Технологическая карта урока "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по окружающему миру в форме заседания клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_._okruzhayushchiy_mir_2.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель 2 «Б» класса Галицкова Т.А.   МОУ СОШ №3

Заседание  интерактивного клуба №1

«Мы и окружающий мир»

Тема:    Свойства воздуха.

Тип  заседания Урок решение частной учебной задачи  

Цель: формирование знаний учащихся об основных свойствах воздуха и его составе

Задачи: показать учащимся, как проводятся опыты и фиксируются результаты наблюдений, формирование знаний о кислороде, как о  «живом газе»; развитие умения понимать поставленную учебную задачу; сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие интереса к  окружающему миру; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Представление о результатах

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; умение  рефлексировать свои действия.

Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно делать выводы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных  учебных задач.

Предметные результаты: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы  работы по плану; составить и сформулировать правила  для проведения опыта;   развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

Межпредметные связи

 окружающий мир, Изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

мультимедийное оборудование

 Учебники « Окружающий мир» часть 1 - Перспективная начальная школа, тетради для самостоятельной работы,  шарики , стаканы с водой, соломинки, пустая пластиковая бутылочка.

Организация пространства.  

работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

 

Технологическая карта  урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности

Цель: вхождение в контакт; создание положительного эмоционального настроя и уверенности в собственных силах, создание ситуации успеха.

  Сегодня ребята нас ждёт встреча с окружающим миром. Мы проведём первое заседание интерактивного клуба «Мы и окружающий мир». Нам понадобятся - внимание, активность, а главное хорошее настроение. Это залог успеха. Остаётся пожелать вам отличных ответов.

Для ведения заседания нам надо избрать председателя. Я предлагаю  Антона Ушакова.

- Кто « за»? Прошу голосовать.

- Председателя прошу занять своё место.

Подготовка класса к работе.

Эмоциональный настрой.

Коммуникативные:

-совместно договариваться о  правилах общения и поведения в  классе и следовать им.

Личностные:

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

2.Мотивация и актуализация знаний

Слайд №2

 Учитель  помогает председателю клуба,  показывает слайд.

Ребята, вопрос прозвучал? Кто ответит?

Председатель: Приглашаю вас принять активное участие в  первом заседании клуба «Мы и окружающий мир». Предлагаю  открыть первое заседание клуба.

Какая будет тема нашего заседания, вы скажете, послушав стихотворение

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим

- О чём же пойдёт речь?

Председатель:

Правильно, о воздухе!

Коммуникативные:

- научиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика).

3.Этап целеполагания

. Постановка учебной задачи, разработка плана действий.

Цель: создание ситуации открытого незнания, обозначение детьми своего незнания, круга явлений, которым дети пока не могут дать объяснение.

Организует диалог-целеполагание.

Ставит проблемные вопросы

Ребята!

Давайте определим задачи нашего заседания.

 -Что нам нужно вспомнить, чтобы достичь цели урока?

Мы должны:

  1. Познакомиться с правилами проведения опытов  
  2. Проводить опыты  на уроке.
  3. Сделать выводы по каждому опыту.
  4.  Подготовить сообщение о свойствах воздуха  

Слайд №3        

Познакомьтесь с правилами проведения опытов.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 

Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 

Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему. 

Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 

Председатель: Тема     заседания клуба: « Свойства воздуха».

Что вы знаете о воздухе?

Вижу, что вам интересна эта тема.

  Прочитайте в учебнике стр. 45 задание для всех присутствующих.  

 

  

Регулятивные:

- учиться планировать учебную деятельность на уроке.

4.  этап: Постановка учебной задачи

Воздух – среда нашего обитания, без воздуха наша жизнь невозможна. От качества воздуха в огромной мере зависит качество жизни, и это стоит того, чтобы познакомиться с воздухом поподробнее.

Думаю, что сегодня на уроке вы сделаете немало открытий о воздухе. Для этого я предлагаю   сразу приступить к разгадке тайны воздуха. Готовы?

Сегодня мы с вами исследуем состав воздуха, его некоторые свойства,  проведём ряд опытов, будем учиться работать в команде дружно.

 Председатель:

Оказывается, мы не всё знаем о воздухе

Давайте предоставим слово учителю для знакомства с темой.

Личностные:

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  

делать выбор, какой поступок совершить.

  Коммуникативные:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

5. этап: Построение проекта выхода из затруднения нового знания с помощью практической работы

Цель: формирование знаний о свойствах воздуха; решение творческих задач по теме воздух; развитие умения смело высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Демонстрация опытов

Воздух окружает вас со всех сторон.

Вы его видите? Но можешь почувствовать? Как?

Проведём первый опыт.

Слайд № 3

Возьмите тонкую тетрадь и слегка помашите ей. Что произойдёт?

( Ответы детей. )

Вывод  ( дети).

Физминутка

Поиграем с воздухом

 2. Полёт птицы

 Представьте, что вы птицы.  Полетаем как птицы.

 

Учитель:

  В учебнике закройте ладошкой  цветную полоску. Вы видите что- нибудь.  Ладощка непрозрачна. Уберите ладошку. Видишь полоску?   Это о чём нибудь  говорит?

