов)

    6

    2.1

    Где обитают живые организмы.

    Учебник-тетрадь, таблица.

    -Характеризовать место обитания живых организмов

    Личностные УУД:

    -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

    -  учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

    Познавательные УУД:

    -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    Регулятивные УУД:

    - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    Коммуникативные УУД:

    -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Предметные УУД:

    - Знать различия экосистем, состав почвы в разных экосистемах

    -Приводить примеры жителей разных экосистем

    -уметь характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества

    7

    2.2

    Большой круговорот веществ.

    Учебник-тетрадь.

    -Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

    8

    2.3

    Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3

    «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

    Учебник-тетрадь, таблица

    -Характеризовать условия, необходимые для жизни растений .

    -Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

    -Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.  

    -Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

    -Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

    9

    2.4

    Обмен веществ в организме

    Учебник, тетрадь.

    -Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами.

    10

    2.5

    Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4

    «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

    Учебник, тетрадь.

    -Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.

    11

    2.6

    Контрольная  работа № 1 по теме: «Живая оболочка планеты»

    Тетрадь для контрольных работ.

    -Применять полученные знания и умения  на уроках в жизни.

    Раздел III «Экологическая система»  (10  часов)

    12

    3.1

    Жизнь экосистемы

    Учебник, тетрадь, таблица.

    -Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) .

    -Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы.  

    -Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы.

    -Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме.  

    -Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

    -Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы.

    -Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности).

    -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников  знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

    -Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

    -Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    -Применять полученные знания и умения  на уроках в жизни.

    Личностные УУД:

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Познавательные УУД:

    -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    Регулятивные УУД:

    - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    Коммуникативные УУД:

    -Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Предметные УУД:

    - Знать различия экосистем, состав почвы в разных экосистемах

    -Приводить примеры жителей разных экосистем

    -уметь характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества

    13

    3.2

    Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа № 5

    «Жизнь экосистемы»

    Учебник, тетрадь.

    14

    3.3

    Экосистема озера.

    Учебник, тетрадь, таблица.

    15

    3.4

    Экосистема болота.

    Учебник, тетрадь, таблица.

    16

    3.5

    Экосистема луга. Проверочная работа № 6

    «Природные экосистемы»

    Учебник, тетрадь, таблица.

    17

    3.6

    Лесные производители. Проверочная работа № 7

    «Природные экосистемы»

    Учебник, тетрадь.

    18

    3.7

    Потребители и разрушители экосистемы леса.

    Учебник, тетрадь.

    19

    3.8

    Экосистема поля. 

    Учебник-тетрадь.

    20

    3.9

    Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 8

    «Искусственные экосистемы»

    Учебник, тетрадь, таблица.

    21

    3.10

    Экскурсия № 2 на станцию юных натуралистов   «Обитатели озера, луга, леса».

    Раздел IV. «Живые участники круговорота веществ»  (13 часов)

    22

    4.1

    Растения производители. Практическая работа № 1 «Части растений под микроскопом».  Проверочная работа № 9 «Растения»

    Учебник-тетрадь.

    Исследуемый материал(кожица лука) микроскоп 5 шт.

    -Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    -Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

    -Определять части цветкового растения.

    -Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

    -Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.

    -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения.

    -Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

    Личностные УУД:

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Познавательные УУД:

    -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Регулятивные УУД:

    -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    Коммуникативные УУД:

    - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    Предметные УУД:

    -Знать о роли растений в природе и жизни людей.

    -Приводить примеры обитателей флоры и фауны родного края.

    -Уметь характеризовать представителей насекомых, рыб, птиц и зверей.

    -Различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    - Знать правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

    23

    4.2

    Животные маленькие и большие. Проверочная работа № 10 «Животные»

    Учебник, тетрадь.

    24

    4.3

    Маленькие рыцари. 

    Учебник, тетрадь.

    -Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.  

    -Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

    -Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

    -Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей.

    -Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных.

    -Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    -Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

    -Проводить наблюдения, во время экскурсии  («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

    -Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

    Всего в I триместре: 24 часа

    25

    4.4

    Первый шаг из моря на сушу.

    Проверочная работа № 11 «Животные»

    Учебник, тетрадь.

    26

    4.5

    На суше – как дома.

    Учебник, тетрадь.

    27

    4.6

    Пернатые изобретатели.

    Учебник, тетрадь, изображения птиц.

    28

    4.7

    Наши братья. Проверочная работа № 12 «Животные»

    Учебник, тетрадь, изображения животных.

