Тематическое планирование внеурочной деятельности Юный эколог 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

        Программа курса «Юный эколог»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_4kl.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа курса «Веселые нотки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 34 часа).

Продолжительность занятия – 45 минут.

В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов -  33учебные  недели.

4 класс – 33 часа.

        Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

        В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

 

1.Уроки творчества (литературные постановки на экологическую тему).

2.  Викторины, конкурсы, кроссворды.

3.  Проведение «минуток» по  технике безопасности.

5. Участие в школьных и городских конкурсах по экологии и краеведению.

6. Экскурсия в природу.

7.  уроки-диспуты.

8. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.  

В программу включены: темы занятий, содержание работы,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Учебно – тематический план  4 года обучения (1 час в неделю)

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1

Что такое экология?

5

2

 Личностные УДД:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Познавательные УДД:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Коммуникативные УДД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

2

Растения Московсой области

5

1

3

Птицы Московской области

5

1

4

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

9

5

Экология и здоровье.

4

1

Учебно – тематическое планирование 4-й год обучения

                   Тема занятия

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Что такое экология?

7

1

Мир глазами эколога

1

Дети узнают об экологических связях между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальных проблемах экологии. Что такое экологическая катастрофа.

03.09.(чт)

2

Земля – наш общий дом.

1

Дети узнают о связи живого и неживого.

10.09.

3

Экологическая игра  «Не проходите мимо!»

1

17.09.

4

Мы любим свой город

1

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

Пути решения экологических проблем города.

24.09.

5

«Охрана природы – твоя обязанность».

1

Дети узнают о том что необходимо охранять природу.

01.10.

6

Осенние приметы. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу.

1

Дети вспомнят приметы осени, полюбуются красотой природы.

08.10.

7

Путешествие в мир живой природы. Игра.

1

Дети научатся играть  в природе, развивать сое воображение, активизировать имеющиеся знания

15.10.

Растения Московской области.

8

Путешествия с культурными растениями.

1

Дети узнают какие культурные растения выращивают в Московской области

22.10.

Итого за 1 четверть

8

Примечание

9

Зеленая» аптека.

1

Познакомятся с лекарственными растениями

05.11.

10

Красная книга растений.

1

Узнают какие растения Московской области занесены в красную книгу

12.11.

11

Самые, самые, самые… (растения-рекордсмены)

1

Дети познакомятся с растениями рекордсменами

19.11.

12-13

Защита экологических проектов «Растения Московской области»

2

26.11.

03.12.

Птицы Московской области

14

Многообразие птиц. Урок-викторина. «Знаешь ли ты?»

1

Вспоминают птиц родного края, узнают новых.

10.12.

15

Никто не думал, что они исчезнут.

1

Дети узнают исчезнувших птиц области.

17.12.

16

 Птицам нашу заботу! Изготовление скворечников, кормушек

1

Дети узнают необходимые условия для жизни птиц.  Поучатся делать кормушки из подручных материалов

24.12.

17

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1

Познакомятся с заповедниками края, поучатся создавать экознаки.

31.12.

Итого за 2 четверть

9

Примечание

18-19

Защита экологических проектов «Птицы Московской области»

2

Дети научатся выполнять проекты и отстаивать свое мнение.

14.01.

21.01.

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

20

Звери, обитающие на территории нашей области.

1

Познакомятся  со зверями Московской области,их особенностями строения и питания, повадками.

28.01.

21

Охрана животных. Урок-путешествие. Заочная экскурсия в заповедник.

1

Заочная экскурси в заповедник Зубров.

04.02.

22

«Братья наши меньшие». Изготовление книжек-малышек.

1

Практическое изготовление книжек малышек.

11.02.

23

«Правда ли это?». Занимательные факты из жизни животных. Самые, самые, самые… (животные-рекордсмены)

1

Дети узнают необычные факты из жизни животных

18.02.

24

«Хочу все знать». Решение экологических задач.

1

25.02.

25

Лес – наше богатство. Дом для животных и растений. Проблема пожаров.

1

Дети узнают о причинах возникновения лесных пожаров и способах  их тушения.

03.03.

26

Красная книга области. Заповедники и заказники Московской области. Создание экознаков.

1

Дети научатся воплощать свои знания, чувства в экознаках.

10.03.

Итого за 3 четверть

9

Примечание

27-28

Защита экологических проектов «Звери, обитающие на территории нашей области.»

2

Дети научатся выполнять проекты и отстаивать свое мнение.

24.03.

31.03.

Экология и здоровье.

29

Экология и здоровье. Обсуждаем примеры экологических катастроф. Изготовление эмблем по охране здоровья.

1

Обсуждение катастроф. Дети учатся высказывать свое мнение.

07.04.

30

Представление о радиоактивном загрязнении среды.

1

Дети получат представление о радиации. Радиактивном загрязнении.

14.04.

21.04.

31

Операция «Внимание, мусор!»

1

Экология устами младенца. Учимся передавать свои знания.

28.04.

32

Водные ресурсы Москвы и области.

1

Проблема пресной воды. Экологические прогнозы.

05.05.

33

Это зависит от нас с вами.

1

13.05.

20.05.

Итого за 4 четверть

9

Примечание

Итого за год

35

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Атлас-определитель От земли до неба. А.А.Плешаков. М.Просвещение 2014.

2. Великан на поляне или первыеи уроки экологической этики. А.А. Плешаков. М. Просвещение 2012

3.Зеленые страницы. Пособие для учащихся.А.А.Плешаков. М. Просвещение 2012

4.Экологический букварь. С.В.Рянжин. Санкт-Петербург. Пит-Тал 1996

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Презентации.
  2. Аудиозаписи.

Оборудование:

1. Видеопроектор.

2. Интерактивная доска.

3.  Компьютерная техника

4.  Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 5. Экспозиционный экран.

Предполагаемая результативность курса:

1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.

 Прогнозируемые результаты

            В результате прохождения программы «Юный эколог» у четвероклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.          

Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:

-  действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

   Обучающий получит возможность для формирования:

-  личностного самоопределения

- развития Я- концепции

- смыслообразования

- мотивации

- нравственно-эстетического оценивания

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

Обучающийся получит возможность:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки"  для 1-2 классов. В планирование  представлены  теоретические  и практические занятия; включены разделы: р...

"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс

Программа разработана на основе различных информац. источников...

тематическое планирование внеурочной деятельности во 2 классе

В тематическом планировании для 2 класса отражены цели, задачи и мероприятия по 5 направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному и спортивно-оздоровительному....

тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы

Полное  развернутое тематическое планирование кружка "Самоделкин"...

Тематическое планирование Внеурочно деятельности 2-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной вколы "Инфознайка" - 2-3 классы...

Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности " Юный шахматист" для 1 класса

Программа для младших школьников «Юный шахматист» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственног...