Дневник наблюдений
консультация по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье описано зачем нужен дневник наблюдений в начальной школе, предложен вариант его оформления, критерии оценивания ведения дневника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 919.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по ведению дневника наблюдений за погодой
Почему необходимо вести дневник?
Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.
Зачем нужно вести дневник наблюдений?
Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.
Как подготовить дневник?
Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на шесть равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.
Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?
- Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.
- Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.
- Отметить в дневнике наличие осадков. Если осадков нет, поставить прочерк.
- Записать направление ветра.
Какие условные знаки использовать в дневнике?
Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Направление ветра указывать буквой, например, для северного ветра в соответствующую графу записывать С, для южного – Ю. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +170С или – 170 С.
Условные знаки в дневнике наблюдений
Ясно | Снег | Метель | |||
облачно | Иней | ∪ | Радуга | ||
Пасмурно | Туман | Град | |||
Дождь | Гроза |
Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица может быть начерчена карандашом. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте или готового дневника наблюдений. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.
Нормы оценок
«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.
«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.
«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.
«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.
Месяц______________________год___________________
Число | Облачность | Температура | Ветер | Осадки | Явления |
Итоги наблюдений за месяц
- Сколько было ясных дней?___________дней
- Сколько было пасмурных дней?________дней
- Сколько дней было с осадками?Какими?
______________ дней с дождем
______________ дней со снегом
- Сколько дней было с положительной температурой?________дней
- Сколько дней было с отрицательной температурой?_________дней
- Самый теплый день________________________t=_______0C
- Самый холодный день______________________t=_______0C
- Сколько дней дул северный ветер? ______________дней
южный ветер? ________________дней
западный ветер? ______________дней
восточный ветер?_____________дней
- Определи дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник наблюдения за птицами
Мы с 4 классом участвовали в акции "Кормушка" фотографировали, рисовали , наблюдали. По городу за акцию заняли 2 место...

Дневник наблюдений "Помощь учащихся 2А класса зимующим птицам нашего края.
Ребята нашего класса любят природу, часто ходят на экскурсию в парк, слушают пение птиц. Но вот выпал снег и нашим друзьям стало холодно. Чтобы помочь птицам мы развесили кормушки и решили понаб...

Презентация проекта "Дневник наблюдений "Поведение большой синицы на кормушке" 2013 г
Большая часть наших синиц — птицы чисто лесные. Жизнь их тесно связана с деревьями. Подобно дятлам, они не любят открытых пространств и по возможности их избегают.Любовь к этим озорным птичкам п...

«Прогнозирование погоды (дать понятие о народных предсказаниях), работа с дневником наблюдения (направления ветра, температуры воздуха и т.д.)»
Конспект практической работы (рабочий лист для уч-ся) по познанию мира....
Дневник наблюдений классного руководителя.
Дневник наблюдений классного руководителя. Анкеты, тестирования для учащихся....
Дневник наблюдений за растениями
Дневник наблюдений за растениями...