    29

    4.8

    Осторожно: животные. Проверочная работа № 13 «Осторожно, животные»

    Учебник, тетрадь, изображения хищников.

    30

    4.9

    Прирождённые разрушители. Проверочная работа № 14 «Прирожденные разрушители»

    Учебник-тетрадь.

    -Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

    -Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).  

    31

    4.10

    Экскурсия № 3

    в краеведческий музей «Разнообразие млекопитающих и растений»

    -Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.  

    -Приводить доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

    -Оценивать влияние современного человека на природу.  

    -Оценивать свою личную роль в охране природы .

    -Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

    -Характеризовать работу людей по сохранению природы.

    -Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях в  время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

    -Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

    32

    4.11

    Как нам жить в дружбе с природой. Проверочная работа № 15 « Как нам жить в дружбе с природой»

    Учебник, тетрадь, таблица.

    33

    4.12

    Практическая

    работа № 2:

    «Клетки кожицы лука под микроскопом»

    Учебник-тетрадь.

    Исследуемый материал(кожица лука) микроскоп 5 шт.

    34

    4.13

    Контрольная работа № 2 по теме:

    «Живые участники круговорота веществ»

    Тетрадь для контрольных работ.

    ЧАСТЬ 2. «Моё Отечество»

    Раздел V. «Твои родные и твоя родина»  (5 часов)

    №п/п (общий)

    №п/п (по разделам)

    Планируемая дата (понедельно)

    Тема урока

    Оборудование

    Виды деятельности обучающихся.

    Формы контроля

    (к разделу)

    Требования к уровню подготовки обучащихся

    по ФГОС (УУД)

    (к разделу)

       35

    5.1

    Введение. Отправляемся в путешествие.

    Учебник, тетрадь, лента времени.

    -Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи,  собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях,  а также о судьбе   представителей разных поколений.

    -Объяснять личное значение («для меня») понятий:   «малая Родина», «Родина», «общество», «государство»,  «Отечество».

    -Находить на ленте времени века,  годы,  точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками.  

    -Выполнять в группе задания   по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны.

    -Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников)  о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

    Личностные УУД:

    -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Познавательные УУД:

    -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

    Регулятивные УУД:

    -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Коммуникативные УУД:

    -Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Предметные УУД:

    - Знать и различать понятия:   «малая Родина», «Родина», «общество», «государство»,  «Отечество».

    -Уметь находить на ленте времени века,  годы,  точку отсчёта (эру) ; соотносить годы с конкретными веками.  

    36

    5.2

    Живая связь времён.

    Учебник, тетрадь, лента времени.

    37

    5.3

    Как считать время

    Учебник, тетрадь, иллюстрации красивейших мест России.

    38

    5.4

    С чего начинается Родина.

    Учебник, тетрадь, фото военных лет

    39

    5.5

    Память о прошлом. Проверочная работа № 16 по теме: ««Твои родные и твоя Родина». Практическая работа №3: «Родословное древо моей семьи»

    Тетрадь для контрольных работ.

    Раздел VI. «Времена древней Руси, Московского государства, Российской империи и СССР»  (21 час)

    40

    6.1

    Когда на Руси появилось государство?

    Учебник, тетрадь, таблица.

    -Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками)  даты  (годы) исторических событий  ;  а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .

    -Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.  

    -Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени ;  а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях,  памятниках культуры,  исторических деятеля.

    -Оценивать некоторые легко определяемые,  однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости,  восхищения или презрения, стыда .

    -Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие»  или только  «хорошие»,  высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

    Практическая работа:

    -Изготавливать бумажные,  пластилиновые,  цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических  явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным , кратким поясняющим текстом  (устным или письменным).

    -Создавать иллюстрированный текст  (лист,  электронная презентация) на тему  «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

    -Описывать свои эмоции  (Н);  свои чувства и личные впечатления от увиденного.

    -Собирать и оформлять информацию (текст,  набор иллюстраций)  о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.  

    -Принять посильное участие в их охране.

    -Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах,  традициях и порядках  (П) родной страны,  полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.  

    -Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием  (выделять главное,  сравнивать, выражать свое отношение)  и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

    -Выполнять в группе задания   по осмыслению или оценке значимого события,  явления прошлого своей малой Родины,  нашей страны  (распределить роли,  добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

    Личностные УУД:

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Познавательные УУД:

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

    Регулятивные УУД:

    - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Коммуникативные УУД:

    - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметные УУД:

    - Знать имена известных исторических деятелей.

    -Уметь находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны.

