Занятие кружка "Мой край" на тему: Животные степей
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Бондарь Галина Николаевна

 

Сценарий занятия кружка

номинация: "Лучшее внеклассное мероприятие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx749.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Пояснительная  записка

Кружок «Мой край»   (1-4 кл.)

Руководитель кружка: Бондарь Г.Н.   

Цель: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить ребят с культурными учреждениями района, области; историей возникновения и развития малой родины.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

 Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов  мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания программы дополнительного образования  по краеведению возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что Кружок «Мой край» поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, познать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.

         По утверждению многих  учёных человечество  идёт к экологической катастрофе. За последние  десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды    приняли глобальный характер. По вине человечества гибнут не только  птицы, но и животные, вся природа. Мало не делать  зла - нужно делать    добро. Только тогда мы будем счастливы и спокойны.

       Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А наше село  Антоновка - лишь маленькая частица России. Это наша малая Родина. И  нам всем надо очень постараться, чтобы природа нашего края,  не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

         Все мы — и дети, и взрослые — дети одного большого царства Природы.

         Как сохранить природу?

         Как жить с нею в согласии?

        А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?

Список использованной литературы

Герасимов  В.П.  Животный мир нашей  Родины. М.,1985

Леснов  П.А. Любопытные рассказы о диких зверях. М.,1975.

Акимушкина И.И. Мир животных.  М., 1975

Черкасова Е.В.  Радуга над полем.  Саратов 2007

Сабунаев  В.Б. Занимательная зоология.  Л.,1976

Тема:  Животные степей.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, создать условия для уточнения и расширения представлений о степных диких животных, развития умений находить отличительные признаки степных диких животных; способствовать развитию речи, логического мышления, познавательного интереса, воспитанию любознательности,  интереса к чтению дополнительной литературы о животных. Воспитывать бережное отношение к природе, понимания  значимости  животных для человека и нашей планеты.

Планируемые результаты: обобщать полученные представления о животных; уточнять представления о том, что любое животное живёт, научатся приводить примеры диких животных, характеризовать животных, выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД:

 формировать интерес к изучению родной природы;

 понимать важность заботы о животных;

проявлять  готовность следовать нормам природоохранного поведения

       повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

       Различать по внешним признакам животных степной зоны;

перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на занятии;

наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

работать с картой. атласом;

знать и распознавать на наглядных образцах животных;

        работать со справочной литературой и находить нужные сведения о животных.

 

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

составлять свой небольшой рассказ о животных.

Регулятивные УУД:

проговаривать в логической последовательности свои действия;

учиться делать самооценку своей деятельности на занятии.

Методы и формы работы: частично-поисковый, исследовательский, практический; работа в группах, фронтальная и индивидуальная работа.

Техническое оборудование:

ПК,  презентация “Животные степей”

Напечатанные крупным шрифтом слова – ХОЧУ, НАДО, МОГУ.

Иллюстрации с изображением животных, рисунки учащихся, маски, глобус, карточки, географическая карта.

                                                     Ход   занятия

1. Организационный момент

     Первый лучик, нежный лучик,  заглянул он  к нам  в оконце

     И  принес в своих ладошках  теплоту, частицу солнца.

   (Дети берутся за руки и поднимают руки вверх, как лучи солнца). Почувствуйте себя теплым, солнечным лучом, ваше тепло через руки передается друг другу.

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

              Интересное  занятие сегодня у нас,
             Придётся всем думать и рассуждать.
             Вам, я думаю, всё по плечу,
             И знаю, что каждого ждёт свой успех,
             А я, как всегда, болею за всех!

        И  я хочу  начать  наше занятие с житейского завещания наших  предков:

       «Будь  милостив  ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое, помогай  ей вечно  цвести и плодоносить, дабы земля не стала пустынею и адом».   Слайд

   - Как вы понимаете завещание наших предков? (Ответы детей)

- Через несколько лет вы  станете  взрослыми  и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и  везде - наша обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо знать…

 

2. Актуализация  знаний  детей

    - Каждому человеку нужно любить и беречь свою Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному посёлку и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ  МАЛОЙ РОДИНЕ.

    Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.  Словом, малая Родина у каждого своя!