Слайд №4- 5 -6

Дети!

Проведём ещё опыты. Посмотрите на слайд. Как проводят опыты дети. Проведём и мы их.

Опыт с о стаканом с водой и соломинкой, с бутылкой воды в прозрачной ёмкости.

(Организует работу в группах)

После проведения опыта. Что происходит? Объясните?

Учитель:

Что такое воздух?  

 Слайд № 7

Посмотрите на  слайд.

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа.

Физминутка

Поиграем с воздухом

  1. Представьте, что у вас  шарик. Попробуйте поднять его в воздух, как можно выше.

Учитель:

У меня в руках воздушный шарик. Но он не летит. Что надо сделать чтобы он стал легче?

Ответы детей.

Чтобы воздушный шар взлетел, необходимо его наполнить  горячим воздухом. Дайте этому объяснение.

 

Учитель:

Если надуть воздушный шар, немного закрутить, но не завязывать отверстие, а потом отпустить, то _____________. Почему?  

 Это реактивное движение.

Дети проделывают простейший опыт

- Это колебание воздуха.

Вывод – это говорит о том , что воздух окружает вас со всех сторон.

Физминутка

  1. Дети машут руками вверх и вниз

Председатель:

А как можно доказать что воздух прозрачен?

Дети  проводят опыт по заданию учителя в учебнике  

Председатель:

Воздух прозрачен,  бесцветен

 Группа  детей проводят опыты  с соломинкой и с бутылкой воды перед классом на специальном столике для показа опытов.

  1. Через соломинку  пускают воздух в стакан с водой  
  2. Пустую бутылочку опускают в прозрачную ёмкость и слегка нажимают на неё.

Ответы детей. Воздух есть везде. Мы это доказали.

  

Председатель:

Для чего же нужен кислород?

Ответы детей

Председатель: Кто хочет добавить что-то, дополнить?

Ответы детей.

Физминутка

  1. Дети  дуют на «шарик» и поднимают её  вверх

Ответы детей.

(тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх)

Докажем это на опыте. Группа детей надувает шарик и отпускает его.

Ответы детей.

Отпущенный развязанный шарик улетает со свистом за счёт выталкивающей силы  выходящего из него воздуха.

Познавательные:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6. этап   Первичное закрепление

Слайд №8

Учитель:

Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека

Как человек и где использует свойства воздуха?

 

Ответы детей по рисунку на слайде.

Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками   словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

7. этап

Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд № 9

Чистый воздух не имеет запаха. Но всегда ли он чистый?

 

Слайд №10- 11-12-13

Запах гари, дыма …. – загрязнения воздуха.

Где легче дышать: в лесу или в большом городе?

Как помочь людям?

 

К этому уроку вы приготовили рисунки , знаки в защиту  чистого воздуха.

  Покажите свои работы. Выскажите своё мнение.

( На доске вывешены все работы учащихся)

А как называются люди, которые защищают  окружающую среду? А науку?

Обратимся к толковому словарю за разъяснениями этого слова.

Председатель

Я хочу обсудить тему загрязнения воздуха. Ведь на улице появилось много машин

Самостоятельная работают в парах, группах,  взаимопроверка

Ответы детей:

Это взрослые могут сделать. А мы? Будем  заботиться о растениях, проводить беседы.  

Показ рисунков и комментирование их.

Ответы детей.

Экология.

Зачитывают информацию  из толкового словаря учебника «Русский язык» часть -2

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения

8.Рефлексия деятельности

Цель: обобщение результатов исследования свойств воздуха,            подведение итога урока, оценка результатов деятельности. 

Какие практические исследования мы делали и зачем?

В тетрадях обведите свойства воздуха, о которых вы узнали на уроке?

Все ли свойства вы выделили? О каких свойствах мы не упомянули?

Где вы сможете найти ответы на свои вопросы?  

О чём вы сможете рассказать  друзьям, родителям, знакомым?

Направляет мысли, выслушивает ответы, организует взаимо и самооценивание

Дети отвечают на вопросы учителя.

Председатель

-Оцените,  на  сколько, заседание  было полезно и познавательно для вас.

Дети  оценивает себя и других,  , аргументирует оценку.

Заседание клуба закрыто.

 

Личностные:

- оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Свойства воздуха

Предмет: окружающий  мирКласс: 2 «б»Учитель: Мильцен Валентина НиколаевнаАвтор учебника: Н.Я Дмитриева, А.Н. КазаковТема урока: «Свойства воздуха. » ( Урок исследование)Дидактическая цель: ...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"

Актуализировать знания учащихся по данной теме.Показать опытыВыяснить какими свойствами обладает воздух.Как свойства воздуха использует человек.Каким образом деятельность человека влияет на окружающую...

Технологическая карта урока: "Свойства сложения" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель: формирование у обучающегося представлений о группировке слагаемых.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с группировкой слагаемых.2. Отрабатывать умения и навыки сложения.Развивающи...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его свойства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с воздухом, его составом и свойствами; формулирование понятия о ветре и причинах его возникновения; ознакомление со значением воздуха для живых орган...

Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"

Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"...