Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Грибовская Татьяна Анатольевна

Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс.

Тема: Что такое почва?

Цель: Создать условия для формирования понятия почвы.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации.
  • обозначить представление о почве, ее образования и составе.
  1. Личностные:
  • продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
  • воспитывать бережное отношение к природе

3.Метапредметные:

  • формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий.
  • устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать
  • развивать наблюдательность, умение делать вывод
  • развивать умение участвовать в диалоге и передаче информации языковыми средствами.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, горелка, пробирки, почва, коробка для посылки, вода, стеклянные палочки, спички, компьютерная презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.План урока.

  1. Что такое почва?

Что еще хотели бы вы узнать о почве?

Ответ: из чего состоит почва?

  1. Состав почвы.

А знаете, как почва образуется?

Ответ: мы хотим и узнать как образуется почва.

3.Образование почвы.

Ребята, как вы думаете, зачем человеку почва и надо ли ее охранять?

4.Охрана почвы

5.Работа по теме урока.

6.Работа с учебником.

Дети, откройте учебник на странице 64 и внимательно рассмотрите иллюстрацию, а также найдите ответ на первый вопрос: «Что такое почва?»

Зачитывает определение 1 группа в словаре. Дали ответ на первый пункт плана. Рассмотрев иллюстрацию, ответим на вопрос. Какое значение почва имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве? Мы с вами сказали, что почва это плодородный слой. Что такое плодородие? Найдите ответ в учебнике.

Учитель: Почему почва плодородна?

Дети: Потому что в ней есть питательные вещества.

Мы с вами должны доказать свои предположения, для этого мы выдвигаем гипотезу: Что необходимо растениям для жизни? А какие условия нужны растениям для жизни? (вода, воздух, питательные вещества – соли.)

Мы с вами сегодня работаем в учебной лаборатории и должны узнать состав почвы.

Выполняем второй пункт плана.

3.Практическая работа.

Цель исследования:

  • узнать из чего состоит почва.
  • наблюдать за почвой в опытах.
  • выяснить из чего состоит почва
  • делать выводы и записать их в тетрадь

Опыт №1, №4. Будите выполнять в группе (правило работы в группе)

Руководитель группы раздает листок с заданием. Каждую группу заслушиваем (проверка по учебнику страница 65).

Опыт №1. Есть ли в почве воздух?

Описание опыта. Бросаем небольшой кусочек почвы в пробирку с водой. Наблюдаем появление пузырьков. Вывод – в почве есть воздух.

Опыт №2. Есть ли в почве вода?

Описание опыта. Нагреем почву. Над ней установим стекло. Что видите на стекле? Попробуйте сделать вывод.

Опыт №3. Есть ли в почве перегной?

Описание опыта. Прогреем почву очень сильно. Что видите, чувствуете. Попробуйте сделать вывод.

Опыт №4. Есть ли в почве песок и глина?

Описание опыта. Прокаленную почву положим в стакан с водой.  При размешивании стеклянной палочки на дне образуется осадок. Это означает, что в почве содержатся песок и глина.

Опыт №5. Есть ли в почве соли?

 Описание опыта. Профильтруем через салфетку воду, где была почва. Несколько капель поместим на стекло. Что видим? Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Сделайте вывод.

Из чего состоит почва?

Состав почвы: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Доказали, что в почве есть всё, что нужно растениям для жизни.

Выполнили второй пункт плана.

Учитель: Кому понравилась работа в группах, поднимаем руки. А кому было не очень комфортно во время работы?

Переходим к работе над третьим пунктом плана. Как образовалась почва?

Учитель: Ко мне выходит один помощник, а вы отвечаете хором.

Чтение сказки.

Жила-была маленькая гора. Её согревало ласковое солнышко, нежно обнимал легкий ветерок. Гору часто поливал теплый дождик.

Но вот пришла разноцветная осень. Днем гору еще согревало солнышко. Но ночью прилетал злой северный ветер. Он приносил с собой холодный дождь.

Осень сменила морозная зима. И снова наступила долгожданная весна, днем веселыми ручейками и ласковыми солнышком, ночью с холодами.

Ах, как не нравились горе эти перемены! Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. Всё это не прошло даром: у горы появились морщины-трещины.

Она очень переживала и плакала, трещины становились всё глубже и глубже…ветер часто проносил над горой тучи песка. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось и зёрнышко травы…Вскоре дождик полил его, и выросла зелёная травка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе упала. Зимой под снегом высеялись новые зёрнышки, а стебельки сгнили. И так повторялось тысячи лет.

Из перегнивших трав и лишайников образовалась почва.

Вскоре от горы ничего не осталось. Вот так и образовалась почва.

4.Физкультминутка на основе сказки

И мы сейчас повторим превращение. Дети присели на корточки, затем медленно встали, вытягиваем руки вверх, встаём на цыпочки. Потом постепенно приседаем и снова на корточки.

5.Первичное закрепление изученного.

После прочтения.Работа в парах.

Давайте проследим за процессом сгнивания стебелька. Дети выкладывают цепочку из карточек, затем проверяется работа. Теперь мы знаем, почему грустит и печалится маленькая горка. Как же образуется почва?

Ответили на третий пункт плана.

Учитель: Юные сотрудники, научной лаборатории как вы считаете, нужно и защищать почву от разрушения? Как можно спасти почву и кто занимался этой проблемой, расскажет Настя.

Слушаем доклад на тему: «Кто занимался проблемой спасения почвы от разрушения»

Учитель: Сможет ли человек прожить без почвы?

Значение почвы

П – слой жизни

П – наша кормилица

П – чудесная кладовая

П – это царство растений и животных

Умники! Почва – это богатство, которое нужно беречь.

Таким образом, мы выполнили все части плана. Мы с вами хорошо потрудились в учебной лаборатории. Кто оценил свою работу на «5», на «4», на «3». В группе оцените работу. Руководители в группе, а  кому в ваших группах можно поставить оценку за работу на уроке. Учитель выставляет оценку.

6.Рефлексия: сценка.

Поведение итогов урока. Что такое почва? Из чего состоит почва? Как образуется почва? Что особенного понравилось на уроке?

Рефлексия: украсим нашу полянку цветами.

7.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Тестовая работа по окружающему миру на тему "Почва" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный тест в форме презентации поможет быстро проверить усвоение учащимися темы "Почва"....

Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс...

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Почва" (3 класс)

Проверочная работа в тестовой форме по окружающему миру на тему "Почва" для 3 класса....