       Родина- улица наша и дом,

       Где ты играешь с любимым котом,

       Где твой излюбленный ящик с песком,

      Луг, чтоб бежать босиком,

      Речка со светлым леском,

      Зимний денёк со снежком,

      Лёд под блестящим коньком,

       Садик и школа потом.

                              М.Линнамячи

 Проверим,  хорошо ли знаете свою малую родину.

1. Как называется посёлок, в котором мы живём?

2. Как называется район, где расположен наш посёлок?

3. Кто родился здесь ?

Многие из вас родились и живёте в с. Антоновке. Поэтому, для большинства из вас  Антоновка является вашей МАЛОЙ РОДИНОЙ.

4. Назовите улицы посёлка.

5. Назовите улицу, на которой живёте вы?

6. Назовите детский сад, который вы посещали?

7. Какая называется  наша  река ?

8. По какой улице  расположена  ваша школа?

9. Сколько этажей в нашей школе? (3)

10. На каком этаже находится ваш кабинет?(2) Столовая? (1) Раздевалка? (1)

11. Назовите достопримечательности  нашего посёлка, района?

 Как называется наш кружок?       «Мой край»

Что мы изучаем на кружке?   Почему  мы  изучаем  свой  край?

Наш девиз:  Любить и охранять родную природу

Наша клятва.

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда.

Что же  мы будем делать на занятии с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все  загадки  разгадать

Научитесь наблюдать.

Будем  вместе  развивать  качество – внимательность.

А  поможет  всё  узнать  наша  любознательность.

Только  вместе, только  дружно

Изучать  природу нужно!

 Ребята, а почему нужно изучать природу?

Почему нужно беречь природу?

             Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.   Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.   Природа – дом для зверей и птиц, кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Вот почему охрана природы и правильное использование природных ресурсов нашей страны – одна из главнейших государственных задач.

3. Повторение правил поведения в природе.

- Как нужно вести себя в природе?

Вспомним  правила  поведения в природе.

4.   Сообщение о погоде.

       1. (Время года, месяц, погода)

       2.Обобщение знаний о весне.

 - Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.

 - Ребята,  вспомним всё, что происходит   в неживой природе с приходом весны?

  -Что мы ещё  наблюдаем? (стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды)

- Первый признак весны - какой?  (потепление.)

- Что же происходит со снегом?

 (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)

- Что происходит в живой природе? (оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные). Долговременная память

- Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение?

 Давайте проверим наши предположения.

- Что мы можем увидеть с вертолета весной ?

- Какой цвет преобладает  весной? (Зеленый, яркий, цвет весны)

- Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?   Выслушиваются мнения детей.

- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.

Потепление – проталины – насекомые

- А что  будет потом…..?

5.Чтение учителем стихотворения «Весна»

   Весело аукнула
  Из   степи  весна,
  Ей  откликнулась
 
 Из норы  лиса.
 Поскакали зайки к ней,
 Прилетел к ней грач;
 Покатился ёжик вслед,
 Как колючий мяч.
 Всполошилась белочка,
 Глянув из дупла, -
 Дождалась пушистая
 Света и тепла!
 Гордо приосанился
 Посветлевший  сад;
 На ветвях коричневых
 Грянул птичий хор.  

- О каких животных рассказывает автор?                                                                                               (лисе,  зайце, еже, граче, белочке, птицах)

- У  нас  их можно увидеть?

6. Формулирование  темы   и цели  занятия.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на занятии, может кто-то  из вас сможет назвать тему  нашего занятия? (Животные)

 - А   каких  животных  мы будем изучать?        

  (Животных, которые  живут в нашей зоне  степей)

-  Цель нашего  занятия?            

- Какие задачи  мы поставим перед собой?

 -О чём будем говорить?

 - Сегодня на мы поговорим о  зоне степей, о животном   мире  степей.

- Чему мы будем учиться на занятии?

- Отгадайте  ребус      (Животные)

- На какие две группы их можно разделить?              (Дикие и домашние).
- Как вы думаете, всегда ли на Земле существовали домашние животные?                                       (Нет. Их  приучил человек.)

Можно брать диких животных домой?

(Закон об охране животного мира запрещает изъятие диких животных из природной среды)

- 4 октября это праздник..?

 ( 4 октября,  праздник– день защиты животных. )

- Это праздник всего живого. В этот день мы радуемся тому, что у нас в домах живут замечательные четвероногие, пернатые, хвостатые друзья.

- На какие ещё группы делят всех животных?

7. Работа с картой.

  - На что похожа наша Земля?   Глобус  это….?     (Модель земли)

 - С помощью  чего  человек изучает Землю?   (Карты)

 - На глобусе видно много голубого  цвета. Что  это ?  (Вода)

 - Что ещё можно увидеть на карте?        (Материки)

-  На каком материке живём мы ?        (Евразия)

  - Покажите этот материк.

Одинаково раскрашен он?  От чего это зависит?  Почему так?

 (Земля освещается  солнцем по -разному. Наш  материк разделен  на природные  зоны)

Отчего это зависит?

(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата)

- Покажите природные  зоны  на карте.

Ребята, вы  не  заглядывали,  сегодня  в   нашу  степную  почту?
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 : Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 : Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

8. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена? Покажите.

      Какая ширь здесь и  приволье!

       Куда ни глянь – полей  раздолье.

       Южнее полосы лесов        

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это …(степь)

- В  какой зоне находится Россия? (стихотворение выразительно читает  подготов. ученик  )
Бесконечная Россия                

Словно вечность на земле   Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!    Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,  Словно огненное море
Зноем пышет и палит.  Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;   Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла   Шагом , с важностью спокойной
Тащут  тяжести волы.   Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.  Степи голые, немые,
Все  же  вам  и песнь, и честь!   Все  вы – матушка Россия,    Какова она ни есть!

 9. Формирование новых знаний.  Исследовательская  работа.

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Перечислите их.

(Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела)

- Что мы будем делать дальше?
- Давайте составим план нашей   дальнейшей работы.  Мы  сейчас  будем  изучать  степь. В    каком  порядке?  (план записан на доске)
           Степь.
1) климат       2) растительный мир                  3) животный мир              4) занятия населения                                 5) экологические проблемы

- Сегодня вы будете учёными, научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы все  будете работать в команде. 1 к – географы, 2 к – биологи, 3 к – зоологи, 4 – экологи.
. - Итак, начинаем работу в командах.  Каждая команда получает карточки - помогайки  с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы. Дополнительная литература у вас на партах.

В каждой группе вы  выбираете  консультанта, который является ведущим в организации работы, обсуждаете ответы на заданные вопросы и готовите  ответы.

       Начнем нашу исследовательскую работу с   прослушивание песни   «Русское поле» 3 куплет


- Географы, пользуясь картой и учебником и дополнительной  литературой, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных  степей.
- Экологи – об охране зоны степей  и экологических проблемах.  

 (команды готовятся)


10. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.


- Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.

Ученые-географы.     (Предполагаемый  ответ)

       Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.

        По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое, лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?

Учёные-ботаники   (Предполагаемый  ответ)

        Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут тюльпаны и ирисы. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле.  Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.

Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.

Учёные –зоологи  (Предполагаемый  ответ)

         Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов, например зайцы. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы.

 Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Полевки и мыши зимой бодрствуют, не впадая в спячку, как другие грызуны. Мыши используют накопленные с осени корма, запрятанные ими в поры и другие укромные места, а полевки рыщут под снегом по проложенным канавкам и поедают побеги трав, зеленые части кустарников и кору в основании древесных стволов.

Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).

Самая крупная летающая птиц в мире – дрофа. Вид внесён в Красную книгу РСФСР. Гнездо представляет собой ямку в земле, иногда со скудной выстилкой. Известны случаи зимовок в области. Массовый отлёт - во второй половине октября. Вопросы сохранения дрофиных разрабатываются с начала 1980-х гг. Главное направление стратегии - законодательная охрана этих птиц, их местообитаний, управление поведением дрофиных, разъяснительная работа. В Саратовской области действуют 4 заказника общей площадью 100 тыс. га. Здесь дроф содержали, экспериментировали с инкубированием яиц, собранных в природе, выращивали птенцов. Гнездящаяся популяция дрофы в Саратовской области – вторая по численности в Европе.

11.Физминутка    «Теремок»

Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся:

Теремок (Руки  “крышей” над головой.)

Не низок, не высок. (Приседают и   приподнимаются на носках.)

В теремке мышка – норушка, (Машут рукой –“хвостиком”.)

Лягушка –квакушка,(Сжимают и разжимают ладони рук.)

Зайчик – побегайчик,(Руками у головы изображают длинные уши; подскоки.)

Волк – зубами щелк,(Руками изображают пасть волка.)

Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)

Стук в дверь каждого персонажа  изображается ударом кулака одной руки  в раскрытую ладонь  другой.

Учёные – экологи

      В зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи.

(Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, не разбрасывать мусор, создавать заповедники     и т. д.).

 
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите ещё раз зону степей на карте?

12.     Презентация «Животные степей»

13.  1.Физминутка   «Мышата»

        А  мышата  как проснуться

       Любят кулачками потереть глаза

       Любят долго потянуться

        потянуться

       Обязательно зевнуть                            

       Ну и хвостиком вильнуть

       Движение бедрами в стороны

       Раз - присядка,

      Два - прыжок.

       Это  мышиная  зарядка.

  2. Игра  с совушкой   «День  и ночь»

Отгадайте  загадку

Днём спит, а  ночью летает и прохожих  пугает. (Сова)

У нас эта птица обитает? Что вы о ней знаете?

 (Сова – ночная хищная птица, в основном  питается мышами. У нее острые когти, крючковатый клюв, зоркое зрение, чуткий слух. Сова летает медленно, бесшумно, благодаря особому оперению, которое не издает звуков при полете. Голова  может поворачиваться почти на полный круг).

14. Работа по теме.  Степная почта.

В нашей   степной  почте есть ещё  загадки.

1.  «Угадай ,кто я?»

- Я очень маленькое симпатичное создание. Живу в норе, которую рою на глубину до 1 метра. Мне нравится стоять у норки  на задних лапках, словно столбик. Я поедаю колосья зерновых культур, а на зиму прячу зерно в подземные норки. (Суслик)

- Я очень мелкий серый зверёк. Люблю зерно, насекомых, запасаюсь зерном на зиму. Я очень быстро бегаю. (Мышь)

- Ранней весной я прилетаю и начинаю петь свою песню. На полях, делаю своё гнездо, где вывожу и выкармливаю птенцов. Питаюсь  я насекомыми и их личинками, пауками и червями, а также семенами растений.   (Жаворонок)

- У меня на головке чёрная шапочка, грудка ярко – жёлтая. Летом я ем жучков, червячков, а зимой  ем всё. Люблю не солёное сало. Крошки хлеба. Кто я?   (Синица)

Нужно ли помогать птицам? Почему?

Крупные животные не живут в поле. Почему?

2.В  нашей  степной почте есть ещё  одно письмо. Прочитаем  его?

       Здравствуйте дети!  Я не умею писать, поэтому вам всё нарисовал: угадайте, где я живу, кто я и почему меня люди   считают меня своим большим другом, а сейчас мне очень грустно. Жду вашей помощи! Ваш Друг!»
Во-первых, надо узнать, откуда пришло письмо. Может быть, там есть какие-то подсказки?

Задание №1:    Загадка:      (Рак)

Кто  ждёт от нас помощи? Значит нам пора  в дорогу.

 

15.Физминутка «Зайчик»

     Вышел зайчик погулять Начал ветер утихать (ходьба на месте)

     Зайка маленький устал. Хочет  отдохнуть. (приседание)

     Вот он скачет вниз по склону,

     Забегает в   сад  зеленый

     И несется меж стволов,

     Средь травы, цветов, кустов. (прыжки на месте)

     Замер зайчик средь травы,

     А теперь замрем и мы! (дети садятся на свои места)

16. Игра «Гуси – лебеди»

    Отдохнём  и  мы.

- Ребята представьте себе, что вы  отдыхаете на полянке  и вдруг вы слышите, как кричит Машенька  «Помогите. Гуси – лебеди братца унесли».

Как вы считаете: Надо ли помочь  девочке? (Надо)

 Кто из вас хочет помочь девочке ? (Хочу)

- А сможете ли вы помочь ? (Могу)

На доске появляется таблица   НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

Итак, мы  будем  помогать девочке. Мы на полянке.                                                                                                                                       Посмотрите,  сколько вокруг разных животных: бабочки, шмели, стрекозы.                                             Спросим у них, куда Гуси – лебеди полетели?

Бабочка, скажи куда гуси- лебеди полетели?

  -   Отгадайте мою загадку, скажу.

          1.Ходил рогуля на шести ходулях

             Вдоль  спины себя ломал, крылья белые достал,

             Зажужжал рогуля, полетел, как пуля.           (Жук)  

             Бабочка   отправила нас к  реке. Идём к реке.

    -  Стрекоза, скажи куда гуси- лебеди полетели?

     -   Отгадайте мою загадку, скажу.

          2. В воде они живут, нет клюва, а они клюют.

              У родителей  и деток  вся одежда из монеток.   (Рыбы)

Стрекоза  отправила  нас   в лес.  Идем по лесу.

  Кто это по деревьям  ловко скачет ? Кто орешки в дупле прячет? (Белка)

             Загадки от белки.

          И петь не поёт и летать – не летает.

           За что же тогда его птицей считают?  (Страус  и пингвин)

Чем птицы отличаются от других животных?   (Тело покрыто перьями.)

  Какую птицу называют «Кошкой»?       Сову

  Какие птицы прилетают к нам первыми?     Грачи

  Самая быстрая птица?           Стриж

  Какая птица любит блестящие предметы?     Сорока

Белка нам дальше указала путь.  Закройте глаза.   (Слайд)

Мы попали в страшный лес. Здесь никого нет. Почему?

- Деревья браконьеры вырубили, а звери и птицы разбежались. Люди  забыли, как нужно себя вести в природе,  чтобы она не погибла. И всё погибло.

     Если ты сорвал цветок,
    Если я сорву цветок,

     Если все   - и я и ты,

     Если мы сорвём цветы –

     Опустеют все поляны и не будет красоты.

И это касается и деревьев  т. к. они яв-ся домом  и едой для животных.

Что здесь можно посоветовать  людям, животным леса?    Ответы детей

17. Чтение по ролям. Сценка «Тушканчик и куропатка»                                                                 (На головах маски- шапочки)                                                                                            

А. Жаркий летний день. Далеко – далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга – тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.

Т. Наконец – то орел улетел, а то я боялся по степи пробежать.

К. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Т. Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.

К. А кто у нас еще в степи также быстро бегает?

Т. Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.

К. Мало нам орлов, так еще и лисы с волками появились.

Т. И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Все ковыль. Да ковыль.

К. Ой, смотри, дрофа бежит – ноги длинные, летает  кое-как.

Т. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.

К. Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки – растениями.

А. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

18.Работа  по группам. (Разноцветные карточки)

 1. «Птичьи разговоры»    Соедините стрелками,   кто как разговаривают

Гуси                        гогочут

Журавли                  кричат

Вороны                   каркают

Ласточки                 щебечут

Голуби                   воркуют

Синицы                    пищат

Совы                        ухают

Соловьи                   свистят

Воробьи                   чирикают

2. Дидактическая игра “Помоги детёнышам найти свою  маму".
     Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их!

У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя — зайчата. Они живу т в берлоге.
У лисы - медвежата. Они живу т в норе.
У ежа - бельчата. Они живут в норке

У зайца-ежата. Они живут под кустом.
У белки - волчата. Они живут в дупле.

3.  «Найди лишнее»

   А)    заяц,  мышь, тигр, тушканчик.                       звери

   Б)    орёл,  ласточка, лебедь, попугай                    птицы  

   В)    кузнечик, бабочка, сверчок, паук                  насекомые

4. Тест «Степь – природное сообщество»         

1.Степь  называют природным сообществом, потому что…

а) в … рядом друг с другом растут разнообразные растения;

в) все обитатели … живут совместно, тесно связаны между собой;

2. В степи      обитают…

а) белки, дятлы, кедровки;

б) мыши, зайцы, лисы;

в) кроты, лоси, черви.

3. Найди травянистые  растения  степей.

а) ковыль, пижма, ромашка;

б) вороний глаз, ландыш, калина;

в) берёза, ландыш, ромашка.

4. Ядовитые растения.  

а) берёза, липа, брусника;

б) «вороний глаз», ландыш, красавка;

в) крапива, можжевельник, калина.

5. Прочитайте утверждения.  Обведите  правильный   ответ.

       1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.

2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.

3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.

4. Почвы степей очень плодородны.  Да. Нет.

5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да.  Нет.

6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.

8. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.

9. Зимняя и летняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.

10.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

19. Экологическая минутка    Сценка.  ( Чтение по ролям)

Андрей: Юля, как здесь хорошо! Пойдем, поздороваемся с природой.

 Юля:  А разве она живая?

Андрей.  Конечно. Ещё давно поэт Федор Иванович Тютчев сказал:

В ней есть душа,  в ней есть свобода

В ней есть любовь,  в ней есть язык.

Юля:  Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

Андрей: Ответит, если сможет. Вот мы и понаблюдаем за природой.

Юля: А что наблюдать?

Андрей. Как человек обращается с природой. Есть такая  наука - экология.

Юля: А что это за наука?

Андрей: Экология - это наука, которая рассматривает  …..

Юля:    Как интересно!

Андрей: Давай возьмем удочку и пойдём на речку.! (идут) Юля: Как красиво!

Андрей: А   вот  и  речка,     Давай  рыбу  половим.

(Закидывает удочку, 1 -й раз - вытаскивает башмак, 2-й раз - банку, 3-й раз - Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)

Баба-Яга: Была  речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной - разноцветной. Была многоводной - стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потам грязную опять в речку спускают .Кидают люди различный мусор  в реку.

Юля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а Вы кто?

Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я - Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я - Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А  речка  потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из реки.  Эх, вы, люди - кочерыжки!

Андрей: Но не все же люди  плохо относятся к природе!

Учитель: Ребята, а вы как думаете, что можно сделать  для  этой речки ?

- Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек – будет много мошек и комаров, не бросать мусор в реку и около реки.)

Баба-Яга: А вы, я вижу, люди ничего.

   20.Рефлексия деятельности.

- О каких животных шла сегодня речь на занятии? (О диких степных животных.)
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с  животным миром  степей.

 - Как мы должны относиться к окружающей  нас природе, к диким животным?


21.Чтение  пословиц  хором

Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай!
Кто природу губит, тот свой край не любит!
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!


22. Проект «Степь - матушка»

Домашнее задание

1.Нарисуй  любое  степное  животное  и  приготовь сообщение  о нём.

 23. Рефлексия

 -О чём говорили сегодня?

– Что нового вы узнали?

- Что понравилось на занятии?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Наше исследование степи  не закончилось.  Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.  

Мы продолжим    изучать  степь на следующем занятии.

– Что бы вам хотелось сказать  сегодня  степи   и её обитателям.

-Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в природе  и познакомились с их обитателями,  дикими животными.

Продолжи  -

Я узнал..                           Я научился..

 Мне больше всего удалось ...      

 Я  могу себя похвалить за…

Я  могу похвалить одноклассников за...  

Меня удивило…

Взаимооценка и самооценка

- А теперь я хочу узнать: с каким настроением вы уходите с занятия.  Дорисуй  рот у смайлика: если тебе было интересно, то - улыбку, если  безразлично, то – прямую линию, если совсем не понравилось, то – дугу.

- Я надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, вам пригодятся в жизни. Мне было интересно с вами  работать. Вы были активны, доброжелательны. Спасибо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные степей, урок и презентация, 4 класс

Конспект урока  и презентация "Растения и животные степей", где представлены растения и животные, которые обитают в степях, рассказывается об условиях их приспосабливаемости к условиям степи....

Урок познания мира по теме « Животный мир степей»

Цели урока: 1. Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.2. Развивать любознате...

Животные степи

Сорокина Анна Васильевна    учитель начальных классов      ГБОУ СОШ № 137 Урок по окружающему миру во 2 классе«Животные степи»Цели урока:1) Образовательные...

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Животные степей

Презентация о животных и растениях климатической зоны степь....