    - Иметь сведения о культурных богатствах,  традициях и порядках  родной страны.

    41

    6.2

    Когда на Руси появилось государство?

    Учебник, тетрадь, таблица.

    42

    6.3

    «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

    Учебник, тетрадь.

    43

    6.4

    За землю Русскую!  

    Учебник, тетрадь.

    44

    6.5

    «Слово о погибели Русской земли».

    Учебник, тетрадь.

    45

    6.6

    От Древней Руси к единой России. 

    Проверочная работа №17 по теме: «Времена Древней Руси».

    Учебник, тетрадь, таблица.

    46

    6.7

    Земля и люди Московского государства

    Учебник, тетрадь.

    Всего во II триместре: 22 часов

    47

    6.8

    Москва златоглавая

    Учебник, тетрадь, изображения Москвы.

    48

    6.9

    «Хуже грозного царя только междуцарствие»

    Учебник, тетрадь.

    49

    6.10

    «Хуже грозного царя только междуцарствие» Повторение.

    Учебник, тетрадь.

    50

    6.11

    Контрольная работа № 3 по теме: «Времена древней Руси, Московского государства».

    Тетрадь для контрольных работ.

    51

    6.12

    Пётр Великий.

    Учебник, тетрадь, портрет Петра I

    52

    6.13

    Власть и народ в Российской Империи.

    Учебник, тетрадь.

    53

    6.14

    Как Россия у Европы «училась».

    Учебник, тетрадь.

    54

    6.15

    «Гроза двенадцатого года»  

    Учебник, тетрадь, портрет Наполеона Бонапарта.

    55

    6.16

    Император-освободитель. Проверочная работа №18 по теме: «Времена Российской Империи»             

    Учебник, тетрадь.

    56

    6.17

    Россия в огне.

    Учебник, тетрадь.

    57

    6.18

    «К светлому будущему»  

    Учебник, тетрадь.

    58

    6.19

    «Вставай, страна огромная!»

    Тетрадь для контрольных работ.

    59

    6.20

     «Через тернии к звездам». Проверочная работа №19 по теме: «Времена Советской России и СССР»

    Учебник, тетрадь., рисунок «Родина –мать зовёт».

    60

    6.21

    Экскурсия №4 в исторический музей. 

    Раздел VII. «Современная Россия» (8 часов)

    61

    6.22

    Я – гражданин России.

    Учебник, тетрадь, рисунок «Родина – мать зовёт».

    62

    7.1

    Власть народа.

    Учебник, тетрадь, изображения российского флага, герба, текст гимна России.

    -Объяснять значение понятий    «государство», «демократия»,  а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

    -Узнавать государственные символы России  (флаг,  герб, гимн) среди государственных символов других стран.

    -Объяснять символический смысл флага  (цветов),  герба (изображений), гимна (фраз).

    -Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга,  родного региона;  а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.

    -Демонстрировать своё уважение  (вставать)  при прослушивании гимна России и гимнов других стран

    Личностными УУД:

    -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Познавательные УУД:

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 

    Регулятивные УУД:

    -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

    Коммуникативные УУД:

    - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметные УУД:

    -Знать значение понятий:  «государство», «демократия»; государственные символы России  (флаг,  герб, гимн).

    -Уметь объяснять символический смысл флага  (цветов),  герба (изображений), гимна (фраз); исполнять гимн России.

    63

    7.2

    Кто в государстве самый главный?

    Учебник, тетрадь, портрет президента России.

    64

    7.3

    Народы России.

    Учебник, тетрадь, таблица.

    65

    7.4

    Наш общий дом.

    Учебник, тетрадь, таблица.

    66

    7.5

    Как нам жить?  

    Учебник, тетрадь.

    67

    7.6

    Контрольная работа № 4 по теме: «Моё Отечество»

    Тетрадь для контрольных работ.

    68

    7.7

    Обобщение  по теме: «Моё Отечество»

    Учебник, тетрадь.

    69

    7.8

    Обобщение  по теме: «Моё Отечество»

    Учебник, тетрадь.

    70

    7.9

    Обобщение  по теме: «Моё Отечество

    Всего в III триместре: 24 часа

    ИТОГО по 2-м частям: 70 часов


    III. Лист корректировки

    Дата корректируемого урока по плану

    Дата корректируемого урока по факту

    Содержание  корректировки

    Обоснование корректировки (Реквизиты документа

    (дата и № приказа) или пояснение учителя)

    Подпись заместителя руководителя по УВР

    -



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

    Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

    Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

    Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...